Астенический синдром у ребенка: причины, симптомы и лечение


В повседневной жизни человек выполняет ряд действий, направленных на обеспечение повседневной деятельности в культурной, общественной и социальной сфере. Так в течение дня человек тратить множество физических усилий. Как следствие наступает усталость, которая вылечивается отдыхом в течение непродолжительного времени. Однако, если такая усталость возникает беспричинно и сопровождает человека постоянно, даже после длительного отдыха, то стоит задуматься над тем, чтобы посетить квалифицированного специалисты. Возможно это первые признаки серьёзного заболевания в организмы человека.

Итак, синдром хронической усталости – это заболевание, которое не связано с выполнением физических нагрузок у человека, не связано с его повседневной деятельностью, не имеет отношения к смене сезонности, но вызывает у человека постоянно чувство усталости и переутомления. В результате у работоспособного человека наступает упадок сил.

На практике с использованием статистического метода доказано, что около 90%, такое заболевание возникает в густо населенных мегаполисах и связано с психоэмоциональной деятельностью человека. Этим заболеванием болеют люди в возрасте 25-45 лет. Больше всего людей болеет в таких странах, как США и Австралия. Так, в штате Невада США было зарегистрировано около 200 случаев в 1984 году. Женщин заболевают чаще, чем мужчины на 80%. Название заболевания установлено с 1988 года.

Профилактика заболевания

После того, как специалистами было установлено это заболевание был разработан соответствующий комплекс мер по его недопущение. С синдромом хронической усталости человек может прожить месяцы и годы. Он возникает у людей разной вековой группы от подростков до взрослых.

Для профилактики этого заболевания нужно придерживаться определенных медицинских рекомендаций и употреблять медицинские средства, повышающие иммунитет. В отдельном случае стоит остановиться на профилактике заболевания у детей.

К такому заболеванию могут привести следующие причины:

  • Неправильный распорядок трудового дня ребенка.
  • Сложная школьная программа.
  • Множество домашних заданий.
  • Постоянное проведение времени за телевизором или компьютером.
  • Трудные отношения с другими людьми.

Как правило, заболевание синдром хронической усталости возникает у детей в возрасте 6-7 лет, 11-14 лет. На возникновение и развитие этого заболевания могут указывать следующие симптомы (сильное проявление во второй половине дня):

  • Капризность.
  • Постоянный плач.
  • Егоза.
  • Поверхностный сон.
  • Тревожность.
  • Головная боль.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Утрата концентрации внимания.

Дети с астеническими состояниями

Дети с астеническими состояниями

Неуспеваемость некоторых учеников массовой школы обусловлена так называемыми астеническими состояниями.

В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние обычно различают церебральную астению и соматогенную астению. Последняя нередко усиливается за счет травмирующих психических факторов. Не исключена, конечно, возможность возникновения астений и чисто психогенного характера. Но они редко ограничиваются только астеническими проявлениями часто ведут к тяжелым конфликтным переживаниям.

Известно, что всякие внешние неблагоприятные факторы, будь то общие соматические инфекции, легкие травмы или очень легкие очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые психические переживания, переутомление, влияют в первую очередь на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельное

Характерной особенностью астенических и тем более цереброастенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются при выполнении задания либо отвлекаются.

Все это создает для ребенка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счетом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги, и т. д.

При обучении математике эти дети часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи, что затрудняет решение. Степень выраженности этих проявлений зависит как от состояния ребенка, так и от условий, в которых протекает его деятельность. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюдаются некоторые особенности и в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы; другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Часто из боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.

В тех случаях, когда нарушение психической деятельности возникает на более ранних этапах жизни ребенка, задержка психического развития проявляется в ограниченности представления об окружающей действительности, в бедности словарного запаса и некотором недоразвитии мышления.

Вся указанная симптоматика часто бывает более выраженной при церебральной астении.

Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозгу, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга, или воспалительного очага в мозгу, даже небольшого, узко локального. Это происходит потому, что при воспалительных мозговых процессах, а равно и при черепных травмах количество спинномозговой жидкости может несколько увеличиваться и тогда циркуляция ее нарушается. Увеличение количества спинномозговой жидкости носит название гидроцефалии. Само собой понятно, что степень выраженности этого нарушения бывает очень различной — от самых легких до крайне тяжелых болезненных состояний. Но и самые легкие формы гидроцефалии оказывают влияние на развитие ребенка и нередко приводят к функциональным нарушениям его психической деятельности. Здесь многое зависит от того, в каком возрасте возникло нарушение циркуляции жидкости в мозгу, в какой степени это выражено, каково общее состояние ребенка, и многих других факторов. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемость детей, но при правильном понимании этих состояний и своевременном оказании педагогической и лечебной помощи многие из этих детей могут преодолеть свои затруднения в обучении.

Постоянное переутомление

В отдельных случаях требуется привлечение квалифицированного специалиста для проведения психологической коррекции деятельности ребенка. Это позволит минимизировать психологические риски. И ускорит выздоровление ребенка.

Согласно представленной информации в целях недопущения причин возникновения этого заболевания нужно придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

  1. Контроль распорядка дня.
    График трудовой деятельности ребенка и взрослого должен быть составлен сбалансировано. Больше времени нужно проводить на свежем воздухе, чередовать трудовую деятельность и сон.
  2. Контроль вредных привычек.
    Если у человека наблюдается склонность к употреблению спиртных напитков и табачному курению, то стоит ограничиться во многом. Детей стоит ограничить от употребления энергетических напитков.
  3. Контроль физических нагрузок.
    Оптимальные физические нагрузки помогут справиться с этим заболеванием.
  4. Смена обстановки.
    Иногда для того, чтобы прийти в норму нужно поменять обстановку. Посетить различные общественные места, парки и скверы.
  5. Контроль питания.
    Для устранения этимологии заболевания поможет сбалансированное питание с витаминным комплексом.

Причины возникновения заболевания

К счастью с таким заболеванием не рождаются. Оно приобретается в течение жизни. Не зависит от воли человека, а приобретается в результате профессиональной деятельности человека. Поэтому перейдем к рассмотрению основных причин возникновения этого заболевания.

Основные причины:

  1. Неправильный образ жизни.
    Возникает в результате длительного употребления напитков, и предметов, запрещенных к употреблению. Сюда же стоит отнести недосыпание, неправильный режим трудового дня, умственное и физическое переутомление, недостаток воздуха и солнца, а также малоподвижный образ жизни человека.
  2. Психологическое переутомление.
    Иногда в результате психологического переутомления возникают различные эмоциональные расстройства. В результате появляются навязчивые страхи, депрессии, угнетенность, тревога
  3. Хронические заболевания.
    В этом случае заболевание является следствием или сопровождает более серьёзное заболевание. В результате идет не только истощение организма, но и ослабление иммунной системы.
  4. Неправильный рацион питания.
    Это заболевание появляется тогда, когда человек употребляет в пищу некачественные продукты в результате переедания и недоедания.
  5. Уровень экологической безопасности.
    Плохой уровень экологической безопасности не только негативно отражается на здоровье человека, но и на его психоэмоциональном состоянии.
  6. Различные вирусы.
    На нормальную жизнедеятельность и возникновение заболевания могут влиять различные вирусы и герпес-вирусные инфекции.

Причины астении у детей

Появление астении у детей обусловлено воздействием следующих факторов:

  • нарушения обмена веществ;
  • дефицита питательных элементов;
  • чрезмерного расходования физической энергии.

Кроме того, острое истощение организма возможно под влиянием таких причин как:

  • патологии органов ЖКТ (колиты, гастрит, язва желудка и др.);
  • хроническая инфекция (часто астенический синдром развивается после пневмонии);
  • заболевания крови и сердечно-сосудистой системы;
  • эндокринные нарушения (сахарный диабет, гормональный дисбаланс);
  • органическое поражение головного мозга.

Эти заболевания провоцируют истощение организма, что ведет к невротическому синдрому у ребенка.

Повышенный риск развития психического расстройства у детей наблюдается при наличии следующих обстоятельств: наследственность, частые стрессы, неблагоприятные условия проживания (плохая экология, негативная обстановка в семье), несбалансированное питание.

Астения развивается медленно. Поэтому симптомы патологического состояния становятся заметными спустя несколько месяцев или лет после, например, перенесенной травмы головного мозга.

Симптомы заболевания

Перед проведением диагностики и обращением к соответствующему специалисту нужно самому установить некоторые особенности этого заболевания, что неизбежно будет выражаться в проявлении различных симптомов, куда стоит отнести:

  • Возникновение бессонницы (чуткий, поверхностный сон).
  • Появление навязчивого чувства страха (тревоги, беспокойства).
  • Возникновение головных болей и мигреней.
  • Появление пульсации у висков.
  • Переутомление нервной системы человека.
  • Снижение памяти и концентрации внимания.
  • Не проходящая слабость (апатия).
  • Появление психоэмоциональных расстройств.
  • Возникновение депрессий.
  • Болевые симптомы в мышцах, трем рук.
  • Общее снижение иммунитета.
  • Проявление ранее приобретенных хронических заболеваний.

Диагностика заболевания

После установления выше приведенных симптомов. Лучше всего обратиться к специалисту. Он проведет соответствующий осмотр пациента и поставит правильный диагноз. В зависимости от этимологии возникновения заболевания диагноз могут поставить следующие специалисты:

  1. Невропатолог.
    Поможет, когда заболевание связано со стрессами, переживаниями и бессонницей.
  2. Психолог.
    Этот специалист поможет, когда слишком переутомляется нервная система.
  3. Эндокринолог.
    Сопутствующим фактором синдрома хронической усталости может быть нарушение деятельность эндокринной системы.
  4. Иммунолог.
    Такой специалист нужен, когда будет установлено, что заболевание связано с простудами, ранее перенесенными болезнями.
  5. Терапевт.
    Это основной специалист, который проведет внешний осмотр пациента и отправит к соответствующему специалисту для проведения лечения и скорейшего выздоровления. Ведь такую болезнь легко вылечить на любой стадии.

Специалист ставит диагноз только после проведения тщательного осмотра пациента. После этого врач принимает следующие управленческие решения:

  1. Направить пациента к узкому специалисту (невропатолог, психолог, эндокринолог, иммунолог).
  2. Направить пациента на сдачу клинических анализов (кровь, моча).
  3. Направить пациента на сдачу гормонов крови.

Астенопия — симптомы и лечение

Врач разрабатывает комплексную тактику лечения, основанную на индивидуальных показаниях пациента и стадии развития расстройства:

  1. В фазе компенсации при отсутствии патологических изменений пациентам рекомендуется во время зрительной нагрузки давать глазам необходимый отдых: каждые 35-45 минут делать перерыв на 15-20 минут;
  2. В фазе субкомпенсации пациентам назначают аппаратное лечение — лазеростимуляцию для стабилизации работы ресничной мышцы, применение специального инструмента синоптофора для тренировки глазных мышц и лечебные очки. Очки позволят избавиться от последствий аккомодационных спазмов и подобрать правильные инструменты для оптической коррекции близорукости и дальнозоркости.
  3. В фазе декомпенсации потребуются более серьёзные меры: выбор очков или контактных линз и глазных капель. Капли при астенопии:
  • мидриатики — для расслабления мышц, ответственных за сокращение и расширение зрачка;
  • капли с антибактериальным и антигистаминным действием — применяют при инфекционных заболеваниях глаза;
  • слёзные капли — при выраженной сухости слизистых оболочек;
  • кератопротекторы — при наличии микротравм роговицы.

При использовании капель важно знать, что они различаются по составу и свойствам. Необходимо соблюдать дозировку и продолжительность терапии. Некоторые капли не имеют ограничений по длительности применения, другие вызывают привыкание. Лекарства при астенопии подбирает офтальмолог.

При лечении астенопии важно учитывать основные моменты:

  • правильный выбор средств коррекции нарушений зрения (очков или контактных линз);
  • глазные капли для снижения тонуса ресничной мышцы и устранения спазма аккомодации применяют по одной капле каждый день или через день на ночь в течение месяца;
  • правильное питание, содержащее достаточное количество витаминов;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Витамины и народное лечение

Польза от приёма витаминных комплексов при астенопии не доказана. Вероятно, симптомы утомления глаз можно облегчить с помощью приёма экстракта черники и рыбьего жира, но необходимы дальнейшие исследования эффективности этих продуктов [12].

Гомеопатия

Гомеопатия — это вид альтернативной медицины, научно обоснованных доказательств её эффективности нет.

Физиотерапевтическое лечение

Для тренировки резервов аккомодации применяют методы аппаратного лечения: лазерстимуляцию, цветоимпульсную терапию, магнитотерапию, электростимуляцию. Однако однозначного мнения об эффективности физиотерапевтического лечения в медицинском сообществе нет.

Хирургическое лечение

Хирургическое лечение астенопии не проводится.

Особенности лечения в зависимости от формы заболевания

В случае симптоматической астенопии коррекцию проводят одновременно с лечением основных сопутствующих заболеваний. Лечение мышечной формы глазной астенопии начинается с устранения косоглазия (с помощью ортоптики, диплоптики) и коррекции близорукости. При астенической форме следует определить причину и устранить её, укрепить иммунитет, соблюдать режим труда и отдыха, полноценно питаться. Нейрогенную форму лечит невролог.

Лечение астенопии занимает длительное время. При терапии у детей особое значение имеют профилактические мероприятия и ограничение зрительной нагрузки.

Для расслабления глазных мышц проводится специальная ежедневная гимнастика. Комплекс упражнений для глаз выбирает офтальмолог, исходя из формы астенопии.

Комплекс упражнений

Людям, чья деятельность регулярно связана со зрительным напряжением, рекомендовано ежедневно выполнять следующие упражнения:

Упражнение 1. Зажмуривание. Сидя, зажмурить глаза на пять секунд, затем одновременно открыть оба глаза. Повторить семь раз. Приём поможет расслабить мышцы глаз, укрепить мускулатуру век и нормализовать кровообращение.

Упражнение 2. Моргание. Сидя, смотреть прямо перед собой и интенсивно моргать в течение минуты. Упражнение нормализует кровоснабжение глаз.

Упражнение 3. Перемещение взгляда. Выполняется стоя. Несколько секунд смотреть вдаль, затем поднести указательный палец к лицу на расстоянии тридцати сантиметров от глаз. Переместить взгляд на кончик пальца и удерживать пять секунд. Опустить руку. Повторить десять раз.

Упражнение 4. Массаж век. Принять удобное положение на стуле, закрыть глаза и осторожно помассировать веки подушечками пальцев. При массаже верхнего века двигаются изнутри наружу, нижнего века — в обратном направлении. Выполнять одну минуту. Процедура расслабляет мышцы и стимулирует кровообращение.

Упражнение 5. Чередование глазных упражнений. Стоя, расположить указательный палец на расстоянии тридцати сантиметров от глаз по средней линии. Смотреть внимательно на кончик пальца в течение пяти секунд. Затем ладонью второй руки закрыть левый глаз, не отрывая взгляда от предмета правым глазом. После чего убрать ладонь и смотреть на палец пяти секунд. Повторить манипуляцию другим глазом. Повторять пять раз.

Упражнение 6. Горизонтальные движения глаз. Встать и переместить правую руку в сторону в полусогнутом положении, вытянув указательный палец. Медленно отводить руку в сторону в противоположном направлении, при этом внимательно следить за пальцем. Затем вернуть руку в исходное положение, не отрывая от неё взгляда. Выполнить десять раз. Упражнение помогает укрепить мускулатуру, отвечающую за горизонтальное движение глаз.

Упражнение 7. Надавливание на веки. Сидя на стуле, приложить три пальца к закрытым глазам. Осторожно давить на веки две секунды, затем убрать руки. Повторить пять раз. Приём помогает улучшить циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 8. Фиксация взгляда. Принять удобное положение на стуле и расфокусировать взгляд на пять секунд, затем перенести его на кончик носа. Повторить шесть раз. Упражнение улучшает способность удерживать взгляд на предметах.

Упражнение 9. Вертикальные движения глаз. Стоя, поднять наполовину согнутую руку вверх и вытянуть указательный палец. Зафиксировать взгляд на нём и медленно переместить руку вниз, затем вернуться в исходное положение. Выполнить десять раз. Приём укрепляет мускулатуру, отвечающую за вертикальное движение глазных яблок и тренирует координацию зрительного аппарата.

Упражнение 10. Круговые движения. Сидя, голова неподвижна. Поднять глаза вверх и выполнить движение по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону. Повторить пять раз.

Упражнение 11. Движения в разные стороны. Стоя, голова неподвижна. Поднять взгляд как можно выше, затем опустить. Посмотреть вправо и влево. Повторить восемь раз. Упражнение тренирует зрительный аппарат.

Упражнение 12. Статическое напряжение. Сидя, голова неподвижна. Закрыть веки и поднять взгляд вверх, затем опустить вниз, повернуть направо и налево. Выполнить шесть раз [4][3].

Способы лечения

С 1988 г. специалистами был разработан ряд методик, которые позволяют проводить эффективное лечение пациентов с синдромом хронической усталости. Для этого используются следующие варианты лечения:

Народная медицина

(лечение в домашних условиях). Такое заболевание, как синдром хронической усталости можно лечить и дома с использованием различных эффективных способов и методов:

  • Диета.
    Так для лечения этого заболевание подойдет выбор и создание специализированной диеты. Иными, словами человек сам должен правильно сбалансировать для себя питание с содержанием различных микроэлементов. В рацион питания обязательно включают различные виды чаев, напитки с газом, кофе и алкоголь. Лучше всего из соков подойдет виноградный сок. Соленую рыбу нужно есть не более 1 раза в неделю.
  • Нормальный сон.
    Для нормализации циркадных ритмов обязательно должен быть нормальный сон. Для этого нужно составить верный распорядок дня (работы, отдыха).
  • Принятие ванн.
    Это заболевание легко лечится с помощью принятия теплых ванн. Температура в ванне должна быть 38 градусов. Длительность процедуры не более 30 минут. Область сердца не должна быть погружена в воду.
  • Физические нагрузки.
    Для скорейшего выздоровления потребуются различные пешие прогулки.
  • Психологическая терапия.
    Если привлечь квалифицированного специалиста, то он может провести психологическую коррекцию человека.
  • Народная медицина.
    Сейчас есть множество традиционных рецептов для лечения синдрома хронической усталости. В этом случае поможет употребление настоек из имбиря и корицы.

Газета «Новости медицины и фармации» 3 (353) 2011


Астенический синдром, или астения, является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы, что клинически проявляется эмоционально-волевыми нарушениями, снижением адаптационных возможностей организма и астенией. Астения— это состояние, которое характеризуется общей слабостью, повышенной утомляемостью и изможденностью, ослаб­лением или потерей способности к продолжительной физической или умственной нагрузке, проявлениями ангедонии (снижение активности, утрата интереса к обычным занятиям и ощущения удовольствия от них), цефалгиями, головокружением, частыми изменениями настроения, отсутствием положительной мотивации к выздоровлению.
Астения— это всегда патологическая слабость [5, 6]. На сегодняшний день выделяют два вида астении— реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную), как одно из проявлений заболевания.

В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [7].

В патогенезе астении ведущая роль принадлежит метаболическим расстройствам, которые приводят к гипоксии и ацидозу с дальнейшим нарушением процессов образования и использования энергии [2]. Известно, что в норме адекватная продукция энергии в организме обеспечивается аэробными и анаэробными системами окисления глюкозы, в результате которых образуются 38 молекул АТФ (при анаэробном гликолизе— 2, в цикле Кребса— 36). То есть наиболее целесообразным для организма является аэробный метаболизм глюкозы. При нарушении включения пирувата в цикл Кребса и трансформации его в лактат возникают условия для формирования значительного энергодефицита клетки с развитием ацидоза, метаболических расстройств, чрезмерного катаболизма белка с формированием гипераммониемии и торможением цитратного и малатного механизмов энергообразования [4]. Известно, что малат— это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины— аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [4, 5].

Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Особое место среди этих средств занимает корректор энергетических нарушений клеточного метаболизма Стимол® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [3, 4]. Кроме того, Стимол® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете.

Цель работы: определить эффективность метаболической коррекции астении при лечении психосоматической патологии у детей с НПФР и без них.

Материалы и методы

Обследовано 194 ребенка в возрасте от 7 до 17 лет с ПСП (БА и ЯБ ДПК), из них 101 без НПФР и 93 с НПФР. Диагнозы верифицированы согласно МКБ-10. Психологическое тестирование проводилось с определением реактивной и личной тревожности и оценивалось с помощью шкалы самооценки по методике Спилбергера— Ханина. Состояние вегетативной нервной системы изучалось с помощью кардио­интервалографии с проведением клиноортостатической пробы.

Для определения эффективности предложенной терапии выделены две репрезентативные группы: І (основная), в которую вошли 50 детей с ПСП и НПФР, и ІІ (группа контроля)— 50 больных с ПСП без НПФР. Пациенты обеих групп получали базисную терапию в зависимости от основного заболевания согласно утвержденным МЗ Украины протоколам лечения. Больным основной группы в комплексную терапию включали препарат Стимол®, который назначался по 1–2 пакетика 2–3 раза в сутки на протяжении 14 дней.

Полученные результаты обработаны статистически, с использованием пакета программ MathCAD с определением уровня достоверности. В работе использован анализ балльной оценки основных клинических проявлений астении с высчитыванием интегрального показателя патологии (ИПП) и коэффициента сравнительной эффективности терапии (С.Г.Макеев, 1985).

Результаты исследований и их обсуждение

Клиническая картина ПСП у детей с НПФР и без них характеризовалась полиморфизмом жалоб и клинических синд­ромов. Основными синд­ромами у обследованных детей были: болевой (69,1 и 51,4%), диспептический (71,2 и 60,3%), синдром хронической интоксикации (45,7 и 36,6% соответственно), которые достоверно не различались в обеих группах (р > 0,05). Астеноневротический синд­ром достоверно чаще встречался у детей с ПСП и НПФР, чем у детей без НПФР (97,8 и 57,4%) (р < 0,05). Проявлениями астении были головокружение и снижение трудоспособности (35,1 и 14,9%), метеочувствительность (40,4 и 9,9%), нарушения сна и памяти (44,7 и 11,9%), раздражительность (37,2 и 11,9%) и эмоциональная лабильность (57,4 и 18,8%).

Динамика клинических симптомов у обследованных представлена в табл.1. Так, болевой симптом исчезал быстрее и после лечения отмечался лишь у 6,6± 0,1% больных І группы. В то же время в группе контроля на боль жаловались 18,0± 0,1% детей (р< 0,05). Похожие результаты касаются проявлений диспепсии (5,6 ± ± 0,1 и 14,0 ± 0,1%), синдрома хронической интоксикации (7,2 ± 0,1 и 20,4 ± 0,1%) и нарушения вентиляции бронхов (14,1± 0,1 и 45,6 ± 0,1% обследованных в соответствии с групповым распределением) (р < 0,05).

Астенические проявления после лечения сохранялись лишь у 19,6 ± 0,1 и 20,0± 0,1% пациентов І и ІІ групп, уменьшившись почти в 5 и 2,5 раза согласно групповому распределению (р< 0,05). Цефалгии в группе контроля отмечались у 18,0 ± 0,1% против 5,6± 0,1% в основной группе. Динамика метеочувствительности была более положительной в основной группе— 5,6 ± 0,1% и 8,4 ± 0,1% в контроле. Головокружение в конце курса лечения не отмечалось у детей основной группы, в то время как в контроле оно отмечалось у 6,0 ± 0,1% больных (р < 0,05).

На слабость жаловались только 2,2± 0,1% пациентов І группы и 16,0± 0,9% детей в группе контроля, что было достоверно меньше, чем до лечения. Нарушения сна исчезли у детей основной группы и остались у 9,2 ± 0,2% контрольной группы (р < 0,05). В конце наблюдения раздражительность отмечали 10,0 ± 0,2% детей ІІ группы, в то время как пациенты, получавшие метаболическую коррекцию Стимолом®, ощущали себя полностью уравновешенными.

В начале наблюдения нормальный уровень вегетативной реактивности имели 47% детей І группы и 45% детей ІІ группы. Асимпатикотонический (АСТ) тип установлен у 28% детей І группы и у 33% детей ІІ группы. Гиперсимпатикотоническая (ГСТ) вегетативная реактивность отмечалась у 25 и 22% обследованных согласно групповому распределению.

После лечения была отмечена более значительная положительная динамика вегетативной реактивности у пациентов І группы: асимпатикотония уменьшилась до 12%, гиперсимпатикотония— до 8%, а число пациентов с нормотоническим типом возросло до 80% в І группе. В группе контроля в конце лечения асимпатикотония наблюдалась у 18%, гиперсимпатикотония— у 19%, а нормальный тип вегетативной реактивности (НТВР) отмечался только у 63% детей (табл.2).

Как видно из табл. 3, для больных с ПСП и НПФР, которые принимали препарат Стимол®, уровень личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) достоверно снизился и составлял 36,47 ± 1,04 и 25,43 ± 0,75 балла соответственно. У обследованных с ПСП без НПФР показатели личностной и реактивной тревожности достоверно не уменьшились и составляли 44,34 ± ± 1,24 и 29,32 ± 1,02 балла соответственно (р > 0,05).

Объективизируя данные исследования методом балльной оценки ведущих клинических проявлений астении, следует отметить, что у детей, в комплекс лечения которых был включен Стимол®, положительная динамика была более значительной, чем в контрольной группе (табл.4). Подтверждением этого являются значения ИПП2, который после лечения в І группе составлял 0,9 ± 0,15 против 1,9 ± 0,11 балла(р < 0,05) в группе контроля. То есть динамика обратных изменений основных клинических проявлений астении у детей І группы происходила в два раза быстрее.

Определение коэффициента сравнительной эффективности терапии (К=1,54) дает основания утверждать, что включение препарата Стимол® в базисную терапию повышает эффективность комплексного лечения детей с ПСП и НПФР в 1,54 раза. Усовершенствованная терапия достоверно быстрее устраняет проявления астении, улучшает общее состояние детей, нормализует основные показатели вегетативной нервной системы, уменьшает реактивную и личностную тревожность пациентов.

Таким образом,

1. Течение ПСП у детей и подростков с НПФР и без них сопровождается значительными проявлениями астении, что требует ее метаболической коррекции.

2. Включение препарата Стимол®, как психофармакотерапевтического средства, в комплексную терапию ПСП вдвое ускоряет регресс клинических проявлений астении и повышает эффективность лечения в 1,54 раза.

3. Препарат метаболического ряда Стимол® снижает уровень личностной тревожности и нормализует реактивную тревожность и состояние вегетативной нервной системы у подавляющего большинства пациентов с ПСП (80%), что свидетельствует о его вегето- и психомодулирующих свойствах.

4. Высокая эффективность и хорошая переносимость Стимола® позволяют рекомендовать его для широкого применения в комплексной терапии детей и подростков с ПСП для устранения проявлений астении.

Медикаментозное лечение

В отдельных случаях назначается медикаментозное лечение. Для этого соответствующий специалисты после постановки верного диагноза назначает следующие медицинские препараты:

  1. Медицинские препараты снотворного и успокоительного действия;
  2. Медицинские препараты для стимуляции выработки серотонина;
  3. Различные витаминные комплексы;
  4. Психотропные средства (по согласованию со специалистом);
  5. Иммунологические модуляторы;
  6. Противовоспалительные препараты (нестероидные).
  7. Оптимизированные физические нагрузки.

Для лечения такого заболевания, как синдром хронической усталости используются следующие методы в области физических нагрузок:

  • Проведение массажа.
    При выполнении этой процедуры наступает общее расслабление мышц в области головы и суставов. Массажные процедуры снимают напряжение, снижают болевые ощущения, улучшают кровяное обращение и насыщение мышц.
  • Выполнение акупунктуры.
    Точечное воздействие на специальные точки, которые дают возможность расслабиться человеку. Это позволяет снять болевые ощущения, минимизировать раздражение нервной системы, восстановит жизненную силу организма.
  • Выполнение лечебной физкультуры.
    Небольшие физические нагрузки помогут восстановить общий тонус организма, а также улучшить энергетический обмен клеток организма.
  • Магнитотерапия.
    Для лечения человек может активно использоваться магнитное поле. В результате восстанавливается эндокринная и иммунная системы.
  • Гидротерапия.
    Воздействие на организм водными процедурами. Это снижает болевые ощущения. Успокаивает нервы.
  • Лазерная терапия.
    Для восстановления организма человека может использоваться лазерная система. В результате стимулируется нервная система, улучшается метаболизм.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]