Клинико-психологический подход к задаче сенсорной афазии


Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной

: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться
сенсорной
или
моторной афазией
: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии

, однако можно выделить две основных
формы афазии
:

  • сенсорную
  • моторную

Методы диагностики различных форм

На первом осмотре специалист изучает анамнез пациента и собирает его жалобы на самочувствие: продолжительность патологии, характерные ощущения, предшествующие события и т.д. При невозможности пациента описать свои проблемы к процессу диагностики привлекаются родственники. Дальнейшие диагностические мероприятия включают в себя:

  • тщательный неврологический осмотр: исследование речевых нарушений, оценка асимметрии лица, опущение уголка рта, неполное зажмуривание век, отклонение языка, слабость в конечностях и изменение природы рефлексов;
  • осмотр у логопеда с целью уточнить характер нарушения речи и спланировать мероприятия по ее дальнейшей корректировке;
  • электроэнцефалографию для оценки активности различных участков мозга и ее изменений под воздействием различных заболеваний;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию, уточняющую послойное строение головного мозга, выявляющую возможные нарушения и наличие следов кровоизлияний, воспалений, опухолевых процессов и т.д.;
  • магнитно-резонансную ангиографию для уточнения целостности сосудов и обнаружения аневризмов, стенозов, окклюзий и прочих сосудистых нарушений.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике

— это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих.
Форма сенсорной афазии
характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит)

Общие сведения о лечении

Вылечить рекуррентную сенсорную афазию и восстановить способность человека воспринимать речь других и участвовать в диалоге возможно. Для этого при появлении первых признаков расстройства стоит обратиться к профильным специалистам: неврологу, логопеду, дефектологу. Проблему устраняют консервативно и оперативным способом, в ходе нейрохирургической операции.

На начальном этапе диагностики сенсорной афазии, специалисты оценивают тяжесть состояния пациента в ходе беседы, обращают внимание на определенные аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию при беседе;
  • как ориентируется в ситуации;
  • может ли выразить свое мнение, рассказать о размышления;
  • есть ли речевые автоматизмы.

В качестве основного метода диагностики используется МРТ. Это исследование позволяет четко визуализировать состояние нервных тканей. После первичного обследования проводится визуализация отдельных участков мозга, височных долей. Для оценки кровотока проводят сканирование сосудов шеи и головного мозга, это позволяет оценить тяжесть патологии.

Терапия стационарная. На ранних этапах воздействие заключается в первичной помощи и адаптации, устранение симптомов и борьбу с причиной. После восстановления возможности воспринимать звуки проводятся реабилитационные мероприятия.

Для терапии применяют средства ноотропного действия, антигипоксические препараты. Использования медикаментов достаточно, если случаи незапущенные. При аневризмах и опухолях, восстановить способность воспринимать речь не получится без оперативного вмешательства.

Моторная афазия

Моторная афазия Брока

— это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Причины возникновения афазии

Основные причины возникновения афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния;
  • воспаление, инфекционные заболевания мозга (менингиты, энцефалиты);
  • опухолевые образования;
  • ухудшение циркуляции крови в мозгу в результате проблем с сосудами.

Тяжесть нарушений речи зависит от:

  • обширности повреждений;
  • особенностей ухудшения циркуляции крови в тканях мозга;
  • состояния участков мозга, воспринимающие на себя функции пораженных центров.

Лечение афазии

Лечение афазии

в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно — педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии

заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия» Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику коррекции речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Виды афазии, причины и коррекция афазии

Что такое афазия? Насколько эта патология речи серьезная? Формы афазии: моторная, сенсорная и тотальная афазия. Коррекция афазии в Алматы. Каковы причины развития афазии? Поддается ли афазия коррекции? Можно ли помочь взрослым с афазией, или насколько успешно афазия поддается коррекции у детей? Подробные ответы на все эти вопросы вы узнаете в этой статье.
Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь. Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др. Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей.

При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.

Термин «АФАЗИЯ» происходит из греческого языка. Частичка «а-» означает отрицание, «фазис» — речь.

Афазия появляется, когда у человека уже полностью сформировалась речь в результате поражения речевых участков мозга: лобных, темяных, височных долей.

Возвращаем речь

Коррекция сенсорной афазии в первую очередь включает в себя медикаментозную поддержку — продолжение лечения той болезни, которая привела к расстройству речи. Основной лечащий врач у таких пациентов — невролог. Его задача — не только контролировать продолжение лечения, но и следить, не развиваются ли другие неврологические нарушения, которые могут как быть следствием перенесенного заболевания или травмы, так и возникать по другим причинам. Какие именно лекарства применяются, доктор решает в каждом случае индивидуально. Если вам хочется добавить что-то к лечению (чаще всего хочется добавить витаминов), обязательно обсудите это с лечащим врачом! Точное выполнение назначений невролога — основа успеха при реабилитации речи.

Важный компонент лечения сенсорной афазии — работа с логопедом. Бывает, особенно у детей, что речь восстанавливается самостоятельно, но предсказать, случится это или нет, не может никто. Поэтому восстановительное обучение при сенсорной афазии — обязательная часть терапии. Логопед научит родителей, какие упражнения стоит делать дома, за чем наблюдать, чтобы реабилитация шла быстрее и успешнее. Главная задача родных — организовать пациенту комфортную обстановку, научиться коммуницировать с ним. В этом помогут упражнения, которые логопед просит выполнять дома. Не форсируйте события, мозгу нужно время, чтобы восстановить нейронные связи. Крайне важно дозировать нагрузку, переутомление не пойдет на пользу малышу.

Специалисты нашего центра обладают богатым опытом восстановления утраченной речи у детей. Они знакомы с методиками, которые признаны эффективными мировым логопедическим сообществом, и выбирают из их множества те, которые лучше всего сработают у конкретного малыша. Мы добиваемся результата всегда, когда это в принципе возможно — а у детей восстановить утраченную речь можно в большинстве случаев.

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Способы лечения

Справиться с патологией позволяет сочетание медикаментозных и оперативных методов лечения:

  • хирургическое удаление опухолевого участка, тканей с последствиями кровоизлияния или гнойного содержимого;
  • антибактериальная терапия;
  • прием противосудорожных препаратов для профилактики эпилептических приступов;
  • прием препаратов для нормализации артериального давления, мозгового кровотока и обмена веществ.

Обязательной частью терапии являются занятия с логопедом для коррекции речевых нарушений.

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная потеря уже сформированной речи, вызванная местным органическим повреждением речевых областей в головном мозге. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациенты с рецепторной афазией не могут понимать слова или распознавать слуховые, визуальные, а также тактильные символы. У пациентов с выразительной афазией способность говорить нарушена при относительном понимании речи.

Виды афазии, их симптомы и особенности

Афазия в медицинской терминологии относится к неврологическому расстройству, связанному с нарушением когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознание, а также внимание и действия.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием и произношением речи. В некоторых случаях нарушается восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда человек сформировал речь, т.е. этот диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Сегодня существует несколько видов классификации афазии. По анатомическим, психологическим и лингвистическим критериям выделяют классическое разделение форм болезни: неврологические, лингвистические и др.

А.Р. Лурье полностью раскрыл вопрос о разделении афазии по типам, выделив в результате шесть штаммов этого заболевания. Его классификация до сих пор считается наиболее полной и принятой в мировой практике. По этому нейропсихологическому разделению выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы обычно делятся на три основные группы. Таким образом, данную, вращательную и динамическую формы афазии относят к группе двигательных нарушений. Отличительной особенностью этого типа заболевания является отсутствие выразительной речи, т.е.активного устного выражения.

Формы афазии

Акустико-гностическая и семантическая афазия относится к группе расстройств, при которых человек не может понимать разговорный язык. Если больной не умеет считать отдельные предметы, возникает акустико-акустическая афазия или амнестическая форма заболевания.

За тот или иной элемент нашей речевой структуры отвечают разные части мозга. Здесь находится поражение, потому что форма заболевания будет зависеть от него. Деление афазии на типы объясняется по-разному и по степени ее выраженности. При общей форме заболевания полное выздоровление пациента практически невозможно.

Общая характеристика афазии

Прогноз развития заболевания зависит от ряда факторов – тяжести, возраста пациента, локализации. Специального лечения этой проблемы не существует. Применяется коррекция речевого расстройства, способствующая выздоровлению.

Этиология, классификация и патофизиология афазий

Афазия наблюдается при заболеваниях головного мозга различной этиологии: сосудистые поражения, воспалительные, опухолевые, травматические, атрофические процессы в головном мозге – болезни Пика, Альцгеймера и др. Кратковременные апатические припадки могут проявляться при церебральных кризах, мигренях, эпилепсии. Его исследуют специалисты разных специальностей – невропатологи, физиологи, психологи, нейрохирурги, логопеды и др. Однако в сложной проблеме афазии остается ряд неясных и противоречивых вопросов.

Симптоматическое проявление афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Выявляется примерно у 1% детей, чаще у мальчиков. Симптомы, диагностика и лечение не отличаются от симптомов болезни у взрослых. У детей обычно диагностируют сенсорную афазию, которая относится к моторной группе болезней. Детская афазия обычно диагностируется неврологом.

Симптомы патологии, обнаруженные у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

Уход за детьми предполагает использование специальных программ, проводимых логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов прямыми и косвенными методами. Прямые методы выполняются на ранних этапах и предполагают активацию резервных возможностей клеток мозга.

Косвенные методы должны компенсировать утраченные функции за счет функциональной перестройки частей мозга. В качестве материалов использованы карточки, картинки, специальные компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность тренировок зависит от ряда факторов:

  • форма заболевания;
  • тяжесть;
  • длительность болезни;
  • причина возникновения;
  • возраст ребенка;
  • момент начала проведения восстановительной терапии.

Мозг ребенка более гибкий, чем мозг взрослого. При более легких поражениях заживление проходит быстрее. При легкой структурной афазии речевая способность восстанавливается в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клепнера помимо тренировок потребуются медикаменты.

Что такое афазия. Виды нарушения речи и способы лечения

Афазия – это полная или частичная потеря способности передавать свои мысли словами. Человек испытывает трудности в общении с окружающими, начинаются проблемы в мировоззрении вокруг него. Термин был впервые введен в употребление в 1864 году французским врачом АрманомТруссо.

В клинической неврологической практике принято различать следующие виды афазии:

Динамический, возникает при органическом поражении задних отделов передних долей. Это выражается в нарушении плана высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и к нарушению ее формирования.

Акустико-гностический, выраженный в поражении аналитической области Верники. Для него характерна фонематическая потеря слуха. Человек с такой формой перестает правильно воспринимать речь собеседника;

Акустико-мнестическая, экспрессия – нарушение зрительного представления объекта и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется в речевой бедности, пропуске речевых частей и наличии перефразирующих речевых ошибок;

Аментально-семантический, с поражением заднего височного помета головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, просто не страдает речь;

Также возникает эфферентная моторная афазия, проявляющаяся при поражении области Брока, при этом у пациента развивается суставная или дизаплексия;

Афферентная моторная афазия, развивающаяся при травме постцентровой борозды. Основное нарушение при этой форме – кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанное с формированием определенных звуков. Также у пациента наблюдается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме.

Лечение афазии

В лечении афазии, как и при любой другой неврологической патологии, возможность использования патогенной терапии играет доминирующую роль. Только после полного диагностического обследования можно назначить целевое лечение.

Первым делом, независимо от формы афазии, необходимо устранить опасный для жизни фактор. Проводится интенсивное лечение, состояние пациента стабилизируется, и только после этого начинается фаза лечения афазии и последующей реабилитации.

При лечении афазии важно как можно быстрее активировать метаболический дисбаланс, созданный в головном мозге.

Очень важный момент – выполнение физиотерапевтических процедур. Используются лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглоукалывание, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основного лечения и ускорить процессы регенерации и восстановления.

Реабилитация пациентов с афазией

Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии включает в себя не только помощь логопедом, массажем и специальными лекарствами, но и комплексную длительную реабилитацию, продолжительность которой напрямую зависит от степени тяжести и формы афазии.

Основными задачами реабилитации речевого аппарата являются реабилитация речи и социальная реабилитация пациента с целью полноценной интеграции в общество. Более ранняя внешность способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного ритма.

Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Продолжительность должна быть не менее трех часов в день в течение не менее пяти месяцев. В тяжелых случаях это может занять от шести месяцев до двух лет. Выбор типа реабилитации, продолжительности, используемых упражнений определяется по личному плану специалистами по развитию речи.

Реабилитация пациентов с афазией

В раннем периоде реабилитацию следует проводить в пассивном состоянии. Но на более поздних стадиях пациент должен принимать в этом активное участие. Также выделяют острую фазу реабилитации, она состоит из:

  • Установление доверительных отношений между логопедом и пациентом;
  • Исследование нейропсихологических характеристик пациента;
  • Изучение эмоционально-произвольной области;

В этот период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия ведутся более низким тоном или даже шепотом. На третьей неделе логопед имеет полную картину нарушений речи. Процедура реабилитации логопеда изложена здесь. На ранних этапах реабилитации используют:

  • Стимуляция понимания речи;
  • Активизация выразительной речи;
  • Предотвращение развития аграмматизма;
  • Стимуляция навыков чтения и письма.

На более поздних этапах логопедии используется компенсация речи. Речь нужно восстанавливать не в прежнем виде, а в изменении. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться по-разному и различаться по своим симптомам.

Реабилитация пациентов с афазией в позднем периоде

Упражнения и задания на поздний период речевой реабилитации определяются в индивидуальном порядке.

В сенсорном акустико-гностическом типе работа используется для восстановления фонематического слуха, для восстановления словарного запаса, для восстановления письма, для компенсации аграмтизма.

При акустико-медицинской афазии логопед выполняет восстановление речи, слуха, памяти и речевых способностей.

В смысловой форме афазии компенсируется внушительный аграмматизм.

При моторной афазии усилия направлены на устранение нарушений рода, практики, фракционирования.

Успешная реабилитационная работа осуществляется путем представления планов на способность говорить.

Доработанная динамическая работа направлена ​​на инерцию их речевых высказываний.

На всех этапах важны эмоции пациента. Им отчаянно нужны разговоры с родными, близкими, друзьями. Выздоровление проходит быстрее, если пациент морально мотивирован и уверен в получении положительного результата.

В первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен находиться под наблюдением лечащего врача. Занятия с логопедом длятся около двух-трех лет.

Формы, типы (классификация) афазии

Сегодня существует несколько видов классификации афазии. На основе анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое разделение форм болезни: неврологические, лингвистические и др.

Наиболее полно А. Р. Лурия раскрыл вопрос о разделении афазии по типам, выявив в результате шесть штаммов этого заболевания. Его классификация до сих пор считается наиболее полной и принятой в мировой практике. По этому нейропсихологическому разделению выделяют следующие формы афазии:

  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная;
  • акустико-гностическая (сенсорная);
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая афазия;
  • динамическая.

Эти формы обычно делятся на три большие группы. Таким образом, данные формы афазии относят к группе двигательных нарушений. Отличительной особенностью этого вида заболевания является отсутствие выразительной речи, т.е.активного устного выражения.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относится к группе расстройств, при которых человек не может понимать разговорный язык. Если больной не умеет считать отдельные предметы, возникает акустико-акустическая афазия или амнестическая форма заболевания.

За тот или иной элемент нашей речевой структуры отвечают разные части мозга. Здесь находится поражение, потому что форма заболевания будет зависеть от него. Деление афазии на типы объясняется по-разному и по степени ее выраженности. При общей форме заболевания полное выздоровление пациента практически невозможно.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет много синонимов для своего названия: запоминающаяся, беглая, акустико-гностическая, верницкая афазия или просто словесная глухота. Патология складывается из поражения слуховой коры коры больших полушарий, то есть вернакулярной области. В основе патологии лежит сложность распознавания звукового состава слова. Главное поражение при этом виде афазии – непонимание значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, все дело в непонимании их значения. При тяжелых поражениях в области верники слышимая речь другого человека воспринимается как белый шум.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникать по разным причинам. Причиной этого заболевания могут быть как сердечно-сосудистые заболевания, так и травмы головы и центральной нервной системы. Наиболее частые причины сенсорной афазии:

Острые и преходящие нарушения кровообращения в головном мозге, например, эмболия или инсульт. Эмболия может быть результатом наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в ложе одной из главных артерий или тромбоза, проникающего из ушка левого предсердия на фоне артрита.

Чаще всего травмы головы возникают при дорожно-транспортных происшествиях. Черепно-мозговая травма может привести к одновременному повреждению структур коры и подкорки головного мозга или к отсроченной травме с развитием отека головного мозга.

Онкологические процессы краниальной локализации. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут быть существенным фактором развития сенсорной афазии.

Важно отметить, что в образовании очага поражения чаще всего участвуют следующие ветви, которые входят в таз среднего мозга:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значительных клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При соединении дополнительных патологических очагов вещества в коре головного мозга с пораженным участком просторечия появляются новые симптомы нарушения речевой функции. В этом контексте неврологи отмечают следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение распознавания логики и соотношения слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В этом случае ключевым симптомом является формирование локального нарушения речевой функции. То есть нарушения аккаунта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Недостаточное понимание речи связано не только с повреждением коркового отдела слухового хирурга, но и с дисфункцией суставов. Другими словами, человек не может правильно оценить жесты при произнесении определенного слова от лица другого человека. Так и со мной. Сам пациент не подозревает о своем заболевании и очень раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего наблюдается сочетание различных типов функциональных нарушений речевой функции. У больного есть нарушения письменной и устной речи. В этом случае больной не улавливает чужую речь и сам не может ни на что ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических характеристик, которые помогают в быстрой и эффективной дифференциальной диагностике. Эти признаки включают:

Беглая речь или логорея с многочисленными выражениями и аллегорическими пересказами. Пациент пропускает существительные, такие нарушения речи я компенсирую большим объемом глаголов, предлогов и сочетаний. Речь становится некорректной, но не информативной.

«Жаргонная афазия» – это непрерывный поток неологизмов, пословиц, поговорок и перефразирований.

Сильное возбуждение до развития параноидального состояния.

Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент испытывает трудности или вообще не получает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать, кто он, но может выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Также важно отметить, что пациент не понимает своей проблемы и очень расстраивается, когда собеседник плохо улавливает его речь.

Правильная мианопсия или мианопсия верхней четверти. Потеря поля зрения – при чтении книг жертва не будет уделять все внимание левой странице при чтении текста.

Разглаживаем носогубную складку – лицо становится маской.

Нарушение письменной речи.

Чистая (подкорковая) сенсорная афазия также отличается, когда нарушается только понимание устной речи, но понимание письменной информации, называемой смыслом, сохраняется. Выделяют также другую форму – транскортикальную сенсорную афазию, для которой характерно сохранение способности повторять речь устно, несмотря на отсутствие восприятия и понимания. Основная проблема в том, что пациент слышит обращение к своему человеку, но не может интерпретировать смысловую нагрузку слов собеседника. Родной язык воспринимается как иностранный.

Моторная афазия – «центральное управление» нарушено, и язык не слушается!

При локальных нарушениях кровообращения клинические проявления нарушений речи, как правило, перекрываются с репрессированной областью мозга. Согласно существующей классификации выделяют семь форм патологии, три из которых представляют собой разные формы моторной афазии, то есть расстройства выразительной речи. Иными словами, у больного моторной афазией наблюдается нарушение совместной речи из-за травмы соответствующего центра головного мозга.

Формы и признаки моторной афазии

Формы ее следующие:

  • Моторная афферентная, или моторная афферентная кинестетическая (артикулярная).
  • Моторная эфферентная, или моторная афазия Брока (вербальная).
  • Моторная динамическая как один из двух типов транскортикальной моторной афазии.

Сложные (смешанные) формы афазии встречаются довольно часто. На развитие той или иной формы, характер течения патологии и сроки заживления моторной афазии в основном влияют такие факторы, как:

  • локализация очага поражения и степень его обширности;
  • характер нарушения кровообращения участков головного мозга;
  • степень возможности осуществления компенсаторных функций неповрежденными участками мозга, что зависит от их состояния.

В принципе, тяжесть состояния (подробно описанная в небольшом разделе каждой из этих форм) патологического состояния также зависит от этих факторов – может возникнуть грубая (и даже полная) моторная афазия.

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые расстройства создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и снижению качества жизни не только самих пациентов, но и их близких, увеличивают материальные затраты на лечение и лечение, вызывают депрессивные состояния. состояния, существенно затрудняющие процессы выздоровления и ухудшающие общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии или с афазией было отмечено, что среди последних продолжительность принудительной госпитализации и летальность были выше.

Прогноз, степень выздоровления и продолжительность реабилитации зависят в основном от таких факторов, как:

  • Причина болезни;
  • Тип и место повреждения;
  • Степень и глубина повреждения ткани головного мозга;
  • Форма афазии и ее степень тяжести;
  • Состояние ткани головного мозга, окружающей очаг поражения – наличие параллельных патологических изменений мелких кровеносных сосудов (микроангиопатия), ранее перенесенные дегенеративные процессы и т. д.;
  • Возраст, пол пациента и присутствие «левых»;
  • Уровень образования и знания иностранных языков;
  • Актуальность, адекватность и длительность реабилитационного лечения.

Все эти факторы имеют прямое влияние на то, насколько процесс восстановления является независимым и неконтролируемым, что может привести к неспособности полностью восстановить речевую функцию или контролируемой преднамеренной терапии, то есть речи. Их правильное сочетание очень важно.

Лечение динамической моторной афазии

  • Лечебно-реабилитационные методы речевой реабилитации должны быть комплексными и включать:
  • Лечение основной патологии;
  • Фармакологическое сопровождение;
  • Физиотерапия (стимуляция черепным постоянным током и надчерепная магнитная стимуляция – для стимуляции синаптической активности областей);
  • Лечебная физкультура и лечебный массаж;
  • Интенсивные упражнения для логопеда;
  • Помощь психотерапевта и психиатра.

Основная задача фармакологического лечения – восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также неспецифических раздражителей высших психических процессов в головном мозге.

Для этих целей рекомендуется назначать несколько препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергические препараты, нейтропенические– преимущественно созданные недавно. (Кроме того, назначаются препараты, улучшающие кровоток к мозгу, и средства, способствующие обменным процессам.

Немедикаментозные реабилитационные мероприятия следует проводить на фоне базового фармакологического лечения. Логопедические занятия сейчас считаются «золотым стандартом» коррекции речи среди таких пациентов. Причем важен не конкретный способ речи на работе, а частота и интенсивность уроков.

Кроме того, до сих пор стало совершенно ясно, что только при раннем начале занятий с логопедом можно ожидать положительных и стабильных результатов лечения. Процесс восстановления речевой функции логопеда должен начинаться еще в остром периоде заболевания (с 7-10 дней после инсульта) и длиться от 6 месяцев до 2-3 лет и более, т.е. в течение всего периода выздоровления.

Если вы столкнетесь с афазией, то настоятельно не рекомендуем вам заниматься самолечением. Игнорируя возможность обратиться в больницу, вы рискуете ухудшить ситуацию и лишить пациента с афазией шансов на выздоровление. На нашем сайте вы можете заполнить форму обратной связи, и наши специалисты в скором времени свяжутся с вами, а также сделают все возможное, чтобы помочь вам справиться с афазией!

← Нарушения речи

→ Всё о ДЦП

Как распознать болезнь?

Синдром сенсорной афазии имеет важную особенность: эта болезнь не возникает на ровном месте, обязательно должна быть причина. Сам пациент может не знать о ней, не придавать значения или, в силу речевого расстройства, не иметь возможности о ней рассказать. Поэтому на помощь приходят современные методы исследования: компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография, электроэнцефалография, при необходимости — контрастная ангиография, которая поможет выявить патологии сосудов.

По сути, сенсорная афазия — симптом более глубоких расстройств. Но зачастую после устранения причин речь не восстанавливается сразу. Такое случается, когда кора речевых центров разрушена необратимо, и необходимо время, чтобы функции этой области взяли на себя другие участки головного мозга. Когда врачи убедятся, что опасности для жизни и здоровья пациента нет, наступает время реабилитации: эти занятия призваны ускорить процесс образования новых нейронных связей.

Акустико-мнестическая афазия

Причина

акустико-мнестической афазии – поражение средних и задних отделов височной области. Характеризуется такими симптомами, как
снижение слухоречевой памяти
вследствие торможения слухового контроля. При восприятии на слух каждого нового слова больной теряет понимание предыдущего, отсюда возникает неоднократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик, страдающий акустико-мнестической формой, не может повторить подряд 3-4 слова с разным значением. Например, небо, рука, трава, ложка, повторяет или первое, или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция при этом сохраняются, отчего возникает многословие, компенсирующее трудности общения. Страдает номинативная функция речи, пересказ по сюжетным картинкам. Непонимание значения слов приводит к вербальным парафазиям – заменам слов в предложении, слиянием одного слова в одно на письме. Вместе с письмом нарушается счет и чтение.

Вверх

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]