Стремление родителя сделать ребёнка отличником понятно и естественно. Но в желании видеть в дневнике только пятёрки необходимо соблюдать баланс. В противном случае может развиться синдром отличника, приносящий немало неприятностей.
Синдром отличника — это:
- стремление всегда и везде быть первым, получать только наивысшую отметку;
- неверная расстановка приоритетов: важно не само знание, умение, а их положительная оценка;
- сильные эмоциональные реакции на результат, не отвечающий ожиданиям.
Мотивация к учёбе подменяется мотивацией на достижение успеха любой ценой. Во взрослом возрасте это чревато нервными срывами и депрессиями. Так как же всё-таки соблюсти баланс и не впасть в крайности? Как помочь ребёнку добиться хороших результатов, но избежать формирования синдрома отличника? Вам помогут следующие шаги и рекомендации.
«Если я не получил пятерку, я лохилузер»
– Мы всю жизнь пытаемся от себя и детей добиться отличных результатов, и тут выясняется, что «синдром отличника» – это плохо. Почему?
– «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама.
Помню, как я пошла в первый класс. Все дети идут и радуются: цветы, впереди «взрослая» жизнь. А я сразу боялась получить двойку, хотя никто меня этим не пугал. От самого первого школьного дня остались фотографии: я с букетом в одной руке, с рукой учительницы в другой и с несчастным лицом. Потом, уже взрослой, я на всех экзаменах испытывала жуткий мандраж.
– Но стремление учиться хорошо – разве плохо?
– Считается, что отличники тянутся к знаниям. Но если внимательно понаблюдать за людьми с «синдромом отличника», выяснится: не знания им нужны, а оценка, причем высшая. Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить.
Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде.
Сценариев развития у этого синдрома может быть два. Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще!» – такая изнанка его образа мысли.
Второй сценарий – ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять.
При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом.
Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам».
Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами – может списать, подсмотреть, смухлевать. Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей (теперь с электронными дневниками так не получится), но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать.
Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» – на результате и восприятии этого результата другими.
Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники.
Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» – что четвёрка – вообще не оценка.
Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы.
«Синдром отличника» у взрослых
Фото с сайта steveseay.com
– Чью любовь пытается заслужить ребёнок, получая пятёрки, понятно. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального – мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев?
– Она пытается заслужить любовь либо своих родителей, либо того «великого родителя», образ которого есть в голове у каждого из нас. Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа.
Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете.
Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев.
И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много. Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет.
На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться». Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении.
– «Если я что-то не так сделаю, меня накажут». Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви?
– Идея могла возникнуть из реального (а не на словах) дефицита любви в семье, из-за страха любить самому, потому что здесь всегда риск «получить двойку», оказаться «не лучшим»; из-за неумения переносить страдания. Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили.
При этом они уверены, что любовь нужно заслужить. А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно.
А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука. Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский.
Им Господь даровал опыт неспособности учиться, а когда они этот опыт прожили и приняли, были дарованы и знания, и способности.
Наследственный сценарий
Фото с сайта b17.ru
– Поведение отличника – нередко наследственный сценарий, который в России тянется ещё с советских времен.
Были времена, когда наше общество жило от пятилетки до пятилетки, да и ту стремились уместить в четыре, а лучше в три года. Так было в индустриализацию и после войны, когда требовалось восстановить страну.
От людей требовали результат и темп, при этом никто не учитывал потребности, не думал о безопасности и уж тем более не смотрел на способности каждого отдельного человека и то, какой ценой ему все дается.
В итоге у целого поколений создалось убеждение: «Мы должны были стать отличниками, но не смогли, поэтому наши дети обязаны воплотить в жизнь эту мечту».
Это наша российская родовая мечта: иногда работаешь с клиентом, и всплывает образ какой-нибудь прабабушки, которая была убеждена, что «учиться нужно хорошо, а иначе будешь дворником». И это убеждение передаётся внукам и правнукам, пока кто-то не осознает и не поменяет эту систему.
Теперь ко мне приходят люди, которые крутятся, как белки в колесе и совсем не могут понять, какие у них таланты и способности. Они живут в отрыве от себя, и единственная их цель – быть лучшими. При этом прессинг в каждом новом поколении усиливается, и эта идея превращается в невроз.
Конечно, на Западе пятилеток не было, а вот синдром есть. И были жуткие примеры поклонения вождям – своим «великим отцам». «Синдром отличника» вообще благодатно развивается в век войн и индустриализации, когда родители переживали какие-то беды, поколенческие травмы и не могли дать детям достаточно эмоционального присутствия.
Либо бывает по-другому: родители учились хорошо, а ребёнок по каким-то причинам не справляется. И они начинают ему говорить: «Смотри на нас!» Но при этом утаивают часть информации, и не рассказывают, что пятёрки у них были не всегда.
Сценарий с «синдромом отличника» можно впитать буквально с молоком матери: иногда бывает, что ребёнок ещё в школу не пошёл, в садике его еще не начали толком ничего учить, но синдром уже есть.
Уход от классической системы оценивания
Важно убирать оценивающие слова («плохо», «хорошо», «отлично»). Старайтесь любую похвалу делать объективной: «ты молодец, потому что смог подтянуть знания и исправить четвёрки», «я вижу, что ты старался в этом полугодии, уже смог закрыть многие пробелы, продолжай в том же духе» и так далее.
Идеальный вариант – уход от классического оценивания не только дома, но и в школе. На данный момент только частные школы могут предложить обучение в соответствии с такими принципами. В Частной Школе Юниум
, например, нет оценок, а контроль знаний осуществляется персонально. Таким образом, ребёнок учится быстрее и легче, повышается уровень его мотивации и веры в себя, ускоряется темп освоения информации и решения возникающих трудностей.
Синдром отличника – реальная проблема, подстерегающая тех, кто не смог добиться баланса. Поэтому мы рекомендуем родителям внимательно отнестись к мотивированию детей и не придавать слишком большого значения оценкам. О других секретах гармоничного воспитания читайте в этой статье
, где мы поговорим о том, как понять своего ребенка в любом возрасте, как помочь ему стать успешным и счастливым человеком. А ещё о том, как не потерять самого себя в этом сложном и многогранном процессе.
Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.
Как опознать «синдром отличника»
Фото с сайта yourcareeverywhere.com
– Как отличить человек с «синдромом отличника» от настоящего отличника?
– Человек с синдромом не приемлет критики. Он часто испытывает неуверенность: его состояние похоже на качели, где мысль «я лучший» быстро сменяется мыслью «я неудачник и ничтожество». Если нужно начать новое дело, человек с «синдромом отличника» впадает в ступор – ведь он не знает заранее, справится ли на отлично.
Ещё важный признак «синдрома отличника» – ревность к успехам других: «Как же так вот этот человек сделал лучше, а я за ним не успеваю?» Ребёнок начинает радоваться чужим неудачам, завидовать.
Мы завидуем, когда видим: кто-то сделал то, что мы могли бы сделать, но не сделали. Или мы хотели бы сделать лучше, но у нас не получилось, или мы хотели сделать идеально, и кто-то сумел. Зависть – неизбежное следствие «синдрома отличника».
Еще признак – когда ребёнок начинает очень зависеть от похвалы. Например, у него начинаются истерики, когда кто-то не оценил, как он выполняет домашние обязанности. Хотя обязанности у него небольшие – вынести мусор или покормить кота.
Еще возникает страх перед неудачами – например, ребёнок честно готовится к экзамену, а получает двойку. Потому что он начал писать, сделал помарку и понимает: пятёрки за эту работу он уже не получит. А другая оценка ему не нужна.
Чтобы заметить у себя «синдром отличника», полезно развивать осознанность.
Очень полезно периодически спрашивать себя: «Когда я в последний раз радовалась?»
Рано или поздно ты замечаешь, что твоя жизнь – это бесконечный бег за результатом, а радости от результатов всё равно нет, потребность не удовлетворена.
Как побороть синдром отличницы и изменить всё
Почти каждый школьник слышал фразу «Надо хорошо учиться». Для кого-то «хорошо учиться» значит быть отличником, а для кого-то — участвовать в профильных олимпиадах и ездить на сборы и слёты. Наш блогер Даша Деденко рассказывает, как она поборола комплекс отличницы и как профильные лагеря помогли ей узнать больше о мире.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
В любом классе каждой школы можно найти на первых партах ребят, которые всегда отвечают на вопросы учителя, стараются делать всё идеально и ни в коем случае не пропускают школьные занятия! Если вы не нашли такого человека в классе, значит, скорее всего, этот человек — вы.
Отличники — люди ответственные, организованные и исполнительные, имеют высокую успеваемость, предпочитают делать всё идеально. Их превосходным оценкам завидуют многие в классе, ну и, конечно, хотят оказаться на их месте.
На протяжении всей начальной и средней школы я сама стремилась стать отличницей. Получить похвальный лист за отличную учёбу на заключительной линейке по итогам года было заветной мечтой. С первого класса мне говорили, что я могу и должна быть «идеальной ученицей», но на протяжении всех девяти лет обучения мне не хватало до заветной цели совсем чуть-чуть. В начальной школе досадным недоразумением была четвёрка по математике, а в средней школе «идеальную картинку» испортили четвёрки по физике с химией.
Вспоминаю свои ощущения и понимаю, что я чувствовала постоянное напряжение и недовольство собой. Как будто я участвую в каких-то бесконечных олимпийских играх и постоянно занимаю обидное четвёртое место.
В тот момент я боялась пропускать школу: вдруг что-то упущу и не смогу догнать потом по программе? Что подумают родители?! Они ведь так хотят видеть золотую медаль «за успехи в обучении» у меня на груди. Хотела ли этого по-настоящему я сама? В девятом классе я поняла, что красный аттестат так и останется для меня недостижимой мечтой, а в 11-м и золотой медали мне не видать.
Признаюсь честно, я сдалась. По большей части из-за новых условий для получения золотой медали «за успехи в обучении»
Теперь её могут получить только те, кто сдают профильную математику на ЕГЭ! Эх, ладно если бы просто сдать, но нужно ведь на 75 баллов! Реально оценив свои силы, я приняла решение не сдавать профильную математику, а значит, и мечта о медали так и останется нереализованной.
Раньше я мечтала видеть в табеле исключительно высшие баллы, из-за этого панически боялась заболеть и пропустить школу. Можно сказать, что первый шаг по пути к избавлению от «синдрома отличника» был сделан в конце седьмого класса. Я приняла участие в конкурсном отборе на участие в смене во Всероссийском детском , смена начиналась в конце мая, а выезжать нужно было ещё раньше. Даты выезда совпадали с датами итоговых годовых контрольных работ. Попереживав, я пошла сдавать все работы раньше намеченного срока. Внезапно оказалось, что в этом нет ничего страшного.
Отличники на доске почёта
Фото с сайта baikal-info.ru
– Современная школа культивирует «синдром отличника»?
– Очень часто, увы. Иногда родители даже бояться ходить на родительские собрания.
Родители приходят и сидят все в поту, переживая, что сейчас назовут фамилию их ребенка и будут его прилюдно ругать. А потом сбрасывают свои стыд и злость на ребенка.
К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех. У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права.
И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании – это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе.
У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики!» В итоге бывают учителя-лауреаты, у которых куча наград. Но их давление выдерживают далеко не все ученики. К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника».
– А как синдром отличника ложится на нынешнюю корпоративную культуру, где есть «лучший продавец месяца», «лучший менеджер офиса», «лучшее подразделение квартала»?
– Очень тесно ложится, могу подтвердить это как бывший эйчар. При работе с персоналом есть такое понятие – «нематериальная мотивация». Бесконечно повышать сотрудникам зарплату невозможно – потребности всё равно растут и человек, в конце концов, будет не удовлетворён. Тогда работодатель начинает придумывать какие-то «фишки». Одна из них взята из наших советских времен, когда портреты передовиков производства висели на доске почета.
Возникают те же самые доски почета, а материальное поощрение при этом может быть очень маленьким –например, лишний день к отпуску. Корпорации это выгодно.
Как мотивировать и не обесценивать
Фото с сайта protvoysport.ru
– Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»?
– Например, когда всякий раз заявляют ребенку: «Вот когда ты принесешь пятерку, – ты молодец, будет тебе тортик!» При этом транслируется, что, например, четверка – вообще не результат. И так обесцениваются любые старания ребенка.
Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, – тоже провокация.
Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой – Снежной королевой.
ля большей надежности ребенка пугают: «Будешь плохо учиться – станешь дворником!» При этом четко связывается успешность учебы с дальнейшим успехом в жизни и карьере.
Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего.
– А как правильно мотивировать ребенка на учебу?
– Не нужно делать акцент на суперрезультате, не нужно говорить: «Ты должен быть первым, лучшим, тогда мы будем тобой гордиться». Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях – надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.
У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует.
Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку.
У меня дочь – первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20!» И я уже чувствую, куда дует ветер, и говорю ей: «Подумай о ребятах, у кого 5 наклеек или ни одной. От этого они, что, стали хуже?»
То есть я всё время проговариваю: «Мне очень приятно, что у тебя так много наклеек» (не обесцениваю успех). Но при этом стараюсь, чтобы она поняла:
отметка не равна человеку. В человеке – много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей.
Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться…
Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.
Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться!» Это как с грехами – мы боремся-боремся, а изменения начинаются только тогда, когда мы примем себя, в том числе, отверженными и немощными.
Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его.
Есть прекрасная английская поговорка – «не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример.
Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты.
Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой. Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно.
Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать – детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы.
Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально.
И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться – «то, что русскому хорошо, немцу – смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Как сообщил глава столичного Департамента образования и науки Александр Молотков, московские школьники смогут учиться дистанционно, если их родители примут такое решение. По его словам, ресурсы «Московской электронной школы» позволяют организовать обучение дома. Эксперты напоминают, что в условиях дистанционного обучения требуется особое внимание родителей к выполнению домашних заданий. Для многих это станет настоящим испытанием.
Последствия пандемии сегодня изучаются по самым разным направлениям: экономика, политика, демография, мировоззрение… К лучшему или худшему меняется мир, вероятно, покажет время. Между тем ученые уже делают выводы о развитии тенденций, первые ростки которых были замечены еще до ситуации с коронавирусом, и открывают очередные парадоксы, происходящие в обществе. Так, одновременно с констатацией, что во время самоизоляции российские семьи укрепились, а родители стали больше времени уделять детям, глобальную сеть наводнили прогнозы, что чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых может спровоцировать массовое распространение у представителей младшего поколения так называемого синдрома отличника. А там, мол, недалеко и до нездоровых проявлений перфекционизма в глобальных масштабах.
Казалось бы, что плохого? Стремление к успешности в нашем прогрессивном веке поощряется со школьной скамьи, а то и начиная с порога детского сада. Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим. В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся.
Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов.
Забыть про оценки
Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей.
— Из-за пандемии дети наши в школе как таковой не были полгода, учились дистанционно, — говорит психолог Людмила Федотова. — То есть пребывали в комфортных условиях: никто не отвлекал от занятий, да и родители имели больше возможности помочь и проконтролировать выполнение домашних заданий. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника».
По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение.
— Отличники нацелены только на успех, а перед любой неудачей пасуют, поскольку морально к ней не готовы, — продолжает психолог. — Минимальный «провал» может спровоцировать истерику, а то и депрессию. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями.
О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку.
— Головные боли, частые простуды, нервные тики — все это может быть признаком осложнения «синдрома отличника», — говорит врач. — Детский организм к таким испытаниям на прочность не готов. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья.
На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям.
— Как известно, лучшее — враг хорошего, — говорит она. — За мою долгую работу в школе идеальных во всем учеников я не видела. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться.
На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. Так, учитель начальных классов и методист школы № 1265 Ирина Лебедева предупреждает, что учеников младших классов не стоит резко сажать за уроки и строго им объяснять, что игры закончились и пора учиться. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников (особенно младшеклассников) важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos.ru.
— Мое мнение, что в школу надо ходить не за оценками, а за знаниями, впечатлениями, дружбой и общением, — комментирует Ирина Лебедева. — Отметки лишь сопровождают знания. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно.
Оковы иллюзий
Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. «Принуждение быть идеальным в школе и на работе приводит к психическим расстройствам, особенно среди молодежи», — делают вывод эксперты, добавляя, что «перфекционизм — это бомба замедленного действия для психологического здоровья, и мы боимся, что в будущем с этой проблемой придется считаться учебным заведениям и работодателям, а не только родным и близким школьников и студентов».
— Не думаю, что в нашей стране ситуация настолько критична, как утверждают зарубежные коллеги, — комментирует кандидат социологических наук Алексей Егоров. — Однако предпосылки для развития такого качества, как перфекционизм, конечно, есть и в нашей стране. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно.
А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам».
— Все мы родом из детства, — говорит он. — Усидчивость, аккуратность, исполнительность — прекрасные качества только тогда, когда они не гипертрофированы. Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет. Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу.
Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты. Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас.
«Боюсь пойти на повышение квалификации по профессии, вдруг опозорюсь, ведь я мастер-парикмахер с пятнадцатилетним стажем, — просит совета психологов на одном из форумов Марина К. — Боюсь: вдруг мастера с меньшим стажем лучше меня в профессии».
«Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. — Если я сама не могу справиться со своим черно-белым восприятием, как мне научить ребенка не повторять моих ошибок?»
— В погоне за лучшим результатом взрослые часто забывают, как приятно наслаждаться самим процессом — учебы, работы, творческой деятельности, — говорит психолог. — Это самая большая ошибка перфекционистов.
Улыбнуться неудаче
Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.
— Как взрослому, так и ребенку, склонным к перфекционизму, очень важно понять, что неудача — не слабость, а двигатель развития, повод идти дальше, — комментирует психолог Людмила Федотова. — Ведь в стремлении к идеалу главное как раз то, что это путь в бесконечность — возможностей, открытий, приобретения опыта, творческих способностей. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи.
О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. «Если воспринимать ошибки как допустимый опыт, а также помнить, что освоение нового требует определенного числа неудач, то можно начать иначе относиться к ним. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн.
Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные.
— Дорога к успеху — не всегда прямая, — соглашается психолог Илья Суровцев. — Вспомните из истории, сколько гениальных людей в школе были середнячками, а то и вовсе двоечниками.
Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Мир состоит не только из черного и белого, поэтому ограничивать себя, мысля по принципу «все или ничего», уж точно не стоит.
СОЦИОЛОГИЯ
Недавно специалисты Всемирной психологической ассоциации опубликовали результаты исследования негативных последствий патологического перфекционизма. В числе самых серьезных проблем социологи называют заниженную самооценку и неоправданно высокие ожидания для себя и окружающих. По статистике исследования, 82 процента людей с низкой самооценкой беспокоятся о том, что о них думают другие, а 74 процента из них признают, что они не соответствуют своим ожиданиям. Даже просто возможность совершить ошибку беспокоит 78 процентов людей, склонных к перфекционизму.
КСТАТИ
Допустимая нагрузка для школьников четко прописана в санитарных нормах, все занятия в школе (уроки и внеурочные кружки-факультативы) строго ограничены по времени. Так, первоклассники не должны проводить в школе больше 21 часа в неделю. Для старших классов допустимая максимальная нагрузка больше: 34 академических часа в неделю при пятидневной учебной неделе и 37 часов — при шестидневке. «Временной» объем домашних заданий не должен превышать 1,5 астрономического часа во 2–3-м классах, 2 часа в 4–5-м классах, 2,5 часа — в 6–8-м классах, 3,5 часа — в 9– 11-м классах. А у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно.