Виды мышления, нарушения и способы развития в разном возрасте


Что такое мышление

Мышление — познавательный процесс, который позволяет человеку воспринимать, осознавать действительность и выражать это в собственной деятельности. Оно наделяет окружающие предметы свойствами и отношениями между собой. Благодаря мыслительной деятельности формируется картина мира каждого человека.

Существуют следующие основные признаки мышления:

  • Опосредованность – познавательная деятельность опирается на данные от органов чувств, не взаимодействует с действительностью напрямую;
  • Обобщённость – способность находить общие свойства у объектов одного типа.

Эти особенности присущи каждому человеку. При психических заболеваниях может происходить расстройство основных особенностей мыслительных процессов – например, поиск сходств у несхожих между собой объектов.

Правополушарное и левополушарное мышление

Каждому полушарию свойственно преобладание тех или иных процессов. По этому признаку были выделены основные типы мышления:

  • Левополушарное — в процессе преобладают аналитические и синтетические процессы, логические построения;
  • Правополушарное — опирается на образы и интуицию;
  • Смешанное – это поочерёдная работа каждого полушария;
  • Интегрированное – одновременная работа обоих полушарий.

Утверждать, что какой-либо тип мыслительной активности предпочтительнее другого, неправильно. Каждый из них способен придти как к верным, так и к неверным выводам. Левополушарное мышление даёт лидерские качества, правополушарное – сильный эмоциональный отклик. Смешанное, благодаря своей способности «переключаться», может использовать сильные стороны обоих полушарий. Но этот процесс не всегда происходит вовремя. То же касается интегрированного типа.

Лекция № 8. Мышление (часть 1)

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Познание человеком окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой картине действительности практически отсутствует представление о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов, событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на данные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного, мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляются закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и отсеиваются случайные совпадения.

Но, рассматривая мышление как относительно самостоятельную познавательную функцию, не следует забывать, что любой вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление), не может быть оторван от чувственного познания мира, поскольку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практической деятельности.

Виды мышления

выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.

В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления – наглядно-действенное. Его первые проявления можно наблюдать уже в конце первого – начале второго года жизни ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте – от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи – они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.

Помимо классификации видов мышления в плоскости «допонятийное – понятийное», их различают еще по ряду различных признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретический и практический виды мышления отличаются характером задач, которые необходимо решить и, как следствие этого, рядом динамических и структурных аспектов.

Теоретическое мышление – это установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста – при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.

Иногда проводят противопоставление теоретического мышления и эмпирического. В этом случае критерий иной – характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором – житейские, ситуационные обобщения.

По степени развернутости мышление делят на аналитическое и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

По вектору направления мышление делится на реалистическое и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор – оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.

По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

По степени включенности в мышление волевых процессов его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).

Выделяют три логические формы мышления

: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Например, «температура кипения воды + 100 °C» – это суждение отражает связь между изменением физических свойств воды и температурой нагревания.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» – общая посылка, «Доберман – одна из пород собак» – частная посылка и вывод (умозаключение) – «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций

: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции.

Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей. В процессе мышления у некоторых людей наблюдается тяготение к анализу, у других – к синтезу (аналитический или синтетический склад ума). Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Но в основе формирования этих процессов как в фило-, так и в онтогенезе лежат практическая деятельность человека, освоение им предметов и явлений окружающего мира.

Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа. Так, например, исследуя предмет, можно рассматривать только его цвет или только его форму. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Отделяемый признак становится самостоятельным объектом мышления. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация – противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе случайно выделенных признаков. В сложном обобщении четко выделяются видовые и родовые признаки.

Психология bookap

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Теоретическое мышление

Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.

Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.

Теоретическое образное мышление даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.

Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.

Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:

По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.

По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.

По степени развёрнутостидискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.

При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.

По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.

Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.

Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:

  • Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
  • Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
  • Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.

Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:

  • Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
  • Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
  • Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
  • Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
  • Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
  • Продуктивное – создающее нечто новое.
  • Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
  • Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
  • Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

сортеры для развития наглядно-действенного мышления на озоне

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Развитие мышления: способы тренировки мозга

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;
  • Логическое мышление;
  • Творческое мышление.

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Лучшие материалы блога в 2021 году: развитие мышления, тренировка мозга, самообразование
  • Как и зачем развивать мышление
  • Познавательные процессы
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Язык и мышление
  • Кубики Кооса
  • Виды мышления
  • Техники мышления
  • Комбинаторное мышление
  • Игры на развитие мышления

Ключевые слова:_D1025, 1Когнитивистика

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

пазл

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

пирамидки и кубики для развития наглядно-образного мышления

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой. В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ: Как проявляется расстройство мышления

Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Ребенок играет

Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

  • основывается на базе языковых средств;
  • используются понятия;
  • применяются логические конструкции;
  • характеризует поздний этап развития мышления человека.

Ребенок и игрушки

Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ: Как помочь ребенку, если у него плохая память

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Как и когда развивается, возможные нарушения развития

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта. Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость.

Наглядно-действенное мышление
19.02.2019

Наглядно-действенное мышление

Что это такое и как оно работает у детей

Наглядно-действенное мышление – это первая ступень в развитии мозговой активности. В основе его реальные действия, которые ребёнок совершает с предметами. Оно начинается уже с простого касания, которое помогает осознать структуру предмета и прийти к простым заключениям: плюшевый мишка мягкий и приятный на ощупь, кастрюля холодная и тяжёлая, вода жидкая, снег холодный и так далее.

Раннее развитие мышления

С самого раннего возраста ребёнок начинает контактировать с окружающим миром через предметы, которые оказываются рядом с ним. И задача родителей на начальном этапе – это познакомить ребёнка с разными предметами, дать ему возможность взаимодействия с ними.

Касание переходит в более активную форму. Дети стремятся разъединить части одного предмета. Они могут ломать игрушки или рвать бумажные страницы. Это этап исследования, который помогает понять, как устроен мир вокруг.

Пока ещё ребёнок не способен делать сложные выводы или мыслить теоретически. Мышление основывается на практике и методе проб и ошибок. Именно поэтому ребёнок часто повторяет одно и то же действие несколько раз. Например, сбрасывает игрушку со стола и наблюдает за её падением. Когда одно и то же действие приводит к одинаковому результату, мозг записывает его как ожидаемую модель действительности. И если в этот момент заменить машинку, звонко падающую на пол, на мячик, который подпрыгивает обратно, можно увидеть, что ребёнок удивится и будет стремиться повторить эксперимент ещё и ещё, чтобы закрепить результат.

Углубленное познание мира

После того, как ребёнок научился ползать, мир вокруг расширяется вместе с количеством предметов доступных для взаимодействия. Когда он начинает ходить, то контакт с предметами переходит на следующий уровень, ведь теперь он может переносить предметы и пытаться понять, как они взаимодействуют друг с другом.

Всё чаще ребёнок прибегает к опосредованному воздействию вместо прямого контакта с ним. Например, вначале малыш играет с ложкой. Для него это просто один из ряда предметов. Но когда он, повторяя движения взрослого, старается зачерпнуть ложкой кашу, то она становится средством достижения цели. Мозг ребёнка закрепляет за разными предметами определенные функции, которые они выполняют. Происходит формирование орудийной деятельности.

Навык замещения

Важный этап – это овладение навыком замещения, когда ребёнок в отсутствии привычного предмета-средства использует похожий на него по каким-то признакам, чтобы получить результат. При этом, он вскоре понимает, что замещение не всегда работает в обе стороны. Например, омлет можно съесть и ложкой вместо вилки, но суп вилкой не поешь.

Развитие по возрасту

Наглядно-действенное мышление активно развивается в период с 6-7 месяцев и до 3-х лет. Вместе с ним формируется навыки построения причинно-следственных связей, на основании которых ребенок сможет перейти на следующий этап развития мозговой деятельности: наглядно-образное мышление. Варианты решения проблемы перебираются в уме без необходимости проверять каждый из них на практике. Наглядно-образное мышление преобладает у ребенка в возрасте 4-5 лет. После этого идёт освоение логического мышления как завершающего типа мозговой активности ребёнка.

Важность наглядно-действенного мышления

Наглядно-действенное мышление – это первая ступень развития мозговой активности, поэтому полноценное прохождение этого этапа имеет большое значение в дальнейшем развитии мозга.

Хоть наглядно-действенное мышление и называют начальным этапом, этот вид мышления активно используется многими и во взрослой жизни. Речь прежде всего идёт о профессиях производственного труда: механик, ремонтник и так далее. Конечно, в этом случае это не чистый наглядно-действенный тип мышления, а его смесь с другими типами мозговой деятельности. Отличительная черта взрослого мозга – это умение переключаться между разными типами мышления в зависимости от поставленных задач.

Конкретно-предметный тип

Подборка конструктора, отлично развивающего конкретно-предметный тип мышления

Как и наглядно-действенное мышление, конкретно-предметный тип связан с прямым взаимодействием с предметами, но является его более развитым типом. Человек, обладающий конкретно-предметным мышлением, в отличие от маленького ребёнка, имеет цель и представляет результат своих действий. Такой тип мыслительной деятельности сопровождает прикладные операции, чаще всего в технической сфере. Оно позволяет «подстроить» определённые приспособления под конкретную ситуацию.

Как и когда развивается, нарушения развития

Практическое мышление начинает развиваться около 4-7 лет, сроки начала довольно гибкие. Необходим развитый наглядно-образный способ и наличие хотя бы зачатков абстрактно-логического. Данный тип мыслительной деятельности формируется на основе постоянной работы руками, требующей творческого подхода. Его хорошо развивают конструкторы и другие сложные игрушки — хорошая подборка .

Нарушения развития проявляются в виде неспособности следовать инструкциям, затруднении при переходе от теории к практике.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Операции мышления

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.

Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление

  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Типы мышления

Типы мышления – это особенности, связанные с тем, какая из операций преобладает в ходе формирования умозаключений. Это не значит, что остальные не выполняются. Мозг не может ограничиться одним видом операций, иначе все умозаключения будут неверными.

Дедуктивное

Базируется на исходных утверждениях, которые справедливы для большинства случаев (аксиомы, реже – гипотезы). Из них путём цепочки логических умозаключений делается вывод, справедливый в определённой ситуации. Важное условие – исходное утверждение должно быть истинным.

Критическое

Этот тип мышления опирается на знания, анализ информации и индивидуальные качества личности. В психиатрии критическим мышлением называют способность оценивать уместность своего поведения.

Индуктивное

Это способность выстраивать умозаключения на основе частных знаний и личного опыта, делать выводы, которые должны быть справедливы для всей группы объектов. Суждения будут верными, если признак, объединяющий объекты в группу, выбран верно.

Аналитическое

Основывается на операции анализа, отличается высокой структурированностью, упорядоченностью, глубоким пониманием сути процессов. Слабая сторона – низкая способность к организации деятельности.

Следственное

Сочетание анализа и постановки новых задач. Позволяет наиболее подробно изучать объекты, выявлять взаимосвязи и формулировать задачи на будущее.

Вам также может быть интересно почитать Профайлинг. 10 правил и 20 приемов, чтобы читать людей как книгу

Систематическое

Основано на выявлении взаимосвязей объектов, их глубоком понимании. Восприятие окружающего мира во взаимодействии.

Творческое

Основная черта – гибкость, поиск новых целей или новых путей достижения известных целей.

Синтетическое

Это сведение воедино различных «частей головоломки». Позволяет планировать задачи, ставить важные цели, выделять наиболее существенные детали.

Вопросительное

Этот тип соединяет в себе все операции в равной мере. Основной путь познания – задавать вопросы, находить на них ответы, из которых следуют новые вопросы.

Дивергентное

Этот тип мышления для любого действия находит ряд альтернатив, из которых последовательно выбирает оптимальный путь.

Современные виды мышления: общая характеристика мышления и способы развития

Однако, это далеко не все разновидности видов мышления, которые выделяют современные психологи и когнитивные специалисты. В нашей жизни не обойтись без умения мыслить стратегически, критически и образно. А ведь это тоже виды мышления. Именно они помогают человеку быть успешным, ставить амбициозные цели и достигать их.

Итак, давайте разберём, какие популярные виды мышления существуют, что они из себя представляют, а также какими методами и упражнениями их можно развивать.

Необходимые виды мышления для современного человека:

  1. Критическое мышление.
  2. Стратегическое мышление.
  3. Логическое мышление.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Нестандартное мышление.
  6. Творческое, или креативное мышление.
  7. Системное мышление.
  8. Образное мышление.
  9. Пространственное мышление.
  10. Абстрактное мышление.
  11. Алгоритмическое мышление.
  12. Дедуктивное мышление.
  13. Ассоциативное мышление.
  14. Математическое мышление.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Критическое мышление

Что такое критическое мышление и как его развить? Под умением мыслить критически подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, формировать суждения на основе полученных аргументов и отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление — необходимый навык для студента. Именно он помогает выбрать правильную литературу и грамотно работать с источниками во время подготовки курсовых, дипломных и других работ.

Как развить критическое мышление у взрослого? Существует несколько проверенных способов:

  • постоянно улучшать знания, узнавать новое и расширять кругозор;
  • общаться с умными людьми;
  • учиться задавать вопросы и искать на них ответы;
  • много читать и анализировать прочитанное;
  • изучать разные точки зрения;
  • придумывать разные варианты, как могут развиваться ситуации;
  • анализировать ошибки и неудачи, делать выводы;
  • играть в шахматы, настольные игры;
  • решать головоломки и ребусы.


Решение головоломок помогает развивать мышление

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность оценивать риски своих действий и предвидеть последствия. Любой мыслящий человек должен развивать искусство видеть и создавать стратегии, чтобы достигать успеха в разных областях жизни.

Какие примеры стратегического вида мышления можно привести? Самый актуальный — это отношение к учёбе. Если студент в начале учебного года составит план обучения и подготовки, эта стратегия позволит ему легко и уверенно готовиться к зачётам и экзаменам. А вот отношение «на авось» скорее приведёт к пересдаче.

А как развить стратегическое мышление? Уделять внимание следующим умениям:

  • наблюдать за событиями и искать общие тенденции;
  • задавать сложные вопросы и стараться искать на них ответы;
  • всегда оценивать действия с точки зрения возможных последствий;
  • учиться мыслить логически и чётко;
  • принимать решения и нести ответственность;
  • находить время, чтобы подвести итоги и оценить ситуацию;
  • постоянно изучать что-то новое, чтобы расширять знания;
  • учиться быть непредвзятым;
  • ставить себя на место другого человека.

Логическое мышление

Логическое мышление — это умение логически думать, рассуждая последовательно и непротиворечиво.

Как развить логическое мышление взрослому? Это очень важный вопрос. Ведь логика помогает не только в учёбе и работе. Она отличный попутчик в любой жизненной ситуации. Так что возьмите на заметку следующие упражнения и способы развития логического мышления:

  • решайте логические задачи;
  • читайте и анализируйте прочитанные тексты;
  • решайте сканворды, кроссворды и ребусы;
  • ищите логические закономерности;
  • изучайте иностранные языки;
  • учитесь писать левой рукой, если вы правша, и наоборот.


Писать левой рукой, если вы правша — отличная тренировка мышления

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление — это способность работать с большими данными информации, разделяя их на логичные части и исследуя каждую по определённой схеме.

Мыслить аналитически невозможно без хорошо развитой логики. Поэтому в поиске ответа на вопрос: как развить аналитическое мышление, не забывайте о советах из прошлого пункта и дополняйте их следующими:

  • решайте математические задачи;
  • анализируйте ситуации и информацию;
  • ищите альтернативные варианты решений;
  • участвуйте в обсуждениях;
  • учитесь создавать умные и чёткие конспекты;
  • моделируйте разные ситуации.

Нестандартное мышление

Нестандартное, или латеральное мышление — это умение мыслить нестандартно в обычных ситуациях и искать неожиданные пути решений.

Британский психолог Эдвард де Боно изучал вопросы латерального и творческого мышления, а своими выводами делился в книгах. Так, например, в его труде «Шесть шляп мышления» можно найти простые и действенные упражнения, которые помогают развивать нестандартность мыслительных процессов.


Британский психолог Эдвард де Боно

Как развить нестандартное мышление? Использовать проверенные упражнения:

  • выходить за рамки: всегда искать дополнительные варианты решения и свойства, не ограничиваясь стандартными условиями;
  • искать способы применения: брать любой предмет и придумывать минимум 100 вариантов, как им можно воспользоваться;
  • связывать случайные слова: находить взаимосвязи между разными предметами и явлениями.

Творческое, или креативное мышление

Творческое, или креативное мышление очень похоже на нестандартное. Оно также характеризует способность человека создавать что-то новое и нестандартное в обход привычных правил и шаблонов. Умение мыслить творчески помогает придумывать идеи и менять этот мир к лучшему.

Креативность является важнейшим soft skillом современности. Эйчары крупных компаний хотят видеть этот навык не только у специалистов творческих профессий, но также у управленцев и технических работников.

Как развить творческое, или креативное мышление? Использовать следующие проверенные техники:

  • менять обстановку, выходить за рамки;
  • переключаться между задачами, а не сидеть над чем-то одним;
  • придумывать идеи самостоятельно, а обсуждать их на общем мозговом штурме;
  • слушать счастливую музыку — исследования утверждают, что она улучшает креативное мышление;
  • развивать чувство юмора и позитивное отношение к жизни;
  • воспроизводить чужие идеи и создавать на их основе свои.

Системное мышление

Умение мыслить системно — важный навык руководителей. Но он также будет полезен в любой профессиональной области. Ведь системное мышление — это целостное восприятие явлений и предметов, способность находить и создавать систему, работая с информацией, людьми и компаниями.

Системность мышления важна не только для профессионального развития. Эта способность помогает упорядочивать жизнь, ставить цели и видеть пути их достижения.

Как развить системное мышление? Каждый день выполнять несложные действия:

  • во всех ситуациях и процессах искать систему;
  • находить основные элементы, из которых состоит система;
  • развивать способность анализировать и синтезировать;
  • подходить к каждой ситуации критически;
  • стараться спрогнозировать развитие системы;
  • развивать умение рефлексировать, то есть проводить самоанализ и оценивать себя со стороны;
  • читать книги для развития системного мышления, например, Иана Макдермотта и Джейн О’Коннор «Искусство системного мышления».


Во всём видеть систему — бесценный навык, который точно пригодится в жизни

Образное мышление

Образное мышление — это умение «рисовать» мысленные образы явлений и предметов, которых нет в непосредственном окружении.

Образное мышление, как правило, опирается на визуальную память человека. Но это не значит, что мы не можем представить абстрактные явления или животных, которых никогда не видели. Образы в данном случае будут у каждого свои.

Как развить образное мышление? Для этого психологи рекомендуют разные упражнения. Например:

  • изучать предметы, людей, природные явления, а потом описывать их с закрытыми глазами;
  • выбирать абстрактные явления и пытаться мысленно рисовать их образы;
  • развивать фотографическую память;
  • наблюдать за облаками или другими абстрактными явлениями и находить образы.

Пространственное мышление

Пространственное мышление — это разновидность образного мышления, которое характеризуется умением хорошо ориентироваться в пространстве, а также мысленно создавать объёмные образы и формы.

Как развить пространственное мышление? Даже если ребёнком в школе вы прогуливали уроки геометрии и всегда страдали топографическим кретинизмом, есть методы, которые помогут улучшить эту способность:

  • решайте задачи по геометрии;
  • старайтесь рисовать мысленные карты местности;
  • займитесь конструированием самолётов, замков и так далее;
  • собирайте паззлы;
  • рисуйте зеркальные отражения картин;
  • играйте в настольные игры.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это один из видов мышления, который позволяет создавать абстрактные понятия и оперировать ими.

Именно умение мыслить абстрактно помогает человеку общаться, учить разные языки, считать и читать, а также писать.

Как развивать абстрактное мышление? Для этого можно использовать следующие методы:

  • представляйте различные эмоции;
  • читайте книгу в обратном порядке;
  • придумывайте противоречивые словосочетания;
  • составляйте аббревиатуры;
  • выбирайте предмет и письменно записывайте все его функции и свойства;
  • выписывайте все слова на определённую букву в течение ограниченного времени;
  • давайте названия событиям из жизни.


Устраивайте мозговые штурмы с друзьями, чтобы развивать мышление

Алгоритмическое мышление

К алгоритмическому виду мышления относится способность направлять мыслительный процесс на решение определённых задач, видеть чужие алгоритмы и создавать собственные.

Алгоритмизация процессов — это их описание математическими символами, в котором необходимо отразить базовые акты процессов, их последовательность и взаимосвязь.

Если вы хотите уйти в IT, вам просто необходимо знать, как развить алгоритмическое мышление. Вот несколько способов:

  • изучать информатику;
  • играть в стратегические игры;
  • увлекаться программированием;
  • разбивать на шаги разные процессы.

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление — это умение из общих явлений делать частные выводы. То есть это навык, который позволяет замечать мелкие детали и приходить к точным заключениям.

Дедукция — также важный метод исследования, который студенты применяют в практической части курсовых и дипломных работ. Так что хорошо развитый навык поможет не только угадывать ходы в сериалах про Шерлока, но и отлично учиться.

Как развить дедуктивное мышление? Имеется несколько важных и полезных способов:

  • обращать внимание на мелочи;
  • развивать память;
  • учиться чётко и логично формулировать мысли;
  • глубоко изучать выбранную область знаний;
  • тренировать концентрацию;
  • изучать язык тела других людей;
  • вести дневник и записывать все события дня;
  • развивать интуицию;
  • решать головоломки и логические задачи;
  • учиться слушать и слышать других;
  • много читать.


Стать настоящим Шерлоком — вполне реальная задача

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — это умение человека видеть и создавать взаимосвязи между различными образами.

Способность к ассоциативности помогает человеку лучше запоминать информацию, воображать различные идеи, создавать истории и находить взаимосвязи между явлениями. А как развить ассоциативное мышление во взрослом возрасте? Есть несколько способов:

  • выстраивайте ассоциативные цепочки между разными словами;
  • запоминайте ряд слов через ассоциации;
  • ищите ассоциативные определения для разных явлений;
  • придумывайте необычные ассоциации привычным предметам.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]