Психопатии характера, психопатии личности у детей и подростков, как лечить психопатию

  • Органические нарушения психики
  • Психическое здоровье каждого человека является очень тонкой материей, малейшие колебания которой могут повлечь за собой целый ряд негативных последствий для последующей полноценной социальной жизни.

    В современном мире согласно статистическим данным, каждый пятый житель крупного города является носителем определенного вида психического расстройства. Это вызвано сверхактивным ритмом жизни, хронической усталостью и частым стрессовым ситуациям. Опасность заключается в том, что некоторые люди могут долгие годы не подозревать о своем заболевании, списывая все на усталость и загруженность. И только в тот момент, когда происходит сбой, становится понятно, что причины кроются гораздо глубже и искать их необходимо с квалифицированным специалистом. Лечение нарушения психики. Симптомы и признаки

    На сегодняшний день медицине известно множество заболеваний психического характера, которые отличаются разными типами проявления. Однако есть одно связующее звено всех расстройств – это сочетание аномальных мыслей, эмоций и поведенческих реакций, направленных на самого больного или на окружающих людей.

    Наиболее распространенными нарушениями психического здоровья являются:

    • депрессия;
    • шизофрения;
    • панические атаки;
    • расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия);
    • умственная отсталость;
    • аутизм;
    • биполярное аффективное расстройство;
    • психозы.

    Специализированная клиника «Спасение» предоставляет широкий спектр услуг и качественное лечение нарушения психики. Симптомы и признаки каждого отдельного заболевания имеют свой характер, именно поэтому, грамотный подход и правильно подобранное сопровождение, гарантируют значительные улучшения состояния здоровья в максимально сжатые сроки. Поэтому, если вы обнаружили, что поведение ваших родственников изменилось, они забывают названия предметов, даты, лица, не стоит заниматься самолечением. Подобные признаки говорят о психических нарушениях и требуют опытного взгляда специалиста.

    Симптомы нарушения психики

    Каждое заболевание психического характера начинается с появления различных симптомов, которые, как правило, по одному не вызывают особых вопросов со стороны окружающих и бывает сложно собрать их все в единую картину. Однако тщательное наблюдение за человеком на протяжении нескольких дней позволит сделать выводы для принятия дальнейших мер.

    Симптомы нарушения психики в большинстве случаев тесно связаны с угнетенным состоянием человека, которое мешает ему выполнять ежедневные привычные дела. К таким симптомам относятся:

    • физические (нарушение сна, как в сторону бессонницы, так и наоборот, постоянный упадок сил даже после полноценного отдыха; головная бол и др.);
    • поведенческие (злоупотребление таблетками, сигаретами и другими веществами в больших количествах, неспособность к выполнению работы);
    • когнитивные (невозможность мыслить четко, проблемы с памятью);
    • перцептивные (навязчивые мысли);
    • эмоциональные (постоянные чувства тревоги и печали).

    Наличие нескольких симптомов сразу говорит о проблеме и необходимости профессиональной консультации с психологом или психотерапевтом. Выявление причин и возможность установления диагноза на ранних стадиях, поможет быстрее вывести человека из такого нежелательного состояния.

    Причины нарушения психики

    Некоторые отклонения ментального здоровья могут быть вызваны причинами абсолютно понятными, например, поражение определенного участка или всей площади мозга, черепно-мозговая травма, интоксикация или проблемы с сосудами. В то время как депрессия, шизофрения и ряд других заболеваний не привязаны к определенному фактору и даже при многочисленных исследованиях до сих пор не удалось установить однозначную причину развития патологий.

    Причины нарушения психики бывают:

    • внутренние (генетика; нарушения развития на определенном этапе беременности; отклонения развития в раннем возрасте; заболевания соматического характера, что влияют на работу головного мозга; иммунологические нарушения; гормональный сбой и пр.);
    • внешние (хроническое стрессовое состояние; алкогольная и наркотическая интоксикация; последствия инфекций энцефалита или менингита; черепно-мозговые травмы; воздействие радиации).

    Чаще всего, причинами психических расстройств становится комбинация различных факторов, когда, к примеру, ослабленный инфекциями организм попадает в сильную стрессовую обстановку. Наличие каждого фактора и его уровень действия на определенного человека должен быть оценен опытным специалистом.

    К нарушениям ментального здоровья большинство врачей подходит как к многофакторному заболеванию, поскольку даже при известной основной причине возникновения проблемы, сопутствующие моменты также играют не последнюю роль и должны быть учтены в процессе лечения. К ним относятся:

    • условия жизни человека;
    • особенности воспитания и традиций в семье;
    • окружающий социум;
    • общее состояние здоровья;
    • обстановка на работе и в семье;
    • самобытность.

    Детерминанты психического здоровья

    Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

    Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

    Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

    Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

    Признаки нарушения психики

    Особенностью психических заболеваний является то, что для них нет условий, возрастов, национальностей и рас. Абсолютно каждый человек, особенно в нынешнем мире многозадачности и постоянных стрессов, подвержен угрозе. Распознать признаки нарушения психики можно при определенном тщательном наблюдении за поведением окружающих и своим собственным.

    1. Как бы с ума не сойти. Всем свойственен страх – новизны, забывчивости, горящего дедлайна, стихийных бедствий и других подобных вещей. Постоянные мысли вокруг того, чего боится человек вместе с чередой нервных ситуаций дома или на работе, могут вызвать невроз и панические атаки. А когда ментальное здоровье шаткое, то может подключиться и психосоматика. В таком наборе сложно найти первопричину, а запущенный процесс может вылиться в более серьезное психическое заболевание.
    2. Рассеянность. Условия постоянно сжатых сроков сильно воздействую на нервную систему. Успеть все просто физически невозможно, появляется рассеянность и забывчивость. Нервная система не справляется с перенапряжением и дает сбой. Как следствие – развитие психического расстройства.
    3. Недостаточно хорош. Стандарты красоты, каноны моды, завышенные планки ведут к появлению целого комплекса заболеваний ментального характера. Сюда относятся депрессии, РПП и психозы. Н
    4. Зависимость. Помимо пристрастия к различным алкогольным и психотропным веществам, которые вызывают множество психических расстройств, психологи установили, что трудоголизм также может привести к нежелательным заболеваниям. Постоянное погружение в рабочие дела, нарушения режима сна и эмоциональное выгорание медленно и уверенно готовят еще одного человека, нуждающегося в помощи психотерапевта.

    Люди с нарушением психики

    Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.

    Нарушение психики у взрослых

    Большинство проблем с ментальным здоровьем у взрослого человека возникают и развиваются на общем фоне неудовлетворенностью жизнью, а также частными стрессовыми ситуациями, которые могут сопровождаться как в семье, так и на работе.

    Биполярное расстройство получило свою широкую популярность, так как по количеству пациентов, оно достигает пугающих масштабов. Проявляется заболевание частыми неравномерными перепадами настроения, когда человека от активной деятельности, переносит в период полного бессилия, с невозможностью есть, передвигаться и продолжать полноценную жизнь.

    Еще одно наиболее распространенное нарушение психики у взрослых – депрессия. Не смотря на то, что психологи давно трубят об опасности данного заболевания, современное общество по-прежнему не уделяет ему должного внимания и впоследствии специалистам приходится лечить уже более запущенные формы, с которыми сам человек справиться не в состоянии.

    Шизофрения. Может проистекать из диссоциативного расстройства идентичности или как отдельное заболевание. Как правило, заболевание развивается на фоне дисгармонии и напряженного нервного состояния на протяжении длительного времени, однако также шизофрения может развиваться на вполне стабильной нервно почве.

    Женщины, как отдельная категория больше подвержены расстройствам психического характера, нежели мужчины. В числе наиболее часто встречающихся заболеваний – маниакально-депрессивный психоз, расстройства пищевого и сексуального поведения, делириум и алкогольная зависимость, нервозы и панические атаки.

    Поведенческие расстройства в детском возрасте

    Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

    Нарушение психики у детей

    Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.

    1. Процесс формирования часто сопровождается неприятиям ребенком самого себя и собственного тела. Это вызывает различные поведенческие реакции, как например, переедание или наоборот отказ от еды. Такое расстройство пищевого поведения может привести к анорексии или булимии.
    2. Травля сверстников. Стоит кому-то одному выделиться, и он становится мишенью для остальных. Школьная травля вызывает нервозы, психозы, депрессию. Могут появиться суицидальные мысли.
    3. Напряженная ситуация в семье. Очень частой причиной нарушения психики детей становится нездоровая обстановка. Если на глазах ребенка происходит постоянное насилие, то психическое расстройство гарантировано и в последующем может служить причиной развития шизофрении. В попытках убежать от реальности, дети придумывают себе другую жизнь, и остановить этот процесс, особенно в запущенной стадии. Бывает крайне сложно.
    4. Врожденные психические расстройства детей могут быть вызваны генетической предрасположенностью, а также недопустимым поведением родителей в момент вынашивания малыша.

    Почему у детей и подростков возникают психические и поведенческие расстройства

    Ребенок — «чистый лист», личность которого начинает формироваться с момента его появления на свет. Малыш постепенно учится узнавать окружающих, следит за их реакциями и взаимоотношениями, копирует старших. Он сильно подвержен влиянию взрослых, не обладает навыками критического мышления.

    Многие жизненные установки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни, закладываются в «канву личности» именно в это время. Нервная и негативная обстановка дома, ссоры, насилие и другие негативные факторы могут нанести психике ребенка серьезный вред, сильно отразиться на его поведении и здоровье уже в этот период.

    Ребенок постепенно растет и развивается, исследуя окружающий мир. В возрасте 10 лет он вступает в уникальный период — подростковый возраст. «Гормональный взрыв», изменение социального статуса и отношения окружающих, новые проблемы и сложности — все это выбивает привычную почку из-под ног ребенка. Личность продолжает развиваться, но во многих аспектах становится более ранимой и восприимчивой к внешнему влиянию.

    В этот период особенно важно оградить подростков от факторов риска и тяжелых потрясений, которые могут помешать дальнейшему развитию, а также создать проблемы со здоровьем и психикой в будущем.

    У 15% детей и подростков в возрасте до 18 лет наблюдаются диагностированные эмоциональные расстройства, и менее половины из них вовремя получают необходимое лечение. Еще у 10-20% детей в этом возрасте психические нарушения вовсе не диагностируются должным образом.

    Проблема в том, что многие родители и сами подростки не осознают рисков и боятся обратиться за помощью к врачу. Многие боятся, что окружающие узнают об обращении к психиатру, и это поставит крест на дельнейшей успешной карьере или нормальной жизни ребенка.

    Но если не лечить психические заболевания в детском и подростковом возрасте, они могут настолько укорениться в личности, что во взрослом возрасте вылечить их будет невозможно. Большинство неизлечимых психических заболеваний — психические расстройства, с которыми можно было справиться в детском и подростковом возрасте.

    Специалисты клиники «КОРСАКОВ» знают, как успешно решать психические и поведенческие проблемы подростков и детей. Квалифицированные врачи проводят тщательное обследование, назначают эффективную лекарственную терапию и психотерапию. Современные методы лечения помогают предотвратить развитие серьезных психических заболеваний и избавиться от существующих расстройств.

    Вызов психиатра на дом 7 000 руб.

    Вызов врача психиатра или психиатрической бригады по Москве и области. Круглосуточно

    +7 (499) 288-19-74

    Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

    Написать в WhatsApp

    СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ

    Уровни нарушения психики

    При диагностировании заболеваний ментального здоровья, врачи выделяют уровни нарушения психики, в зависимости от которых и принимаются решения о дальнейшем лечении и стабилизации.

    Первый уровень – невротический, представляет собой появление различных фобий, страхов и неврозов, которые могут быть вызваны болезнью или какими-то внешними факторами. Делится на несколько типов:

    • неврастения (это подразумевает нервное истощение организма, слабость, апатия и раздражительность);
    • обсессивно-компульсивное расстройство (сопровождается навязчивым состоянием, когда человеку кажется, что он слышит или видит то, чего на самом деле нет);
    • истерический невроз (относится к условно желательным видам расстройства и начинается тогда, когда человеку это может быть на руку, хотя сам он может и не осознавать такой реакции организма).

    Первый уровень нарушений характеризуется началом и окончанием процесса в примерно ограниченные сроки. Такими расстройствами чаще всего страдают люди, которые имеют такую предрасположенность. Однако различные психические травмы также могут спровоцировать запуск невроза.

    Второй уровень получил название психопатического и является отображением всех личностных расстройств человека. Это определенные нюансы в поведении, а также черты характера, которые присутствуют с человеком на протяжении всей его жизни.

    И последний уровень нарушений – это психозы (психотический). Данный этап заболевания сопровождается появлением галюцинаций и бреда. Также могут наблюдаться различные мании, кататония и помрачения рассудка.

    Причины психозов у детей

    Причина психозов кроется в сбое нормальных функций нейронов, когда нервная система начинает работать «с ошибками», что и проявляется характерной симптоматикой психических нарушений.

    Причин возникновения психотического состояния у ребенка может быть множество. Среди наиболее вероятных выделим:

    • Наследственный фактор. Родители могут передать гены, которые отвечают за предрасположенность к заболеванию.
    • Эпилепсия.
    • Кислородное голодание во время беременности и родов.
    • Психические травмы.
    • Психические болезни, к примеру, шизофрения, биполярное расстройство и др.
    • Употребление подростком запрещенных наркотических веществ или алкоголя и некоторые другие.

    Лечение нарушений психики

    В зависимости от того, каким расстройством страдает пациент, методы лечения могут понадобиться абсолютно разные. Кроме того, стоит учитывать и то, что лечение нарушений психики в каждом отдельном случае глубоко индивидуально и требует острожного подхода.

    Ранние стадии большинства заболеваний не сопровождаются сильными проблемами, поэтому врачи не рекомендуют помещение в клиники и применение агрессивной терапии. Если человек самостоятельно способен осознать наличие проблемы, то процесс лечения строится на консультациях с психологом и психотерапевтом и работой над выявлением причин, послуживших толчком для заболевания.

    Диагностирование психических нарушений в легкой форме позволяет обойтись «малой кровью» и построить оздоровление таким образом, что пациент в краткие сроки пойдет на поправку и легко сможет восстановить свое ментальное здоровье.

    Лечение неврастении у подростков

    В детской и подростковой практике очень часто встречаются астении преимущественно психогенного происхождения. Данное состояние принято называть неврастенией. Ряд авторов считает невозможным возникновение астении под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания [4]. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.

    Выраженные проявления неврастении встречаются чаще на фоне соматической ослабленности. Их проявлению способствуют наличие длительно действующих или постоянных конфликтов в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка. Психологический генез неврастении заключается в противоречии между завышенной самооценкой и большими притязаниями, с одной стороны, и реальностью, с другой стороны. В этой связи следует отметить внутриличностный конфликт по типу «хочу, но не могу» или «хочу, но болен», лежащий в основе неврастении [5].

    Целями данного исследования являлись уточнение клинической картины неврастении у подростков со школьной дезадаптацией и оценка эффективности применения препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в лечении данной патологии. Нооклерин обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

    Материалы и методы исследования

    Под нашим наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14–17 лет, жители г. Санкт-Петербурга, обратившиеся к врачу с жалобами на утомляемость и низкую успеваемость в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c 5-ю подшкалами. Интенсивность утомления оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) (10-балльный вариант).

    Уровень тревожности оценивался с помощью теста самооценки Ч. Д. Спилбергера в обработке Ю. Л. Ханина.

    Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника А. М. Вейна (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (IHS-1988). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ (10-балльный вариант).

    Регистрация электроэнцефалографии (ЭЭГ) проводилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц) диапазонах.

    Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).

    Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин в дозе 2 г/сут (по 1 ч. л. 2 р./сут — утром и днем) в течение 1 мес. Другой терапии в этот период не проводилось. Эффективность терапии анализировалась при контрольном исследовании, проведенном через 1 мес. после завершения курса лечения. Доля респондеров определялась количеством больных, чьи исходные показатели общей астении (MFI-20) уменьшились более чем на треть.

    Контрольную группу составили 64 практически здоровых подростка.

    Результаты исследования

    Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. Регистрировалась повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к ощущениям от внутренних органов, что находило отражение в многочисленных соматических жалобах. Собственно астенические явления (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость) сочетались с коморбидными нарушениями. Количественная оценка астенических нарушений отражена в диаграмме (рис. 1).

    Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во 2-й половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями МКБ-10 и IHS-2003 такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).

    В зависимости от частоты возникновения приступов ГБ было выделено 2 группы: подростки с частой (эпизодической) формой ГБН (ЧГБН) и подростки с хронической формой ГБН (ХГБН).

    ЧГБН регистрировалась в 30 случаях (46,9% от общего количества пациентов). Частота приступов ГБ составляла 3–10 р./мес. Данные приступы, как правило, возникали на фоне психотравмирующих обстоятельств, стрессов. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества пациентов). У подростков в данной группе ГБ отмечались от 4 до 7 р./нед., чаще в будние дни, после занятий в школе. Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.

    По данным вегетологического обследования по анкетной методике А. М. Вейна, средний балл у подростков из исследуемой группы составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).

    Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).

    Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов из исследовавшейся группы отмечалось повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращали на себя внимание существенное возрастание количества ошибок и увеличение времени реакции во 2-й половине теста (табл. 2).

    Результаты количественной ЭЭГ свидетельствовали о том, что биоэлектрическая активность головного мозга у подростков с неврастенией характеризовалась достоверным снижением спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе (табл. 3).

    Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов). Необходимо отметить, что отсутствие динамики регистрировалось у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При оценке состояния пациентов с помощью МFI-20 регистрировалось значительное улучшение показателей по шкалам общей астении, психической астении, пониженной активности (рис. 1). Достоверного улучшения по шкале снижения мотивации не регистрировалось. Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).

    Переносимость терапии в основной группе можно в целом охарактеризовать как хорошую. В 3 случаях появились жалобы на трудности при засыпании. Через 3–4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно, без медикаментозной коррекции. Других побочных явлений отмечено не было.

    Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.

    Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрировалось достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях (табл. 3).

    Обсуждение

    Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации, а одной из наиболее частых форм соматизированных расстройств называется ГБ [6]. Результаты вегетологического обследования показали, что средний балл у пациентов с неврастенией свидетельствовал о наличии у них вегетативной дисфункции и был достоверно выше, чем в группе здоровых испытуемых. Данные психофизиологического исследования свидетельствуют о снижении уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.

    При анализе функционального состояния нервной системы большое значение придается α-активности головного мозга, характеризующей состояние расслабленного бодрствования. Проведенные исследования показывают, что подростки с неврастенией характеризуются меньшими величинами мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению со здоровыми сверстниками, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга.

    Использование Нооклерина в лечении астенических проявлений на фоне школьной дезадаптации характеризуется высокой эффективностью. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений.

    Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями.

    Необходимо отметить, что после окончания курса Нооклерина отмечается уменьшение таких коморбидных нарушений, как вегето-сосудистая дистония и ГБН. Больший эффект достигнут при лечении ХГБН. Данное наблюдение можно объяснить проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что если ЧГБН больше сочетаются с тревожными расстройствами, то ХГБН часто встречаются у детей с астеническими нарушениями [7].

    Ограничением данного исследования является отсутствие длительного катамнестического наблюдения.

    Таким образом, применение препарата Нооклерин в лечении астенических нарушений у подростков характеризуется высокой эффективностью. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

    Лечение нарушения психики у взрослых

    Расстройства психического характера для разных возрастных категорий во многом отличаются, поэтому правильный подход к оздоровлению также подбирается с учетом различий. К примеру, лечение нарушение психики у взрослых часто сопровождается применением группы препаратов антидепрессантов, что совсем недопустимо при лечении детей.

    Каждое расстройство, будь то аутизм или начальный невроз, требует своих методик.

    1. Депрессия. Методы лечения стоит подбирать исходя из степени тяжести заболевания. Депрессия на ранних стадиях может быть вылечена при помощи народных методов, а также благодаря процессам социализации, введения активного образа жизни и периодического посещения психолога. Если говорить о запущенных случаях, то лечение включает в себя постоянное наблюдение у психотерапевта, глубинную проработка причин возникновения с психологом, гипноз и медикаментозное вмешательство.
    2. Биполярное расстройство на первых этапах развития врачи предлагают лечить с помощью восстановлению режима сна, отказа от всех веществ, оказывающих на организм человека психотропное действие (алкоголь, наркотики, табак). Также существуют эффективные лекарственные препараты, помогающие в профилактике рецидивов. Они призваны стабилизировать настроение, ограждая человека от гнетущих мыслей. Немаловажную роль в лечении биполярного аффективного расстройства играет психосоциальная поддержка.
    3. Деменция относится к тем видам психических заболеваний, которые не поддаются полному излечению. На сегодня существует большое количество медикаментозных препаратов, которые пока только проходят клинические исследования. Методы лечения этого расстройства сводятся к комплексному подходу и тщательному уходу за человеком.
    4. Шизофрения и неврозы в современной медицине также поддаются лечению с помощью лекарственных препаратов, постоянных визитов к психологам и программ социализации человека. Благодаря правильному ведению процесса оздоровления, люди, страдающие данным видом расстройств, могут вести полноценную счастливую жизнь.

    Всего 15—20 лет тому назад некоторые детские психиатры отрицали возможность возникновения депрессии в детском возрасте, считая ее исключительно реакцией созревающей или зрелой личности (7, 8, 13, 15). В последние годы появилось множество работ, основанных, правда, в большинстве своем на единичных наблюдениях, с описанием депрессивных состояний в младшем школьном дошкольном и даже младенческом возрасте (9). Но, если и исчезли сомнения в существовании депрессий у детей, то еще острее стали разногласия во взглядах на их феноменологию, нозологическую принадлежность, прогностические и дифференциально-диагностические критерии. Совершенно неясной остается и распространенность депрессивного синдрома в детском возрасте, что объясняется, прежде всего, своеобразием клинической картины, «маскированностью», «атипией симптоматики, по сравнению с депрессиями у взрослых и подростков. Скрытая за фасадом детских капризов, нарушений поведения, неуспеваемости и «школьных фобий», детская депрессия не всегда попадает в поле зрения психиатра и нередко диагностируется лишь ретроспективно. По-видимому, прав W. Spiel (17), считая, что депрессия в детстве возникает значительно чаще, чем ее диагностируют, но она проявляется в «других психопатологических образах» и, проецируясь на ту или иную фазу развития ребенка, принимает различные «обличия». В раннем детстве депрессия имеет психосоматическое выражение, проявляясь в нарушениях пищеварения, сна, разрыве контактов, задержке развития. В дошкольном возрасте для депрессии более характерны приступы страха, лабильность аффекта и моторные расстройства, а в младшем школьном возрасте — периодическое падение работоспособности, дисфория и ощущение безрадостности существования.

    Даже при раннем распознавании детской депрессии вопрос о ее нозологии часто не может быть решен однозначно. Van Krevelen (11) полагает, что зародыши эндогенного психоза часто остаются у детей нераспознанными, и нужны серьезные жизненные испытания, чтобы это предрасположение себя обнаружило. Возникновение депрессивного состояния у ребенка в связи с конфликтной ситуацией, по мнению автора, не противоречит его эндогенной природе. Если у взрослого депрессия наполнена угрызениями совести, то у ребенка содержание депрессии относится к тому, что «типизирует детское существование, то есть отношению к родителям». В депрессии ребенок обнаруживает чувство заброшенности, то что взрослый относит за счет своей вины, ребенок перекладывает на окружающих.

    Отмечая значительные трудности в отграничении эндогенной депрессии от реактивной, V. и R. Kuhn (12) подчеркивают, что ребенку свойственно не столько самообвинение, сколько недовольство целым миром, поведением родителей, приятелей, педагогов. Они также признают влияние психогенного фактора на возникновение или увеличена интенсивности эндогенной депрессии и в то же время справедливо замечают, что «здоровые дети выносливее, чем мы склонны предполагать; поэтому неблагоприятные условия среды влияют особенно на нездоровых детей».

    W. Spiel (16, 17) также считает, что при депрессии у ребенка остается неясной граница между витальной тоской и реактивной озабоченностью, поскольку детство — та фаза развития человека, где вырабатываются образцы поведения и где внутреннее управляется внешним.

    В результате статистического анализа Н. Remschmidt с соавт. (14) выделили характерные для эндогенной депрессии у ребенка симптомы: тревогу, страх смерти, навязчивые состояния, сверхценную переоценку проблем, фобии, ипохондрические опасения, страх перед школой и «расстройства витальности» (нарушение сна, головные боли, чувство давления в груди, тяжести в теле, расстройство аппетита, потливость и т. п.).

    По мнению большинства авторов (2, 3, 12, 14, 16), диагноз эндогенной депрессии в детстве нужно ставить с большой осторожностью, при малых сроках наблюдения он часто необоснован и неубедителен и подтверждается лишь дальнейшим течением болезни. Между тем роль правильной диагностики депрессии на ранних стадиях ее проявления неоспорима. Необходимость раннего лечения и своевременной профилактики этих состояний делает разработку критериев диагностики депрессии у ребенка чрезвычайно актуальной проблемой.

    Настоящая работа посвящена уточнению феноменологических особенностей эндогенной депрессии у детей и выделению ее типологических вариантов.

    Под наблюдением находились 65 больных (37 девочек и 28 мальчиков), манифестные депрессии у которых возникли в возрасте до 10 лет. Всего проанализировано НО депрессивных состояний, перенесенных больными в младенческом, дошкольном и младшем школьном возрасте. У 8 больных депрессия впервые возникла в возрасте от 1 до 2 лет, у 20 — от 3 до 6 лет и у 37 — от 7 до 10 лет. В 56 случаях установленным являлся диагноз приступообразной шизофрении (рекуррентной или шубообразной), а у 9 больных с небольшими сроками наблюдения диагноз нуждался в дифференциации между циклотимией и малопрогредиентной приступообразной шизофренией. В большинстве случаев (49 больных) наблюдение проводилось в стационаре Московской детской психоневрологической больницы № 6 и в дальнейшем амбулаторно. 16 детей не были стационированы и наблюдались только амбулаторно. В нашем материале малочисленны депрессивные состояния младенческого возраста: лишь двое больных наблюдались нами в период их пребывания в Доме ребенка на высоте депрессии, у остальных 6 больных описания составлены со слов родителей и с помощью документации непсихиатрических лечебных учреждений. Полностью отсутствуют также стертые амбулаторные формы детских депрессий, что объясняется условиями отбора больных — в стационаре психиатрической больницы и на консультативном приеме НИИ клинической психиатрии ВНЦ психического здоровья АМН СССР.

    Депрессивные состояния у большинства детей протекали с соматическими жалобами, столь выраженными и массивными, что порой определяли клиническую картину, особенно в первые недели и месяцы болезни. Жалобы на физическое неблагополучие отмечались у 47 (72 %) детей и были крайне разнообразными (сердцебиение, головокружение, тошнота, распирание барабанных перепонок, чувство жжения и боли в груди, головная боль, боли при мочеиспускании, боли в животе, спине, ногах, руках, сердце и т. д.), представляя по существу соматоалгический синдром. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста были жалобы на боли в животе, у детей младшего школьного возраста — жалобы на головную боль. Они, как правило, были однотипны, описывались немногословно, однозначно и элементарно. Чаще всего состояния с массивными соматовегетативными и алгическими расстройствами были непостоянны, а повторялись в виде очерченных приступов, сопровождавшихся страхом, моторным беспокойством и плачем. В сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью («ножки уморились, ходить не хотят», «руки, ноги тяжелые», «трудно ходить, еле портфель дотащила»), падением аппетита, значительной потерей массы тела, изменением внешнего облика ребенка они создавали картину тяжелого физического недуга и в первое время были предметом внимания педиатров или хирургов. У двух девочек 7 и 8 лет ведущим в картине болезни было отсутствие аппетита с резким физическим истощением; депрессивные расстройства в течение многих месяцев не выявлялись, что послужило поводом для многократного обследования в соматических больницах и в дальнейшем для их лечения в детских психиатрических больницах как больных истинной нервной анорексией. Напротив, у 3 больных на фоне депрессивного состояния отмечались прожорливость, неразборчивость в еде, чрезмерная прибавка массы тела. Кардинальными признаками для отграничения соматизированной депрессии от соматического заболевания могут служит изменения поведения, формы реагирования, резкое и неожиданное «изменение характера» ребенка с пассивностью, безучастностью, отгороженностью, слезливостью или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и особенно страха, отсутствие патологии со стороны внутренних органов, а также изменение самочувствия в течение дня, соответствующее своеобразной циркадности, свойственной эндогенной депрессии у детей.

    Дети никогда не жаловались на «тоску». Свое настроение они определяли иначе, чаще всего как «скуку»: «скучно», «грустно», «невыносимо», «хочется плакать», «тяжело на сердце», «камень на сердце», «темная стена». По-видимому, некоторые из этих ощущений были эквивалентны аффекту витальной тоски, хотя правильное словесное выражение настроения до 10-летнего возраста почти всегда отсутствовало. Идеи самообвинения и самоуничижения выявлялись редко, были отрывочными, эпизодическими и выражались в наивных высказываниях: «я плохой, потому что не люблю кисель и запеканку», «не умею кататься на велосипеде», «обижаю маму», «мучаю маму, и отец поседел», «я самая больная, плохая, мне стыдно с детьми», «я грязная и не умею учиться». Более распространенными, особенно у детей младшего школьного возраста при депрессиях с нарушением успеваемости и страхом перед школой, были сензитивные идеи отношения: больные считали, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, не хотят дружить, стремятся обидеть, смеются над их неуклюжестью, плохой успеваемостью, неуменьем играть, что они неинтересны, неприятны, даже родители отдают предпочтение другим детям в семье. Нигилистический бред Котара, описанный у детей ранее (1, 4), в наших наблюдениях был крайне редким — у 2 больных, непостоянным и рудиментарным: «У меня не горло, а мешок с жилами», «все дыхательные пути закрыты», «не нос, а только видимость носа». Так же неустойчивы и фрагментарны были и другие бредовые идеи («чужие родители», отрывочный ипохондрический бред), сопровождавшие депрессивный синдром у 5 больных.

    У 48 больных (66 %) преобладающим был аффект тревоги и страха, нараставший, как правило, в вечернее и ночное время. Аффект тревоги, как и аффект тоски, у ребенка с трудом поддавался вербальному определению. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождавшаяся общим беспокойством, была кратковременна и быстро превращалась в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, страхом, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду со страхом, в котором проявлялся свойственный детскому возрасту транзитивизм, выступал и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее («вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму»). Страхом с выраженным моторным беспокойством и нарушением сна всегда сопровождались описанные выше пароксизмальные состояния с соматоалгическими расстройствами. Нередко страх приобретал характер громадности («гибель мира», «конец света», «гибель всех людей», «атомная война», «нейтронная война»). Страх перед будущим, будущей жизнью и грядущей смертью (своей и родителей) также, как правило, возникал в виде кратковременных эпизодов со слезами, идеаторным возбуждением, множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни.

    В нескольких случаях страх смерти парадоксально сочетался с суицидальными тенденциями. Упорные суицидальные высказывания отмечались у 18 больных (28 %). Особенно частыми они были в момент раптоидных состояний: крича, рыдая, непрерывно двигаясь, вырываясь из рук родителей, дети жаловались, что больше не могут так жить, что жить «надоело», «скучно», «тяжело», «невыносимо», «страшно», «не хочется», говорили, что убьют себя, отравятся, зарежутся, выбросятся из окна, но чаще просили убить их: «дать лекарство от жизни». В дошкольном возрасте некоторые дети пытались голодать, чтобы умереть; один мальчик подолгу пытался сидеть в ванне с холодной водой, чтобы простудиться и умереть; для этой же цели 6-летняя девочка дышала морозным воздухом через форточку, а потом, надеясь задохнуться, с головой закрывалась одеялом. Всего суицидальные попытки имели место у 12 детей. Чаще всего они носили характер «короткого замыкания», но у 5 больных не были связаны с провоцирующей психогенией, были продуманными и отмечались на высоте депрессивного состояния.

    Повышенная слезливость, постоянная готовность к плачу присутствовали в депрессиях у всех детей, причем, они были тем больше выражены, чем моложе был ребенок. Отмечались также повышенная чувствительность, жалостливость (дети плакали над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), регрессивное одушевление предметов. Поведение детей нередко приобретали пуэрильный оттенок. Они не отпускали от себя мать, просили взять их на руки, покачать, в их речи появлялись младенческие интонации, подражания произношению младших братьев и сестер. Между тем у тех же больных настроение часто имело дисфорическую окраску: дети выглядели не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми, они были раздражительны, гневливы, недовольны собой и окружающими, ворчливы, высказывали массу претензий и упреков, порой становились даже злобными и агрессивными. Оттенок настроения типа Unlust отмечался у 34 больных (52 %), но он никогда не проявлялся изолированно, а сочетался с соматическими жалобами, тревогой, страхом, суицидальными тенденциями, депрессивными идеаторными расстройствами.

    Одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в педопсихиатрической литературе, является вопрос о дезадаптации, связанной с депрессией у детей младшего школьного возраста. Благодаря выраженности соматических жалоб и идеаторных расстройств при детской депрессии несостоятельность в учебе, отказ от посещения школы, страх перед школой нередко расцениваются как результат соматического заболевания, истинной олигофрении или выводятся из конфликтной ситуации. В то же время, по мнению многих авторов (5, 6, 11, 14, 17, 19), интеллектуальная несостоятельность и так называемая псевдодебильность являются не только чрезвычайно распространенными, но и наиболее ранними признаками детской депрессии.

    В анализируемом материале школьная дезадаптации отмечалась у 57 больных (88 %) при манифестных или повторных депрессивных приступах. Ведущую роль в падении успеваемости играла идеаторная заторможенность. Она, как правило, возникала исподволь и постепенно нарастала, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратили на приготовление домашних заданий, не понимали прочитанного, много раз пересказав текст дома, на другой день не могли вспомнить его у доски, не могли решить простейших задач, путали счет, делали ошибки в элементарных вычислениях. Они начинали жаловаться, что не понимают объяснений учителя, уроки часто учили в течение всего дня с помощью и при постоянном побуждении родителей или совсем прекращали выполнять домашние задания. Много плакали, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Действительно, у доски говорили медленно, с трудом подбирая слова, на вопросы отвечали после длительной паузы или совсем замолкали. Не могли сосредоточиться, становились крайне рассеянными, забывали приготовить уроки, забывали дома тетради, учебники, что также служило причиной плохих отметок и замечаний. Жаловались на потерю памяти, поглупение: «память испортилась», «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Особенно серьезные трудности в обучении возникали при присоединении таких расстройств мышления как шперрунги, наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове («мысль исчезает», «о чем думала, не помню», «мысли сами в голову лезут», «постучи по голове — она пустая»). Дополнительные сложности возникали и в связи с изменениями в сфере моторики. Появлялась ранее несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одевались, часто из-за этого опаздывали в школу, не могли бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядели вялыми и неуклюжими. Часто менялся почерк, писали некрасиво, грязно, много раз переписывая страницы. Параллельно сознанию своей несостоятельности, неспособности, ощущению своей чужеродности в детском коллективе и развитию сензитивных идей отношения все более выраженными становились молчаливость, замкнутость, дети становились печальными, скучными, держались в стороне от класса, переставали принимать участие в общественных делах, предпочитая одиночество, то есть нарастал «депрессивный аутизм». Своеобразие суточного ритма аффекта с отсутствием улучшения самочувствия и настроения во второй половине дня полностью лишало ребенка возможности компенсации.

    Депрессивные состояния у детей, и особенно у младших школьников, в большинстве случаев имели сложную структуру, представляя собой сочетание эндогенного и экзогенного, истинной депрессивной симптоматики, своеобразно проявляющейся и видоизмененной возрастными особенностями, и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность, невозможность по-прежнему усваивать и держаться в детском коллективе и те социальные меры воздействия, с которыми ввиду нераспознанности болезненного состояния подходили к таким детям. К таким личностным реакциям можно отнести различные неврозоподобные расстройства, в том числе так называемые «школьные фобии», истероформные состояния, конфликтность, нарушения поведения. «Школьные фобии» — страх перед школой, учителями, скоплением детей, ответами у доски, контрольными — нередко сопровождались заиканием, элективным мутизмом, уходами, побегами и полным отказом от посещения школы. При дисфорической окраске настроения, особенно при наличии Unlust — компонента, свойственного депрессиям младшего школьного возраста, психопатоподобная «маска» депрессии была наиболее выраженной.

    Энурез и энкопрез, описанные как симптомы детской депрессии (10), отмечались, как правило, на фоне затяжных стертых депрессивных состояний у детей дошкольного возраста (энурез — в 33 %, энкопрез — реже — в 7 % случаев). Другие неврозоподобные расстройства (тики, заикание, фобии), нередко возникшие задолго до появления депрессивной симптоматики, значительно усиливались на высоте состояния.

    Вегетосоматические кризы, страх, эквиваленты тоски, истерические реакции были всегда кратковременными (от 10—15 мин. до 1,5 часов), сопровождались двигательным беспокойством и так называемым «чрезмерным плачем» с неудержимым потоком слез. Такой же непостоянной обычно была и дисфория, появляющаяся в ответ на отрицательную ситуацию в виде однотипных пароксизмальных состояний длительностью от 1 до 3 часов. Описанные приступообразные состояния различной окраски, раптусы и состояния актации встречались очень часто — у 48 больных (74 %).

    Описанная симптоматика очень редко была устойчивой и формировала картину цельного, мономорфного, синдромально завершенного депрессивного приступа. Для преобладающего большинства больных были характерны многообразие и изменчивость симптоматики, насыщенность множеством расстройств, фрагментарных и синдромально незавершенных, в сочетании представляющих сложную и мозаичную клиническую картину. Это обстоятельство во многом затрудняло определение типологической принадлежности детской депрессии. Тем не менее в зависимости от преобладающей симптоматики удалось выделить следующие варианты депрессивного синдрома у детей: 1) соматизированная депрессия (23 %); 2) Unlust — депрессия (20 %); 3) депрессия со страхом (19 %); 4) тревожно-ажитированная депрессия (16 %); 5) депрессивная «псевдодебильность» (12 %); 6) вялоадинамическая депрессия (10 %).

    При этом указанные варианты депрессивного синдрома имели I определенную возрастную предпочтительность. Вялоадинамические депрессии преобладали у маленьких детей (до 3 лет). Напротив, соматизированные депрессии и депрессивная «псевдодебильность» возникали только у детей младшего школьного возраста, в основном, с 7 до 10 лет; самый ранний возраст при манифестации депрессии этого типа был равен 6 годам. Тревожно-ажитированные депрессии, депрессии со страхом и Unlust — депрессии наблюдались в более широких возрастных пределах — от младенчества до школьного возраста. При повторных депрессивных состояниях, отмечавшихся у 30 больных, с возрастом обнаруживалась тенденция к их видоизменению от слезливых вялых депрессий у маленьких детей к депрессии со страхом и дисфорией в старшем дошкольном возрасте и депрессивной «псевдодебильности» и соматизированным депрессиям младших школьников.

    Преобладание того или иного аффекта (скуки, грусти, страха, тревоги, дисфории) и его напряженность в течение дня были непостоянными и зависели как от внешних обстоятельств, так и от времени суток. Изменчивым было и состояние моторики с чередованием малоподвижности и резкого двигательного возбуждения. Депрессии с постоянной вялостью, молчаливостью или мутизмом, нарушением контакта с окружающими, отсутствием побуждений были редки и, как уже указывалось, наблюдались, в основном, в раннем детском возрасте. В большинстве же случаев была отмечена непрерывная «пульсация» в настроении, самочувствии и состоянии моторики, определенно зависевшая и от ситуации, и от специфического суточного ритма, свойственного депрессии детского возраста. В отличие от подростков и взрослых, суточный ритм аффекта у депрессивных детей был более сглаженным, отсутствовало улучшение самочувствия и настроения во второй половине дня, «выздоровление к 5 часам вечера». «Правильный» суточный ритм аффекта был крайне редок — всего у 4 детей. В большинстве случаев в первой половине дня преобладающими были вялость, слабость, медлительность, идеаторная заторможенность, чувство скуки; днем в связи с общей повышенной утомляемостью ребенка — усталость, сонливость, головные боли; к вечеру нарастали моторное беспокойство, слезливость, раздражительность, злобность. Очерченные кратковременные истерически и дисфорически окрашенные эпизоды, соматоалгические кризы и раптоидные состояния наблюдались обычно во второй половине дня. Поздним вечером и ночью превалирующими становились тревога и страх, сопровождавшиеся нарушением сна, иллюзиями, парейдолиями, тесно спаянными с аффектом и отражающими основное содержание аффективных переживаний. При субъективной оценке состояния даже дети дошкольного возраста четко отмечали ухудшение самочувствия к вечеру, боялись наступления темноты, приближения ночи. Работоспособность детей младшего школьного возраста резко падала именно во второй половине дня, что определенно связано как с нарастанием к вечеру тревоги и беспокойства, так и с повышенной утомляемостью депрессивного ребенка. Таким образом, в течение всего дня при депрессивных состояниях у детей аффект и физическое состояние, меняя формы проявления, оставались отрицательными.

    Изменчивость, подверженность внешним воздействиям отражалась не только на характере аффективных и двигательных расстройств в течение суток, но и на всей депрессии в целом. Короткофазность, описанная как одна из характерных особенностей депрессии детского возраста (18), в наших наблюдениях была чрезвычайно редкой: длительность депрессии от 3 до 13 дней отмечалась всего у 3 больных, а от 2 недель до 1 мес.— у двух. В 17 случаях (26 %) продолжительность депрессивных состояний была 1—3 мес., в 18 случаях (27 %) — от 4 до 6 мес., в 5 (8 %) —7—11 мес. и у 20 больных (31 %) —свыше одного года. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличалась непостоянством и была связана с внешней ситуацией и физическим состоянием ребенка. Ундулирующий характер депрессии был отмечен у 54 (83 %) детей. На фоне длительной тусклой депрессии обычно отмечались при этом короткие (от нескольких дней до 1 мес.) эпизоды депрессивных расстройств психотического уровня, связанные, особенно на ранних стадиях болезни, с тяжелыми соматическими заболеваниями или психотравмой.

    Роль экзогении как провоцирующего фактора была также очень высока при возникновении манифестной эндогенной депрессии (57 больных — 87 %). Причем, наиболее распространенной и значимой для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) психогенией являлось отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, смерть родителей). Значительно реже (всего в 3 наблюдениях) депрессия возникали сразу же вслед за острой психотравмой — испуг, внезапная смерть матери. Удалось установить совпадение манифестной депрессии с психотравмирующим фактором у 49 больных (75 %). У некоторых больных фактор провокации представлял собой сочетание психо-« соматогении. В 8 наблюдениях (12 %) манифестному депрессивному состоянию предшествовали острые соматические вредности (токсический грипп, тяжелая ангина, детские инфекции, острый аппендицит). Только у 8 больных манифестная депрессия не была связана с провоцирующим фактором. При повторных депрессивных состояниях зависимость от экзогении снижалась более чем вдвое.

    Суммируя описанные особенности детских эндогенных депрессий, представляется возможным сделать следующие выводы. Для детской депрессии характерно превалирование идеаторных расстройств и соматических жалоб, преобладание аффекта тревоги и страха, отсутствие вербализации аффекта тоски, повышенная слезливость, редкость и наивность идей самообвинения и самоунижения, выраженность дисфорического фона настроения, склонность к пароксизмальным эпизодам страха, дисфории, двигательного беспокойства, соматоалгическим кризам, своеобразие суточного ритма аффекта, а также сочетание собственно аффективной симптоматики с личностной защитной реакцией. Реактивный характер возникновении детской депрессии не противоречит ее эндогенной природе. Симптоматике детской депрессии свойственны волнообразность, изменчивость и полиморфизм.

    Феноменология детской депрессии отличается значительным своеобразием, по сравнению с депрессией взрослых и пубертатными депрессиями. Депрессия у ребенка всегда «маскирована». Но именно «маскированность» является наиболее характерной чертой детской депрессии, типична для нее. Поэтому употребление термина «атипичность», весьма распространенного в современной психиатрии, едва ли является правомерным по отношению к детской депрессии.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Башина В. М., Пивоварова Г. Н. Клинические особенности депрессивных расстройств при приступообразной шизофрении у детей. Жури, невропатол. и психиатр., 1972, вып. 10, с. 1535—1540.

    2. Вроно М. Ш. Некоторые особенности депрессивных состояний у детей при шизофрении. В кн.: Научно-практическая конференция по детской психоневрологии. М., 1973, с. 28—29.

    3. Лапидес М. И. Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков. В кн.: Вопросы детской психиатрии. М., 1940, с. 39—76.

    4. Семеновская Э. И. К вопросу о периодическом течении шизофрении в раннем детском возрасте. Журн. невропатол. и психиатр., 1972, № 10, с. 1541— 1546.

    5. Agras S. The relationship of school phobia to childhood depression.— Amer. J. Psychiat. 1959, 116, 533—536.

    6. Annell A. — L. Depressive states in childhood and adolescence.— In: Depressive states in childhood and adolescence.— Stockholm, 1972, 11—15.

    7. Asperger H. — In: Opitz H., Schmid F. (Hrsg.). Handbuch der Kinder — heilkunde. — Berlin, 1969.

    8. Коrbоz R. Gibt es Geisteskrankheiten im Kindesalter? — Schweiz. med. Wschr., 1958, 88, 703.

    9. Eggers Ch. Depressive Syndrome in Kindesalter. Fortschr. Med., 1977, 95, 16, 1082—1088.

    10. Frоmmer E. Depressive illness in childhood.— In: Coppen A. a. Walk U. (Ed.). Recent Development in affective disorders., 1969, 117—136.

    11. Krevelen Van, Arn D. Zyklothymien im Kindesalter.— J. Acta Paedopsychiatrica, 1972, 38, 7/8, 202—210.

    12. Kuhn V., Kuhn R. Drug therapy for depression in children. Indications and methods. — In: Depressive states in childhood and adolescence.— Stockholm, 1972, 455—459.

    13. Mah1er M. S. Sadness and grief in infancy and childhood.— The Psychoanalytic study of the child, 1961, 16, 332—351.

    14. Remschmidt H., Brechter В., Mewe F. Zum Krankheitsver-lauf und zur Personlichkeitsstruktur von Kindern und Jugendlichen mit en-dogen-phobischen Psychosen und reaktive Depressionen.— Acta Paedopsychiatrica, 1973, 40, 1, 2—16.

    15. Schulder. — Cit, Stu11e H. Psychosen des Kindesalters.— In: Handbuch der Kinderheilkunde. Bd. 8/1, Berlin, 1969, 908—937.

    16. Spiel W. Depressive Zustandbilder im Kindes-und Jugendalter.— In: Melancholie in Forschung. Klinik und Bechandlung.— Stuttgart, 1969.

    17. Spie1 W. Studien uber den Verlauf und Erscheinungsf ormen der kind-lichen und juvenillen manisch-depressiven Psychosen.— In: Depressive states in childhood and adolescence.— Stockholm, 1972, 517—524.

    18. Stutte H. Epochale Wandlungen in Diagnostik und Verlauf endogen-depress ver Psychosen des Kindesalters— In: Depressive states in childhood and adolescence.—Stokholm, 1972, 29—34.

    19. Тоrre M., Rоvera G. G. Aspects de 1insuffisance scolaire dans les etats depressifs de la preadolescence.— Amer. J. Orthopsychiat, 1969, 36, 346—351.

    РЕЗЮМЕ

    Изучено 110 депрессивных приступов у 65 детей дошкольного и младшего школьного возраста, больных приступообразной шизофренией и циклотимией. Сделаны выводы, заключающиеся в том, что основными особенностями детских депрессий являются их «маскированный» характер с превалированием идеаторных расстройств и соматических жалоб, преобладанием аффекта тревоги и страха, повышенная слезливость, редкость и наивность идей самообвинения, склонность к пароксизмальным эпизодам страха, дисфории, двигательного беспокойства, соматоалгическим кризам, изменчивость депрессивной симптоматики и подверженность ее влиянию внешней среды, своеобразие суточного ритма аффекта, а также реактивный характер возникновения депрессивных расстройств. Выделено 6 вариантов детской депрессии.

    Лечение нарушения психики у детей

    Большая часть расстройств психического характера у детей вызвана подростковым возрастом и этапом становления личности. При обнаружении симптомов, указывающих на развитие отклонений, необходимо максимально стабилизировать атмосферу в семье, проводить больше времени с ребенком, разговаривать на волнующие его темы и поддерживать в первых неуверенных шагах без критики и запугиваний. Поход к психологу и получение экспертной точки зрения также не будут лишними и помогут правильно составить процесс борьбы с нежелательным недугом.

    Некоторые заболевания, такие как, например, шизофрения, которые проявляются уже в подростковом возрасте, требуют обязательного медикаментозного вмешательства. Однако множество других расстройств не предполагают добавление в лечение нарушения психики у детей лекарств, поэтому, создание гармоничных отношений с самим собой и социумом должно быть взято в руки родителей или профессионалов психологического направления.

    Подростковые панические атаки: причины, проявления

    Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.

    Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:

    • спутанность мыслей;
    • несвязность речи;
    • двигательное беспокойство;
    • головная боль;
    • затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
    • скачки давления;
    • учащенное сердцебиение;
    • дрожь, озноб;
    • повышенное потоотделение;
    • тошнота;
    • затрудненное глотание;
    • онемение рук и ног;
    • бледность или покраснение кожи;
    • сухость во рту;
    • учащенные позывы к мочеиспусканию.

    Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.

    Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.

    Органические нарушения психики

    Болезни психического характера, возникающие при поражении отдельного участка или всей области головного мозга, вследствие различных факторов получили название – органические нарушения психики. К данному типу расстройств относятся множественные заболевания, которые могут возникнуть при внешнем воздействии на мозг (черепно-мозговая травма) или внутренних процессах (дисфункция). Основным синдромом органических расстройств является поражение кратковременной памяти. В таких случаях, человек помнит только те события, эмоции и информацию, которые произошли только что. При повторных попытках вспомнить случившееся даже через несколько минут, наступает полная амнезия. Часто люди «вспоминают» некоторые моменты жизни, однако при проверке эта информация оказывается выдуманной. Процесс лечения органических нарушений психики включает в себя комплексный подход, который предполагает лекарственные препараты, работу с родственниками и лицами, ухаживающими за болным, а также психотерапию и психофармакотерапию.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]