Правое VS Левое: Какое полушарие мозга вашего ребенка сильнее?

Дети с ослабленной функцией правого полушария обычно хорошо успевают в учебе, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом плане. Наш мозг состоит из двух полушарий. Дети с поведенческими, академическими, социальными или другими проблемами часто имеют дисбаланс, когда они преимущественно используют одну часть мозга. Это приводит к тому, что одна сторона мозга становится сильнее, а другая развивается медленнее.

Хотя исследования показали, что мы используем весь наш мозг для обработки информации, дети, как правило, демонстрируют характеристики, связанные с «доминирования» разных полушарий мозга. Когда-то считалось, что мозг статичен, не может расти или меняться. Но обширные исследования и глубокое изучение эпигенетики показали, что мозг замечательно адаптируется, способен создавать новые нейронные связи в ответ на стимулы в окружающей среде. Это раздел науки, называемый нейропластичностью.

Понимание различных реакций мозга может сильно повлиять на то, как ваши дети учатся. Проблемы, о которых чаще всего сообщают дети и подростки, связанные я явным доминированием одного из полушарий при обработке информации, включают:

  • Склонность отвлекаться и проблемы с концентрацией внимания
  • Неравномерное внимание к детали
  • Проблемы с тайм-менеджментом
  • Проблемы с организацией
  • Импульсивность
  • Перепады настроения и колебания поведения
  • Проблемы с сенсорной обработкой

«Баланс мозга» (Brain Balance) не требует, чтобы у ребенка был медицинский диагноз, и мы не говорим о клинической диагностике заболеваний. В этой статье мы сосредоточены на понимании проблем, с которыми сталкиваются эти дети, и на помощи им в развитии и укреплении нейронных связей. Исследование показало, что уникальные проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, могут быть связаны со слабыми связями в разных областях мозга. К счастью, у школьников учащихся дома (сегодня, это практически каждый школьник) есть бесконечные возможности для творчества, индивидуализации и эффективности в удовлетворении потребностей детей с доминирующими характеристиками правого полушария.

Что если у вашего ребенка доминирует правое полушарие?

Ученые доказали, что дети с сильным левым полушарием, любят структуру, сосредотачиваются на деталях, любят организованность и логику. Они с легкостью могут выражать свои чувства и мысли словами. Запоминание дается им легко, и учащиеся с доминирующим левым полушарием, как правило, лучше всего учатся повторяя. Эти дети работают эффективно, применяя поэтапный последовательный подход, любят работать независимо, хорошо чувствуют время и объективны.

Письмо и правописание, как правило, дается этим учащимся легко, и они, как правило, хорошо учатся «по инструкциям». Арифметика с ее логическими последовательными шагами также является предметом, в котором дети с доминирующим левым полушарием часто преуспевают, хотя концептуальные математические предметы, такие как геометрия или химия, могут даваться им сложнее. Дети с сильным левым полушарием, как правило, извлекают пользу из обучения «на слух» и часто рано демонстрируют академические способности.

С другой стороны, учащиеся, ориентированные на правое полушарие, обладают визуальными способностями. Они фокусируются на целостных концепциях, а не на деталях, имеют тенденцию быть неструктурированными и импульсивными и творческими. Они часто демонстрируют мастерство в искусстве или музыке. Этим детям не нравится работать самостоятельно; лучше всего они учатся в ходе обсуждения, взаимодействия, сотрудничества и активного участия в том, что они изучают.

Дети с доминирующим правым полушарием думают картинками, а не словами, обычно имеют хорошее чувство пространственной ориентации (но плохое чувство времени) и настроены на эмоции. Эти дети предпочитают основную идею деталям и часто учатся скачкообразно, а не в постоянной последовательности. Учащиеся, ориентированные на правое полушарие, часто приходят к выводам интуитивно, не зная, по каким шагам они пришли к ответу, и часто предпочитают визуальный или кинестетический стиль обучения. Дети с ориентацией на правое полушарие нередко «поздно расцветают» в учебе.

Медитация

Медитативные техники усиливают способность контролировать мысли, эмоции; кроме того, человек получает все преимущества α-волн. Основной принцип состоит в сосредоточении на конкретном предмете (дыхании, представлении цветов). На другие мысли, появляющиеся во время медитации, важно не обращать внимания. Предмет медитации служит якорем, к которому человек возвращается при потере внимания. Через определенный промежуток времени усиленные умственные, духовные способности перенесутся в обычную бодрствующую жизнь.

Как медитировать:

  • Найдите удобное место, в котором будете чувствовать себя хорошо. Закройте глаза, расслабьтесь. Цель состоит не в опорожнении головы от мыслей, хотя это желательно. Пусть они летают, как им хочется. Немного расставьте руки (достаточно, чтобы локти были при теле со слегка расставленными в стороны предплечьями). Поверните ладони так, чтобы одна направлялась вверх, другая – вниз.
  • Представьте, что одной рукой при помощи силы разума нажимаете потолок, как будто хотите проломить его. Чем сильнее будете «нажимать», тем лучше. Другой рукой делайте то же самое, но нажимая в пол. Удерживайте несколько десятков секунд или пару минут.
  • Сейчас положите ладони напротив, представьте, как воздействуете силой одной руки против другой. Снова удерживайте несколько десятков секунд или минут, как в первом упражнении.
  • Поменяйте руки, повторите давление в потолок и пол.
  • Повторяйте по желанию, но не переусердствуйте. Оптимальное количество повторений – пять.
  • Держите глаза закрытыми, почувствуйте ощущения вокруг головы. Затем медленно откройте глаза, некоторое время оставайтесь в медитативном положении.

Что если у вашего ребенка доминирует левое полушарие?

В другом исследовании ученые сфокусировались на «супер силах» детей, у которых левой полушарие очевидно доминирует в поведенческих паттернах. Левое полушарие мозга контролирует обучение и обработку информации. Дети со слабым правым полушарием, как правило, более аналитичны в своем мышлении и обычно хорошо успевают в учебе. Они лучше запоминают большие объемы данных, имеют большой словарный запас и ориентированы на детали.

Если у вашего ребенка доминирует левое полушарие, вы заметите, что он или она проявляет определенные черты дома. Например, он или она может придерживаться одного и того же распорядка, например, есть одни и те же продукты на завтрак, обед и ужин. Дети с доминантным левым полушарием также хорошо следуют указаниям.

Одна из самых заметных характеристик доминирования левого полушария — аккуратная комната. Если вы редко говорите своему ребенку, чтобы он убирался, возможно, у него или нее доминирует левое полушарие. Каким бы полезным это ни было дома, вы можете заметить, что многие дети с мощным левым полушарием не очень эмоциональны и нежны. Вместо этого они склонны к логическому мышлению и, согласно Funderstanding, часто любят проводить время в одиночестве.

Определение специализации полушарий

Уже в XIX веке ученые обнаружили, что черепно-мозговая травма в некоторых местах левого полушария связана с нарушением речевой способности. Значительный вклад в теорию функциональной специализации полушарий в 1960-х годах внес нейробиолог Роджер У. Сперри, получивший Нобелевскую премию.

Сперри работал с эпилептическими пациентами. Чтобы предотвратить распространение эпилептических приступов из одного полушария в другое, он пересек мозолистое тело пациента. Эпилептические приступы исчезли, человек смог вернуться к нормальной жизни. В то же время, однако, после такой процедуры наблюдалось «особое поведение». Благодаря этому Сперри достиг теории синхронизации работы полушарий головного мозга. Следует отметить, что эта процедура в некоторых случаях проводится до сегодняшнего дня, но с помощью современных технологий, и удаляется лишь небольшая часть мозолистого тела.

Дети со слабым правым полушарием в школе

Родители не единственные люди, которые могут заметить особенности доминирования левого полушария у детей. Учителя также часто замечают характеристики, основанные на том, как дети с сильным левым полушарием ведут себя в школе. Хорошая новость заключается в том, что согласно Psychology Today, школы обычно обслуживают детей со слабым правым полушарием, поскольку большинство классов требуют хороших аналитических навыков. Дети со слабыми характеристиками правого полушария обычно преуспевают в:

  • Науке
  • Математике
  • Чтении
  • Запоминании
  • Постановке целей

Многие из этих детей предпочитают учиться в одиночестве, поэтому убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое место для выполнения домашних заданий. Кроме того, поскольку многие дети со слабостью правого полушария, как правило, хорошо справляются со списками, дайте ребенку возможность составить как можно больше списков, предоставив ему доску, бумагу и письменные принадлежности. Ваш ребенок не только будет благодарен за помощь, но и, вероятно, добьется успехов в школе и дома.

Mindfulness (майндфулнесс)

Техника mindfulness (внимательность, осознанность) очень полезна, она быстро расслабляет тело, успокаивает ум. Техника основана на принципе классической медитации, простых упражнениях йоги, настоящем моменте и информации из современной психологии (работа с эмоциями, стрессом). Предметом медитации здесь являются, помимо дыхания, ощущения в отдельных частях тела. Это превосходный способ снижения стресса, стимулирующий ясное творческое мышление. Эффект на развитие мозговой деятельности подтверждается рядом исследований.

Дэвид Геллес (журналист и лектор по майндфулнесс) в своей книге «Mindfull work: How Meditation is Changing Business from the Inside Out» описывает положительное воздействие медитации и тренировки осознанности в таких крупных компаниях, как Ford, Google, General Mills и др. В программах майндфулнесс участвует, как высшее руководство, так и заинтересованные рядовые сотрудники. Первое преимущество тренинга – общая удовлетворенность сотрудников, более эффективное и менее эмоциональное принятие решений, снижение стресса, повышение творчества, производительности работы. За такие эффекты, согласно специалистам, отвечает именно синхронизация полушарий мозга.

Как использовать эту информацию, чтобы помочь своему ребенку?

Если у ребенка слабое правое полушарие, он может быть социально незрелым и мало интересоваться спортом или активным отдыхом. Вместо того чтобы заставлять ребенка ходить на карате и балет, помогите ему развить свои супер силы. Отдайте ребенка в СТЕМ школу, на курсы программирования, купите ему вспомогательную литература по физике, биологии или даже иностранному языку.

Ученые, занимающиеся нейропластикой мозга, рекомендуют родителям не стремиться к «абсолютному балансу мозга». (Например, пытаться компенсировать любовь к науке, спортивными начинаниями.) Развитие способностей вашего ребенка, если оно не имеет клинических предпосылок (Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), Oppositional Defiant Disorder (ODD), Processing Disorders (APD), Visual, Sensory Disorders (SPD) , Learning Disorders (Dyslexia, Dysgraphia, Dyscalculia, Dyspraxia) не требуют вмешательства со стороны.

Работа с левым полушарием может помочь ребенку с предрасположенностью к искусству, так же как и ребенку, который любит физику. Мало того, развитие левого полушария устраняет проблемы концентрации и рассеянного внимания, вне зависимости от того, какое полушарие у него доминирует. Наша команда готова помочь вам. Уделите секунду, чтобы заполнить нашу форму.

Узнать об этом больше

Для того чтобы сделать свой ум острее, не нужно быть да Винчи, считает Майкл Кэндл.

Первой, кто написал об использовании двуручного письма в личной терапии, была арт-терапевт Люсия Капаччионе, опубликовавшая в 1988 году книгу «Сила другой руки». В ее многочисленных работах и публикациях рассказывается, как эту методику можно использовать для творчества и развития взрослых, подростков и детей. Предложенные ею упражнения облегчают изучение двуручного письма — как и езда на велосипеде, это путь от неловкости и неуклюжести до простоты и естественности. В 2021 году в России вышла еще одна книга Капаччионе — «Искусство обретения себя. Экспрессивный дневник».

Тренировки для детей

Следующие упражнения выполняются группой детей; занятия подходят для детского садика.

Ноги – руки

Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий, моторических навыков, ритмических чувств.

Дети стоят в кругу. Инструкция: какая нога начинает упражнение, туда посылается сигнал. Воспитатель передает сигнал: топает левой ногой, затем правой. Сигнал следует по кругу влево, каждый ребенок начинает с левой ноги, затем топает правой.

Танец

Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий.

Дети стоят в кругу. Делают 4 шага вперед. На первом шаге хлопают в ладони. Точно так же при возвращении в начальную позицию – 4 шага назад, на 1-м шаге – хлопок в ладони.

Вариации:

  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 2-м шаге;
  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 3-м шаге;
  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 4-м шаге.

Зевание

Обычное зевание способно давать мозгу больше, чем кажется. Оно поддерживает баланс многих энергетических систем в теле, расслабляет область черепа, дыхание, улучшает восприятие.

Как развить мозг, чтобы он работал на 100%

Отправной точкой в развитии мозга, как правило, служит растущая неудовлетворенность своими успехами в учебе, работе или бизнесе. Большинство начинают задумываться о том, как развить свои интеллектуальные и творческие способности, когда сталкиваются с реальными трудностями в одной из сфер жизни. Человек проживает большую часть жизни и только в зрелые годы осознает важность саморазвития. По этой причине среди зрелых людей больше процент счастливых, успешных и богатых, чем среди молодежи, даже не смотря на то, что у молодых людей больше энергии и энтузиазма.

Еще почему-то нас учат обращать больше на внешнее, забывая о внутреннем. Хотя внешнее – это просто зеркало, отражающее внутреннее. И это касается, в том числе и мозга. Ты просто знаешь, что он у тебя есть из школьного курса биологии. Но не осознаешь, что его необходимо развивать. А ведь это наш главный компьютер с 86 миллиардами нейронов! Согласно исследованиям, в среднем человек использует потенциал мозга всего на 3-5%! Представь, если бы твой компьютер или ноутбук работал с такой мощностью. Я думаю, ты разбил бы его на третий день или пошел «апгредить» сразу в ближайший магазин.

Поэтому, к большому сожалению, нужно сказать, что большинство способностей для людей остаются за гранью возможного, что-то из области фантастики. И причина всему этому проста: мозг работает, как придется.

Сразу порекомендую по данной теме посмотреть очень увлекательный фильм, который называется «Области Тьмы». Главный герой Эдди – Нью-Йорский писатель, желая преодолеть черную полосу в жизни, начинает принимать засекреченный препарат под названием NZT. Этот творческий наркотик позволяет ему развить мозг до нереальной мощности. За короткий период времени меняется вся его жизнь. Он пишет книгу, зарабатывает кучу денег и становится успешным. Но скоро начинает страдать от побочных эффектов препарата.

Кстати, так очень многие и делают. Прибегают к наркотикам от невозможности реализовать свой творческий потенциал. Я тоже очень много пишу и бывают реально застои, когда не можешь и двух строчек связать. Но мне никогда не приходила мысль начать применять для этой цели наркотики. Я считаю – это путь слабых людей, которые не удосужились просто взять и разобраться, как на самом деле работает наш мозг и что необходимо для интеллектуального и творческого развития. У меня есть уже свой опыт, благодаря которому я вывел свою безопасную NZT и глотаю ее каждый день! О ней и пойдет речь, но чуть попозже.

А для начала давай уясним, что развитие мозга – это нелегкая задача! Необходимо проделать следующую цепочку действий:

1. Определить доминирующее полушарие

2. Развивать отстающее полушарие

3. Синхронизировать и увеличить скорость переключения работы между ними

Развивать мозг нужно гармонично!

Упражнения для развития межполушарных связей

Игры для детей от 2 лет и старше

Задачи: развить концентрацию внимания, мелкую моторику.

Все упражнения необходимо выполнять поочередно обеими руками.

  • «Накорми птичку». Берут две миски, разные ложки (столовая, десертная, чайная). Просят малыша пересыпать с помощью ложек горох и фасоль из одной емкости в другую сначала правой, а потом левой рукой. Можно постепенно увеличивать расстояние между ними.
  • Логоримика. Одновременное выполнение упражнений и проговаривание слов.
  • Нейродинамическая гимнастика. В нее входят различные крупномоторные упражнения: плавание, катание на велосипеде, ползанье на четвереньках. Гимнастика развивает ловкость, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.

Игры для младших школьников

Включение данных упражнений в учебный процесс позволяет лучше усваивать материал. Они также помогают развивать внимание, концентрацию, мышление.

  1. «Рисование с отзеркаливанием». Понадобится чистый лист. Ребенок должен взять в обе руки любые пишущие инструменты и одновременно нарисовать симметричные картинки (буквы, цифры, узоры). В процессе расслабляются конечности, глаза и увеличивается эффективность работы мозга. Упражнение можно выполнять с помощью рабочих тетрадей или специальных прописей.
  2. «Лезгинка». Правую руку складывают в кулак и отставляют большой палец в сторону. И той же рукой, расположенной горизонтально, прикасаются к мизинцу левой. Меняют стороны. Повторяют движение 6-8 раз. Необходимо добиться высокой скорости смены сторон.
  3. «Колечки». Перебирают поочередно большой и указательный палец, затем большой и средний и так далее. Выполняют сначала по отдельности, затем вместе.
  4. «Нос и ухо». Правой рукой дотрагиваются до кончика носа, а левой – до противоположного уха. Затем одновременно отпускают, хлопают в ладоши и быстро меняют руки.
  5. «Перекрестные движения». Поднимают правую ногу вверх и дотрагиваются до нее левой рукой. И наоборот.
  6. «Восьмерка». Рисуют в воздухе цифру 8 сначала одной рукой, потом другой. Затем одновременно двумя руками, внимательно следя за движениями.
  7. «Перекрестные шаги». Упражнение выполняется стоя или сидя. Поднимают правое колено и касаются его левой рукой. Затем меняют стороны и повторяют упражнение. Выполняют медленно, чувствуя все мышцы живота.
  8. «Танец». Взрослый делает простые движения перед малышом, а тот выполняет их наоборот. Например, вы приседаете – ребенок встает, вы поднимаете руки – ребенок опускает и т.д.
  9. «Назови предмет». Малыш быстро должен назвать окружающие предметы, не повторяясь. Подходит для игры в дороге или на прогулке.

Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке, чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций. Запаситесь терпением, и все получится!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]