Возможности мозга безграничны? Российская газета, 06.06.2016

Благодаря многолетнему изучению наших внутренностей при любом удобном случае, учёные стали хорошо понимать, как работает практически каждая часть нашего тела. Однако самым загадочным отделом нашего организма является головной мозг. И чем больше мы его изучаем, тем более загадочным он становится. Вы даже не представляете, на какие удивительные вещи способна наша «думалка». Не переживайте, ученые долгое время тоже этого не знали.

Мозг-супергерой.

Сегодня мы расскажем о 10 самых невероятных возможностях нашего мозга, которые делают нас почти супергероями.

Мозг умеет создавать ложные воспоминания

Обмани меня.

Вот вам научный факт: наш мозг способен создавать ненастоящие воспоминания. Вы никогда не оказывались в ситуации, когда что-то помните, хотя в реальности этого никогда не было? Нет, мы сейчас не говорим о воспоминаниях о прошлых жизнях, где вы были Цезарем или Клеопатрой. Речь о идёт о том, что вы «помните», как делали вещи, которые в реальности не делали. Думали, что заняли денег у соседа, а на самом деле не занимали. Думали, что купили какую-то вещь, а на самом деле не покупали. Таких примеров куча.

Есть и более впечатляющие. Например, наш мозг может убедить нас в том, что мы совершили преступление. В одном из экспериментов учёные смогли внушить и создать ложные воспоминания у 70 процентов участников. Те стали думать, что совершили кражу или вооруженное нападение.

Как это работает? Есть мнение, что наш мозг может заполнять пробелы в нашей памяти неточной или полностью недостоверной информацией, когда мы пытаемся что-то вспомнить.

Также интересно почитать: Плохие запахи делают воспоминания более сильными

Наш мозг может предсказывать будущее

Ловкость.

Установлено, что во время поступления визуальной информации в наш мозг существует некоторая задержка, благодаря чему мы можем прогнозировать то, что должно произойти дальше. Эти предсказания строятся в том числе и на нашем прошлом опыте (в нас летит мяч — нужно увернуться; открытый дорожный люк – нужно обойти). Мы даже не подключаем к этому свое сознание (другими словами, не обдумываем). Все люди способны предсказывать будущее, что помогает нам избегать тех вещей, которые могут нам навредить.

Наш мозг «видит» на 360 градусов

Мозг может видеть лучше, чем глаза.

А эта возможность делает нас похожими на «Человека-паука». Да, мы, а точнее наш мозг способен очень внимательно следить за окружающей обстановкой и сообщать о том, что мы еще толком не осознали. Например, мы начинаем ощущать, за нами кто-то следит. Появляется чувство неловкости, начинаем потеть, кожа покрывается мурашками. Поворачиваем голову в эту сторону, и действительно видим, что какой-то человек на нас смотрит. Некоторые это называют «шестым чувством».

Глаз на затылке у нас нет, да и поле зрения у нас довольно узкое, по сравнению с другими животными. Но мозгу они там и не нужны. У него есть более эффективные средства для оценки окружающей обстановки. Например, слух, который способен замечать даже самые незначительные изменения в окружающем фоне. И эта способность особенно усиливается, когда мы не можем видеть часть этого окружения.

Стимуляция мозговых функций

Чтобы «расшевелить» мозговую активность надо заняться решением интересной задачи. Стимуляцию можно начать с техники скоростного чтения:

• заниматься требуется стабильно 3-4 месяца при приподнятом эмоциональном настроении;

• обязательно понимать суть прочитанного;

• поле охвата текста взглядом расширять постепенно.

Болгарским ученым-психологом Георгием Лозановым во второй половине ХХ века был предложен метод скоростного обучения для взрослых. Метод получил название суггестология. Обучение проходит под музыку. Ученик не напрягаясь, запоминает новый материал на 50% больше в сравнении с обычным обучением.

Тренировки можно начинать в любое время. Регулярные занятия, с постепенным увеличением нагрузок позволят добиться хороших результатов:

1. Чтение способствует развитию логического мышления.

2. Спорт способствует выработке эндорфина, стимулирующего мозговую активность.

3. Чередование занятий и дневного отдыха, способствует лучшему усвоению информации.

Ученые считают, что тренировать собственные способности, для того чтобы улучшить внимание, рассудительность и стать просто умнее – этой возможностью может воспользоваться каждый. Просто требуется каждый день посвящать изучению чего-то нового

Для сохранения здоровья не следует пользоваться для стимуляции:

• наркотическими веществами;

• алкогольными напитками;

• курением сигарет.

Любой перечисленный способ вызывает деградацию.

Наш мозг может точно оценить любого человека за доли секунды

Творчество доступно не всем.

У мозга очень хорошее чутье.

Неважно настолько непредвзятыми мы пытаемся себе казаться, у нашего мозга свое представление на этот вопрос. Он способен оценить впервые встреченного вами человека всего за 0,1 секунды (как выглядит, как говорит, как одет, побрит и так далее). Пока мы пытаемся все это сознательно понять, наш мозг на подсознательном уровне уже создает картинку человека (и причем довольно точную) и делает вывод – понравится вам этот человек или нет.

Наш мозг – идеальный будильник

Мозг разбудит сам себя лучше любого смартфона.

«Мне не нужен будильник. Я сам себе будильник», говорят некоторые люди. Знайте, они не шутят. Если вы соблюдаете режим (ложитесь спать и встаете в одно и то же время), ваш мозг привыкает. Наши собственные биологические часы – лучше любого будильника. Поэтому многие люди могут просыпаться еще до того момента, как прозвенит мерзкий звонок, сообщающий о том, что пора вставать на работу. Часто такое наблюдается, например, у офисных работников.

Типы мышления

Способности человеческого мозга и восприятие окружающего мира лишь отчасти зависят от возрастного фактора. В детстве уровень развития мыслительного процесса крайне простой: «увидел – совершил действие». По мере взросления у людей создается наглядно-образная форма мышления: «увидел – проанализировал аналогичные ситуации/проработал варианты действий/оценил риски – совершил действие».

Далее объекты постепенно меняются на категории и представления, формируются связи между ними. В итоге у человека развивается словесно-логический абстрактный тип мышления, когда для запуска мыслительного процесса ненужно совершать определенные действия – все они выполняются в голове.

В 20-м веке известный ученый в сфере психологии В. Келлер проводил эксперимент над обезьянами. Он запер несколько обезьян в клетке, дал им палку, а неподалеку бросил банан. Многие обезьяны быстро додумались, что нужно взять палку и пододвинуть с ее помощью банан. В этом случае у животных задействовался наглядно-действенный мыслительный процесс: обезьяны с помощью палки проводили эксперимент, достаточно быстро обнаруживая правильное решение задачи.

Человеческий мозг является крайне энергозатратным органом. Давно доказано, что в процессе работы он сжигает примерно 1/5 всех имеющихся в организме человека калорий.

После этого В. Келлер задачу усложнил: следующий банан подвинули подальше от клетки, а животным вручили две разные по длине палки. Для обезьян решение второй задачи стало непосильным. Они не могли понять, почему с помощью первой палки уже нельзя придвинуть банан к клетке, не пробуя при этом взять вторую палку. Лишь малый процент обезьян из множества тех, которые принимали участие в эксперименте, садились и думали, в итоге находя решение задачи. Вместо битья палкой по клетке, бешенства, эмоций, как было у большей части обезьян, самые умные животные задумывались и представляли действие в воображении.

Точно так же всё происходит и у людей. Наш мозг формирует универсальный тип мышления: если первый алгоритм, проработанный интеллектом, не подходит для решения задачи, сознание начинает поиски нового представления и связей, пока не находит оптимального варианта.

Эмоции являются важнейшей составляющей универсального мышления. С помощью психоэмоциональной деятельности мозга мы можем моделировать цель и модифицировать ее. Поэтому нужно стараться не подавлять свои эмоции, но и выражать их слишком бурно не стоит. Всё должно находиться в равновесии: и мыслительная деятельность, и выражение эмоций, и потребительские качества. Если что-то будет подавляться, то обязательно будут возникать нарушения в функционировании отдельных систем организм человека, что скажется на работе мозга и других внутренних органов.

Если быстро двигать глазами, то мозг человека не сможет адекватно обрабатывать полученную информацию. То же самое можно сказать и о слуховом восприятии.

Наш мозг может «слушать» и учиться во время сна

Хотели бы учиться во сне?

Мы привыкли думать, что во время сна наш мозг полностью отключается. На самом деле это не так. Да, некоторые отделы мозга действительно отдыхают, снижая свою активность. Но, мы можем даже учиться во сне! Во время так называемой фазы быстрого сна человек способен запоминать некоторые вещи. В ходе экспериментов перед спящими людьми ученые проигрывали определенные звуковые сигналы (которые люди никогда до этого не слышали). Затем люди просыпались, а исследователи проигрывали им эти сигналы снова и просили сказать, какие из этих звуков кажутся знакомыми. И люди их узнавали!

Крутая способность, но не советуем пользоваться ею для подготовки домашнего задания, зачетов и важных презентаций.

Также интересно: Электрическая стимуляция мозга временно омолаживает мозг человека на 50 лет

Отдых

Многие считают, что нужно работать настолько много, насколько это возможно. Но это мнение ошибочно. Качество отдыха для раскрытия потенциала имеет не меньшее значение. Нужно не только позволять себе расслабиться, но и выбирать правильные хобби. Только так удастся добиться результата.

Как легко увеличить потенциал мозга с помощью отдыха:

  1. Хороший сон. Нужно спать около 8 часов в сутки, причем делать это нужно именно в ночное время. Это позволит вывести из организма все вредные вещества, а также стимулировать головной мозг к повышенной активности.
  2. Солнечный свет. Воздействие солнечных лучей наполняет организм витамином D, повышает активность и трудоспособность, а также улучшает настроение. Рекомендуется больше времени проводить в помещении, куда попадает свет солнца.
  3. Путешествия. Поездки в другие города или страны следует совершать каждый год. Они стимулируют мозг новыми местами и красивыми пейзажами. Смена обстановки всегда полезна для человека.
  4. Сочинение историй. Нужно придумать несколько основных событий, которые произошли в будущей истории. На их основе получится легко написать свой первый небольшой рассказ. Можно просто написать короткую историю без какого-либо предварительного продумывания сюжета. Это положительно скажется на интеллекте, фантазии, памяти.
  5. Отказ от интеллектуального «мусора». Следует полностью отказаться от посещения бесполезных ресурсов в интернете и беспорядочного чтения статей, которые не имеют никакого значения. Нужно лишь оставить несколько основных сайтов, куда допускается иногда заходить и читать новую информацию.
  6. Игры. Видеоигры с упором на необходимость много думать или специальные интеллектуальные мини-игры очень эффективны для расширения потенциала мозга. Воспользоваться ими можно как на компьютере, так и на смартфоне. Также можно использовать классические кроссворды, ребусы и прочие головоломки.
  7. Медитация. Регулярная медитация помогает мозгу расслабиться, а также подготовиться к будущей работе и получению новой информации. Применять такую практику нужно каждый день, чтобы добиться максимального эффекта.

При поднятии потенциала с помощью таких методов человек получит также другое полезное влияние на свой мозг и организм. Поэтому рекомендуется применять сразу несколько из них, чтобы достичь наибольших результатов.

Дельфины и люди обладают схожими уровнями интеллекта и мозгового потенциала, а их сравнение стало предметом интереса для многих ученых.

Мозг способен обучаться за счёт воображения

Творчество доступно не всем.

Простой эксперимент, впервые проведенный еще более 100 лет назад. Людей разделили на две группы. Одну группу стали обучать базовым навыкам игры на пианино с использованием инструмента. Обучение другой группы проходило без пианино. Людям просто рассказывали, как правильно ставить и двигать пальцами, а также описывали, как звучит та или иная нота. К концу обучения было установлено, что обе группы обладают одинаковыми навыками – обе смогли сыграть на пианино мелодию, которой их обучали.

В 90-х годах уже с использованием более современных научных инструментов ученые действительно выяснили, что воображаемое обучение и практика может оказывать такое же воздействие на мозг, как и реальные.

Обучение

Развивать потенциал мозга лучше всего с помощью обучения чему-то новому. Любая смена деятельности и попытки приобрести новые навыки стимулируют выработку важных гормонов, которые положительно влияют на интеллект. При этом происходит не только увеличение потенциала, но также рост качества мышления, улучшение памяти, повышение внимания. Новые навыки же позволят раскрыться в ранее недоступных областях и получить полезный опыт.

Способы повысить потенциал с помощью обучения:

  1. Новые навыки. Можно научиться игре на музыкальном инструменте, начать рисовать красивые картины, разобраться в устройстве компьютера или попробовать сделать мелкий ремонт. Любой новый навык повлияет на мозговой потенциал.
  2. Математика. Решение математических примеров или тестов всегда считалось одним из лучших способов развития интеллекта у людей любого возраста. Этот метод отлично подходит также для повышения потенциала мозга.
  3. Ориентирование на местности. Освоение новых маршрутов или попытки сориентироваться в незнакомом месте с поиском нужного пути помогают простимулировать расширение возможностей мозга. Отправиться можно в отдаленный район или другой город, где раньше не приходилось бывать.
  4. Иностранные языки. Если есть минимальные знания иностранного языка, то стоит его закрепить, а также начать учить новый. Таким методом получится не только добиться повышения интеллекта, но и значительно улучшить свою память, а также защитить себя от болезни Альцгеймера.
  5. Литература. Чтение различных книг меняет взгляды человека. С их помощью получается приобретать новые знания, учиться правильно воспринимать происходящие события, а также заряжать мозг особой энергией.

Обучение новым вещам приносит пользу. Раскрытие потенциала мозга происходит практически от любой интеллектуальной деятельности, т.к. она оказывает прямое влияние на когнитивные способности человека.

Интеллект человека не безграничный, но его можно повышать до невероятных размеров. Для этого придется упорно трудиться на протяжении долгого времени.

Наш мозг имеет «режим автопилота»

Испытывали когда-нибудь чувство автопилота?

Как только мы хорошо овладеваем каким-нибудь навыком, наш мозг подключает к работе определенный отдел, так называемую сеть пассивного режима работы. Она используется для выполнения задач, не требующих сложного анализа, поскольку их решение уже многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Людей обучили одной карточной игре, которая требует небольшого мыслительного процесса. Люди играли хорошо, но когда после многочисленных партий к работе подключилась эта самая сеть пассивного режима работы, они стали играть еще лучше.

Обучение другим видам навыков дается людям сложнее. Например, игра на инструментах. Сначала – очень сложно. Но после, когда ваши руки и пальцы запомнили, как нужно правильно играть — ваш мозг фактически отключается. И вы начинаете делать это на автоматизме.

Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле

Воображаемые тренировки, они такое.

Сейчас лето и многие из нас, наверно, опять с горечью вздыхают о том, что не смогли к нему подготовиться. Все эти диеты и фитнес-центры так и остались нашими желаниями и воспоминаниями. Не отчаивайтесь! Наш мозг способен увеличивать силу наших тел, если мы об этом просто подумаем.

В эксперименте одну группу людей попросили каждый день (в течение 5 дней) по 11 минут представлять, что они занимаются повышением силы кистей рук. К окончанию опыта было установлено: у той группы людей, что думали о накачке рук, сила хвата оказалась в два раза выше, чему тех, которые этого не делали.

Можно ли получить шесть кубиков пресса таким же методом? Не узнаете, пока не попробуете.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить – бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это — он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год. Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки – щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее. Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети – играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух — Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих. С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали. Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом — он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников – Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет. Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша – Лукас Мюррей и Брайан Бушвей. Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным – подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]