Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Гиперкинезы (тики) у детей
Тики – это внезапно возникающие, непроизвольные, насильственные, стереотипные, повторные, неритмичные, кратковременные движения одной мышцы, группы мышц или частей тела. Тики также могут проявляться в виде звуковых аномалий, выражающихся в виде выкрикиваний звука, слога или слова.
Тики проявляются в детском возрасте, в основном от пяти до десяти лет, чаще встречаются у мальчиков, но и у девочек также бывают (хотя значительно реже). В большинстве случаев они поддаются коррекции и исчезают к пятнадцати годам. Тики не всегда являются полностью непроизвольными и неосознанными, иногда их можно затормозить или ослабить волевым усилием.
Разновидностей тиков очень много – от самых простых до очень сложных. Они могут совсем не беспокоить ребенка, он может даже не замечать своих непроизвольных движений, свободно общаться со сверстниками (это могут быть единичные моргания или другие простые моторные тики). Но также тики могут иметь и ярко выраженную форму – ребенку с такими тиками очень сложно находиться среди людей, и они заметно затрудняют его жизнь. Он не может без помех выразить мысли, совершать какие-то действия.
Лечение тиков – очень непростая задача, в основе решения которой прежде всего лежит правильно выявленная причина. При тиках часто отмечается волнообразность течения заболевания – периоды обострений и ремиссий. В периоды обострений тиков особенно важно наблюдение ребенка неврологом.
В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного врача-невролога. По результатам обследования доктор определит причину тиков, в зависимости от этого назначит медикаментозную терапию, а также в случае необходимости примет решение о введении дополнительных (немедикаментозных) методов коррекции и будет контролировать ход лечения.
Задача квалифицированного невролога – соблюсти баланс между тем, насколько тики влияют на качество жизни, и тем побочным вредом, который может нанести терапия. И принять решение в пользу пациента
Кривцова Юлианна Павловна, Врач-невролог врач первой категории
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Врач-невролог
При тиках обязательно проводится подробное неврологическое обследование, включающее осмотр невролога, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, иногда – МРТ головного мозга. Объем необходимого обследования определяется неврологом. В результате обследования невролог определяет причину заболевания и назначает лечение.
ЭЭГ
Электроэнцефалограмма проводится с целью проведения дифференциального диагноза с эпилептическими состояниями, а также для оценки уровня биоэлектрической активности головного мозга. Лабораторное обследование
При подозрении на инфекционную причину возникновения тиков может быть назначен биохимический анализ крови на маркеры воспалений (острофазные белки). Врач-иммунолог
По этой же причине также может понадобиться консультация иммунолога и дополнительное иммунологическое обследование. Нейропсихолог
Нейропсихолог проводит оценку состояния высших психических функций ребенка (памяти, мышления, двигательной сферы, восприятия и др.), а также оценку эмоционально-волевой сферы.
В ходе нейропсихологической диагностики у детей, страдающих тиками, чаще всего отмечаются нарушения внимания, зрительного и слухового восприятия, речи, моторики. Например, при исследовании сохранности моторных функций ребенка отмечается недостаточная плавность движений, замедленность движений, нарушение правильной последовательности двигательной программы. Также у таких детей часто отмечаются трудности самоорганизации, импульсивность, трудности программирования, регуляции и контроля собственного поведения.
ЛЕЧЕНИЕ
После установления причины врачом-неврологом назначается необходимая терапия. В некоторых случаях к седативной терапии дополнительно назначается противовоспалительная и иммуномодулирующая терапия (в случае, если причиной тиков является инфекционный возбудитель).
Стандартных схем лечения тиков не существует. Подбор терапии – это всегда индивидуальный процесс. Спектр используемых седативных препаратов варьирует от самых «слабых», преимущественно растительного происхождения, до «серьезных» препаратов из группы нейролептиков. Врач-невролог всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред и применяет стратегию лечения «от слабых препаратов к сильным». Именно поэтому всегда в обязательном порядке процесс лечения тиков требует промежуточных наблюдений невролога, врач должен отслеживать результаты своей терапии. В зависимости от динамики и от тяжести тиков интервал обращения к неврологу может составлять и несколько дней, и несколько недель, и несколько месяцев. Принимать препараты иногда приходится долго, несколько месяцев, а порой — и лет. Все зависит от тяжести течения заболевания.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ) ЛЕЧЕНИЕ
Часто невролог может назначить дополнительные (немедикаментозные) методы лечения: массаж шейно-воротниковой зоны, электросон, остеопатическое лечение.
При необходимости невролог также может назначить курс занятий с детским нейропсихологом и детским психоневрологом, помощь которых особенно эффективна в случае, если тики были спровоцированы стрессовой ситуацией.
В качестве эффективного нового метода лечения применяется метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это уникальная современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. На сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе существует достаточно большое количество исследований по лечению тиков с помощью ТМС. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга. В случае лечения тиков используется «тормозящий» чрезмерную активность нейронов режим воздействия.
Опыт применения методики ТМС нашим Центром имеет достаточное количество примеров лечения тиков с положительным результатом.
Обострение тиков
Как правило, дебют и обострение тиков приходятся на два возрастных периода гормональной перестройки и активного роста детского организма – 6-7 лет (начальная школа) и пубертатный (подростковый) период, который в последние годы имеет тенденции к более раннему проявлению в 10-11 лет.
Обострения тиков часто случаются на фоне перенесенных инфекций, а также стрессов, испуга, психотравмирующей ситуации.
Виды тиков
По характеру клинических проявлений тики разделяют на двигательные (моторные) и звуковые (вокальные).
Наиболее часто встречающиеся моторные тики – это моргания, движения носом, различные гримасы, наклоны головы, наклоны и повороты туловища, подпрыгивания. Вокальные тики проявляются как отдельными звуками (это может быть даже кашель или лай), так и выкрикиванием целых слов.
По степени выраженности тиков выделяют простые тики (единичные), множественные распространенные (когда отмечается несколько видов тиков) и генерализованные (когда представлены и моторные и вокальные тики, вовлекаются практически все группы лицевой и туловищной мускулатуры).
Причины
Причины возникновения тиков могут быть различными. К основным причинам относят:
Наследственная причина – в семье отмечаются тики у родственников, у родителей. Степень выраженности наследственных тиков может быть различной – от единичных морганий до тяжелой формы тиков, проявляющихся множественными двигательными и звуковыми феноменами, вплоть до копролалии (это тяжелая форма тиков называется болезнью Жиля де ля Туретта, по фамилии врача, описавшего это наследственное заболевание).
Причиной тиков может быть стресс, испуг, психотравмирующая ситуация. Как правило, у таких детей отмечается повышенная тревожность, нарушения сна, эмоциональная неустойчивость, расстройства невротического круга.
У детей тики часто возникают после перенесенной инфекции. Часто бывает, что ребенок вроде бы уже выздоровел от простуды, анализы нормализовались, а кашель у него сохраняется. Его долго и безуспешно лечат педиатры, а в конце концов выясняется, что кашель – это вокальный тик. Этот пример, в частности, убедительно демонстрирует необходимость проведения тщательного обследования для постановки правильного диагноза. Двигательные тики также часто являются следствием перенесенной инфекции. Существует отдельная группа тиков, возникших после перенесенной стрептококковой инфекции. Они являются симптомами сложного аутоиммунного синдрома, причиной которого является стрептококк.
В основе механизма развития тиков лежит нарушение обмена определенных веществ (нейромедиаторов), участвующих в передаче нервных импульсов. Поражаются подкорковые образования головного мозга – это тот отдел головного мозга, который в норме контролируется корой. При тиках он начинает функционировать самостоятельно, поэтому и возникают непроизвольные движения.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
- Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Мама не виновата
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Юлией Константиновной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303 города Нижний Новгород Нижегородской области.Сегодня Юлия Константиновна с удовольствием делится с нами своим профессиональными опытом по профилактике психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Целевая аудитория статьи – родители и воспитатели.
Краткий комментарий к статье от Юлии Константиновны:
«Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо, начиная с детского возраста».
Познавательного чтения…
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
Для эмоциональной жизни детей 3-7-летнего возраста характерны следующие особенности:
- дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей, безошибочно их распознают и учатся адекватно на них реагировать;
- сохраняются непосредственность и открытость своих переживаний;
- дети уже способны выразить свои эмоции в словах, у них уже есть четкие представления об основных эмоциях человека;
- формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия в семье, успешного общения с родителями и сверстниками;
- возникают чувства симпатии, любви и привязанности, сопереживания и соучастия; появляются первые дружеские чувства; формируются эстетические чувства; ребенок начинает выражать интеллектуальные чувства: любознательность, удивление и радость по поводу решения познавательных задач;
- дети могут легко обижаться, плакать, в конфликтной ситуации бурно выражают свои чувства, но быстро забывают обиды.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо, начиная с детского возраста.
Основные признаки стрессового состояния у детей.
1.Подавленное настроение.
2.Плохой сон (с трудом засыпает и очень беспокойно спит).
3.Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становиться слишком агрессивным.
4.Рассеяность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, в своих силах, беспокойная непоседливость.
5.Усталость после нагрузки, которая совсем недавно давалась совсем легко.
6.Кривляние, упрямство, боязнь контактов, стремление к одиночеству.
7.Постоянно жует или сосет что-либо. Стойкая потеря аппетита.
8.Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9.Начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10.Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находиться в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей:
1.Физическая нагрузка (оздоровительная утренняя гимнастика, оздоровительный бег, психотерапевтическая прогулка, оздоровительные игры, ритмопластика, виброгимнастика, музыкально-ритмическая гимнастика). И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
2.Правильно организованный сон. Во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме.
3.Питание. Важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальный рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.
4.Водные закаливающие процедуры. Эффективно снимают напряжение и стресс.
5.Соблюдение режима дня.
6.Обучение психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Большинство упражнений предлагается в игровой форме.
Как снять напряжение у ребенка? Рекомендации педагогам и родителям.
1.Безусловно принимайте и уважайте ребенка. Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство. Но не ребенком в целом, а его отдельными действиями. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания. Активно выслушивайте его переживания и потребности. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи. Делитесь своими чувствами. Конструктивно разрешайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе. 2.Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Например:
«Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
«Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.
«Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагают лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
3.Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становиться конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.
Например:
«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
«Гора с плеч» (для детей с 5 лет). Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет). «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!».
4.Как помочь агрессивному ребенку?
- создавайте условия для снятия напряжения через движение (спорт, соревнования, игры, походы);
- научите ребенка правильно направлять, проявлять свои чувства, не обижая других;
- если чувство обиды, гнева, злости переполняют ребенка, можно уйти в другую комнату, где никого нет, и там высказать все, что накопилось;
- предложите ребенку бить специальную подушку, рвать газету, мять и рвать «лист гнева», бить по мячу;
- переключите внимание ребенка, предложите станцевать под ритмичную громкую музыку динамичный энергичный танец, под медленную музыку посидеть (полежать), расслабиться, спеть;
- пусть ребенок нарисует свое состояние (гнев, боль, агрессию);
- предложите ребенку надуть шарик (можно мысленно), «выдуть» из себя в него все негативные мысли, чувства, эмоции, крепко завязать шарик и выпустить его в окно.
Место педагогов и родителей рядом с ребенком, может быть, чуть впереди. Не подавляйте, не подминайте, не наказывайте, а предостерегайте, предоставляйте право решать самому ребенку. Воодушевляйте и возвышайте, безусловно принимайте ребенка. Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, просто за то, что он есть. Хочется видеть каждого ребенка счастливым, а не обремененным непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду.
Литература.
1.Медико-психологическая служба в ДОУ: Организация работы. Под ред. Е.А.Каралашвили. – М., 2006.
2.Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет. Под ред. Е.И. Шапиро. – Санкт-Петербург, 2011.
3.Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Алямовская В.Г. Петрова С.Н. М.: — Скрипторий. 2002.