Признаки и причины сенсорной афазии
Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:
- Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
- Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
- Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.
Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:
- Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
- Задняя височная артерия;
- Артерия угловой извилины.
Сенсорная корковая афазия, афазия Вернике, словесная глухота
Сенсорная корковая афазия имеет несколько синонимов – афазия Вернике, словесная глухота. Сенсорная корковая афазия характеризуется непониманием нормальной правильной речи окружающих при сохраненном слухе. Больные при сенсорной корковой афазии говорят много, но их речь состоит из случайного набора слов и звуков. Сенсорная корковая афазия наблюдается при поражении задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария. Сенсорная корковая афазия часто сочетается с акалькулией.
Формы сенсорной афазии
Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:
Семантическая афазия
При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.
Акалькулия-афазия
В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.
Сенсорно-моторная афазия
Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.
Тотальная афазия
При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.
Что такое афазия Вернике?
20.02.2020
Афазия — это нарушение языковой функции, которое локализуется в доминирующем полушарии головного мозга. Традиционно афазия классифицируется как экспрессивная (Broca) или рецептивная (Wernicke’s) афазия. Многие пациенты имеют компонент обоих типов афазии. Это состояние было впервые описано немецким врачом Карлом Вернике в 1874 году и характеризуется нарушением понимания языка. У пациентов с афазией Вернике нарушается понимание речи, и поэтому они не распознают допущенные ошибки. Языковая функция локализует в левом полушарии головного мозга почти всех правшей и 60% левшей.
При афазии Вернике человек свободно говорит с нормальной скоростью и интонацией. Тем не менее, содержание часто трудно понять из-за перефразирующих ошибок. Парафазные ошибки бывают двух форм: семантические ошибки парафазии, когда одно слово заменяется другим, и феноменальные парафразические ошибки, когда один звук или слог заменяется другим. Примером фонематической парафазической ошибки может служить пациент, говорящий «весы» вместо «часы». В серьезных случаях эти ошибки могут привести к неологизму (новым словам) или словесному салату, что делает общение почти неразборчивым. Чтение включает в себя понимание написанных слов, и, следовательно, чтение также часто нарушается при афазии Вернике. Как и в случае афазии Брока, повторение также нарушено.
В отличие от афазии Брока, пациенты с афазией Вернике говорят с нормальной беглостью и просодией, следуют грамматическим правилам с нормальной структурой предложений. Связанные с этим неврологические симптомы зависят от размера и местоположения поражения и включают дефицит поля зрения, проблемы с расчетом (акалькулия) и письмо (аграфию). Пациенты с афазией Вернике часто не имеют гемипареза, сопровождающего языковой дефицит. Они также не проявляют такой же степени эмоциональных всплесков и депрессии, как при афазии Брока.
На диагностике у пациента должен проверяться каждый компонент языка, включая оценку беглости речи, умение называть предметы, повторять простые фразы, понимать простые и сложные команды, читать и писать. При тестировании понимания целесообразно начинать с простых команд, таких как «закрой глаза» или «открой рот». Затем следует выполнить более сложные команды, «покажи мне два пальца на левой руке» и команды, которые требуют пересечения средней линии, такие как «дотроньтесь до правого уха левой рукой».
Бостонское диагностическое исследование афазии является широко используемым тестом для оценки пациентов с языковым дефицитом. Формальное психоневрологическое тестирование может быть необходимо для определения областей языкового дефицита. Нейровизуализация (КТ, МРТ, МРТ, ПЭТ или ОФЭКТ) может потребоваться для локализации и диагностики этиологии афазии.
Афазию Вернике следует отличать от болезни Альцгеймера. В обоих случаях у пациентов могут возникнуть проблемы с ответами на основные вопросы ориентации. В афазии Вернике ключевой дефицит — это понимание, в то время как при деменции проблема с памятью. Болезнь Альцгеймера имеет тенденцию быть подострой в начале и прогрессировать по природе в отличие от афазии Вернике, которая внезапно начинается из-за ишемического инсульта. Нейроизображение мозга может помочь в различении двух состояний.
Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник
Симптомы
Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:
- Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
- «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
- Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
- Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
- Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
- Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
- Нарушение письменной речи.
Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.
Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.
Специфические признаки сенсорной афазии у детей
Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:
- Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
- Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
- Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Как сенсорная афазия протекает в детском возрасте
Сенсорная афазия у детей возникает быстро, но после устранения фактора, повредившего мозг, речь так же быстро восстанавливается, ведь мозгу ребенка легко нарабатывать новые связи взамен утраченных. Хуже, если речь не восстановилась за несколько недель после события, которое привело к ее утрате. В этом случае прогноз делается хуже.
При диагностике у малышей легко спутать афазию (утрату речевых навыков) с алалией (их несформированностью). Различить состояния поможет анамнез: были ли травмирующие факторы на каком этапе находилось развитие ребенка до них.
Диагностика
Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:
- Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
- Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
- Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.
Инструментальная диагностика
Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.
Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.
Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.
Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.
Упражнениями для коррекции
Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:
- Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.
- Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».
- Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.
Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.
Лечение
Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:
- Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
- Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
- Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
- Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.
На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.
Моторная афазия
- К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.
- Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
- Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
- Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.
Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.
Реабилитация
Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.
Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:
- Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
- Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
- Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
- Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
- Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Клинический институт мозга Рейтинг: 4/5 — 12 голосов
Поделиться статьей в социальных сетях
Моторная корковая афазия (Брока), вербальная, экспрессивная афазия
Моторная корковая афазия проявляется нарушением устной речи, письма и чтения. Моторная корковая афазия возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. При легких формах речь замедленная, аграмматичная, нарушено построение фраз, уменьшен набор слов. Синонимами моторной корковой афазии являются афазия Брока, вербальная афазия, экспрессивная афазия. При выраженных расстройствах больные используют всего лишь несколько слов или слогов /речевой эмбол/, которыми выражают различные оттенки своих эмоций.
Программы:
Профилактика инсульта
Амбулаторно-диагностические
Реабилитационные программы
Диагностика нарушений глотания и коррекция
Восстановление, коррекция нарушений речи