Синдром Аспергера — симптомы и лечение

Аутизм является расстройством психомоторного развития, характеризующегося нарушениями социального взаимодействия, словесного и невербального общения, на фоне ограниченного поведения и стереотипных действий. Первые клинические признаки начинают проявляться, как правило, в первые два года жизни ребенка, активно прогрессируют до 12-летнего возраста, затем для них характерен некоторый регресс – пациент, словно, «перерастает» расстройство.

Как проявляется аутизм?

Как уже было отмечено, симптомы чаще всего начинают выражаться уже в детском возрасте. Родители со своей стороны должны больше времени уделять малышу и тщательно следить за его поведением. Мы в данном материале поговорим о признаках аутизма у взрослых женщин и мужчин:

  • Бессмысленные беспорядочные движения руками, головой и другими частями тела.
  • Пациент сам себе придумывает правила и четко им следует. Например, раскладывает вещи строго в определенном порядке.
  • Повышенная раздражительность и проявление агрессии к любым изменениям привычной для него среды. Например, перестановка мебели в комнате.
  • Строгое следование определенным режимам и распорядкам.
  • Пациент часто повторяет действия, видит только одно направление.
  • Иногда отмечается чересчур высокий уровень активности, доходящий до безумства, больной может запросто укусить или ударить самого себя.

Безусловно, такие симптомы могут наблюдаться и у вполне здорового человека. Но здесь речь идет о ярко выраженных, имеющих постоянный характер признаках. А это уже первый тревожный звонок.

Когда речь заходит о депрессивном состоянии, мы представляем хмурого, апатичного человека. Его суждения негативны, настроение упадническое, самооценка занижена, а взгляды на жизнь достаточно грустны. Подробнее читайте в статье: «скрытая депрессия: симптомы».

Специалисты активно изучают данную проблему, и длительное время наблюдают за пациентами. В результате исследований были выявлены дополнительные симптомы аутизма у взрослых:

  • почти все больные патологией имеют низкий уровень интеллекта;
  • припадки разного характера наблюдаются у четверти пациентов;
  • человек, страдающий аутизмом, не может концентрировать внимание длительное время, отсутствие усидчивости;
  • ничем не обоснованные вспышки гнева, обычно возникают в результате попытки объяснения чего-либо или непонимании аргументов собеседника;
  • нарушение обычного пищевого режима, отсутствие аппетита, требование однотипного рациона, одинаковое расположение тарелок и другой посуды;
  • нарушения сна, чаще всего выражающееся в бессоннице, то есть человек долго засыпает, встает среди ночи, слишком рано просыпается и т. д.


Аутизм у взрослых

Врач-невролог

Королик М.В.

Аутизм – нарушение работы мозга, причины которой могут быть генетическими, механическими (повреждения мозга) или же иными, — дает о себе знать, как правило, в раннем детском возрасте.

Однако бывает и так, что аутизм у взрослых развивается в зрелом возрасте, и окружающие не успевают вовремя понять, что происходит и оказать необходимую помощь. Признаки развития аутизма у взрослых нередко путают с сезонной депрессией, просто плохим настроением, вследствие внешних проблем и так далее. Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм.

Признаки развития аутизма у взрослых:

  • Человек замыкается в себе, перестает откровенно беседовать с близкими.
  • Человек начинает уклоняться от общения, старается пройти мимо знакомых, не поздоровавшись, не поддерживает общие беседы.
  • Человек избегает контакта «глаза в глаза», его мимика становится беднее, как будто «цепенеет».
  • Человек становится пассивным или наоборот – слишком раздражительным.
  • Человек забрасывает свои увлечения, интерес к жизни у него падает.
  • Человек игнорирует события и перемены в собственной жизни, в жизни близких.
  • У человека исчезает чувство долга, он становится забывчивым и рассеянным. Причем, чувства вины за невыполненные обещания он не испытывает.
  • Человек теряет чувство реального времени.
  • Человек перестает стремиться к проведению совместного досуга с близкими, к проведению свободного времени в местах большого скопления людей.
  • Человеку начинают быть свойственны стереотипные движения, повторения фраз, зачастую заимствованных из фильмов, песен, может быть СМИ.
  • Человек начинает всеми способами уклоняться от вербального общения, бояться его.

Даже один или несколько из вышеупомянутых признаков могут свидетельствовать о развитии у взрослого человека аутизма или расстройств аутичного спектра. Такому человеку необходима срочная помощь психиатра и невролога.

Аутизм у взрослых мешает полноценной социальной жизни, заставляет человека уклоняться от каких-либо контактов, и даже если у такого человека не наблюдается отклонения умственных способностей, тем не менее, ему очень трудно вести самостоятельную жизнь.

Такие простые и понятные для каждого вещи, как поиск работы, поход за покупками, завязывание знакомства с привлекательным представителем противоположного пола и так далее, для аутиста могут стать серьезным испытанием и даже настоящей пыткой.

Аутизм у взрослых, равно как и расстройства аутичного спектра, встречается чаще, чем возможно предположить. Согласно данным, полученным британскими учеными в ходе масштабных исследований, каждый сотый взрослый человек страдает аутизмом.

Аутизм у взрослых встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Нередко интеллект взрослых аутистов очень высок, они добиваются больших успехов в карьере, делают научные открытия и так далее, но проблемы в общении при этом остаются.

Также вышеупомянутые и прочие исследования показывают, что при аутизме у взрослых только около 33% способны в повседневной жизни полностью или частично обходиться без посторонней помощи, жить и работать самостоятельно. Тяжелые формы аутизма у взрослых приводят к тому, что человек перестает владеть речью. Такие люди находятся на низком интеллектуальном уровне.

Представление про аутизм у взрослых можно получить после просмотра фильма «Человек дождя», в котором главную роль сыграл Дастин Хоффман. Этот фильм в 1989 году был признан лучшим фильмом года и получил наивысшую награду, а сам Дастин Хоффман в номинации Лучшая мужская роль был награжден Оскаром, за роль взрослого мужчины, страдающего аутизмом.

Классификация аутизма у взрослых:

Согласно психологической классификации аутизма у взрослых, их разделяют на пять групп

  • Первая группа – пациенты, не взаимодействующие с окружающим миром. Они практически неизлечимы.
  • Вторая группа – люди замкнутые в себе, проявляющие тягу к общению исключительно по собственной инициативе. Они могут часами заниматься любимым делом, и не испытывать желания есть, спать или отдыхать.
  • Третья группа — люди, которые не принимают взгляды и нормы общества.
  • Четвертая группа — несамостоятельные взрослые больные аутизмом, для которых характерно обижаться и не уметь противостоять проблемам. Таких людей тяжело отличить от здоровых людей. Это может сделать только психиатр.
  • Пятая группа – к ней относятся взрослые, страдающие аутизмом, с уровнем интеллекта выше среднего. Такие люди становятся талантливыми математиками, программистами, писателями. В США было установлено, что из-за генетических нарушений у аутистов появляются так называемые «гены гениальности».

К сожалению, общество не всегда принимает взрослых с аутизмом. Их часто называют «чудаками», чураются, а в худшем случае – смеются над ними и унижают больных людей. Нередко от взрослых, у которых развился аутизм, отворачиваются их родственники и друзья, а одиночество при аутизме у взрослых только усугубляет состояние больного.

Среди взрослых с аутизмом есть и знаменитости. К примеру, у Вуди Аллена есть признаки аутизма, у известного художника Винсента ван Гога они также присутствовали.

Аутизм нельзя вылечить полностью, но можно значительно улучшить состояние взрослого человека, страдающего аутизмом. Для этого ему нужно изучить правила поведения, некоторые действия, приучиться к самостоятельности — все это важно для выживания взрослого, страдающего аутизмом. Главное быстрее начать коррекцию поведения, тогда процесс будет проходить легче и можно будет быстрее добиться результатов.

Особенности проявления аутизма у взрослых людей

Аутизм – одно из психических заболеваний, которое возникает развивается в результате нарушений в работе головного мозга. Зачастую характер таких нарушений обуславливает длительное течение это заболевания. По этой причине, аутизм первые признаки которого заметны уже в детстве, тянется на протяжении всей жизни и пациентам приходится мирится с аутическими расстройствами не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. У взрослого аутиста наблюдаются все те же затруднения во взаимодействии с окружающими, отсутствие эмоций, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.

У взрослых, так же как и у детей существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста. Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:

  • проблемы с социальным взаимодействием
  • нарушение коммуникативных навыков
  • узкий круг интересов личности и ритуальность поведения.

Характерной чертой взрослого аутиста, которая выделяет его среди остальных, является замкнутость. Независимо от формы заболевания взрослый человек с расстройством поведения аутического спектра очень трудно налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится в стороне от обществ.Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе не могут включиться в социум, обычное общение для них – раздражитель.

Другой характерный симптом аутизма – нарушение коммуникативных навыков, является следствием замкнутости поведения. Обычно дети-аутисты начинают говорить позже своих сверстников. Причиной тому не столько физические отклонения, сколько отсутствие самого мотива для коммуникации. Такой ребёнок просто не хочет разговаривать. Со временем большинство людей осваивают «ненужный» речевой навык. Однако эта ситуация оставляет свой отпечаток и во взрослой жизни. Речь взрослого аутиста отличается от речи здоровых людей своей скудностью и неразвитостью.

Третий важнейший симптом — постоянство внутреннего мира аутиста. Взрослые аутисты испытывают острую потребность в постоянстве, в некоторых случаях это может напоминать ритуальность. Это может проявляться в четком соблюдении установленного распорядка дня, гастрономических привычках, систематизации личных вещей. Любое нарушение привычного уклада жизни вызывает волнение, приступы паники или агрессии.

В целом характер взрослого аутиста можно охарактеризовать как замкнутый, изолированный, изобилующий постоянством. Из-за недопустимости любых перемен в сложившемся жизненном укладе, у аутистов очень узкий круг собственных интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Это обуславливает сложившееся мнение, что аутизм характерен для гениев. На самом деле настоящие гении из аутистов получаются редко. Более того, очень часто аутизм сопровождается умственной отсталостью и поведенческими отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.

Аутизм сам по себе является общим понятием. В современной медицине общий аутизм разделили на несколько направлений:

  • собственно аутизм (синдром Каннера)
  • синдром Аспергера (облегченная форма аутизма)
  • синдром Ретта (женское психоневрологическое заболевание)
  • атипичный (комбинированный) аутизм

Наиболее сложная форма аутизма – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У людей с синдромом Каннера наблюдается весь спектр симптомов аутизма. Такой человек абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. Самостоятельная жизнь такого человека невозможна. Человек с синдромом Каннера должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.

Синдром, описанный выдающимся психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.

Синдром Ретта является хроническим заболеванием, передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.

Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.

Из всех перечисленных форм аутизма, чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм.

Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его причины ещё не разгаданы. На сегодняшней день одной из основных считают теорию генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.

Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. При этом лечение сводится к реабилитационным мероприятиям. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого человека. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе. Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют, и оно сопровождает аутиста в течении всей его жизни.

ПРОФИЛАКТИКА АУТИЗМА

Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.

Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.

Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.

Синдромы аутизма и их особенности

Аутизм – это общее название для нескольких синдромов, которые характеризуются общими чертами, но и имеют при этом свои особенности и характерные поведенческие модели.

Реклама:

Синдром Каннера

Заболевание характеризуется явными поражениями мозговой коры, из-за чего у пациента отмечаются серьезные проблемы с общением, есть речевые дефекты, отмечается агрессивность в поведении, интеллектуальные данные слабовыраженны, с человеком практически невозможно найти общий язык. Способен нормально существовать только в одной привычной обстановке. Подобным синдромом болеют не более двух человек из десяти тысяч, диагностировать его можно уже в детском возрасте.

Патологии дыхательных путей, которые провоцируют афонию (отсутствие голоса), являются распространенной реакцией на инфекции, плохую экологию, стресс и другие факторы. Подробнее читайте в статье: «пропал голос горло не болит и нет температуры».

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — как одна из форм аутизма, выражающаяся в ярко выраженном дефиците социального взаимодействия и общения, характеризуется ограниченными интересами и однотипными действиями. Синдром Аспергера часто диагностируется у детей младшего школьного возраста. Являясь одной из форм аутизма, синдром Аспергера представляет собой дисфункцию, сказывающуюся на восприятии мира человеком, обработке информации и отношении к другим людям.

Синдром Ретта

Реклама:

Синдром Ретта – врожденная патология головного мозга, характеризующаяся неполноценным развитием психики с нарушением интеллекта и приводящая к социальной дезадаптации. Это нервно-психическое генетическое заболевание обусловлено мутацией генов. Оно проявляется прогрессирующей умственной отсталостью преимущественно у девочек, гипотонусом мышц, шаткостью походки, сколиозом, запорами, утратой приобретенных навыков, дыхательными расстройствами, парезами и параличами. Механизм наследования синдрома Ретта – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой. Синдром у мальчиков встречается крайне редко. У них он несовместим с жизнью.

Видео — Аутизм у взрослых: симптомы, причины, формы, диагностика, лечение

Отзывы о ADOS диагностике аутизма

В таблице представлены отзывы пользователей форумов и сайтов о системе диагностики аутизма ADOS.

ПоложительныеОтрицательные
Насколько стрессовый этот тест для малыша, не появятся ли после него поведенческие осложнения? Мы не расстаёмся с малышкой ни на минуту с самого рождения и уже четвертый год пошел… (Наташа)Нам, к сожалению, тест не помог определить точный диагноз. Так как по результатам у нас получается слабая форма аутизма, а по результатам многочисленных иных исследований и работы с генетиком – тяжелая форма. Так что правильно в статье написано, тест не может точно поставить диагноз – это всего лишь предположение! (Светлана)
Тест проходит в игровой форме, ребенку комфортно, он даже не замечает, как родители исчезают из комнаты. Наш малыш практически два часа играл с экзаменатором, после чего нам предоставили и видео, и описание, и предварительный диагноз, который только подтвердил предположение нашего психиатра и невропатолога. (Тамара)У нас двойня, и у каждого поставлен диагноз РАС, только разной формы, как говорится «повезло» так «повезло»!. Пройти тестирование мы так и не смогли, они неразлучны, а все задания должны проходить индивидуально, так еще и реакция на самого доктора сразу была отрицательная. После двадцати минутной истерики мы посадили малышей в машину и привезли домой. Еле успокоила. Ну вот как тут что-то диагностировать? (Нэля)
Мы тоже недавно прошли тестирование. Наша дочь была вовлечена в игру, а вот психолог у себя в блокноте делала отметки и записи, после чего озвучила свой диагноз, теперь ждем подробную расшифровку. (Юлия)Детям с тяжелыми формами аутизма сложно проходить этот тест, так как нужно контактировать с посторонним взрослым человеком, плюс еще и без присутствия родителей. Я не рискую травмировать сына, есть более гуманные проверки! (Маргарита)
Мы уже прошли три модуля, в разных возрастных категориях, и все время результат один и тот же – аутизм((( Но ребенку было комфортно, никаких истерик, слез и агрессий, даже наоборот. Редко вижу дочь улыбающейся, а тут она сияла))) (Лина)Мы не смогли пройти ни одного модуля! На контакт не пошла! (Тася)
А я дома сама тестировала, приобрела курс АДОС и без травм для ребенка в период выполнения игровых заданий сделала соответствующие записи в дневник. Все записи передала нашему психиатру, который и проанализировал, и расшифровал, и поставил диагноз. (Соня)Технология диагностирования имеет место быть, то только как одна из. Так как поставить диагноз аутизм только из-за того, что ребенок не захотел отвечать на вопросы или рассматривать картинки – это глупо. Тем более не все дети идут на контакт с посторонними! (Юрий)
Важно найти грамотного психолога, и тестирование продемонстрирует хорошую результативность. Мы перебрали пять клиник, пока нашли СПЕЦИАЛИСТА! (Анна)Не увидела я ничего сверхъестественного в процессе, пересмотрела видео, и там ребенок себя вел точно также как и дома (живет в своем мире). Психолог спровоцировать контакт так и не смогла! (Полина)
Комфортная обстановка, приветливый экзаменатор, ребенок спокойно выдержал весь период тестирования (проходили 2 модуля). Я довольна результатом. (Валентина)
Сразу дочь капризничала, но психиатр нашла методы, чтобы ее успокоить и договориться на выполнение заданий без нашего с мужем присутствия. Я была удивлена приятно. Ну что сказать, специалист! Результат диагностирования совпал с предварительным диагнозом. (Вита)
С первого раза пройти тест не получилось. Нам посоветовали пройти все в домашних условиях. Да, пришлось заплатить больше за визит на дом. Но это того стоило, так как из зоны комфорта сына никто не выдергивал. Не вижу я минусов в этой разновидности диагностики. Да, это не панацея, но ее стоит пройти! (Дарина)

Проанализировав отзывы из разных интернет-площадок, можно сделать вывод, что большая часть родителей положительно относится к ADOS. Они воспринимают тест, как очередную диагностику и способность проверить интеллектуальные и коммуникабельные навыки своих детей.

Вывод Аутизм — неврологическое расстройство, которое характеризуется социальными трудностями и неприемлемым поведением. Диагностика аутизма ADOS позволяет определить форму и степень поведенческих и неврологических отклонений для подбора лечения и индивидуальных занятий. Помните, по результатам тестирования нельзя поставить точный диагноз. Это предположение, которое должно побуждать родителей к дальнейшим действиям.

Частота проявлений признаков аутизма

ПризнакЧастота проявления
Желание к изоляцииОчень часто
Трудности в общенииЧасто
Желание делать что-то одноРедко
Заторможенность деятельностиЧасто
Слабость слухаРедко
Внешние дефектыЧасто
АгрессияРедко
Сложности с пониманием информацииЧасто
Эмоциональные сбоиОчень часто
Сложность понятия эмоций другого человекаОчень часто

Эта таблица была составлена с учетом обследования только 100 пациентов, поэтому при более крупном исследовании результаты могут немного отличаться.

Резко выросло число подростков с РАС: как же им помочь

Резкий рост аутизма в 1990 году отметили Американские медики. Если ранее, подобный диагноз считался редкостью, то за последние десятки лет картина сильно изменилась. Сейчас родители в разы более информированы относительно помощи своим детям. Так, Шанталь Сайсиль-Кира, мать аутиста, написала ряд книг, главной темой которых является помощь подросткам с РАС. По ее мнению, родители иногда могут находить диагноз там, где его нет.

Например, если ваш ребенок стал плохо управляемым, то это может быть лишь проявление переходного периода. Если же диагноз подтвержден, то, как говорит автор книги « Подростки в спектре аутизма», ребенку нужно дать почувствовать себя действительно самостоятельным.

Можно составить ему распорядок дня с указанием тех задач, которые ему необходимо будет выполнить. Затем поместить этот список на видное место. Это позволит подростку принимать самостоятельные решения, без постоянных напоминаний о важных делах родителями. Если вдруг что-то пойдет не так, ответственность за свои решения он будет нести самостоятельно, что поможет выработать в нем понимание причинно-следственных отношений.

Не нужно пытаться исправить своего ребенка. Необходимо помочь ему ладить с самим собой, проще вступать в контакт и учиться управлять своей жизнью. Тогда будучи взрослым, он будет успешно распоряжаться собственными финансами, строить здоровые отношения и вести полноценную жизнь.

Примеры тестов на аутизм для взрослых

Реклама:

Тесты используются только на начальном этапе проверки взрослого пациента, чтобы определить необходимость в дальнейшем обследовании. Ниже будут рассмотрены самые популярные и наиболее часто использующиеся диагностики.

AspieQuiz

Методика состоит из 150 вопросов, которые затрагивают личные, профессиональные и социальные сферы жизни. Примерами вопросов являются такие: тяжело ли человеку находиться в кругу незнакомых людей, есть ли у вас проблемы с асексуальностью, насколько увлечены своими делами и так далее. После ответов на все вопросы тестирование оценит ваши интеллектуальные, социальные особенности и возможность принятия поступающей информации.

Тестирование RAADS-R

Это тестирование можно проходить только в условиях кабинета специалиста, так как предлагаемые онлайн-тесты не могут дать точного результата. Особенностью этого теста является то, что он абсолютно не дает ложноположительных результатов, так как во время обследования учитываются поведенческие характеристики не только в настоящий момент, но и до 16 лет. В психологии этот возраст является критическим и обозначает своеобразный переход из пубертатного периода во взрослую жизнь.

TAS20

Этот тест рассчитан на возможность больного человека воспринимать эмоции собеседника. Согласно проведенным ранее исследованиям, лишь 20% больных аутизмом могут понять другого говорящего. При этом это распознание может носить некий заторможенный характер. Тест состоит из трех шкал: насколько человек хорошо распознает показываемые ему эмоции, насколько хорошо он может их описать, а также особенности внешне-ориентированного мышления.

Какой проходить тест конкретному пациенту, определяет лечащий врач. Самостоятельно в интернете разрешается пройти только ASPIE, но с его результатами все равно лучше обратиться к психологу или психотерапевту.

Чего ожидать после разрешения вашему ребенку пройти скрининг?

Тест ADOS для диагностики аутизма состоит из четырех различных модулей. Каждый из них предназначен для предоставления наиболее подходящего теста для человека в зависимости от возраста или функционального уровня.

Модуль первый – предназначен для людей, которые не имеют последовательных навыков вербального общения. Использует полностью невербальные сценарии для подсчета очков. Модуль второй – предназначен для людей с минимальными навыками вербального общения. Это может включать детей младшего возраста с соответствующими возрастными уровнями; большинство сценариев требуют перемещения по комнате и взаимодействия с объектами. Модуль третий – предназначен для людей, которые умеют говорить и способны играть с игрушками, подходящими для возрастов. Может проводиться в основном за партой или столом. Модуль четвертый – предназначен для людей, которые умеют свободно говорить, но не могут играть в игру с игрушками. Включает некоторые элементы Модуля 3, но также больше разговорных аспектов, касающихся повседневного жизненного опыта.

Каждый модуль состоит из набора стандартизованных сценариев, по которым тестируемый проходит тему. Например, ребенку дается задание разместить набор картинок в четкой последовательности. Роль психиатра наблюдать за ходом выполнений работы и оценивать методы преодоления проблем: просьба о помощи, крик, истерика, отказ от прохождения теста. Каждая реакция является оценочным поведением для экзаменатора.

Другие компоненты включают структурированные разговоры или социальные сценарии, такие как ложный день рождения или время перекуса. Во многих из них намеренно вводятся незначительные препятствия. Например, удержание блоков, чтобы увидеть, как ребенок справляется с ним. Экзаменатор будет использовать иерархию структур, называемую прессами, для ответа на вопросы. В целом, ожидается, что ребенок, проявит инициативу на ранних частях теста без просьбы о помощи. Если этого не произойдет, то экзаменатор будет предлагать все более конкретные задачи, чтобы получить необходимую поведенческую информацию для оценки.

Родители, естественно, будут стремиться помочь своему ребенку пройти все этапы, но цель теста — посмотреть, как ребенок справляется самостоятельно. Многие экзаменаторы категорически не рекомендуют родителям находиться в комнате, когда их ребенок проверяется. Каждый модуль занимает около 40 минут, но поскольку они ориентированы на разные типы предметов с различными поведенческими и когнитивными проблемами, не все обязательно используются. Экзаменатор может выбрать другой модуль после того, как обнаружил, что первоначально выбранный не соответствовал функциональным возможностям ребенка.

Лечение аутизма

Заболевание нельзя оставлять без внимания, так как оно способно прогрессировать и может привести к полной изолированности и сильной агрессии больного. Для начала необходимо подобрать индивидуальный подход к пациенту, став для него хорошим другом. После этого методом бесед и занятий на развитие мелкой моторики, интеллектуального толчка при помощи даже самых обычных мозаик и картинок постепенно будет повышаться уровень IQ.

Реклама:

При успешности лечения больной начнет идти на контакт с другими людьми и пытаться воспринимать поступающую информацию. Если это не помогло или не приносит необходимого результата, назначаются лекарственные препараты. При сильной тревожности и появлении панических атак больному назначат антидепрессанты.

Если у пациента проявляется сильная агрессия, ему стоит принимать нейролептики, которые способны подавить раздраженность, блокируя активность нервных окончаний. Но стоит понимать, что из-за этого больной может стать весьма медлительным и плохо воспринимать поступающую информацию. В таком случае назначат аналептики, которые повысят внимательность и возможность мыслительной деятельности.

Описание патологии

Психические расстройства у разных людей протекают по-разному. Однако люди, страдающие синдромом Аспергера, имеют ряд общих черт. Это касается взаимодействия с социумом, поведения, мышления с особенным когнитивным стилем, восприятия мира, работы органов чувств и т.д. То насколько ярко будут выражены симптомы, зависит от индивидуальных особенностей человека. Но ни возраст, ни пол, ни принадлежность к определенной расе не оказывает влияние на процесс формирования патологии.

Итак, человека с синдромом Аспергера можно узнать по таким признакам:

  1. Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
  2. Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
  3. Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
  4. Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
  5. Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
  6. Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.

Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.

Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.

Насколько аутист адаптирован к жизни?

Заболевание нельзя оставлять без внимания, так как оно способно прогрессировать и может привести к полной изолированности и сильной агрессии больного. Для начала необходимо подобрать индивидуальный подход к пациенту, став для него хорошим другом. После этого методом бесед и занятий на развитие мелкой моторики, интеллектуального толчка при помощи даже самых обычных мозаик и картинок постепенно будет повышаться уровень IQ.

При успешности лечения больной начнет идти на контакт с другими людьми и пытаться воспринимать поступающую информацию. Если это не помогло или не приносит необходимого результата, назначаются лекарственные препараты. При сильной тревожности и появлении панических атак больному назначат антидепрессанты.

Насколько бы странным это не покажется, что аутисты довольно часто достигают успеха в области математики и физики. Они могут довольно долго размышлять над какой-то формулой, благодаря усидчивости ими наблюдаются редкие процессы, которые впоследствии приводят к открытиям и прорывам в науке. Помимо этого, люди с легкой формой синдрома могут стать талантливыми музыкантами, учеными, режиссерами, моделями и актерами. Боб Дилан, Исаак Ньютон и даже двадцатый президент США Джеймс Гарфилд – все это примеры аутизма, который не помешал стать легендой и историей.

Реклама:

Если исследования показали, что вы страдаете аутизмом, или с этой проблемой столкнулся ваш близкий, не стоит сразу думать, что жизнь на этом заканчивается. В условиях нормального социального общения, в котором присутствуют понимающие люди и близкие по духу больному человеку друзья, пациент с подобным диагнозом может полностью себя реализовать в профессиональной и личной сфере.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]