Советы родителям
Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
1. Повышение самооценки:
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
- Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
- Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
- Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
- Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
- Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо
»
2. Обучение ребёнка методам совладания:
- Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
- Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
- Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
- Научите его дыхательным методикам и осознанности
3. Снятие мышечного напряжения:
- Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
- Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
- Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
- Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт
Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)
Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
Тест для родителей «Страхи и тревожность ребенка»
Рудская Татьяна
Тест для родителей «Страхи и тревожность ребенка»
Не провоцируете ли вы своим поведением страхи у ребенка?
Дети совершенно по-другому, нежели взрослые, воспринимают окружающий мир — они безоговорочно верят взрослым и боятся сказочных героев. Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша?
Вопрос 1
Собираясь наказать ребенка за непослушание, вы скажете:
а) как ты себя ведешь? Вот придет папа — он тебе задаст!
б) ты плохой мальчик/девочка, подумай в углу над своим поведением;
в) ты поступил (а) очень плохо, сядь на стульчик и подумай, как надо вести себя.
Вопрос 2
Ребенок ночью прибежал к вам и рассказал, что во сне за ним гнались чудовища. Как вы отреагируете?
а) успокою тем, что чудища приходят только к непослушным детям;
б) успокою тем, что это — всего лишь сон, наяву чудищ нет;
в) спрошу, что видел во сне и сочиню продолжение, в котором моему ребенку помогли
в трудной ситуации добрые сказочные герои.
Вопрос 3
Ваш ребенок болен, но никак не хочет пить лекарство. Ваши действия:
а) скажу, что сейчас приедет врач и сделает ему 10 больных уколов;
б) говорю, что это очень вкусное и полезное лекарство;
в) предлагаю выбрать: ты из красной или желтой чашки будешь пить лекарство? И после говорю: «Ура! Ты скоро выздоровеешь!»
Вопрос 4
Ребенок в детском саду расплакался и не желает вас отпускать. Ваши действия:
а) обещаю, что никуда не уйду, подожду, пока он поиграет, а потом уйду незаметно;
б) скажу, что я совсем ненадолго отлучусь, он не успеет заметить;
в) скажу, что мне нужно на работу, а вечером я обязательно приду за ним.
Вопрос 5
Предположим, что вы боитесь насекомых (гусениц, пауков, мышей). Как вы будете вести себя при встрече с ними, если рядом ребенок?
а) закричу, завизжу и честно скажу, что боюсь
б) при внезапной встрече могу не совладать с эмоциями, но постараюсь объяснить, что этих жучков
мне просто неприятно видеть;
в) возьму себя в руки и уберу листочком (платочком, фантиком) гусеницу с себя или ребенка,
не показав, что боюсь.
Вопрос 6
Ребенок испугался, когда незнакомая собака облаяла вас. Через какое-то время вам встречается еще одна милая собачка. Ваши действия:
а) предложу отойти подальше, а то вдруг еще бросится на нас;
б) предложу не подавать вида, что мы ее боимся — собаки чувствуют страх;
в) скажу, что собака— друг человека, не стоит их бояться, они лают, чтобы по
Вопрос 7
Вы когда — нибудь говорите ребенку, когда исчерпаны все способы заставить его слушаться, что отдадите его в интернат, сдадите в полицию, что за непослушание его заберет Баба-Яга?
а) да, говорю — это очень помогает;
б) иногда призываю в помощь страшных сказочных героев;
в) не помню таких случаев.
Вопрос 8
Когда вы вечером смотрите триллер, детектив или ужастик, где в это время находится ваш ребенок:
а) смотрит вместе с нами — в самые страшные моменты мы его отвлекаем;
б) находится со мной, но не смотрит, просто играет в свои игрушки;
в) играет в своей комнате.
Вопрос 9
Вашему ребенку подарили игрушку, которая своим видом или неприятным звуком испугала его. Ваши действия:
а) засмеюсь, и скажу: «Нашел чего боятся! На, рассмотри ее хорошенько»;
б) буду показывать и рассказывать, что в ней нет ничего страшного;
в) уберу игрушку подальше и подожду, пока наступит ее время.
Вопрос 10
Представьте, что в гостях ваш ребенок взял в руки какой-то хрупкий предмет и стал играть с ним. Чтобы уберечь свою вещь, хозяйка предупреждает, что там живет чудище, и если его потревожить, то оно выскочит и укусит. Ребенок боится. Ваши действия:
а) скажу, что так оно и есть, надо быстрее вернуть вещь на место;
б) удивлюсь, засомневаюсь и помогу вернуть вещь на прежнее место;
в) обниму и скажу, что в обиду никогда не дам, но любопытный предмет надо поставить на место
Результаты:
Больше ответов а):
От бессилия или непонимания последствий вы запугиваете ребенка, вызывая своим поведением чувство устойчивой опасности, исходящей от мира, культивируете чувство страха — вам так удобнее добиваться послушания. Маленький ребенок не способен сказать: «Мамочка, мне страшно и больно». Он просто в страхе подчиняется. И мама видит только то, что этот способ работает, но не видит, какой ценой. Нельзя, чтобы малыш делал что-либо только из страха — необходимо объяснять, поддерживать и защищать своего ребенка. Детские страхи могут проявиться и во взрослой жизни, поэтому вам надо помочь ребенку, а не усугублять ситуацию. При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии. Запугивание всего лишь четко описывает то, как делать нельзя. Вариантов приемлемого поведения ребенок не получает. Ваша первостепенная задача — предлагать ребенку варианты правильного поведения.
Больше ответов б):
Вы не стремитесь поддержать ребенка, оставляете его самостоятельно справляться с ситуацией. Дети невероятно чувствительны к реакции родителей, поэтому если вы хотите, чтобы ребенок не испытывал страх в обычных, рядовых ситуациях, то проанализируйте свое поведение. Основа страха- реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Постарайтесь понять детскую тревожность и поддержать малыша, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Проводите с ним больше времени, вместе рисуйте, читайте, лепите- показывайте, что любите ребенка и дорожите им.
Больше ответов в):
Вы понимаете ребенка, и он не скрывает своих переживаний, что позволяет своевременно прорабатывать тревожные ситуации. Главное — вы не оставляете места страхам, и ваш ребенок уверен, что вы — за него.