Признаки суицидального поведения и способы его предотвращения — Учреждение «Круглянский РЦСОН»

Суицидальное поведение включает в себя мысли о самоубийстве, попытки покончить с собой и собственно суицид. В основном эта проблема возникает у подростков и молодежи в возрасте 15-25 лет. Взрослые люди лишают себя жизни преимущественно после 70 лет.

Лишь небольшой процент самоубийц имеет серьезные психические отклонения. Чаще всего к такому радикальному решению проблем прибегают лица с незначительными нарушениями, вызванными затяжной депрессией, или имеющие импульсивный характер. Важно вовремя выявить симптомы суицидального поведения у своего близкого, особенно ребенка, чтобы успеть предотвратить страшные последствия.

Типы и виды суицидального поведения

Существует 2 вида проявлений суицидального поведения:

1. Внутренние.

  • Пассивные мысли. Человек задумывается о смерти, но не о самоубийстве. Он считает, что жить ему незачем, его уход никого не расстроит. Появляются фантазии о том, что жизнь внезапно оборвется, например, во сне.
  • Замыслы. Появляются конкретные мысли о суициде. Больной выбирает способ самоубийства, задумывается о месте и времени действия.
  • Намерения. Принимается окончательное решение. Человек начинает воплощать свой замысел.

Эти три этапа могут завершиться за несколько минут или растянуться на месяцы и даже годы.

2. Внешние.

  • Истинные. К желанию покончить с собой приводят долгие размышления о смысле жизни и существующих проблемах. Самоубийство кажется единственным выходом. Решение о суициде продуманное и осознанное. Больной никому не говорит прямо о своих мыслях, поэтому его смерть часто становится полной неожиданностью для окружающих. Хотя по его поведению можно заподозрить, что что-то не так.
  • Демонстративные. Заключаются в намеках и открытых угрозах совершить суицид. В этом случае самоубийца обычно не собирается сводить счеты с жизнью. Он лишь хочет быть услышанным окружающими или получить от них что-то. Такой человек не умеет идти на диалог, выстраивать нормальные отношения. Если попытки обратить на себя внимание заканчиваются смертью, это, как правило, трагическая случайность.
  • Скрытые. Такие поведенческие проявления присущи тем, кто не решается сознательно причинить себе боль или понимает, что самоубийство – это не выход. Тем не менее больные стараются приблизить смерть, часто неосознанно. Они занимаются экстремальными видами спорта, водят машину в состоянии алкогольного опьянения или на высокой скорости, перебегают оживленные трассы, подсаживаются на наркотики.

Психологические особенности суицидального поведения детей и подростков

Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить.

Станислав Ежи Лец

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственно задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонений в поведении, повышенную тревожность.

Сам процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может происходить неравномерно. В младшем подростке может быть много детского, а в старшем – взрослого.С одной стороны, школьник наполнен неукротимым желанием продемонстрировать всем свою взрослость, самостоятельность, независимость. С другой стороны, у него нет эффективных средств для подлинной самостоятельности –знаний, опыта, образования. Но главное, что препятствует осуществлению его желаний — возрастные особенности его собственной психики. Подросткам свойственны неуравновешенность, повышенная чувствительность, ранимость, впечатлительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, максимализм, эксцентричность.

Современный подросток нуждается в помощи наставника, который должен хорошо разбираться в сущности социальных процессов и в психологии индивидуальных различий [2].

Когда ребенок не получает внимания со стороны родителей и, к тому же, отсутствует эмоциональный контакт со сверстниками – происходит изоляция ребенка, он погружается в свой внутренний мир и замыкается в себе. Эмоциональная дистанция от родителей, недостаточное развитие навыков общения, запрет в семье на выражение чувств, приводит к потере социальных контактов и поиску возможности избавиться от проблем навсегда. Это одна из причин, которая может подтолкнуть подростка к роковому шагу. Характерная для этого возраста полярность психики может только усугубить внутренний конфликт.

В последнее время, участились случаи подросткового суицида. Это активно демонстрируется средствами массовой информации, с целью профилактики, что как правило, приводит к обратному эффекту.

Существует много свидетельств, что имитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств, особенно среди подростков. Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали исследование в «Нью ИнглендДжорнел оф Медсин» (сентябрь 1986) о влиянии национальных теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Они пришли к заключению, что чем больше телеканалов показывают передачи, связанные с суицидами, тем большей являлась частота самоубийств. Еще в 1774 году Иоганн Вольфганг Гете опубликовал романтическую повесть «Страдания юного Вертера», о молодом человеке с художественными наклонностями, «чистыми чувствами и проницательным умом, который потерялся в своих фантастических мечтаниях и отравил себя бесплодными размышлениями до того, что разрываемый безнадежными страстями, особенно неразделенной любовью, выстрелил себе в голову». Эта книга, в свое время была очень популярна в Европе, и автора даже обвиняли в том, что под ее влиянием впечатлительные юноши совершали самоубийства. Вскоре возник термин «эффект Вертера», обозначающий имитационное суицидальное влияние.

Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации, и повышением частоты самоубийств среди подростков. Кроме того, хорошо известен такой факт: в школах, если один из подростков совершает суицид, то его примеру могут последовать другие. В психологии известно, что реакция группирования является специфическим и широко распространенным подростковым феноменом – после 20-летнего возраста не отмечается подъема частоты имитационных суицидов [1].

Безусловно, в школах должна проводиться профилактика суицидального поведения, направленная на выявление детей, склонных к суициду и на формирование антисуицидальных факторов личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений. Антисуицидальные факторы складываются в определенную систему: эмоциональная привязанность к значимым близким; чувство долга, обязательство; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья; зависимость от общественного мнения, представления о греховности суицида; наличие творческих планов, замыслов; наличие эстетических критериев мышления. Чем большим количеством действующих антисуицидальных факторов обладает субъект, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна реализация суицида. Выявить антисуицидальные факторы можно в процессе направленной беседы.

В фазе постсуицида, в обязательном порядке должна проводиться работа с одноклассниками погибшего подростка– дебрифинг. Дебрифинг – это одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком или группой людей, переживших экстремальную ситуацию или психологическую травму, целью которого является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение развития симптомов посттравматического стрессового расстройства. Данная беседа, как правило, проводится с классом, в котором произошел суицид, для того, чтобы не допустить эффекта Вертера.

Наиболее эффективной считается беседа, проведенная в первые сутки, после произошедшего[3].Дебрифинг лучше проводить в кругу. В процессе беседы важно развенчать романтический ореол вокруг суицидента, представить суицид ошибкой, которую нельзя исправить, дать возможность высказать мнение по этому поводу каждому учащемуся, проговорить о чувствах каждого из присутствующих, о чувствах родных и близких погибшего, снять чувство вины у детей, а так же прояснить, какие существуют конструктивные способы решения проблемных ситуаций. С детьми важно разговаривать уверенно, по-взрослому, что будет способствовать созданию доверительных отношений. Это поможет замотивировать учащихся, особенно нуждающихся в психологической помощи, на индивидуальную консультацию психолога.

Необходимо помнить, что смерть в близком окружении является острым провоцирующим фактором психического заражения по механизму подростковой реакции имитации, поэтому в классе, где произошел суицид необходимо в течение месяца соблюдать щадящий учебный режим, создавать атмосферу эмоционального принятия. Важной частью работы в фазе постсуицида является просветительская работа с родителями.
Суицид среди несовершеннолетних. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида. Суицид
– акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% —
это «крик о помощи».
Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного шантажа. И крик – это нам, взрослым. Психологический смысл подросткового суицида – стремление привлечь внимание к своему страданию. Представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

3. Возрастно-психологические особенности суицидального поведения детей и подростков

Развиваясь, ребенок в силу своих психических возможностей дозировано усваивает информацию о смерти и не соотносит ее ни со своей личностью, ни с личностью его близких. Постепенно усваиваются ребенком формальные атрибуты, сопровождающие смерть: понятие траура, похороны. Дошкольники узнают о смерти через сказки, события жизни, но размышления о смерти им не свойственны. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление, ограничивается понятием жизни и смерти. Однако дети не воспринимают необратимость смерти. Часто смерть связывается в сознании детей раннего детства с длительным отсутствием близких, с игрой у дошкольников, младших школьников, познанием-экспериментированием у подростков и юношей. Ребенком осознается две противоположные возможности быть умершим для окружающих и быть свидетелем раскаяния своих обидчиков. По утверждению ученых считается, что ребенок в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не может использовать метод выбора. Поэтому ошибочно считать попытки демонстративными действиями. Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета. Отсутствие страха смерти, нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти не зависимо от формы самовоздействия.

Имеются данные о суицидах детей 3-6 лет, однако до 5 лет эта форма поведения встречается крайне редко. Чаще совершают самоубийства с 12 лет и до 24, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам, предъявляемыми к этой возрастной группе.

С техническим прогрессом появилась и новая суицидальная мотивация. Компьютерные игры создают иллюзию возможности жизни после смерти. Дети не воспринимают реальность смерти, конечность жизни т.к. в игре их несколько. Некоторые подростки начинают экспериментировать со своей жизнью в результате «метафизической интоксикации», проявляют любопытство «а есть ли жизнь после смерти?». Углубленные размышления о жизни и смерти, недостаточность критики, слабый контроль эмоциональных состояний, эгоцентризм, повышенная самооценка создают условия для снижения ценности жизни, а в конфликте служат предпосылкой для суицидального поведения.

Характерно для детского возраста не то, что суицидоопасные обстоятельства слишком трудны – часто они кажутся взрослым незначительными неурядицами. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблемы, что свойственно периоду детства. Это создает ощущение безысходности, неразрешимости даже кратковременного объективно нетяжелого конфликта, порождает чувство отчаяния и одиночества. Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно. Мотивы

суицида 1.Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния.
По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.1. Семейные проблемы.

  • Различные проблемы и конфликты в семье. Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду). В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
  • У детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимыми.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги…

2. Школьные проблемы

  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду (изгой в школе). Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.
  • Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

3. Стресс

  • Причиной самоубийства может стать стресс. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужим рассказам.

Признаки готовящегося самоубийства.

.Очень опасны для подростков мифы о суицидах, ведущих к свободе личности. Эти мифы очень активно внедряют в подростковую среду представителя различных деструктивных сект. Появление любых сектантов в окрестностях школы или в микрорайоне должно восприниматься как сигнал тревоги.

К общим признакам замышляемого суицида относятся:

-разговоры на темы самоубийств, смерти, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

— затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий с гибелью людей или собственной гибелью или зловещими животными;

-повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни;

-психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похоже на подъем, однако с проявлением суеты, спешки; напряжение аффекта, периодически раздражаемого внешне немотивированной агрессией; глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности, утрата ресурсного состояния, позволяющего противостоять трудностям (подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость, безмолвие); антисоциальная личность (уход из дома, употребление наркотиков или алкоголя); психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами;

-предыдущая попытка самоубийства, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей или друзей;

-доступность и использование огнестрельного, холодного оружия, медицинских препаратов и др.

-максималистические черты характера; склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

-выраженное чувство несостоятельности, виды, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

-тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять! Словесные признаки *

Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. * Шутит на тему самоубийства. * Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки

  • Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
  • Прощание.
  • Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, скрытый, истинный.
1. Истинный суицид
никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
2. Скрытый суицид.
Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… То есть деструктивное, саморазрушающее поведение. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
3. Демонстративный суицид.
Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.
Таким образом, чаще суициду подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • подростки – жертвы насилия.

Школа

– это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание
школьного врача
,
родителей
,
администрации школы
на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Уровни профилактики суицида в образовательной средеПервый уровень – общая профилактикаЦель —
повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к нимсправедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы поддержки учащихся в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика
Цель
— выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Задачи педагога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. Третий уровень – вторичная профилактика
Цель —
Предотвращение самоубийства
Мероприятия
Оценка риска самоубийства Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога на данном этапе:

  • Педагог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель
— Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога на данном этапе:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам:

  • определите источник психологического дискомфорта;
  • выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
  • определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
  • выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
  • научите использовать методы снятия психологического напряжения;
  • попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
  • вселяйте надежду на лучшее будущее;
  • попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;

не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска. Памятка «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком»

Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию: Внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

Необходимо немедленно обратиться за психиатрической помощью, если в диалоге с подростком вам удалось выявить у него следующие признаки:

социальная изоляция, потеря связей с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем- либо из ближайшего окружения; наличие четкого плана самоубийства; психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершими; мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов; депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничижением; попытки самоубийства в прошлом, утверждения, что самоубийство — единственный выход.

При отсутствии возможности обратиться за врачебной помощью целесообразно убедить его в следующем:

-тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;

-его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход станет для них тяжелым ударом;

-он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на время, спокойно все обдумать.

Причины суицидального поведения

Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.

1. Личные взаимоотношения:

  • детские психологические и физические травмы;
  • жестокое или равнодушное отношение родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • случаи суицидов среди близких;
  • проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
  • непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
  • развод и расставание с любимым;
  • развод родителей;
  • смерть близкого;
  • измена партнера;
  • несчастная или неразделенная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
  • пережитое сексуальное насилие.

2. Социальное взаимодействие:

  • проблемы и травля в коллективе;
  • избыточные нагрузки на работе и учебе;
  • невозможность наладить контакт с окружающими;
  • влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
  • вынужденная социальная изоляция.

3. Антисоциальное поведение:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
  • стремление к самонаказанию.

4. Материально-бытовые трудности:

  • потеря работы;
  • потеря денег;
  • низкий материальный достаток в семье;
  • проживание в неблагоприятных бытовых условиях.

5. Физическое состояние:

  • хронические боли;
  • неизлечимые патологии;
  • особенности внешности;
  • психические заболевания.

Существует множество других причин суицидального поведения. Совокупность нескольких факторов увеличивает риск возникновения желания покончить с собой.

Личностные особенности людей, склонных к суицидальному поведению

Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 20.08.2018

Барсуков Александр Валерьевич канд.психол. н., доцент кафедры общей и социальной психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород, Бурова Екатерина Алексеевна психолог кафедры общей и социальной психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород,

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема суицидального поведения личности. В настоящее время эта проблема является актуальной для психологических исследований. Авторами рассматриваются личностные особенности лиц, склонных к суицидальному поведению. Особое внимание уделено роли семьи в формировании суицидального поведения. Приводится характерные особенности семей, которые могут оказывать влияние на формирование суицидального поведения. Данная статья также дополняется рассмотрением адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий и их соотношением с суицидальным поведением личности. В статье обращается внимание на то, что лица склонные к суицидальному поведению, реже используют адаптивные копинг-стратегии, чем неадаптивные. Ключевые слова: Суицидальное поведение, личностные особенности, склонность к суициду, копинг-стратегии

Personal features of the people inclined to suicide behavior

Barsukov Alexander Valeryevich Cand.Sci.(Psychology.), associate professor of the Department of General and social psychology, N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod – National Research University, Russia, Nizhny Novgorod Burova Ekaterina Alekseevna psychologist of the Department of General and social psychology, N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod – National Research University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article deals with the problem of suicidal behavior of the individual. Currently, this problem is relevant for psychological research. The authors consider the personal characteristics of persons prone to suicidal behavior. Special attention is paid to the role of the family in the formation of suicidal behavior. The characteristic features of families that can influence the formation of suicidal behavior are given. This article is also supplemented by the consideration of adaptive and non-adaptive coping strategies and their relationship with suicidal behavior. The article draws attention to the fact that persons prone to suicidal behavior, less likely to use adaptive coping strategies than non-adaptive. Keywords: Suicidal behavior, personality features, suicidal ideation, coping strategies

Суицидальное поведение личности является одной из острых проблем современного общества и служит своеобразным индикатором общественного здоровья и социального благополучия. Суициды занимают ведущее место среди смертности трудоспособного населения и сохраняют тенденцию к росту в ряде государств мира, в том числе и в Российской Федерации (У.И. Градскова, 2015). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно около 1 млн. человек совершают суициды, а по прогнозам к 2021 г. в результате суицида будут погибать 1,5 млн. человек. В экономически развитых странах уровень суицида имеет более высокий показатель по сравнению с развивающимися странами, а в периоды мировых войн и эпидемий существует тенденция к резкому снижению суицидального поведения [4]. Согласно социологической теории Э. Дюркгейма, повышение материальной обеспеченности ведет к большей индивидуализации человека, а глобальные катаклизмы и войны являются причиной сплочения населения. Личность, ориентированная на высшие ценности человеческой жизни (милосердие, добро, взаимовыручка, взаимопомощь и др.) имеет цель жизни, как следствие исключается чувство одиночества, тревожности, отрешенности и возникают духовные силы на борьбу с жизненными обстоятельствами.

С.С. Сурнина и У.Х. Гаджиева рассматривают вопросы динамики развития суицидального поведения в связи с духовным, морально-этическим состоянием личности и нравственными социальными установками [7]. При разрушении либо переосмыслении у человека системы ценностей, а также при разочаровании в материальном мире, у человека может развиваться суицидальное поведение.

Традиционно в психологии индивидуально — личностные свойства разделяются на врожденные и приобретенные. Условно врожденными чертами суицидентов можно назвать наличие депрессивного склада характера и склонности к импульсивным реакциям [3]. При этом мы полагаем, что без социального воздействия формирование предрасполагающих к суициду черт неосуществимо. В связи с этим семья суицидента анализируется как наиболее значимый фактор социализации личности.

Ряд отечественных ученых, исследовавших проблему суицида, одним из главных факторов суицидального поведения называют неблагоприятную семейную обстановку [2]: ситуацию длительного конфликта в семье или развод родителей, утрату значимой привязанности (смерть родителя), отсутствие в семье «значимого взрослого» и др.

Было проведено исследование взаимосвязи суицидальной активности подростков и факторов семейного воспитания [5]. Авторы утверждают, что на суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. При положительном отношении семьи у ребенка могут формироваться психологические механизмы защиты и паттерны поведения, позволяющие ему адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и снижать негативный эмоциональный фон. Невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в подростковом возрасте.

Большинство исследователей суицидов акцентируют внимание на наличие в семьях суицидентов завершенных или незавершенных актов суицида. В данных семьях последующие суициды встречаются значимо чаще. Исследования семей суицидентов свидетельствуют о наличии следующих воспитательных дисфункций: низкий уровень родительского тепла (отвержение ребенка), неразвитость коммуникативных функций семьи и семейной поддержки, высокий уровень насилия и травматического опыта в детстве, конфликтной обстановки в целом [1, 2, 5]. Пытавшиеся покончить с собой описывают семью как отличающуюся низкой сплоченностью, меньшей поддержкой и худшей адаптивностью к изменениям. Проговаривая свои переживания матери, ребенок чувствует принятие и защиту от родителя, за счет чего происходит разрядка травматического опыта. Условием откровенности ребенка должно быть принятие родителей и их последовательность. Если данный механизм не работает, происходит накопление травматического опыта при неразвитости копинг-стратегий поведения и зрелых механизмов защиты.

А.С. Орешкина исследовала копинг-стратегии у суицидентов в сравнении с условно здоровыми испытуемыми. Автор утверждает, что в группе с условно здоровыми испытуемыми значимо выражены такое копинг-поведение как планирование решений, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка жизненной ситуации. Для группы суицидентов значимо выражено такое копинг-поведение, как бегство-избегание при использовании которого проблемная ситуация не разрешается. Так же автор констатирует наличие субъективного ощущения одиночества у суицидентов по сравнению с группой нормы [6].

Абрамова Н. М. отмечает, что суициденты статистически достоверно реже используют адаптивные стратегии совладания «проблемный анализ», «оптимизм», «сотрудничество» [1]. В то же время они чаще используют дезадаптивные копинг-стратегии «агрессивность», «игнорирование», «растерянность», «активное избегание». Формирование дезадаптивных копинг-стратегий связано с внутренними конфликтными структурами самоотношения: «внутренняя конфликтность», «самообвинение», «самоуничижение». Автор констатирует у суицидентов наличие компенсаторных аспектов самоотношения в виде самопринятия, аутосимпатии, самоуважения.

Таким образом, для профилактики суицидального поведения необходимо обращать внимание на личностные особенности людей, которые могут характеризовать склонность к суицидальному поведению. Также, использование адаптивных копинг-стратегий может являться средством преодоления суицидального поведения.

Список литературы

1. Абрамова Н.М. Личностные и этнокультурные особенности лиц, совершивших суицидные попытки путем отравления: автореф. дис. … канд. медиц. наук.: — С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева. — Санкт-Петербург, 2005. — 22 с. 2. Антонова А. А., Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б. Факторы риска развития суицидального поведения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. № 2. Т. 8. С. 403–409 3. Винер Ч. Кериг. П. Психопатология развития детского и подросткового возраста.. — Санкт-Петербур : прайм-ЕВРОЗНАК ; 2004. — 384 с. 4. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд/ Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова.- М.:Мысль,1994.-399 с 5. Минуллина А.Ф., Сарбаева О.Ю. Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков // ПМ. 2015. №5 (90). 6. Орешкина А.С. Особенности копинг-поведения суицидальной личности // Социальная и клиническая психиатрия. — 2017. — Том 27, Вып. 3. — С. 43-48. 7. Сурнина С.С., Гаджиева У.Х. Концепция духовно-нравственных характеристик личности и их роль в формировании суицидальных намерений // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 2, 2015, pp. 101-102.

← Предыдущая статьяПрофессиональная культура как составляющая профессиональной компетенции

Следующая статья →Восприятие младшим школьником семьи с различной психологической компетентностью родителей

Расскажите о нас своим друзьям:

Выявление суицидального поведения

Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Поведение суицидентов бывает разным, но его неестественность всегда бросается в глаза.

Чаще всего решивший покончить с собой становится замкнутым и молчаливым, стремится оградиться от всех. Он теряет интерес к окружающему, плохо реагирует на внешние раздражители. Ему присуща безэмоциональность, неадекватные поступки и высказывания.

Нередко проявляется непривычная агрессивность, расчетливость и хладнокровие. Некоторые становятся гиперактивными, беспричинно веселыми, суетливыми. Приподнятое настроение быстро сменяется вялостью. Пропадает аппетит. Из-за ночных кошмаров возникают нарушения сна.

Человек, склонный к суициду, начинает часто говорить о смерти и самоубийстве. Он прямо или косвенно намекает на свое решение уйти из жизни. Появляется интерес к книгам и фильмам с мотивами смерти. Потенциальный самоубийца постоянно просматривает депрессивные изображения и слушает грустную музыку. Он часто находится В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидент ищет в интернете и печатных изданиях информацию о способах самоубийства. В его личных вещах можно найти большое количество таблеток или отравляющих веществ. Подготовка к смерти также заключается в приведении в порядок дел, примирении с врагами, раздаривании вещей, имеющих личную ценность.

Признаки суицидального поведения несовершеннолетних и детей

Детям более свойственны импульсивные действия. Неокрепшая психика вкупе с неумением справляться с проблемами может привести к печальным последствиям из-за любой сложной ситуации. До 14 лет обычно происходят спонтанные самоубийства. Подростки же тщательно готовятся к ним.

К счастью, только 1 случай суицидального поведения из 100 закачивается летальным исходом. Но все же необходимо внимательно относиться к ребенку с подобными наклонностями. Если вовремя не решить проблемы, приведшие к желанию покончить с собой, попытки самоубийства будут повторяться. И чем глубже депрессия, тем серьезней будет душевная травма.

Ребенок, задумавшийся о смерти, постоянно грустит и плачет. Он запирается в своей комнате, отказывается общаться с родственниками и друзьями. Пропадает интерес к играм и другим занятиям, которые раньше доставляли удовольствие. Возникает раздражительность и враждебность.

Учащаются пропуски школьных занятий. Ребенок перестает выполнять домашние задания, у него резко снижается успеваемость. Пропадает сон и аппетит. Возможны периодические жалобы на физическое недомогание, например, на головную боль.

Наличие хотя бы 2-3 симптомов должно насторожить родителей и учителей. В этом случае необходимо сразу же обратиться за помощью к психологу. Специалист оценит тяжесть депрессии и уровень риска суицида, поможет разобраться с проблемами.

Что важно знать о суициде.

Суицидумышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей — неволей оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Типы суицидального поведения.

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Самоубийство — слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Динамика развития суицидального поведения.

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия — это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте.

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Дисгармония в семье.

4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их напопытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, гдеребенок проводит значительную часть своего времени.

6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Признаки готовящегося самоубийства.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

Возможные мотивы.

Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Профилактика суицидов.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]