Неврозы у детей и подростков — лечение в Челябинске


Что такое неврозы у детей

Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.

Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.

Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.

Неврозы у подростков

По официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний увеличилось только в 1,6 раза. Среди подростков с нервно-психической патологией 36 % страдают неврозами.

— Владимир Николаевич, как часто неврозы возникают у подростков?— Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

— Каковы же причины неврозов у подростков?— Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

— Какие же симптомы появляются у больного неврозом?— Чаще всего это расстройства сна, затруднения в выполнении привычной работы, утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость, сниженное настроение, тревога, страхи, навязчивые движения, колебания АД, потливость ладоней, похолодание рук и ног. Распространенной формой неврозов у детей и подростков является логоневроз или заикание. Необходимо отметить, что это обратимые расстройства.

Это значит, что невроз излечим?— В большинстве случаев невроз является полностью излечимым. Однако, избавление от невроза требует терпения и усилия.

— К кому же обращаться больному с неврозом?— Конечно, в первую очередь, необходимо посоветоваться с врачом-психотерапевтом. Неврозы называют «царством психотерапии», т.к. с помощью лекарств можно «сгладить» лишь симптомы болезни, но при этом как бы «загнать» проблему, приведшую к неврозу вглубь. У человека исчезнет головная боль, раздражительность, уменьшится слабость, утомляемость, улучшится настроение, нормализуется сон. Но если он вновь вернется в психотравмирующую ситуацию, то симптомы болезни возникнут с новой силой и невроз примет затяжное, хроническое течение.

С помощью же психотерапии можно изменить отношение к психотравмирующей ситуации, т.е. к причине невроза, и тогда недуг проходит и человек выздоравливает. При наступлении болезни, пусть нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача-психотерапевта. Основным методом лечения неврозов является психотерапия. Другие методы лечения при неврозах могут иметь лишь дополнительное значение (массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, психофармакотерапия). Однако, использование этих средств без применения психотерапии нередко лишь отвлекают внимание больных неврозами от истинных причин их расстройств и создают иллюзию излечения без приложения собственных усилий, которые требуются при проведении серьезной психотерапии. Поэтому улучшение не будет сохраняться долго, если невротические проблемы остаются нерешенными, а их нельзя решить только с помощью физических методов и лекарственных препаратов.

— Владимир Николаевич, что означает термин «психотерапия»?— Термин «психотерапия», в дословном переводе означает «лечение душой». Если говорить более подробно, то психотерапия — это комплексное воздействие психики врача на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных проявлений, изменения отношения к себе, к своей болезни и к окружающим.

Сегодня психотерапия — это активно развивающаяся область теории и практики во всем мире, где медицинский психолог и психотерапевт становятся ключевыми фигурами в решении проблем человеческих взаимоотношений, семейных и внутриличностных конфликтов, бизнеса и здоровья.

— Какова же цель психотерапевтического лечения?— Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения.

— Где же в Пензе можно получить квалифицированную помощь подростку больному неврозом?— Данный вид специализированной психотерапевтической помощи подростки и их родители могут получить в научно-практическом .

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если у вашего ребенка появились первые признаки невроза, необходимо обратиться к специалистам.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу.

Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма.

К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.

Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.

Причины возникновения стресса у подростка.

  1. Центр здоровья подростков и молодежи
  2. Это интересно
  3. Статьи
  4. Причины возникновения стресса у…

Начиная с 12 лет, организм ребенка претерпевает бурные изменения. Гормоны «рулят», тело меняется, часто это сопровождается физическими недомоганиями и моральными страданиями.
Если в этот период не помочь сыну или дочери научиться справляться с эмоциями, то у них будет мало шансов для развития гармоничной и открытой личности. Именно в подростковом возрасте дети приобретают комплекс неполноценности, различные фобии, становятся замкнутыми. Девочкам кажется, что они полнеют, а на самом деле элементарно растут, и начинают изводить себя диетами. Мальчики комплексуют из-за слишком маленького или высоко роста, неуклюжести, непопулярности и пр.

Опасности, насилие, смерть близких, развод родителей — очень болезненные ситуации для взрослеющих детей. Из-за повышенной мнительности они во всем винят себя. А если еще вдобавок родители пьют, ругаются, дерутся, становятся социально-опасными,то в первую очередь это отражается на психике их детей. Добавьте к этому школьные неурядицы, несправедливые оценки, завышенные требования учителей и родителей, конфликты с учителями или одноклассниками — и на что похожа жизнь подростка? А первые влюбленности и расставания? Накал чувств в 12-15 лет зашкаливает и может стать причиной трагедий. Ведь им кажется, что от любви без взаимности жизнь теряет смысл.

Длительный стресс для подростка слишком опасен. Поэтому ключевую роль в «борьбе» со стрессами играет помощь родителей и, безусловно, квалифицированная помощь специалиста.

По каким же симптомам можно определить, в стрессе ребенок или нет?

  • Ваш ребенок отдаляется от близких, друзей, становится замкнутым. Причина — резко падает самооценка, появляется неуверенность в себе.
  • Рассеянность и забывчивость. Не помнит, что было вчера, витает в облаках, не может ни на чем сосредоточиться.
  • Хроническое утомление, недосыпание, плохой или чрезмерный аппетит, апатия, сонливость.
  • Резкие перепады настроения.
  • Появление пагубных привычек — курение, алкоголь, болезненное пристрастие к шопингу.

Как стресс влияет на подростка?

  • Ухудшается физическое здоровье. Научно доказано, что у людей, переживших в подростковом возрасте постоянные стрессы, иммунитет ослаблен, они чаще болеют в зрелом возрасте, причем серьезнее, чем те, у кого отрочество было относительно благополучным.
  • Ухудшается психическое здоровье.
  • Если с подростковым стрессом не бороться, он перерастает в серьезную депрессию.

Как помочь подростку преодолеть стресс.

  • Не стесняйтесь демонстрировать сыну или дочери свою безграничную любовь и ласку. И хотя очень часто подросшие дети «убегают» от объятий, на самом деле, они этого отчаянно хотят, но стесняются. Делайте все, чтобы он знал и чувствовал, что вы его поддерживаете и понимаете.
  • Выказывайте доверие к ребенку не только на словах. Позволяйте ему принимать решения самостоятельно даже в трудных ситуациях — именно в них личность развивается и формируется. Иногда доверие становится риском для родителей, но по-другому будет только хуже.
  • Поговорите с ребенком о перегрузках, чтобы он не выбивался из сил, пытаясь везде успеть.

Желаю удачи и терпения, уважаемые взрослые!

Психолог

И.В.Мальч

Симптомы неврозов у детей

Неврозы у детей имеют свои особенности.

Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств.

Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли.

К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет.

Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер.

Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану.

Все это невроз у ребенка.

Симптомы могут возникать в любом возрасте, при этом предшествует, какая — либо травмирующая ситуация. Неврозы у детей могут сопровождаться истерическими припадками, полным отсутствием звучности голоса, резко возникающей кратковременной слепотой, различными болями по всему телу, ограничением движений и т.д.

Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.

Методы медикаментозного лечения ВСД у подростков

Основным способом снятия болезненных состояний, связанных с обострением вегето-сосудистой дистонии у подростков и детей младшего возраста является снижение уровня стресса и выработка стрессоустойчивости, как метода противостояния неврозам. Несмотря на это при более сложных проявлениях и таких симптомах, как регулярные головные боли, обмороки, расстройства сна, отсутствие аппетита, плаксивость и раздражительность, снижение эмоционального фона, врач может прописать курсовой прием следующих препаратов:

  • седативные средства, успокаивающие нервную систему;
  • антидепрессанты, улучшающие общий эмоциональный фон;
  • комплексы витаминов и минералов, укрепляющие организм в целом.

Лечение проводится только под наблюдением невролога и только после обследования, которое может выявить отклонения в состоянии кровеносной системы.

С возрастом большинство симптомов вегето-сосудистой дистонии у подростков проходит самостоятельно. Однако, надеяться только на это нельзя. Применяя весь спектр профилактических методов, можно снизить необходимость лечения или сделать его более щадящим, но полностью исключать прием препаратов или выполнение общих рекомендаций нельзя. К общим рекомендациям можно отнести:

  • своевременную диагностику и лечение любых инфекционных заболеваний;
  • установление и соблюдение режима дня;
  • грамотное распределение нагрузки на определенный временной период для снижения утомляемости;
  • регулярные прогулки и активный отдых на свежем воздухе;
  • уменьшение времени, проводимого за компьютером, планшетом, телефоном;
  • качественный и регулярный массаж — лечебный и расслабляющий;
  • контроль за внутричерепным давлением и состоянием позвоночника, в том числе и коррекция осанки.

Обострение вегето-сосудистой дистонии у подростков может стать причиной временного освобождения от занятий физкультурой, а также поводом для постановки на учет у невролога. Кроме того, регулярное обследование помогает выявить ВСД у подростков в период «затишья» и своевременно назначить лечение сосудистой системы.

Лечение неврозов у детей

Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний.

Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно.

Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.

Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).

Детская неврастения: в чем суть расстройства

Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.

В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.

Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.

Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.

Профилактика неврозов у детей

Сводится к уменьшению физической и умственной нагрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.

Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.

Каке проходит диагностика и лечение детских неврозов

  1. Диагностируем болезнь. Проводим беседу с ребенком в игровой форме, наблюдаем за поведением, анализируем рисунки. Беседуем с родителями, узнаем об обстановке в семье, поведении ребенка.
  2. Обследуем родителей. Если нужно уточнить диагноз, отправляем на обследование родителей и родственников, чтобы выявить генетическую предрасположенность.
  3. Проводим психотерапию. Проводим индивидуальные консультации и семейную терапию. Подбираем рациональную терапию, арт-терапию, игровые, аутогенные тренинги и другие методы воздействия.
  4. Назначаем медикаментозное лечение. Назначаем общеукрепляющие и дегидратационные средства, ноотропы, препараты, снижающие астению.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону или оставьте заявку на сайте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]