Афазия. Пропала речь после инсульта или травмы.


Процесс восстановление речи после инсульта

Содержание

Процесс восстановления речи очень длинный

Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.

За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.

Формы расстройств

Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.

  1. Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
  2. Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.

Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.

Лечение афазии и дизартрии

  • Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Народные Средства.РУ

Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.

Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.

1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.

2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.

3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.

4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.

5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.

6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.

8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.

9. Поднимите кончик языка вверх и достаньте им мягкое небо.

10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.

Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу

плывут белые об…», а вы добавляете: «лака».

Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.

Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.

Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».

Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Александр Владимирович Гояовков.

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Прогноз после потери речи

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Реабилитационная программа и ее особенности

Восстановлению после инсульта способствует выполнение целого комплекса разных мероприятий:

  • профессиональный массаж и специальная физкультура;
  • работа по восстановлению памяти, речи;
  • помощь психологического и социального плана;
  • профилактика возможных осложнений, которые бывают после инсульта.

Согласно рекомендациям врачей, с больным нужно заниматься 1-2 раза в день при условии хорошего самочувствия. Для выполнения определенных физических упражнений и упражнений, направленных на восстановление памяти, речи, достаточно занятий по 35-40 минут. Что делать, если человек чувствует слабость, у него одышка, головокружение, повышенное давление? Не стоит вовсе отказываться от занятий. Достаточно сократить их до 10-15 минут.

Старайтесь чаще вносить разнообразие в свои тренировки. Если больной уже встаёт и передвигается, предложите ему походить по траве, песку, камням и прочим неровным поверхностям. Спустя время можно будет перейти к подъему на пригорок или даже к покорению лестницы. Главное, не торопите события. Для прогулки следует выбирать ортопедическую обувь или высокие ботинки, в которых стопа хорошо фиксируется.

Каждый день обучайте близкого человека чему-то новому: держать ложку, застегивать молнию, обуваться, включать и выключать кран, отвечать на телефонный звонок и так далее. Очень важно помогать ему. Но не стоит пытаться выполнять работу за него, если вы не хотите помешать восстановительному процессу.

Важный момент! Реабилитационный период должен проходить в спокойной атмосфере. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте, когда человек пытается что-то сделать самостоятельно. Разлил воду? Разбил тарелку? Ничего страшного, с улыбкой решите проблему и продолжайте обучение. Людям, которые перенесли инсульт, жизненно необходимо чувствовать себя нужными. Поэтому смело можете привлекать их к выполнению несложной работы по дому.

Особенности восстановления двигательной функции после инсульта

Двигательные нарушения по праву считаются одним из страшных последствий инсульта. Выражаются они в частичном или полном обездвиживании ног, рук.

Среди основных методов, используемых для восстановления двигательных функций, следует назвать:

  • электростимуляцию — физиотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие импульсным электрическим током на организм;
  • лечебную физическую культуру (ЛФК);
  • массаж;
  • биологическую обратную связь — метод, суть которого заключается в «возврате» больным значений физиологических показателей (информация выводится на экран компьютера).

Идеальное решение — совмещать несколько методов. При любом подходе не нужно утомлять больного продолжительными процедурами, интенсивными тренировками. Нагрузку стоит увеличивать постепенно.

Не помешает легкая перепланировка квартиры. Специально оборудованные поручни, как и стульчики для опоры, облегчат жизнь больному.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]