Мигрень во время беременности и грудного вскармливания

Причины головных болей во время грудного вскармливания

Головные боли – это не самостоятельный симптом, а проявление ряда нарушений. Это могут быть такие факторы, как гормональный дисбаланс, дефицит витаминов, а также патологии отдельных органов и систем. В период грудного вскармливания часто проявляются головные боли напряжения и мигрени, а также связанные с изменением гормонального фона.

Головные боли напряжения

Основная статья: Головная боль напряжения

Этот вид головной боли часто связывают со стрессами, недостатком сна, нервным напряжением. Его описывают как ощущение сдавливание головы в виде обруча, без дополнительных симптомов в виде тошноты, повышенной чувствительности к свету и других. Головные боли напряжения могут быть острыми и хроническими, но часто проходят после нормализации графика сна и отдыха, а также восполнения дефицита витаминов и минералов.

Мигрень

Мигрень – одна из распространенных разновидностей головной боли. Она возникает самостоятельно и не связана с патологиями других органов и систем. Перед приступом боли часто проявляется аура мигрени, которая представляет собой комплекс характерных симптомов:

• повышенная чувствительность к яркому свету, слезотечение;
  • обострение реакции на громкие звуки;
  • тошнота, головокружение, появление темных кругов в поле зрения;
  • учащенный пульс.

Мигрень часто обостряется у женщин в период грудного вскармливания. Главные причины – нарушение режима сна, гормональные изменения, повышенная тревожность. Для лечения используются специфические сильнодействующие препараты, но их не рекомендуется применять во время грудного кормления. Для улучшения самочувствия можно сделать массаж шеи и головы, обеспечить себе отдых и воспользоваться расслабляющими эфирными маслами.

Другие причины

Головные боли во время грудного вскармливания – это следствие общего состояния организма. Они могут возникать по многим причинам:

• повышение уровня некоторых гормонов в крови;
  • повышенная тревожность;
  • недостаток сна, частые пробуждения ночью;
  • напряженность мышц шеи и спины.

Важно понимать, что в период грудного вскармливания могут обостряться хронические болезни позвоночника. Во время беременности, а затем при уходе за ребенком возрастает нагрузка на поясничный отдел, также могут возникать проблемы в шейном и грудном отделах. Это влияет на кровоснабжение головного мозга и может становиться причиной острых болей.

Беременность, грудное вскармливание, мигрень: есть ли связь

Согласно клиническим исследованиям, у 70% женщин, страдающих мигренью, в беременность приступы становятся реже, мягче, а то и вовсе исчезают.

Всё дело в уровне эстрогена: доказано, что низкий уровень этого гормона в крови может провоцировать приступы мигрени у генетически предрасположенных к этому людей. Уровень эстрогена меняется в течение менструального цикла, и больше всего снижается перед началом менструации; поэтому для многих из нас мигрень – привычный спутник ПМС. У десяти женщин с мигренью из ста также наблюдают менструальную мигрень – особенную форму мигрени, которая возникает исключительно за 2 дня до начала менструации и первые 3 дня после.

Во время беременности уровень эстрогенов достигает пика и стабилизируется, поэтому большинство женщин, страдающих от мигрени, забывают о ней на девять месяцев. И всё-таки до 28% беременных продолжают испытывать приступы, причём именно в беременность может впервые проявиться так называемая аура при мигрени.

Что такое аура при мигрени?

Аура при мигрени – это особые неврологические нарушения, которые возникают в период перед приступом мигрени.
Чаще всего люди жалуются на зрительные нарушения: вспышки и белые пятна в глазах, «как будто плохо протёрто окно».

Но бывают и более пугающие симптомы: онемение и покалывание, которые распространяются от лица к руке или наоборот.

Для некоторых людей эти ощущения при мигрени нормальны, но если они появились впервые, особенно в беременность, нужно срочно обратиться к врачу, чтобы инсульт и другие требующие врачебной помощи состояния.

После родов естественные колебания эстрогена восстанавливаются, поэтому часто мигрень, отсутствующая в беременность, возвращается в период грудного вскармливания. Кроме того, рождение малыша – не только большая радость, но и бессонные ночи, пропущенные завтраки, усталость и много тревог. Увы, всё это может привести к учащению и усилению приступов мигрени.

Методы диагностики

Комплексная диагностика – это важный этап для назначения грамотного лечения. Важно определить, что послужило причиной головных болей, чтобы подобрать эффективные и безопасные препараты. Врач может назначить следующие этапы обследования:

• общий и биохимический анализы крови;
  • определение уровня гормонов в крови;
  • диагностика состояния сердца и сосудов (измерение давления, электрокардиография, допплерография сосудов шеи и головы);
  • рентгенография грудного и шейного отделов позвоночника;
  • МРТ, КТ по необходимости.

В Клиническом Институте Мозга можно пройти полное обследование, чтоб определить причину болей в голове при грудном вскармливании. В нашем центре диагностика проводится на современном оборудовании, которое позволяет получить максимально точные результаты.

Лекарства

При грудном вскармливании все препараты в той или иной степени попадают в грудное молоко, поэтому перед тем, как их принимать нужно обязательно проконсультироваться с врачом.

Если головная боль нестерпима, предпочтение лучше отдать парацетамолу, так как концентрация его в молоке минимальна, и он может использоваться кормящей мамой вне зависимости от времени кормления. Для купирования приступов высокой интенсивности также можно рассмотреть ибупрофен. Есть данные о том, что ибупрофен в незначительных количествах может проникать в грудное молоко без каких-либо отрицательных последствий для здоровья грудного ребенка, однако если его использовать часто (более 2 раз в неделю) речь может пойти о прекращении ГВ. Категорически противопоказан аспирин (противопоказан у детей до 15 лет, применять при грудном вскармливании его тоже нельзя).

Если головная боль существенно мешает привычной жизни, нужно обратиться к врачу, который подберет эффективные и максимально безопасные для ребенка препараты для профилактики приступов. Это, например, пропранолол. Но назначать препараты должен только врач, с учетом обстоятельств вашего заболевания и противопоказаний!

Подробнее узнать о препаратах, разрешенных кормящим матерям, можно на сайте LactMed.

Для тех, кому интересно углубиться в эту тему

Есть запись эфира с нашим неврологом Дарьей Захаровной Коробковой. Смотрите пост в нашем аккаунте в Инстаграме «Запись эфира: мигрень при беременности и ГВ».

Подписывайтесь на наш Инстаграм, чтобы читать свежие материалы о диагностике и лечении головной боли!

Лечение головных болей

Для снятия боли можно применять простые обезболивающие препараты, которые безопасны для ребенка: парацетамол, ибупрофен, кетопрофен. Сильнодействующие средства противопоказаны, поскольку они могут проникать в молоко. Также есть способы снять боль без применения лекарств:

• обеспечить себе отдых, постараться наладить график сна;
  • принять теплую ванну с добавлением морской соли и травяных отваров;
  • нанести несколько капель эфирных масел (лаванды, мяты, эвкалипта) на область за ушами;
  • сделать массаж шеи и головы.

Комплексное лечение при болезнях спины, нарушениях кровообращения врач назначит уже после завершения грудного вскармливания. В этот период важно избегать стрессов и выполнять общие рекомендации.

Что делать, если у мамы поднялась температура при грудном вскармливании

Специалисты уверяют, что большинство лекарственных препаратов не подходит для использования во время лактации. Необходимо помнить, что любые лекарства, в том числе жаропонижающие, кормящая мама может принимать только по назначению врача. Использование жаропонижающих препаратов целесообразно только при повышении температуры выше 38 0С. Более низкие показатели температуры являются адекватной реакцией организма на вирус и не требуют медикаментозного вмешательства.

Если же температура повышается и кормящей маме требуется помощь в виде приема лекарств, в период кормления грудью рекомендовано принимать жаропонижающие средства, в состав которых входит ибупрофен и парацетамол.

Методы профилактики

Первые месяцы жизни ребенка – это огромная ответственность и стресс. В это время организм матери испытывает большие нагрузки, на которые реагирует продолжительной головной болью. Однако, есть выполнять несколько рекомендаций врачей, можно избежать ухудшения самочувствия и других опасных последствий:

• пользоваться подушками и другими приспособлениями для кормления – они снимают нагрузку с позвоночника;
  • полноценно питаться, по необходимости принимать комплексы витаминов и микроэлементов;
  • уделять время прогулкам – достаточное количество кислорода необходимо для питания клеток головного мозга;
  • избегать стрессов и позволять себе периодический отдых.

В Клиническом Институте Мозга можно пройти полное обследование, которое позволит быстро и точно определить причину головных болей. Врачи нашего центра – специалисты узкого и широкого профиля с многолетним опытом лечения различных заболеваний. Эффективность терапии будет зависеть от своевременного приема назначенных препаратов, а также от выполнения дополнительных рекомендаций, в том числе соблюдения диеты и регулярной гимнастики.

Клинический институт мозга Рейтинг: 5/5 — 1 голосов

Поделиться статьей в социальных сетях

Применение лекарств при грудном вскармливании

Cлучается так, что в период лактации женщина заболевает. И ей нужно выбрать лекарства, которые позволили бы бороться с болезнью и не навредили ребенку. При этом необходимо учитывать, что широкий спектр противовирусных препаратов категорически не подходит для лечения кормящей женщины.

Ведь с молоком матери передаются не только полезные вещества, но и лекарственные препараты, которые женщина принимает, а как известно, далеко не все препараты подходят для младенцев. Также существуют лекарства, которые могут снизить выработку молока или вовсе прекратить его. Поэтому при назначении препаратов всегда учитывается риск для малыша и польза для матери.

Степень неблагоприятного влияния лекарственного препарата на организм грудного ребенка определяется следующими факторами:

• токсичность препарата;
  • истинное количество препарата, поступившее в организм ребенка (оно зависит от дозы, концентрации лекарства в грудном молоке и от количества употребленного ребенком молока);
  • особенность влияния препарата на внутренние органы ребенка;
  • длительность выведения лекарства из организма ребенка (это зависит от зрелости ферментных систем, созревания функции печени и почек малыша);
  • длительность приема лекарства кормящей мамой;
  • индивидуальная чувствительность ребенка к данному препарату;
  • риск развития аллергических реакций.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )