Первая помощь при черепно-мозговой травме


Механические повреждения черепной коробки человека вместе с ее содержимым, которые проявляются установленными симптомами неврологического характера, называются черепно-мозговой травмой. Первая своевременная помощь при черепно-мозговых травмах помогает спасти жизнь и многие функции организма пострадавшего, поэтому крайне важно знать все основы поведения в такой ситуации.

Основные причины и виды травм в области черепа

Изучаемые патологии могут возникать вследствие многих факторов, например, при дорожно-транспортных происшествиях, падениях человека с высоты, на производстве и в быту, при занятиях активным спортом.

Содержание:

  • Основные причины и виды травм в области черепа
  • Клиническое течение патологии
  • Оказание первой помощи

К основным разновидностям черепно-мозговых травм относятся закрытые, открытые и проникающие травмы в области головы. К закрытому виду таких травм относят те, в ходе которых апоневроз остается без повреждений, но присутствуют травмы или ушибы головы в разрезе мягких тканей. Открытые черепно-мозговые травмы отличаются повреждением апоневроза и целостности кожи на голове. К проникающим травмам специалисты относят те, в результате которых нарушается целостность твердой оболочки головного мозга.

Травма сочетанная — симптомы и лечение

Отличительной особенностью лечения сочетанной травмы является осознание её многокомпонентности и тяжести. Требуется вмешательство врачей узких специальностей, настороженность ответственного хирурга и его готовность в любой момент расширить и дополнить диагноз.[16]

Вмешательство врачей одновременное, с приоритетом в компенсации нарушений жизненных функций и состояний, угрожающих жизни. Это коллективная и слаженная работа, которая ориентирована на отделение для противошоковых мероприятий. Такое отделение отличается от структур медучреждения расширенными возможностями оборудования, перемещения, удобной планировкой диагностического блока, ориентированностью на массовость поступлений и адаптированностью под нужды интенсивной терапии.[10]

Противошоковые мероприятия

Характерна одновременная (симультанная) работа хирургических бригад с одним пациентом для реализации экстренных операций в разных анатомических областях.[17]

Этапность лечения, соблюдение объёмов помощи и её своевременность очень важны. Организация медицинской помощи при сочетанной травме руководствуется канонами медицины катастроф с принципами эвакуации пострадавших.

Существует понятие «контроль повреждения», с которым знакомы все врачи экстренного приёма. Согласно этому подходу, пострадавшему выполняется только минимальный объём медицинской помощи, который необходим в его состоянии.[17] Идея заключается в том, чтобы оказывать виды помощи поэтапно, при необходимости — отсрочено, по причине невозможности единовременного решения всех проблем больного.

Начинается лечения с купирования самых угрожающих нарушений.[20]

Травматический шок и сбой систем организма при сочетанной травме уже сами по себе несут большой риск для жизни пациента. Каждая дополнительная манипуляция, операция и вмешательство медиков многократно повышает нагрузку на организм и усугубляет шок.

Несмотря на лечебный эффект, любое врачебное вмешательство приносит организму ещё и стресс, в том числе при необходимости наркоза или грубых воздействий. Польза от вмешательства должна превышать возможный вред самого же вмешательства. Чтобы не усугубить состояние нестабильного больного, выполняют только те простые и надёжные манипуляции, которые спасут ему жизнь. Всё остальное, что нужно сделать для радикального решения проблемы, откладывают «на потом». Продолжить можно тогда, когда компенсируется шок, и больной будет в состоянии переносить дальнейшее лечение.[10]

Стороннему человеку может показаться, что более логичная тактика лечения — «довести работу до конца», то есть попытаться полностью излечить травматическое повреждение. Однако это справедливо только для изолированной травмы. В случае сочетанной травмы, подобная гонка за идеальным результатом — авантюра, способная лишить больного жизни.

Используются алгоритмы, согласно которым в первую очередь ликвидируются патологические процессы, вызывающие шок: боль, кровотечение, нарушение вентиляции лёгких. Все необходимые операции выполняют в минимальном объёме и в простой технике. В дальнейшем, при хорошем прогнозе и стабилизации состояния, врачи отсрочено выполняют усложняющиеся по объёмам и характеру операции.[6]

Клиническое течение патологии

Чаще других при черепно-мозговых травмах возникает сотрясение головного мозга без макроструктурных поражений. Поражение мозга на клеточном уровне является обратимым и поддается терапии. Основными симптомами возникновения сотрясения мозга являются потеря сознания на короткое время, тошнота и рвота, головокружения, головные боли, двоение в глазах, потливость, потеря памяти. С неврологической точки зрения возникает нарушение симметрии в сухожильных рефлексах, мелкоразмашистый нистагм, что при нормальных условиях проходит спустя неделю после получения травмы. Если пострадавшему провести компьютерную либо магнитно-резонансную томографии, то они не выявят никаких патологий.

При черепно-мозговых травмах может произойти ушиб головного мозга. Такая патология приводит к геморрагиям и деструкциям (грубым макроструктурным нарушениям) в мозге, сопровождается субарахноидальным кровоизлиянием. Часто ушиб мозга сопровождается переломом костей черепа. Все это в комплексе может приводить к отеку вещества мозга.


Проявления ушиба головного мозга по степеням тяжести:

  1. Легкая степень – потеря сознания пациента может длиться до 20 минут, после чего возникает головокружение, рвота и тошнота, головные боли, антероградная либо ретроградная амнезия. Витальные функции остаются без изменений, могут возникать сердечно-сосудистые изменения в виде гипертензии или брадикардии. Из неврологической симптоматики наблюдаются пирамидная недостаточность, клонический нистагм, небольшая анизокория.
  2. При средней стадии бессознательное состояние пациента длится несколько часов, после чего возникает выраженная потеря памяти, многократно повторяющаяся рвота, нарушается психическое здоровье. Витальные функции нарушены, стойкая брадикардия, тахипноэ с сохранением проходимости дыхательных путей, гипертензии. С неврологической точки зрения наблюдается нистагм, нарушение симметричности в сухожильных рефлексах и мышечном тонусе, различные менингеальные знаки. Также очевидны очаговые проявления в форме глазоподвижных и зрачковых нарушений, изменения речи, парезов конечностей.
  3. При тяжелой степени пациент впадает в кому, которая, если не заканчивается летальным исходом, может длиться несколько недель. Грубые нарушения витальных функций несут в себе угрозу для жизни. Движения глазных яблок при этом плавающие, ритм и частота дыхания нарушены, возникает двусторонний миоз либо мидриаз, судороги. При подобных черепно-мозговых травмах присутствуют переломы костей черепа в сочетании с массивным субарахноидальным кровоизлиянием.

Могут происходить сдавления вещества мозга внутричерепными гематомами, образующимися над или под мягкой оболочкой.

По клинике сдавливание может проявляться так же, как и ушиб, однако у него существует очень опасное последствие. После того как пострадавший возвращается в сознание, ему, как правило, становится легче, но длится это недолго, до тех пор, пока внутричерепная гематома не выросла в размерах и не начала сдавливать мозг. После этого человек снова впадает в кому, и прогноз такого состояния редко бывает удовлетворительным. Нарушается работа дыхательного и сосудистого центров.

По характеру и тяжести повреждения вещества мозга различают:

Сотрясение головного мозга

Развивается чаще при закрытой черепно-мозговой травме. Характеризуется функциональными расстройствами без морфологических изменений: потерей сознания, тошнотой или рвотой, головной болью, ретроградной амнезией. Данные расстройства являются временными и обратимыми.

Ушиб головного мозга

Данный вид травмы относится к тяжелым повреждениям. Характеризуется очаговыми расстройствами, связанными с повреждением ткани мозга и может быть не только в месте приложения травмирующей силы, но и на противоположной стороне. Вследствие этого возможны тяжелые циркуляторные расстройства, сопровождающиеся отеком головного мозга и повышением спинномозгового давления.

Сдавление головного мозга

Является тяжелым осложнением повреждения черепа. Возникает, при внутричерепной гематоме (кровотечение из внутричерепных сосудов), отеке мозга, травматизации костными отломками свода черепа и инородным телом, пневмоцефалии (скоплении воздуха в полости черепа).

Диффузное аксональное повреждение головного мозга

Характеризуется длительным (до 2–3 нед) коматозным состоянием, выраженными стволовыми симптомами. Наблюдаются нарушения частоты и ритма дыхания. Выражены вегетативные расстройства.

Клиническое обследование пациента

Рекомендации для оценки ответа при нейрокогнитивных расстройствах

  • Адекватная стимуляция проводится только при уверенности в том, что уровень бодрствования пациента максимален.
  • Необходимо устранить причины, вызывающие количественные расстройства сознания (прием седативных препаратов, эпилептические припадки).
  • Попытки получить ответ на вербальную стимуляцию не должны быть направлены на вызывание движений, которые часто выполняются рефлекторно.
  • Исследования возможностей выполнения команд, должно затрагивать виды двигательной активности, доступные больному.
  • Множество различных поведенческих реакций должно исследоваться при использовании разнообразного диапазона раздражителей.
  • Исследование должно выполняться в спокойной обстановке.
  • Первоначальные оценки должны неоднократно проверяться при помощи многократных повторных оценок и приемлемых подходов к измерению ответов.
  • Могут быть полезны специальные приемы и инструменты для количественной оценки.

Систематический подход к обследованию пациентов с нарушениями сознания включает следующие шаги:

Оценка работы ствола головного мозга и других подкорковых образований

  1. Зрачковые реакции, мигательный рефлекс на зрительные раздражители.
  2. Движения глаз, девиации взора.
  3. Окуловестибулярные рефлексы (окулоцефалический рефлекс, калориметрическая проба).
  4. Корнеальные рефлексы.
  5. Рвотный рефлекс.
  6. Характер дыхания.
  7. Децеребрационные позы.
  8. Другие позные рефлексы, оценка мышечного тонуса.

Оценка функций коры

  1. Оценка произвольных действий
  2. Целенаправленные сложные движения (включая изолированный двигательный контроль с участием коры) по сравнению с постуральными (декортикационными, децеребрационными) или рефлекторными, или стереотипными, однообразными (опосредованными подкорковыми структурами) движениями. Примечание: Pilon & Sullivan отмечают различные профили постуральных соотношений тонуса для ВС и СМС. У пациентов с ВС отмечаются классические децеребрационные, декортикационные и гипотонические постуральные особенности, тогда как у пациентов с СМС – симметричные или асимметричные глобальные флексорные позы. Однако, характерной рефлекторной позы с абсолютной диагностической значимостью для разделения этих двух групп нет.
  3. Непроизвольная вокальная и словесная активность.
  4. Движения глаз (признаки фиксации взора или слежения за предметом, дифференцировать от непроизвольных движений глаз не связанных с раздражителем, или фиксированного взора); ответы на искусственные или естественные внешние раздражители.
  5. Слежение или фиксация взора на различных стимулах (используйте предметы, которые не издают звуков: семейные фотографии, картинки с лицами, деньги, зеркало)
  6. Вербальная стимуляция (имя пациента, команды, приветствие): Начните с простых команд, которые призывают к выполнению действий, доступных пациенту.
  7. Команды для глаз: «посмотрите сюда», «моргните дважды».
  8. Команды для конечностей «покажите большой палец», «покажите 2 пальца», «поднимите руку».
  9. Команды для оральной мускулатуры «откройте рот», «покажите язык»
  10. Команды для всего тела или аксиальной мускулатуры : «поверните голову», «наклонитесь вперед».
  11. Попросите пациента остановить движение или удерживать конечность для того, чтобы выделить спонтанные повторные движения.
  12. Болевая стимуляция.
  13. Оцените локализацию и целенаправленность защитных реакций, сравните их с рефлекторными и генерализованными, стереотипными движениями, оцените выражение лица
  14. Ответы на случайные внешние раздражители.
  15. Оцените попытки захватить или выполнить действие с предметами, окружающими пациента (одежда, предметы под рукой).
  16. Наблюдайте за изменениями выражения лица во время реакции на стимулы, такие как знакомый голос, диалог, картины, музыка и т. д.
  17. Отмечайте попытки целенаправленных движений в постели, кресле и при ходьбе.
  18. Отмечайте жестикуляцию при эмоциональном общении (подача сигналов да/нет).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]