Найдём подход ко всем! МРТ детям: пройти и не испугаться

Показания к проведению МРТ головного мозга детям

Обследование назначают при наличии у ребенка следующих проблем:

• ухудшение слуха и зрения;
  • не поддающиеся объяснению изменения в поведении;
  • головокружения и головные боли;
  • судороги и периодические обморочные состояния;
  • травма головы с сотрясением мозга;
  • задержка развития речи.

Частые боли головы или состояния головокружения в обычном состоянии

Причиной боли могут быть нарушения в системе кровоснабжения головного мозга и внутреннего уха. Для правильной диагностики необходимо пройти современное высокоинформативное исследование.

Периодически наступают обморочные состояния без видимых внешних воздействий

Обмороки у детей, которые повторяются неоднократно, могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях. При таких признаках назначают МРТ головы и головного мозга с контрастом –ребенку вводится в вену специальное вещество для лучшей визуализации.

Периодически возникает судорожный синдром

Это неспецифическая реакция организма на раздражители, которая проявляется в непроизвольных мышечных сокращениях. Для определения причин судорог проходят консультации у специалистов и делают МРТ головы ребенку.

Заметно прогрессирующее снижение зрения или (и) слуха

Исследование позволяет получить изображение структур, расположенных внутри черепа. Наличие послойных снимков – возможность провести точную диагностику.

Когда необходимо проведение МРТ головы ребенку

мрт головного мозга ребенку

Как для врачей, так и для пациентов всегда важно правильно определить проблему и поставить правильный диагноз. От этого зависит последующее выздоровление человека и качество его жизни. При недоступности выявления возможной патологии или заболевания другими средствами, МР томография выглядит самым безопасным и оправданным способом.

Проводится процедура только по назначению лечащего доктора. Родители не могут по собственному желанию «назначить» и провести данное обследование своему чаду ради интереса. Томография проводится по следующим показаниям:

• регулярные боли в голове;
  • «необъяснимая» потеря сознания при отсутствии внешних причин;
  • судороги;
  • появление регулярных головокружений;
  • резкие отклонения в поведении;
  • отставание от сверстников в развитии;
  • постепенное или резкое ухудшение слуха или зрения.

Что может выявить проведенное обследование:

• врожденные аномалии в развитии головного мозга;
  • посттравматические изменения в тканях в результате трудного родового процесса;
  • новообразования различной этиологии;
  • поражения структур в результате влияния отравляющих или инфицирующих веществ;
  • изменения в сосудистой сетке мозга головы.

Чаще всего проблемы со здоровьем травматического характера сопровождают гиперактивных детей или ребят, занимающихся силовыми видами спорта. Избежать травмирующих повреждений почти невозможно. За такими детьми врачи наблюдают особенно пристально. Родителям нужно быть готовыми к тому, что доктор может направить ребенка на томографию головы даже при слабых симптомах заболевания.

Особенности процедуры у детей

Родителей интересует, как делают МРТ головного мозга детям. Главной проблемой является сложность заставить ребенка не шевелиться, пока томограф делает снимки. Требуется находиться в неподвижном состоянии в течение 15-20 минут. Аппарат шумит и может испугать малыша. Однако неподвижность пациента является обязательным требованием, поэтому томография в ряде случаев проводится под наркозом. Показанием для использования наркоза является возраст до 5 лет, боязнь замкнутого пространства, панический страх обследований, гиперактивность, наличие психических заболеваний. Для проведения обследования у грудничков применяют специальные инкубаторы, которые используются совместно с магнитным томографом. Анестетиком выступают препараты на основе пропофола, для которых характерно:

• непродолжительное действие;
  • низкий уровень токсичности;
  • минимизация побочных действий;
  • быстрое погружение в сон;
  • минимальное воздействие на центральную нервную систему;
  • отсутствие влияния на дыхательные центры;
  • быстрое выведение из организма.

При применении средств анестезии, не влияющих на ЦНС, грудной возраст малыша не является противопоказанием. Врачи специализированных диагностических центров имеют большой опыт проведения обследований детей разных возрастов. Родители спрашивают, что показывает МРТ головного мозга у ребенка. Исследование позволяет наглядно проанализировать состояние головного мозга, определить патологические изменения, появившиеся из-за сложной беременности и родов. С помощью метода выявляют проблемы в развитии мозга, вызванные нарушениями внутриутробного развития, перенесенными заболеваниями, ушибами и травмами.

Как проводится МРТ головного мозга ребенку?

Исследование делают с использованием томографа, состоящего из передвижного стола и широкого тоннеля. Для повышения качества сканирования применяют дополнительные градиентные магнитные катушки, создающие переменное силовое поле. Преобразование данных в серию послойных изображений осуществляет сложная компьютерная программа.

Ребенок ложится на стол томографа лицом вверх. При необходимости контрастного усиления устанавливают внутривенный катетер, соединенный с автоматическим инъектором. Голову и тело фиксируют специальными креплениями и валиками, надевают наушники для защиты от шума.

Врач и рентген-лаборанты находятся в соседнем помещении, рядом с ребенком может остаться один из родителей. Связь с обследуемым поддерживают через переговорное устройство.

МРТ головного мозга ребенку

Стол с пациентом закатывают в трубу томографа. Сканирование происходит в аксиальной, сагиттальной и фронтальной плоскостях. Врач изучает фото, при необходимости реконструируют 3D-модель головного мозга.

Контрастная МРТ предполагает перерыв в сканировании. После серии нативных изображений ребенку вводят раствор гадолиния. По мере заполнения «окрашивающим» препаратом сосудистого русла в зоне интереса исследование продолжают.

МРТ головного мозга ребенку проводится как на тоннельных томографах, так и на открытых устройствах. Последние отличаются слабой мощностью, поэтому фотографии не всегда позволяют детально изучить состояние церебральных структур.

Как выполняется исследование?

Врачи создают для ребенка максимально комфортную атмосферу, чтобы не испугать. Необходимо обеспечить неподвижность пациента, при невозможности этого для малышей применяют наркоз. Дети постарше проходят исследование в присутствии родителей, которые могут помочь успокоиться. Ребенка укладывают на специальный стол, который задвигается в аппарат. Применение томографа открытого типа позволяет малышу видеть родителей и чувствовать себя комфортно. Оборудование оснащено системой обратной связи для общения, прослушивания сказок и музыкальных произведений. Можно посмотреть видео, как делают МРТ головного мозга детям

.

Подготовка к МРТ для ребенка

Подготовка ребенка к прохождению МРТ — это, в первую очередь, подготовка в эмоциональном плане:

• Сообщите ребенку об особенностях процедуры: о гуле томографа и необходимости лежать неподвижно. Иногда ребенку помогает ассоциировать обследование с игрой, в которой необходимо оставаться неподвижным как можно дольше.
  • Перед обследованием дайте ребенку освоиться в помещении.
  • Перед входом в помещение с томографом оставьте снаружи все металлические игрушки, мобильный телефон, очки. О наличии брекетов обязательно расскажите врачу-рентгенологу.

МРТ головного мозга занимает около 20 минут, после обследования врач делает заключение и отдает родителям снимки. На их основе лечащий врач сможет понять, какая патология скрывается в организме ребенка, и назначит грамотное лечение!

Если у Вас возникли вопросы, спросите нашего специалиста!

Противопоказания для проведения процедуры детям

Исследование не проводят при наличии у ребенка: инородных предметов из металла (скоб, стентов, протезов клапанов сердца);

• электронных аппаратов (кардиостимулятора, инсулиновой помпы);
  • гемопоэтической анемии (в случае введения контрастного вещества).

Если у подростка на тело нанесена татуировка, возможность проведения процедуры определяет врач. Решение зависит от использованного красителя (краски не должны быть на основе металла).
Обследование под наркозом не проводится, если в анамнезе:

• рахит;
  • отставание в развитии;
  • недостаток массы тела;
  • лихорадочные состояния;
  • бронхиальная астма в период обострения;
  • психические нарушения;
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • неврологические заболевания в острой форме.

Как подготовить ребенка к МРТ?

Необходимо рассказать малышу, как проходит процедура, сколько времени занимает. Пребывание в замкнутом пространстве и шум в процессе исследования могут напугать ребенка, поэтому лучше заранее предупредить об особенностях сканирования.

Перед МРТ головного мозга врачи рекомендуют соблюдать режим сна, избегать стрессовых ситуаций. Возбужденное состояние, нервозность, страх могут негативно повлиять на достоверность результатов исследования. Желательно исключить употребление тонизирующих напитков, для утоления жажды подойдут компоты, вода, соки.

За час до того, как сделать МРТ с контрастом, ребенку необходимо перекусить. Это поможет избежать приступа тошноты и головокружения.

При выраженном болевом синдроме, клаустрофобии, повышенной нервозности можно обсудить с врачом прием анальгезирующих и седативных препаратов. Самостоятельное употребление лекарственных средств запрещено. При наличии сопутствующих заболеваний надо предупредить специалиста об имеющихся назначениях.

Перед сканированием снимают украшения и аксессуары из металла, желательно одеть ребенка в удобный домашний костюм или пижаму, не сковывающую движений.

МРТ не проводят при наличии:

• металлических несъемных медицинских конструкций в зоне интереса;
  • вживленных электромагнитных приборов;
  • татуировок, выполненных металлсодержащими красками (у подростков).

Контрастное сканирование запрещено при тяжелых заболеваниях печени и почек. О возможных противопоказаниях следует сообщить врачу.

Опухоль мозга на МРТ у ребенка

Большинство клиник Санкт-Петербурга проводит бесплатные телефонные консультации, где специалисты расскажут, как правильно подготовить ребенка к МРТ. Выполнение рекомендаций поможет повысить эффективность диагностической процедуры.

В каких случаях ребенку назначают МРТ

С помощью МР томографии диагностируют широкий спектр состояний, например, травмы, болезни или врожденные аномалии. При выдаче направления на диагностику специалист указывает, какая зона требует изучения.

МР сканирование применяется для изучения:

• головного мозга;
  • шейного отдела позвоночника;
  • позвоночного столба и костной структуры;

МР сканирование головного мозга и позвоночника рекомендуют сделать врач при подозрениях на аномальное развитие, например, энцефалопатии, проблем с гипофизом, изменений межпозвонковых дисков, изменения нервной ткани в спинном мозге и т.д.

МР томография сердца используется как дополнение к эхокардиографии (УЗИ сердца), компьютерной томографии и ангиографии (исследование сосудов) для предоставления информации как до, так и после лечения.

Визуализация суставов и костей с помощью магнитно-резонансной диагностики требуется для обнаружения спортивных травм, переломов.

• Доступно: прием врача от 1500 рублей
  • Удобно: работаем ежедневно с 8:00 до 21:00
  • Быстро: проведем всю диагностику на первом приеме
  • Полно: есть все необходимое оборудование