Виды и методы развития эмоционального интеллекта в психологии


Эмоции сопровождают человека каждую секунду его жизни. Иногда они оказываются приятными и несут функцию поддержки, а иногда полностью захватывают весь мыслительный процесс, делая невозможным адекватное восприятие реальности. И в каждом отдельном случае речь идет о взаимодействии эмоций и интеллекта. Однако существует и такое понятие, как «эмоциональный интеллект».

Интеллект — это способность человека размышлять, решать какие-либо задачи, перерабатывать информацию и использовать новый опыт для саморазвития. Тогда как эмоции отвечают за перемены в настроении, которые вызываются внешними факторами и раздражителями. К примеру, плохие новости вызывают у человека раздражение, тревогу, а предстоящие хорошие события неизменно вызывают волнение. Все это — факторы, под которые адаптируется тело человека.

Не идти на поводу у эмоций и пользоваться ими для собственного блага человек может благодаря эмоциональному интеллекту. Этот термин (от англ. emotional intelligence) означает навык человека, при котором он осознает эмоции, может ими управлять и даже считывать их у самого себя всех, кто входит в ежедневное окружение.

Эмоциональный интеллект как понятие

Понятие эмоционального интеллекта ввел в конце 90х психолог из США Дэниел Гоулман. Но еще до официального признания этого термина, существовал также термин “социальный интеллект”, который означал способность людей адаптироваться под свое окружение и спокойно воспринимать собеседников, умея прятать некоторые эмоции и видеть, каков настрой окружающих.

Исследования, которые провёл Гоулман, показали, что люди, у которых развит эмоциональный интеллект, имеют хорошее психическое здоровье, обладают лидерскими навыками и проявляют себя как высокоэффективные работники. При этом именно за лидерские навыки и отвечает эмоциональный интеллект. В профессиях, которые напрямую связаны со стрессом умение совладать с собственными эмоциями и высокий эмоциональный интеллект ценится порой выше любых других знаний.

“Измените своё внимание, и вы измените эмоции. Измените эмоции, и изменится внимание”

Фредерик Додсон

Понятие и история появления термина

Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient или EQ) – это способность выражать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции, чувства, намерения и желания других людей.

На рубеже XIX-XX вв. внимание исследователей было приковано к умственным способностям человека. Были разработаны тесты, которые позволяют измерить уровень интеллекта и выразить его в виде количественного показателя. Так появилось понятие IQ. В то время считалось, что именно оно определяет успех в жизни.

На практике оказалось, что люди с высоким IQ далеко не всегда становились успешными, а те, чей показатель ума имел средние результаты, часто строили головокружительную карьеру, имели много друзей и создавали удачную личную жизнь. Позже исследователи пришли к выводу, что успех в большей степени определяется другим видом интеллекта – эмоциональным.

О важности эмоций говорил еще Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал материал “Выражение эмоций у людей и животных”, в котором описал роль эмоциональных проявлений для адаптации и выживания. Впервые определение Emotional Quotient употребил Майкл Белдок. В 1964 году оно появилось в его работе “Чувствительность к выражению эмоций в трех формах общения”.

Расцвет теории EQ в Америке и Европе пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Этому посвящались многие исследования, а также были разработаны первые тесты для оценки уровня эмоционального интеллекта.

Для справки! О том, что такое интеллект, вы можете прочитать в другой статье нашего блога.

Что в психологии значит эмоциональный интеллект

Сегодня тысячи специалистов рассматривают эмоциональный интеллект как одну из наиболее сильных способностей человека. Она легко поддается коррекции и развитию, даже если изначально слабо развита.

За всё время психологических исследований 20-го века появилось несколько теорий, об эмоциональном интеллекте. Создатели — ведущие психологи мира, расписали основные факторы, которые отвечают за симбиоз интеллекта и эмоционального настроя.

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана

Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 4 составляющих:

  • Самосознание. Это навык, позволяющий анализировать человеческие эмоции и интуицию. Это осознание, какие стороны личности считать сильным, и где находится предел возможностей. Кроме того, самосознание характеризуется чувством за себя и реальной оценки своих талантов
  • Самоконтроль. К этой составляющей эмоционального интеллекта относится умение брать под контроль де1структивные эмоции и порывы. Люди, обладающие самоконтролем, умеют быстро адаптироваться в любой ситуации, умеют ловить возможности, обладают надежностью и честностью, и умением позитивно оценивать происходящие события.
  • Социальная чуткость. Эта составляющая проявляется в особом таланте — слышать чувства окружающих, вставать на их место и принимать участие в их жизни и помогать им. Для людей, которые находятся на руководящей должности чуткость проявляется также в понимании иерархии в коллективе и умении удовлетворять требования покупателей или подчиненных
  • Управление взаимоотношениями. Эта составляющая эмоционального интеллекта характеризуется чертой, при которой человек мотивирует окружающих и может кого угодно заставять идти за собой. Такие люди обладают даром убеждение, способностью быстро разрешать разногласия в коллективе, поддерживать социальные связи и создавать команды единомышленников.

Читать далее: Внимание — свойства и особенности

Модель Гоулмана показывает, как важно стимулировать человек развивать его личностные качества, которые впоследствии способствуют достижению успехов во многих сферах.

Эмоциональный интеллект в модели Майера — Саловея-Карузо

Специалисты из США Майер и Саловей Карузо разработали собственную модель эмоционального интеллекта. Работа над ней велась много лет. А в итоге получилась новая теория, которая включает четыре составляющих.

  • Оценка эмоций и восприятие. Авторы концепции считают, что это суть развития эмоционального интеллекта, которая заключается в способности отличать эмоции и осознавать их содержание. Для подтверждения своей теории психологи привели пример выражения грусти или счастья на лицах других людей. Эти выражения одинаковы у всех людей, а значит их можно распознать. У детей эмоции считываются легко, поскольку те еще не научились их прятать. Взрослые люди все эмоциональные проявления пытаются скрыть, однако микровыражения всё равно их могут выдать.
  • Использование эмоций для собственной эффективности. По мнению психологов этот компонент заключается в осознании силы эмоций и использовании их себе во благо. Человек учится удерживать концентрацию на главных него задачах. При положительном настрое к ним человек более эффективно начинает работать. Даже мозг человека становится более активным, если человек позитивно настроен.
  • Понимание эмоционального фона. Это умение человека видеть причину и очаг возникновения той или иной эмоции, осознавать отличие мыслей от эмоциональных порывов и эмоций. По мнению авторов концепции, человеку важно научиться любую эмоцию воспринимать, как носитель данных. Если человека сковал страх, он может выбрать, каким образом на него реагировать — атаковать, цепенеть от страха или бежать от него. Некоторые эмоции способны трансформироваться. Также человек может заметить, как силой мысли изменить чувственный настрой
  • Оценивание эмоционального фона. Заключается в том, что человек использует эмоции как ступени для достижения личных результатов. Но чтобы начать контролировать эмоциональный настрой, как свой, так и других людей, нужно пребывать в постоянном состоянии осознанности оно позволит сохранять спокойствие и наблюдательность.

В психологии эмоциональный интеллект рассматривается наравне с еще одним понятием, изучающим взаимосвязь разума и эмоций. Оно называется коэффициент эмоциональности, или emotional quotinent. Его ввел психолог и журналист Рувен Бар-Он.

Ученый представил целую структуру, которая состоит из симбиоза особенностей. Все они в совокупности и становятся определяющим фактором, как в дальнейшем будет себя вести человек. Бар-Он взяв в качестве примера коэффициент интеллекта IQ и обозначил коэффициент эмоциональности буквами EQ.

Модель Рувена Бар-Она включает несколько основных компонентов:

  • самопознание;
  • навыки взаимодействия с людьми;
  • возможность адаптироваться в разных обстоятельства;
  • умение легко выходить из стрессовых ситуаций;
  • способность управлять настроением.

В чем разница между IQ и EQ

IQ – это общая мера логических, мыслительных, интеллектуальных и аналитических способностей отдельной личности. Сюда входят вербальные, трехмерные, математические, логические, визуальные умения, способность вырабатывать новые знания на основе полученных в процессе мышления и практической деятельности, анализа и сопоставления. Благодаря IQ люди способны определять происходящие вокруг них процессы, обучаться, давать оценку событиям и явлениям, сосредотачиваться на чем-либо, с пониманием принимать поступающую из окружающего мира информацию, какой бы та ни была, и решать предстоящие проблемы с использованием уже полученных навыков, знаний и опыта.

Формы

Всем известно, что повышенный уровень IQ не всегда положительно отражается на карьере, личной жизни и отношениях с окружающими. Причиной всему является эмоциональный интеллект. Низкий его уровень не позволяет эффективно взаимодействовать с людьми, успешно распознавать и понимать их эмоции, мысленно управлять состоянием людей, пробивая таким образом себе путь к вершинам карьерной лестницы или личной жизни.

Эмоциональный интеллект – способность восприятия эмоций, их генерирования таким образом, чтобы те способствовали мышлению, пониманию эмоций собеседника и управлению им в своих целях. Если более кратко – навык вербального управления людьми на основе их эмоций.

Приблизительно такое понятие возникло сразу после Первой мировой. Эдвард Торндайк описал EQ как способность понимать людей, независимо от их возраста, пола, настроения и социального статуса и разумно взаимодействовать с ними.

Само понятие эмоционального интеллекта возникло во времена Холодной войны, а спустя десятилетие в работе Майкла Белдока появилась классификация EQ, где, помимо уровней, приведены рекомендации его повышения.

Вода

IQ – коэффициент умственного интеллекта, а EQ – эмоционального. Дальше рассмотрим, от чего зависит уровень эмоционального интеллекта, как определить его показатель.

Почему эмоциональный интеллект важен

Самообладание в мире, где человека постоянно сопровождает стресс, является очень важным свойством. Но, многие люди застревают на уровне, когда эмоции одерживают верх над разумом, лишая человека способности здраво рассуждать. И если детям можно с младенчества привить навыки осознания чувств и управления эмоциями, то развитие эмоционального интеллекта взрослых людей — процесс более трудоемкий. И начинать его важно с разделения чувств и эмоций.

Читать далее: Что такое лень

ЭмоцииЧувства
Эмоция — это кратковременный импульс, с помощью которого человек реагирует на внешние раздражители. Мелкие неприятности вызывают такие же мелкие вспышки эмоций. Они как спичка вспыхивают и моментально сгорают, уступая место другим эмоциям.Чувства — это длительное и устойчивое отношение к явлению или человеку. Чувства имеют свойство устанавливать тесную эмоциональную привязанность к объекту или явлению, которая может продолжаться довольно длительное время.
Эмоции не всегда можно осознать. Иногда человек не может понять, какую именно эмоцию он чувствует. Часто это целый набор разных оттенков одного и того же состояния.Чувства всегда имеют четкое осознание и описание. Человек всегда понимает, что дружба это дружба, счастье это счастье, а любовь это любовь.
Эмоции сложно скрыть и контролировать. Неожиданная вспышка гнева или сраха обязательно отражаются на лице, даже если человек не хочет их проявлять.Чувства возникают в глубине сознания, и существуют там, невидимые для окружающих. Человек может их скрывать и контролировать.

Развитие социальной восприимчивости

Фокусировка на выявлении и понятии эмоций других людей оказывает большое влияние на все сферы жизни.

Советы для повышения социального взаимодействия:

  1. Приветствие людей по имени: это позволяет снять барьеры в общении.
  2. Своевременность: учитывайте, что путь к социальной восприимчивости чрез своевременность лежит через концентрацию на окружающих, а не на собственной личности.
  3. Следите за языком тела: развивайте его с помощью соответствующих книг.
  4. Использование подготовленных вопросов: позволяет быстро выйти из ситуации неловкого молчания. Применяйте резкую перемену темы.
  5. Отодвигайте внутренний диалог: сложно воспринимать собственные мысли одновременно с чужими. Разграничивайте эти понятия.
  6. Живите настоящим: присутствуйте именно в текущем моменте.
  7. Изучайте ЭИ на примере фильмов: рассматривайте любую киноленту, как пособие по эмоциональному общению.
  8. Наблюдайте за людьми: рассматривайте их повадки, сигналы, настроение.
  9. Ставьте себя на место другого: это позволяет посмотреть на общение с иной точки зрения.

Составляющие эмоционального интеллекта

Начиная изучать собственный эмоциональный интеллект, стоит помнить, что он делится на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект.

Внутриличностный интеллект

По сути, это ряд характеристик, по которым можно определить как человек сам к себе относится:

  • Самосознание — поиск своих личных способностей, осознание сильных и слабых черт личности, которые влияют на окружающих.
  • Саморегуляция. Заключается в способности распоряжаться своими эмоциональными состояниями, уметь фокусироваться на них. Кроме того, этот навык позволяет быстро справляться со стрессом и находить решение в сложных вопросах.
  • Самомотивация. Это умение зарядиться внутренне для достижения поставленных задач и способность поддерживать силу, настойчивость и позитивное настроение при достижении цели.
  • Самоподкрепление. Заключается в добром восприятии себя при любых обстоятельствах. Умение хвалить себя собственную личность и придумывать себе вознаграждение, всегда держа в душе положительный жизненный настрой.

Межличностный или интраперсональный интеллект

Это, по сути, целый набор навыков и различных умений, которые формируют взаимоотношение человека с окружающими. Основные навыки:

  • Эмпатия. Заключается в возможности слышать и осознавать эмоции окружающих, осознавать мотивы поступков и сопереживать им. Эмпатия позволяет подавлять конфликты еще до их возникновения. Этот навык не является врожденным, его воспитывают с детства. Обязательные условия для его развития — воспринимать людей такими, как они есть, при этом уметь представить себя в роли другого человека, не растворяясь в нем и сохраняя собственную индивидуальность.
  • Социальные навыки. Они позволяют положительно общаться с другими людьми, независимо от их оценок, не поддаваясь на слухи и их попытки изменить собственное решение. Также эти навыки позволяют человеку сохранять положительное отношение к себе и при конфликтной ситуации защищать собственные интересы.

Развитие навыка управления собой

Ответственность за собственные эмоции предоставляет контроль в сложных ситуациях.

Способы развития навыка:

  1. Правильное дыхание: недостаток или переизбыток кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. Старайтесь делать размеренные вдохи и выдохи. Избегайте увеличения или снижения темпа даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное дыхание придает уверенность и спокойствие в последующих действиях, позволяет быстро собраться с мыслями.
  2. Список эмоций и их объяснений: он должен состоять из двух колонок ― призыв к действию от каждого чувства, рациональное определение. При сложной ситуации, чтобы избежать паники, используйте этот прием, для приведения мыслей в порядок. Список позволяет решить каким аспектом личности стоит воспользоваться в определенный момент.
  3. Счет до десяти: в сложных ситуациях используйте прием счета на выдохе. Это позволяет остановиться я и собраться в нужный момент.
  4. Публичное объявление целей: является лучшим мотиватором к действию.
  5. Отложите принятие решений: тщательно переваривайте информацию в голове. Здесь отлично подходит поговорка: утро вечера мудренее.
  6. Четкий распорядок дня, в котором есть место решению проблем.
  7. Посещайте семинары и коучи по управлению эмоциями.
  8. Сохраняйте позитивный настрой.
  9. Улучшение качества сна.
  10. Знайте цену общению с любым человеком.
  11. Используйте в течение дня психологическую перезагрузку: для этого подходят занятия йогой, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  12. Осознайте возможность и близость перемен.

Уровни эмоционального интеллекта

От условий взросления, воспитания и отношений в семье, у каждого человека зависит и то, на каком уровне эмоционального интеллекта он будет. Средних значений здесь быть не может. То есть, интеллект может быть либо высоким, либо низким. Определяются этим уровни с помощью следующих характеристик.

Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом:

  • осознает собственные эмоции и может их интерпретировать;
  • умеет вести себя так, чтобы его эмоции не ранили других;
  • стремится развиваться и развивать внутренний мир;
  • умеет создавать мотивационное настроение.

Читать далее: Развиваем мышление

Человек, обладающий низким эмоциональным интеллектом:

  • не уверен в свои силах;
  • раздражителен и конфликтен;
  • не умеет сдерживать эмоции;
  • стремится всех и всё держать под контролем.

Если в жизни человека преобладают характеристики из второго списка — это явный сигнал к тому, чтобы начать развивать себя.

Уровни и виды

Развиваться эмоциональный интеллект начинает с рождения. Ребенок может различать улыбку, слезы матери, проявляя разные чувства. Становление эмоционального интеллекта происходит в 4 уровня:

  1. Выражение и распознавание эмоций. Сначала человек начинает различать эмоции на лицах окружающих — радость, боль, восторг. Постепенно личность учится находить различия между разными видами чувств, начинает понимать, как распознать фальшивую или искреннюю улыбку.
  2. Оценка эмоций. Индивид начинает сравнивать эмоции, которые проявляют другие люди с ранее усвоенными знаниями. Так человек учится проводить соотношение между отдельными чувствами.
  3. Использование чувств в рассуждениях. В этот период личность начинает понимать эмоции изнутри. Человек анализирует их, узнает, откуда они берутся, при каких условиях. Приходит понимание того, что настойчивое выражение радости может скрывать внутреннюю боль, за злостью может прятаться страх, а гнев возникает на фоне предательств, обманов, несправедливостей.
  4. Высший уровень развития эмоционального интеллекта. На этом этапе формируется возможность контролировать, управлять чувствами. С помощью саморегуляции можно изменять эмоциональное состояние других индивидов. Например, подобные умения полезны в конфликтных ситуациях, когда нужно успокоить спорящего человека, остудить его злость, агрессию.

Психологи утверждают, что развитие эмоционального интеллекта не обуславливается процессом взросления.

Как использовать эмоциональный интеллект

Высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку контролировать всю чувственно-эмоциональную составляющую жизни. Таким образом возникает некое равновесие. Оно позволяет человеку добиваться результатов во всех сферах жизни, сохраняя при этом чувство стабильности, хорошие отношения с окружающими и позитивный настрой.

Обладание эмоциональным интеллектом позволяет держать под контролем все события и обстоятельства жизни. Проверить, высок ли этот уровень можно простым способом. Показывающий высокий EQ люди, проявляют:

  • доверие;
  • любопытство;
  • осознанность намерений;
  • самоконтроль;
  • креативность;
  • способность поддерживать общение, улучшать связь с людьми, развивать в себе эмпатию и любовь к ближним.

Обладая этими навыками, можно использовать эмоции как инструмент, налаживающий связи и улучшающий собственное самоощущение.

Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

Руководитель обязан обладать:

  • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
  • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
  • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

  1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
  2. Вдохновлять людей.
  3. Стойко проходить все испытания.
  4. Строить вокруг себя только сильную команду.

Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

Тренировка эмоционального интеллекта

Если человеку все еще сложно контролировать эмоции, а некоторые навыки оставляют желать лучшего, то можно самостоятельно развить эмоциональный интеллект. Для этого нужно разделить самообучение на несколько этапов.

  1. Изучение эмоций. На первом этапе важно понять, что такое эмоции, как они возникают, как развиваются, и каким образом их можно использовать себе во благо.
  2. Понимание местонахождения эмоций. Этот этап занимает достаточно много времени, но позволяет человеку научиться прислушиваться к себе и собственному телу. Оно часто даёт подсказки, какую именно эмоцию испытывает человек. Например, выполнение отражается в грудной клетке, а от злости может заболеть голова.
  3. Регулировка эмоций. На третьем этапе нужно научиться управлять эмоциями. В этом помогут постоянные тренировки. Главная среди них — наблюдение за собой в разных ситуациях. Важно запомнить свое поведение и попытаться его изменить, если оно деструктивно.
  4. Обучение взаимодействию с социумом. Главным образом этот этап заключается в развитии эмпатии. То есть, навыков сочувствия окружающим и их поддержки.

Чтобы эффективно управлять эмоциями, нужно постоянно практиковаться. В этом помогут различные методы развития эмоционального интеллекта и упражнения.

  1. Работа с телом. Этот метод позволяет незаметно для окружающих управлять собственными эмоциями с помощью тела. Например, сжимать и разжимать кулаки, или привстать на цыпочки несколько раз. Когда трудно сдерживать эмоции, эти методы помогут незаметно охладить пыл и сохранить спокойствие.
  2. Список проблем. Эта техника заключается в составлении списка всех неприятностей, которые в последнее время тревожат. После окончания составления списка, нужно приступать к решению всего написанного. По мере решения эмоции будут постепенно отступать на второй план, а позитивное отношение к жизни станет основным ощущением.
  3. Эмоциональный мотиватор. Эта практика создана для тех, кто плохо ладит с окружающими. Она заключается в составлении списка и дальней реализации различных методов поддержания духа азарта и веселья в коллективе. Даже если раньше человек был закрытым и закомплексованным, то для дальнейшего развития стоит сделать первый шаг и постепенно начать раскрываться.

Ольга Фигура

Различия между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ

Характеристики эмоционального интеллекта имеют отличия в зависимости от гендерной принадлежности, что уже долгое время является предметом дискуссии. В целом, мужчины и женщины показывают одинаковый уровень EQ.
Женщины проявляют высокие способности в отношении межличностных эмоций и социальной ответственности. Мужчины же более склонны к стрессоустойчивости и выражению адаптативных функций.

Споры вокруг эмоционального интеллекта ведутся не одно десятилетие. В любом случае, профессиональные качества человека тесно взаимосвязаны с его умением находить общий язык с окружающими людьми и способностью адаптироваться к самым неожиданным ситуациям, что будет предметом изучения всех психологов еще многие годы.

Тест на уровень EQ: как определить свой эмоциональный коэффициент

На прошлой неделе мы рассказывали о навыках детей и взрослых распознавать свои эмоции и управлять ими; мы обозначили, насколько эмоциональный интеллект в современном мире преобладает над интеллектом умственным; выявили, какое он имеет значение и как помогает успешно социализироваться. Сегодня в продолжение темы эмоционального интеллекта мы предлагаем несколько вариантов тестов, по которым вы сможете предметно ознакомиться с этим неотъемлемым в нашей жизни понятием и попытаться определить свой коэффициент эмоционального развития.


IQ (коэффициент интеллекта) теряет свои позиции единоличного лидера в определении успешности. Ему на смену приходит EQ (эмоциональный коэффициент). Это совсем не значит, что он становится определяющим. Совсем нет. Важно благоприятное сочетание разума и эмоци.

Эмоции – на первом месте!

«Если тупой, ещё тупее» обладает высоким эмоциональным коэффициентом, то в лучшем случае он будет хорошим комиком. А в худшем – банальным неврастеником. Мозг каждого из нас поделен на две половины: логическую (левое полушарие) и эмоциональную (правое полушарие). Вся информация, получаемая извне, сначала проходит через эмоциональное представительство нашего мозга и лишь затем попадает в его логическую часть. Нормы, принятые в обществе, окружение поощряют нас к тому, чтобы скрывать свои эмоции при людях и не проявлять их. И, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются.

Каков ваш эмоциональный статус, зависит от вашего эмоционального развития. Эмоциональное развитие, начиная с детского возраста, не прекращается и во взрослой жизни. Оно незаменимо в умении налаживать отношения с окружающими и очень важно в деле достижения успеха и обретения счастья в личной жизни. Конечно же, у счастья и успеха много слагаемых – это и природный ум, и удачное стечение обстоятельств. Но эмоциональный коэффициент, как ничто другое, помогает понять, почему некоторые люди, не отличавшиеся особыми достижениями в школе и не блиставшие в институте, впоследствии достигают больших высот в своей сфере деятельности.


Эмоции, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются. У детей неотреагированные эмоции трансформируются в страх и неуверенность. У взрослых – подавление чувств и эмоций приводит к выбросу адреналина и норадреналина, которые, в свою очередь, приводят к различного рода психосоматическим заболеваниям, в первую очередь – к гипертонии (её ещё называют болезнью невысказанных эмоций).

В чём секрет

Что же скрывается за этим коэффициентом? Это, прежде всего, целеустремлённость и упорство, способность обуздать свои желания ради достижения цели, владение своими эмоциями и настроением, умение сочувствовать другим и надеяться на лучшее. Но для большинства людей задача управления собственными эмоциями является достаточно сложной, в первую очередь потому, что в нашей культуре внимание главным образом уделяется развитию интеллекта, а такие человеческие качества как способность к сочувствию, самосознание и контроль над своими чувствами – игнорируются. Поэтому каждый для себя должен позаботиться о своём эмоциональном развитии, учиться выражать эмоции в рамках принятых в обществе норм и стараться не трамбовать их неотреагированными в потаённые уголки подсознания, чтобы они не вели там свою разрушительную работу.

Великолепная восьмёрка

Истинными ценностями и чертами, которые приветствуются в обществе, стали сегодня эти восемь качеств: дружелюбие, искренность, эмпатия, интуиция, мягкость, симпатия, взаимопонимание, доверие. Всё это также составляющие эмоционального интеллекта. «Эмоциональная компетентность» относится к способности распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, с целью самомотивации, а также с целью управления своими внутренними эмоциями и эмоциями в отношениях с другими людьми. Эмоциональная компетентность описывает способности, отличные от интеллектуального коэффициента IQ, но хорошо дополняющие эти чисто познавательные способности. Многие люди, богатые книжным умом, но с недостаточной эмоциональной интеллигентностью, в конце концов оказываются под начальством людей с более низким IQ, но преуспевших в развитии своей эмоциональной компетентности.


Существует как минимум семь факторов, определяющих степень эмоционального развития:

  • умение разобраться в себе;
  • способность управлять своими эмоциями;
  • целеустремлённость;
  • искренность;
  • правдивость чувств;
  • способность сочувствовать;
  • умение помочь людям наладить отношения друг с другом.

Разумеется, EQ-диагностика – не панацея от всех личностных «неприятностей», но оперативное диагностирование коэффициента эмоционального развития реально позволяет личности избежать многих дисгармоничных ситуаций, как в текущей жизнедеятельности, так и в социокоммуникативной сфере.


Уровень вашего EQ

Чтобы определить свой эмоциональный коэффициент, предлагаем следующие три тестовые методики:

Тест 1

Ответьте «да» или «нет» на приведённые ниже вопросы:

  1. Когда люди заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
  2. Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
  3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
  4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
  5. В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
  6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
  7. Никогда не умел кататься на коньках, но, думаю, если бы захотел, научился бы.
  8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
  9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
  10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.

Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1, 6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее, и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Тест 2

Выберите ответ А или Б в зависимости от того, что больше соответствует вашему темпераменту. Это поможет вам лучше понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект.


1. Вы забыли поздравить вашего коллегу по работе с днём рождения

А. Я вообще никогда не помню дни рождения

Б. Я была занята другими вещами

2. В библиотеке с вас требуют деньги за книгу, которую вы не вернули

А. Когда я увлечена чтением книги, я забываю, что её нужно вернуть

Б. Я была настолько поглощена составлением отчёта, что забыла вернуть книгу вовремя

3. Вы теряете терпение, общаясь с одной вашей подругой

А. Она всегда жалуется на жизнь

Б. Она агрессивно настроена

4. Вы чувствуете себя обессиленной

А. У меня никогда не получается выделить время на отдых

Б. Эта неделя выдалась особенно напряжённой

5. Одна подруга говорит вам что-то обидное для вас

А. Она всегда говорит, не подумав

Б. Она была в плохом настроении, потому и набросилась на меня


6. Вы падаете на лыжне

А. Кататься на лыжах вообще трудно

Б. Просто лыжня была скользкая

7. Вы набрали вес за время отпуска и никак не можете похудеть

А. От диет никакого толку

Б. Диета, которую я испробовала, неэффективна

Обработка результатов. Чем больше вы набрали А, тем ниже у вас коэффициент EQ и, следовательно, тем меньше шансов преуспеть. И, наоборот, чем больше Б, тем выше коэффициент.

Тест 3

Интересным может показаться тестирование вашего родительского эмоционального интеллекта. Весьма интересной и достаточно простой в практическом применении представляется анкета «Характер ребёнка», предназначенная для родителей старших школьников и разработанная Е.А. Бердичевской, педагогом-исследователем из муниципальной средней общеобразовательной школы № 409 г. Санкт-Петербурга.

АНКЕТА «ХАРАКТЕР РЕБЁНКА» (для родителей старших школьников)

  1. Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
  2. Часто ли он капризничает (проявляет непослушание)?
  3. Ведёт ли он себя дома спокойно, не выводя из терпения всех домашних (включая домашних животных – кошек, собак и других)?
  4. Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно общается, играет?
  5. Часто ли ваш ребёнок «выходит из себя»?
  6. Всегда ли нужно присматривать за ним?
  7. Есть ли у него привычка много фантазировать?
  8. Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре (контроле) с вашей стороны?
  9. Есть ли у вашего ребёнка какиелибо незначительные страхи (фобии)? (Отметьте, какие именно).

Расшифровка анкетных результатов. Если вы можете дать положительные ответы на вопросы 1, 3, 4, 8 и отрицательные ответы на вопросы 2, 5, 6, 7, 9, то вы прекрасно воспитываете вашего ребёнка, и он хорошо адаптирован к жизни.

В заключение следует сказать, что эмоциональный интеллект и его определение – вещь сложная. Его невозможно вычислить, так как вычисляют коэффициент интеллекта, пока что. Эмоциональный коэффициент – оценка тенденций, перспектив развития. К тому же EQ – величина переменная, т. е. не является фиксированной и неизменной с момента рождения величиной. Правильность эмоциональной жизни, разрядка эмоций сослужат хорошую службу в деле развития эмоционального интеллекта.

Анна Савон, газета «Родина»
Теги: развитиетестэмоцииэмоциональный интеллект

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]