Самооценка в психологии: формирование, виды и уровни

Что такое самооценка

Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.

С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.

— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.

А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.

То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».

Классификация

Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.

Виды самооценки

Адекватная и неадекватная

Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.

Стабильная и плавающая

В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.

Общая, частная и ситуативная

Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.

При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней

Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.

В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.

Виды

Также большой вклад в изучение данного определения внес Абрахам Маслоу. Он оценил самооценку, как иерархию потребностей человека. На основе этого он создал своеобразную пирамиду, где в самом низу располагаются физиологические потребности. Выше он разместил потребность в безопасности и защите, любви, самоуважении.

На самой верхушке пирамиды находится потребность самосовершенствования. Согласно теории Маслоу невозможно изменить верхний уровень самооценки, если не проделана работа над более низким. То есть, чтобы добиться самосовершенствования, нужно сначала получить самоуважение.

Если рассматривать подробнее, то Маслоу разделял самооценку следующим образом:


Потребность человека Особенности
ФизиологическаяК ним относятся плотские потребности. Например, движение, собственное жилье, еда, воспроизведение потомства, красивая одежда и прочее.
БезопасностьУверенность человека в будущем, стабильность, безопасность жизни, доверие к окружающим, гарантированное трудоустройство, здоровье.
ЛюбовьПотребность человека взаимодействовать с социумом, принадлежности к той или иной социальной группе, внимание по отношению к себе, заботе.
СамооценкаПотребность в уважении окружающих, особом социальном статусе, карьерном росте.
СамовыражениеНравственные потребности, например, в признании творчества, реализации имеющихся навыков и умений.

Также в современной психологии определяют несколько основных видов самооценки:

  • Адекватная. В этом случае то, кем человек себя воспринимает и какими качествами наделяет, полностью совпадает с тем, что о нем думают окружающие. Адекватная самооценка обозначает трезвое мышление и признание своих сильных, а также слабых сторон. Личность способна к самокритике и готова проделывать работу над ошибками. Благодаря этому сильные стороны характера человека продолжают культивироваться, а слабые стороны становятся все менее заметными.
  • Неадекватная. Искаженное восприятие собственного «Я». Человек не оценивает себя объективно, старается выдавать желаемое за действительное. При этом неадекватная оценка не обязательно завышена. Человек может быть о себе худшего мнения, чем его окружение. В этом случае личность пытается развивать в себе качества, которые не являются необходимыми, из-за чего возникает внутренний диссонанс, и появляются проблемы в общении с окружающим миром. Неадекватная самооценка не позволяет человеку самореализовываться и развиваться.
  • Смешанная. В зависимости от ситуации человек может проявлять сначала одни качества, а потом совершенно противоположные. Такая личность может казаться очень уверенной в себе, а в следующую минуту проявлять слабость и неспособность принимать обдуманные решения.

Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная

Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная

Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии


Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Структура самооценки

Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.

К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:

представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме собственное отношение к этим представлениям выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений

В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления

    . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторная защитная отражающая развивающая эмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

— всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

— их легко понять;

— они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

— признают собственные достижения;

— относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьёзно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

— рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, даёт силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

— все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства

Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренера мнение родителей, родственников мнение товарищей по учёбе, увлечениям личный опыт, чувство компетентности влияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

Диагностика

Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.

Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.

Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования

Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.

Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!» Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]