ДОКЛАД НА ТЕМЕ «ДИСКАЛЬКУЛИЯ. СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВА»


Описание

Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.
Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.

Причины развития

Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.

  • Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
  • Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
  • Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
  • Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.

Патогенез

На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.

Классификация

С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:

  • Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
  • Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
  • Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
  • Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
  • Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
  • Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.

На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.

Основные характеристики нарушения

Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.

Описание

Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.
Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.

Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.

Симптомы

Фото: mel.fm
Проявления дискалькулии определяются типом расстройства и возрастом ребенка. Первые признаки обнаруживаются в дошкольном возрасте, когда малыш начинает постигать простейшие арифметические понятия. Клиническая картина наиболее ярко разворачивается в начальных классах, поскольку в этот период детям приходится интенсивно осваивать счетные навыки. При отсутствии коррекционных мероприятий нарушения сохраняются в старшей и средней школе, а затем наблюдаются в течение всей жизни.

Дошкольный возраст

Дети плохо понимают, что представляет собой число, не могут посчитать в пределах десятка. С трудом сравнивают размеры предметов, например, затрудняются при выборе шара меньшего размера. Не способны сосчитать предметы одного вида в числе разнородных объектов, например, яблоки в корзинке с яблоками и апельсинами.

При попытке научить распознавать записанные числа ребенок не может создать связь между изображением и словесным звучанием. У пациентов с дисграфической дискалькулией возникает много ошибок при записывании цифр, особенно – внешне напоминающих друг друга. Дети путают символы, при написании переворачивают их «вниз головой» или в зеркальном отражении.

Вербальная дискалькулия проявляется ошибками при узнавании похожих по звучанию цифр. Невозможность планировать и контролировать действия с числами характеризуется неспособностью следовать инструкции, начать считать с определенной цифры или закончить счет в определенный момент.

Младший школьный возраст

Дети не могут запомнить знаки «плюс» и «минус», «больше» и «меньше». Не понимают, как записать фразы, используемые для сравнения чисел (например, «меньше, чем»). Для подсчетов применяют практические пособия: палочки, пальцы, карандаши.

Не могут выучить таблицу умножения, порядок действий при последовательном проведении математических операций. Некоторые ученики читают примеры в обратном направлении, например, в задаче «10-2=» от двух отнимают десять. Теряются при изменении внешнего вида задачи (перестают понимать, что этот тот же пример, когда числа записывают не в строчку, а в столбик).

Средний и старший школьный возраст

Ученики плохо осваивают точные науки. Не понимают, в чем заключается суть задачи, не могут проанализировать условия, забывают информацию, даже когда текст задачи продолжает находиться перед глазами. Детям трудно различать важную и второстепенную информацию, если эта информация связана с цифрами и расчетами.

Таблицы и графики не облегчают, а еще больше затрудняют анализ цифровых данных. В обычной жизни пациенты затрудняются при определении даты, плохо рассчитывают время и ориентируются в незнакомых местах, не могут использовать карты, тяжело воспринимают информацию о графике движения автобусов и поездов на соответствующих табло.

Как лечится графическая дискалькулия

Некоторые исследователи выделяют ее еще как оптическую, но методы работы используются те же самые. Она проявляется в том, что ребенок не может записать на листе бумаги математические символы

. Это связано, в первую очередь с освоением качественных движений рук. Поэтому будем развивать:

  • Мелкую моторику

    пальцев рук с помощью все той же мозаики, пазлов, шнуровки, раскладывания пуговиц, а также пальчиковой гимнастики, лепки и вырезания из бумаги.

  • Ориентировку в пространстве

    и на плоскости. Можно поиграть в игру «Угадай, где звенит». Для этого понадобиться колокольчик. Итак, ребенок закрывает глаза, а вы позвените, то справа, то слева, то спереди, то сзади, то сверху, то снизу, пусть он правильно ответит, где звенел колокольчик. А на листе бумаге рисуем узор по клеточкам под диктовку: одну клеточку наверх, две вправо, три вниз и т.д.

  • Представление об образе предмета

    и его символе. Этот та же игра с угадыванием колючести ежика, кислоты лимона, можно придумать мягкость ваты и подушки.

  • Зрительное восприятие

    . Для этого тоже существует множество игр, например, «Угадай по губам». Вы произносите слово, а ребенок угадывает его. Также можно собирать разрезные картинки, дорисовывать недостающие части предметов.

  • Понимание математической терминологии

    , описанное выше.

  • Аналитико-синтетическую деятельность,

    где можно также рисовать предмет по частям, называя словами, играть в игру «Что не подходит», предлагая различные картинки. Например, к чайнику – колесико, хвост, рукав, крышечку и носик.

  • Активизировать зрительную и слуховую память

    через заучивание стишков и потешек, логоритмических упражнений.

Диагностика

Фото: emmaclinic.ru

Диагноз дискалькулии выставляется нейропсихологом или психиатром на основании нейропсихологического обследования и опроса ребенка для установления уровня математических представлений. При изучении анамнеза специалист выявляет возможные провоцирующие факторы: органические неврологические и психические нарушения у ребенка, дискалькулию у близких родственников, неблагоприятную учебную или семейную обстановку.

Для исключения других причин трудностей в обучении оценивают уровень интеллекта, память, внимание, эмоционально-волевые качества, развитие речи. Дискалькулию дифференцируют с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, другими состояниями.

Профилактика дискалькулии

Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома. Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит. В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.

Лечение

Фото: onnispb.ru

Лечение дискалькулии производится в ходе психокоррекционной работы. В программу занятий включают упражнения, которые стимулируют активацию старых и образование новых нейронных связей в зонах мозга, отвечающих за счет, восприятие и различение математических символов, оценку соотношений между объектами. В работе делают акцент на развитии следующих навыков:

  • Пространственные функции. Детей учат ориентироваться в пространстве, распознавать понятия, связанные с размером и направлением, определять, где находится левая и правая сторона. В ходе упражнений пациенты устанавливают соотношения между реальными предметами и изображениями предметов, усваивают расположение и направление движения объектов.
  • Речь. На начальном этапе детей обучают основным математическим терминам и понятиям, связанным с арифметическими действиями. Затем переходят к упражнениям по классификации объектов, изучению счета, свободному употреблению чисел в разговоре.
  • Основы арифметики. Ученики осваивают основные математические операции, учатся их воспроизводить в различных модальностях: в устной речи, в процессе письма, при использовании предметов. Специалист помогает им освоить все стадии решения, от понимания смысла задачи до выбора логики подсчетов и ее практической реализации. Изучается разделение целого на части и его обратная сборка из элементов. Закрепляется навык написания чисел и других математических символов.

Причины, лечение и профилактика нарушения

В зависимости от того что вызвало неприятное явление, выбирается и наиболее эффективный метод коррекции состояния.

Причины

Главный фактор, вызывающий заболевание, – это неразвитость внутритеменной борозды.
Такое состояние вызывают определенные причины, к которым относятся:

  • недоношенность;
  • кислородное голодание плода в процессе родов;
  • тяжелый токсикоз у матери при беременности;
  • генетические патологии, приводящие к нарушению в строении головного мозга;
  • неправильное питание матери в период вынашивания ребенка;
  • травмы головы у ребенка в раннем возрасте, в том числе и родовые;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • новообразования в мозге;
  • органические поражения мозга.

Также состояние может развиваться на фоне общей задержки развития и при наличии психотравмирующих факторов. Кроме этого, спровоцировать дискалькулию может и тяжелое психоэмоциональное потрясение, которое появилось в период первичного освоения арифметики из-за тяжелого принуждения и наказаний.

Народные средства

Народных методов лечения дискалькулии не существует. Возможна самостоятельная домашняя работа с детьми младшего возраста, помогающая предотвратить развитие легких форм или смягчить течение более выраженных нарушений. Для профилактики различных видов дискалькулии используют следующие методы:

  • Практогностическая. Решение простых задач с проговариванием арифметических действий и одновременным применением наглядных пособий: палочек, карандашей, пальцев.
  • Графическая. Тренировка мелкой моторики.
  • Вербальная. Запоминание названий чисел и арифметических действий, повторение материала в процессе разговора.
  • Дислексическая. Изучение размеров и форм, игры по узнаванию цифр и математических знаков.
  • Операциональная. Запоминание и воспроизведение счета, использование математических терминов во время беседы.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Классификация и виды дискалькулии

  • Вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий.
  • Лексическая дискалькулия — нарушение чтения математических знаков.
  • Графическая дискалькулия – нарушение записи математических символов или знаков, а также нарушение правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональная (или идеогностическая) дискалькулия – неспособность оперировать цифрами и выполнять простые математические задания.
  • Практогностическая дискалькулия – неспособность считать или сравнивать конкретные, наглядные объекты или их символы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]