Депрессия у пациентов с постинсультной афазией: диагностика и клинические особенности

Потеря речи при инсульте – частое осложнение опасного заболевания, которое встречается у каждого третьего больного, который перенес приступ. Такое состояние называется афазией: пациент не может выражать свои мысли, испытывает трудности в разговоре на простые темы, не может назвать даже простые предметы. Часто можно вернуть утраченные навыки, если записаться в центр реабилитации после инсульта и проходить восстановление под контролем опытных докторов.

Прогноз во многом зависит от тяжести кровоизлияния или ишемии, но даже при легкой форме инсульта реабилитация требует собранности от пациента и контроля врача. Доктор должен выявить афазию и назначить реабилитационную программу.

Как распознать афазию?

Отсутствие речи после инсульта – не всегда полная утрата разговорных навыков. Человек может путать слова, буквы, звуки, заикаться, стараться употреблять наиболее простые выражения. При инсульте поражается речедвигательный анализатор, может страдать фонетика при разговоре, а также синтаксис, грамматика и лексика при написании слов. В тяжелых случаях пациент совсем утрачивает навыки письма.

Определить нарушения речи при инсульте у пациента можно по следующим признакам:

  • путаются похожие звуки или слова;
  • отмечается нарушение в построении даже простых предложений;
  • наблюдается неспособность грамотно построить предложение (например, вместо «я поеду на автобусе на дачу» человек говорит «я автобус дачу на поеду»);
  • отмечается заикание, частые повторения одних и тех же слов;
  • используются нецензурные выражения.

Последний признак часто вызывает переживания у родственников – даже воспитанные и интеллигентные люди после приступа часто начинают ругаться. Ученые объясняют это тем, что нецензурная лексика считается одной из самых древних и простых произношении, поэтому осаживается в подсознании каждого человека.

Иногда отмечается дизартрия – страдает качество произношения звуков. Меняется интонация, голос может стать глухим или гнусавым. В тяжелых случаях отмечается полная потеря речи при инсульте.

Как долго идет восстановление речи после инсульта

Период восстановления речи, как правило, начинается на 7-10 день после инсульта (возможно в случае, если пациент находится в стабильном состоянии). Но иногда бывают ситуации, когда пациент не в состоянии начать заниматься с логопедом спустя 3-4 недели. В любом случае к восстановлению стоит приступить не позднее, чем через 6-8 недель, иначе восстановить нарушенные функции будет намного сложнее.

Восстановление речи в комплексе реабилитационной программы после инсульта проходит достаточно медленно. В соответствии с формой афазии, тяжестью клинического случая, она может занять несколько недель и даже месяцев. Зачастую бывает так, что артикуляция возвращается пациенту рывками: долгое время положительных результатов упражнения не приносят, но в один день резко речь заметно улучшается.

Заранее предоставить точный прогноз по срокам восстановления речи проблематично (индивидуален для каждого пациента). Реабилитация является строго постепенным и поэтапным процессом Длительность всех этапов для каждого пациента индивидуальна: одним хватает нескольких недель, а другим требуется ни один год. Как показывает практика, у большинства пациентов речевые способности заметно улучшаются через 3-4 месяца после регулярных занятий. Однако весь период восстановления занимает от 3 до 5 лет.

Какая бывает афазия?

Нарушение речи может быть различным, такое состояние зависит от того, какие именно центры пострадали во время ишемии или кровоизлияния. Каждое поле Брока отвечает за свою деятельность, по наличию конкретных признаков доктора определяют тяжесть приступа.

Виды нарушения речи при инсульте:

  • если пациент не может назвать конкретные предметы, выставляют оптико-мнестическую афазию – больной обычно вместо слова «ручка», говорит «то, чем пишут»;
  • при нарушении разговорного восприятия при сохраненном слухе диагностируют сенсорную афазию;
  • когда больной не может повторить слово или фразу, которую ему говорят, он страдает акустико-мнестической формой;
  • если человек не может говорить слова, но все понимает и может произносить слоги и буквы, выставляют моторную афазию.

Какие бывают виды речевых расстройств при инсульте

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения (сложности в понимании собственной речи, невозможность формирования слов). Помимо афазии, бывают и другие виды расстройств – дизартрия и диспраксия.

Особенности афазии

Она характеризуется ухудшением речевых функций на фоне повреждения в мозгу речевых центров. Подразделяется на полную (когда речь отсутствует совсем) и частичной. Также, выделяют 6 форм, среди которых:

  1. Моторная. Она бывает афферентной и эфферентной. При афферентной у человека возникают трудности с удержанием артикуляционной позы. У многих отсутствует инстинктивная речь. При эфферентной появляются сложности с усвоением и воспроизведением двигательной программы. Для речи характерна перестановка звуков и слогов.
  2. Сенсорная. При такой форме затрагивается центр Вернике, локализующийся в височной доле. В результате человек утрачивает способность понимать речь, но разговорная функция сохраняется. Иногда ухудшается зрительная функция.
  3. Динамическая. Она характеризуется затруднением или полным отсутствием возможности активного высказывания. Человек не в состоянии произносить длинные предложения, испытывает большие трудности с построением фраз. Во время разговора преобладают речевые шаблоны.
  4. Акустико-мнестическая. Основное клиническое проявление – сложности с удержанием в памяти недавно полученной информации. Есть пациенты, которые не могут повторить за логопедом фразу из нескольких слов. Им сложно назвать окружающие предметы, поскольку они просто не помнят их названия.
  5. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные речевые формулировки. У многих появляются трудности с решением задач, которые содержат непростые синтаксические структуры. Читают пациенты с такой формой очень медленно.
  6. Тотальная. Это самая тяжелая форма, которую отличает полное отсутствие речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Большинство пациентов даже не узнают самых близких родственников. Такая форма требует продолжительного восстановления.

Особенности дизартрии

При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. Как правило, у взрослых болезнь не приводит к распаду речевой системы. Оно часто сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Более чем в 70% случаев она возникает в результате инсульта. К основным признакам дизартрии относятся:

  • затруднения подвижности органов артикуляции;
  • нарушения плавности речи (постоянные запинки);
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • проблемы с темпом речи (замедленный или ускоренный);
  • однообразие интонирования (монотонная речь);
  • гримасы;
  • изменения тембра голоса.

Различают несколько форм дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую и корковую. Каждая из них связана с определенной локализацией мозгового повреждения. Для восстановления речи требуется помощь логопеда. Он проводит диагностику, чтобы выявить, какие именно аспекты речи нарушены, составляет индивидуальную программу терапии.

Особенности артикуляционной диспраксии

Артикуляционная диспраксия представляет собой расстройство, при котором мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но нарушены движения и координация, позволяющие воспроизводить звуки (произношение невнятное). Возникают проблемы с запоминанием следующего движения в последовательности, что приносит много неудобств в повседневной жизни.

Люди с диспраксией могут говорить непрерывно, и повторяясь. Обеспечить содержание и последовательность языка зачастую очень непросто. Речь часто не четкая, темп и тон не удается полностью контролировать. Для лечения прибегают к комплексному подходу.

Реабилитация

Как только диагностируют нарушение речи после инсульта, доктора разрабатывают реабилитационную программу: как ее восстановить и вернуть пациенту навыки социальной жизни. Логопед определяет, какие именно навыки нарушены и разрабатывает индивидуальную программу, проводит тренинги и дает домашние задания. Здесь успех во многом зависит не только от качества реабилитации, но и от усилий и целеустремленности самого пациента.

В программу может входить:

  • чтение коротких предложений вместе с врачом;
  • заучивание стандартных фраз с постепенным расширением лексикона;
  • рассуждение о функциональной значимости предметов;
  • по мере восстановления используются более сложные словоформы;
  • на финале пациент пересказывает предложения своими словами.

Особенности лечения нарушения речи при инсульте у каждого логопеда свои – доктор старается применять действенные методики, которые приносят результат. Лучше обращаться к проверенным и квалифицированным докторам, которые помогут обрести разговорные и социальные навыки.

В нашем реабилитационном центре проводится комплексная программа по восстановлению пациентов с нарушением речи после инсульта. Мы стараемся подбирать эффективную программу и контролируем процесс реабилитации.

Логопедия после инсульта: что вы можете ожидать?

27.11.2019

В результате повреждения головного мозга, вызванного инсультом, у 30 процентов пациентов развивается речевое нарушение. Хотя это часто встречается при инсульте, важно подчеркнуть, что он может развиваться как следствие других неврологических заболеваний.

Кто касается постинсультного расстройства речи?

Частью речевого расстройства является расстройство артикуляции (дизартрия), которое, в дополнение к сохраненным речевым навыкам, означает трудности в формировании звука. В таком случае содержание речи остается неизменным, но трудным для понимания, который может даже возрасти до непонятности. Другая большая группа включает в себя так называемую афазию, то есть различные проявления и уровни речевого обучения и понимания, которые не обязательно связаны с затруднением артикуляции.

В ходе травмирования сложные области мозга и сети, участвующие в организации речи, помимо сохраненного интеллекта, нарушают понимание и исполнение речи, а также чтение и письмо. Однако из-за сложности речевых полей нарушение использования концептуальных систем может привести к потере предшествующих интеллектуальных способностей.

Что такое афазия?

Хотя области мозга, которые играют важную роль в организации речи (в зависимости от гарантии), в основном расположены в левом полушарии, более точный термин — это доминантное полушарие, которое, независимо от латеральности, обозначает полушарие, в котором расположены речевые поля. Афазия, как правило, является симптомом доминирующего полушария.

Характеристика степени повреждения речевых полей в доминантном полушарии и нервных путей, которые их связывают, места повреждения

Нарушение речи может быть легким (затруднение речи), и в худшем случае может возникнуть полное отсутствие речи. Трудность речи (сложность выбора слов и понятий) делает речь непристойной или непонятной, утрачивает преемственность, и в дополнение к поиску слов появляются повторы с трудно читаемым содержанием. Нарушение речи, естественно, также ухудшает навыки письма и чтения. Понимание речевого понимания, в первую очередь, нарушается пониманием. Это может создать впечатление растерянности, и профессионалу может быть трудно установить правильный диагноз.

Какие есть варианты реабилитации?

Лечение афазии требует междисциплинарного подхода, то есть это задача, которая включает в себя несколько профессий и требует комплексного опыта в лечении и реабилитации. Скорость возврата утраченных языковых навыков в значительной степени зависит от используемой программы реабилитации.

Нейропсихология

Задача клинически квалифицированного и клинического психолога начинается с оценки нарушения речи. На этом этапе очень важно создать правильные условия, так как вам нужна своевременная, спокойная тестовая ситуация и терпение, чтобы обследовать пациентов, которые испытывают трудности в общении, чтобы установить надлежащие диагностические отношения. Работе помогают вспомогательные средства, такие как тесты, которые впоследствии играют важную роль в развитии речи. Трудности в разговоре, которые не воспринимаются пациентом, но проявляются как бремя для окружающей среды, представляют собой особую трудность.

Что спросить у терапевта?

  • Что показали проверки здоровья?
  • Можете ли вы записать важные моменты терапии, чтобы заботиться о себе позже?
  • Что будет делать терапия?
  • Есть другие методы лечения, которые могут работать?
  • Как я могу вовлечь мою семью в терапию?
  • Как долго будет длиться терапия?
  • Как мы узнаем, что мы достигли конца терапии?
  • Есть кое-что, что я могу сделать после завершения терапии?

Музыкальная терапия

Речевая реконструкция, или музыкальная терапия — это метод, который использует музыку в качестве инструмента для лечения и реабилитации. Тихие мелодии, которые вы слушаете, могут выявить глубоко выгравированные элементы детства, которые мешают процессу изучения речи в детстве. Музыка также высвобождает позитивные психические энергии, помогая процессу исцеления.

Групповая терапия

Подход групповой терапии улучшает функциональное общение. Группа также имеет сильный мотивационный фактор для дальнейшего индивидуального лечения и может также помочь с социальной изоляцией, вызванной расстройством речи. Нарушение коммуникации и непонимание (понимание) среди нетронутых людей и людей с нарушениями речи часто делают окружение пациента неосведомленным о его / ее области общения и возможностях. Общий опыт тех, кто сталкивается с подобными трудностями, очень помогает в преодолении этих препятствий.

Логопед

При необходимости вы также можете обратиться к логопеду, который обычно доступен в службе по уходу на дому.

От чего может зависеть исцеление?

Улучшение афазии зависит от возраста, пола, места черепно-мозговой травмы, намерения пациента, мотивации, а также формы и интенсивности используемой афазии.

Раннее начало черепно-мозговой травмы имеет важное значение. Реабилитация женщин, как правило, происходит быстрее, и использование языка до заболевания также является важным фактором. Во время речевой терапии у одной трети пациентов значительно улучшается, у 1/3 только умеренно, у остальной 1/3 существенно не меняется. В первый год после нарушения речи спонтанное улучшение также является основным фактором, который наиболее выражен в первые 3 месяца. Логопедия в первой половине года является наиболее эффективной, но после этого терапия имеет большое значение. Важно подчеркнуть, что реабилитация может занять годы.

Как семья может помочь?

Задачи, которые можно выполнять в домашних условиях, являются важной частью логопедической терапии. Это требует совместной работы пациентов и их родственников. Логопедия не должна ограничиваться терапевтическими мероприятиями специалиста, а ключом к улучшению является самозанятость.

Важно, чтобы члены семьи помогали говорящему своевременно и адекватно. Чрезмерная помощь является барьером для развития, а также отсутствие терапии. Например, во время выпуска, первоначальные (да-нет) вопросы, которые необходимо решить, могут постепенно перейти к более сложному диалогу.

Логопедия — серьезная задача, и для пациентов с афазией общение утомительно. Это следует учитывать при реабилитации путем введения совместных программ отдыха.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник

Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?

Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.
Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:

  • Медикаментозная терапия.
  • Занятия с логопедом.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Оперативное вмешательство.

Лекарства

Во время реабилитации после инсульта врач назначает больному несколько групп препаратов, способствующих уменьшению побочных эффектов, улучшению состояния и помогающих больному быстрее вернуться к привычному образу жизни:

  • Миорелаксанты.
  • Антидепрессанты.
  • Антиконвульсанты.
  • Антиагреганты.

Миорелаксанты

На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.

Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:

  • Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
  • Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).

Препараты серии антидепрессантов

Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:

  • Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
  • Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).

Антиконвульсанты

При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:

  • Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
  • Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).

Антиагреганты

Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:

  • Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
  • Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).

Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.

Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.

  • Как именно проходит восстановление речи после инсульта

Занятия с логопедом

На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:

  • Чтение скороговорок.
  • Рисование.
  • Мимический и логопедический массаж.

При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.

Физиотерапия

Этот вид реабилитации стимулирует восстановление мышц и помогает добиваться лучшего эффекта от занятий с логопедом и от приёма лекарственных препаратов.

  • Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
  • Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.

Массаж

Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.

Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.

Оперативное вмешательство

К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]