Статья:
В раннем детском возрасте довольно часто встречаются такие психоневрологические нарушения, как тики. Научное название – тикозный гиперкинез.
Родители сразу замечают изменения в поведении малыша. Неконтролируемые движения отдельных частей тела или некоторых мышц у ребенка не могут не стать поводом для беспокойства и возникают вопросы:
- Откуда взялось заболевание?
- Можно ли было его предотвратить?
- Что делать?
- Как лечить?
Этот список можно еще долго продолжать. Ясно одно – повод для беспокойства, безусловно, есть. И первое, что необходимо сделать – это узнать максимум информации о данном неврологическом расстройстве.
Так что же собой представляют нервные тики у детей и в чем заключается их опасность?
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТИКАХ
Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.
Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.
На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:
- внутренний дискомфорт;
- чувство тревожности;
- психическое напряжение.
При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же получает явное облегчение.
Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.
Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.
Причины тиков, диагностика тиков и лечение тиков.
Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.).
По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет.
Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.
Психологически дети с тиками характеризуются:
нарушениями внимания;
нарушением восприятия;
у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.
У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.
Классификация тиков:
моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)
вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)
ритуалы (ходьба по кругу)
генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).
Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.
Течение тиков
Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
Частота тиков меняется в течение дня.
Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.
Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.
Причины тиков
Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей.
Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.
Роль наследственности
Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:
легче провоцируются у лиц мужского пола;
мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола – неврозом навязчивых состояний.
Родительское поведение
Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.
В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.
Провокация тиков: психологический стресс
Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.
Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.
Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.
Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:
Наследственная предрасположенность
Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
Острый стресс, провоцирующий появление тиков
Механизм развития тиков
Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога — это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.
Тики и поведенческие нарушения
У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.
Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.
Диагностика тиков
Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.
Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.
В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию[2], магнито-резонансную томографию[3]), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра.
Медицинские диагнозы
Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.
Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.
Лечение тиков
1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.
3. Психологическая коррекция.
Может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).
Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются
Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.
РАЗНОВИДНОСТИ НЕРВНЫХ ТИКОВ У ДЕТЕЙ
Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.
Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:
- Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
- Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.
Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.
ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:
- нахмуривание бровей;
- моргание;
- зажмуривание;
- шевеление крыльями носа;
- втягивание воздуха носом;
- подергивание уголком рта;
- повороты или наклоны головы;
- пожимание плечами;
- вздрагивания;
- подергивание конечностями;
- сгибание или разгибание пальцев;
- щелчки пальцами.
Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:
- гримас;
- вскидывания головы;
- касания руками различных частей тела;
- сокращения мышц живота или диафрагмы;
- приседаний;
- подпрыгиваний.
Все перечисленные выше нервные тики у детей – это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.
Что такое вокализация
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.
Вокализацию можно разделить на две категории:
- Речевые включают звуки согласных и гласных (например, баба, даба) и часто упоминаются как лепет.
- Внезапные — естественные, вегетативные звуки, которые не напоминают речь, такие как плач, смех, суматоха, а также необычные звуковые постановки, такие как визги и рычание.
Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.
ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ
Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.
В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.
Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:
- Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
- Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
- Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
- Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
- Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.
Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.
Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.
Некоторые особенности нервной системы
Каждая доля коры больших полушарий (КБП) несёт ответственность за определённые функции. Нейроны, посылающие сигналы к скелетной мускулатуре и обеспечивающие движения, располагаются в прецентральной извилине. Последняя расположена перед глубокой бороздкой, разделяющей лобную и теменную доли КБП. С другой стороны бороздки располагается постцентральная извилина, которая отвечает за тактильные ощущения.
Абсолютно все нервные центры КБП человека взаимодействуют друг с другом. Речевая функция, зрение, мыслительные и эмоциональные сигналы – всё это за счёт разнообразных связей влияет на двигательные акты и мышечный тонус.
Выделяют подкорковую (экстрапирамидную) систему – мозговую структуру, которая не относится к КБП. Благодаря нейронным связям они объединяются в единую «композицию», которая выполняет определённые задачи:
- контроль над тонусом мышц;
- контроль над содружественными мышечными действиями;
- поддержка тела;
- присутствие в мотивационных и познавательных процессах.
Любое произвольное движение подразумевает одновременное напряжение одних мускул и расслабление остальных. Причём люди даже не понимают, что именно необходимо сокращать-расслаблять. Всё это осуществляется на автомате за счёт работы экстрапирамидной системы.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:
- Испуг.
- Страх.
- Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
- Смена окружения.
- Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
- Рождение второго ребенка в семье.
Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.
Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.
Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:
- тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
- черепно-мозговой травмы;
- перенесенного нейроинфекционного заболевания.
Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.
Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков.
Почему возникают?
Основные причины возникновения тиков – это наследственный фактор, аутоиммунные процессы, нарушение обмена допамина в головном мозге, органические поражения ГМ, стрессы, переживания, проблемы в семье, детский невроз, тревога, головные боли, усталость, игра на смартфоне, травмы головы или головного мозга, внутриутробная гипоксия, большая нагрузка в школе, неблагоприятная экологическая обстановка. Наследственный фактор имеет очень большое значение, но по наследству передается предрасположенность к тикам, а не сами тики. А первая клиника появляется при действии провоцирующих факторов. Например, постоянное сидение за компьютером, смартфоном, ноутбуком, планшетом может провоцировать развитие тикообразных движений. Или стресс, радость, смена обстановки могут способствовать появлению вокализмов.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Прежде чем начинать какое-либо лечение, нужно обследовать ребенка у специалиста. После первичного осмотра врач-невролог направляет пациента на прохождение электроэнцефалографии. Она дает возможность выявить следующие показатели:
- локальные общемозговые нарушения;
- очаги патологической активности;
- анализ состояния мозговой деятельности.
Повторное проведение исследований позволяет следить за эффективностью проводимой терапии. Обязательным является биохимический анализ крови. Если врач посчитает нужным, ребенок может быть направлен на МРТ.
Определить нервные тики у маленьких детей, установить их причины и назначить адекватное лечение – задача невролога. Но прямая обязанность родителей – обеспечить комфортное пребывание ребенка дома, в учебном заведении или на улице. Необходимо выяснить факторы, представляющие угрозу для психики малыша и любым способом устранить их.
ЛЕЧЕНИЕ
Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.
Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:
- Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
- Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
- Лечение с помощью медикаментов.
На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.
Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить. Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.
Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:
- метод биологически обратной связи;
- метод аудиовизуальной стимуляции;
- иглорефлексотерапия;
- лазеротерапия;
- озокеритовые аппликации;
- массаж шейно-воротниковой зоны;
- электросон.
В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.
При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.
Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.
Диагностика патологии
Для того чтобы выяснить, с каким типом гиперкинеза вы имеете дело, необходимо пройти комплексное обследование, которое включает прохождение таких процедур:
— электрокардиограмма; — УЗИ всех магистральных и других крупных кровеносных сосудов, капилляроскопия; — неврологическое и соматическое обследование; — электроэнцефалограмма; — осмотр психолога с использованием различных диагностических методик; — консультация реабилитолога, который определит, насколько сосудистая система готова адаптироваться к эмоциональным и физическим нагрузкам.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Нервные тики у детей различного возраста, независимо от причины возникновения, являются сигналами о том, что с ребенком не все в порядке, его психическое состояние на пределе возможностей, и он нуждается в безотлагательной помощи. Если вовремя убрать раздражитель, то тикозные проявления уходят самопроизвольно.
А что произойдет, если оставить все как есть? Здесь возможны несколько вариантов развития событий:
- Эпилепсия. Тики могут быть симптомами начальной стадии этого тяжелого неврологического заболевания.
- Тяжелые неврозы, психоэмоциональные нарушения. Нелеченый гиперкинез прогрессирует в детском организме, подключая новые проявления тикозного состояния. Отсутствие квалифицированной помощи приводит к развитию депрессии и других критических состояний.
- Синдром Туретта. Это психическое расстройство хоть и не является последствием родительской бездеятельности, но ее клиническая картина обязательно включает в себя и моторные, и вокальные тики.
Даже если гиперкинез через неделю самостоятельно исчезнет без каких-либо последствий, идти к врачу и проходить диагностические процедуры нужно обязательно. Это – залог здоровья ребенка, и делается с целью исключения вышеперечисленных заболеваний.
Общие сведения
Согласно многочисленным опросам, практически 25% младшеклассников сталкивались с подобным состоянием. Любопытно, что среди лиц мужского пола нервные тики наблюдаются чаще, чем у девушек.
Обычно стереотипные движения не вредят детскому здоровью и исчезают самостоятельно. Вот почему лишь двадцать процентов ребятишек показывают врачам. И всё же в отдельных ситуациях тики способны негативно сказаться на психическом и физическом самочувствии и проявиться в подростковом и юношеском возрасте.
Важным отличием данного состояния от судорог при нервных и психических болезнях является то, что ребёнок способен воспроизводить и осуществлять минимальный контроль над действиями. Также тики не появляются при произвольно выполняемых движениях (в частности – при поднятии кружки или глотании воды).
Интенсивность нарушения варьируется в зависимости от занятия, психологического настроя, суточного времени. Может меняться и локализованность тиков (к примеру, мигание трансформируется в хаотическое дерганье плечами). Это говорит не о другой болезни, а о повторе уже присутствующей.
Тики могут усиливаться из-за долгого нахождения детей в одинаковой позе (просмотр мультиков, сидение в автобусе, за партой). Непроизвольные движения слабеют или ликвидируются во время игровых занятий, в случае увлекательного вида деятельности (малыш читает интересную книжку). Если же интерес к действию пропал, то тики возникают снова. Их интенсивностью можно управлять, но затем нужен отдых.
Впервые в литературе тики были описаны как «привычка мускулов к сокращению» ещё в середине VII века.
АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него. В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение. А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется.
Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть:
- все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
- не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
- провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
- подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
- обеспечить полноценное и разнообразное питание.
В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.
Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.
СОВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.
Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.
Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:
- избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
- здоровый полноценный сон;
- качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
- соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
- дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
- максимальное пребывание на свежем воздухе;
- занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
- недопустимость переутомления.
В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.
Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти. Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса.