Что такое невроз
Многие знают о неврозе не понаслышке и испытывали это мучительное состояние на себе не раз. Стрессы и переутомление способны вызвать это негативное состояние, которое подавляет все желание жить, быть активным, работать. Человек становится либо слишком вялым, либо раздражительным. А еще невроз характеризуется сильной усталостью, которая может проявляться без явных на то причин. Невроз — заболевание, которое поражает нервную систему. Иногда его не видно снаружи, и может показаться, что пациент полностью здоров. Но на самом деле в это же время он может чувствовать страх, панику, раздражение, желание заплакать, что может абсолютно не зависеть от внешних факторов.
Иногда невроз не проявляется на фоне стресса или депрессии, большой утомляемости на работе. Симптомы могут появиться по другим причинам, которые кроются в физических заболеваниях внутренних органов. Также невротические состояние нередко терпят люди, которые хоть раз в жизни испытывали нервный срыв или болели недугами щитовидки. Неврозоподобные состояния не возникают от стрессов, как считают специалисты, в отличие от обычных неврозов. И психологические факторы здесь особой роли не играют. Многие считают, что проблема кроется совершенно в другом.
Виды неврозоподобных состояний
Астенический синдром.
Это один из самых распространенных неврозоподобных состояний, какие может испытывать человек. Оно возникает не сразу, развивается постепенно, нарастая и ухудшая самочувствие пациента. Сначала можно наблюдать сильную усталость и постоянное желание прилечь, присесть, отдохнуть после минимальных нагрузок. При этом проявляется эмоциональная нестабильность, когда человек сам не может контролировать свои эмоции. После сильной раздражительности приходит апатичное состояние, когда ничего не хочется и ничего не нужно. У человека может искажаться реальность и возникать неправильная оценка происходящих событий. Такие люди очень тяжело переносят слишком яркие раздражители, как сильный свет, громкий звук и неприятный запах. Ночью не хочется спать, но зато днем постоянно клонит в сон. Могут проявляться даже физические моменты, как сердечные и головные боли. Внутри ощущение постоянной тревожности и ожидания плохого, хотя этому не способствует ни один реальный фактор. Особенно обостряются все эти проявления во время резкой смены погоды и сезона.
Обсессивно-компульсивный синдром.
Проявляется навязчивыми мыслями, движениями, необоснованными страхами, от которых сложно избавиться, даже думая логическим путем. При этом пациент все понимает и может оценивать свое состояние, как странное и глупое, но физически сам не может с этим справиться. Некоторые люди с сильной волей могут, постоянно себя контролируя, избавиться от навязчивых состояний. Но это может длиться недолго, так как без должного лечения нервной системы, все может вернуться заново. Подобные состояния являются предшественниками депрессии, неврозов и различных психопатических заболеваний.
Истерический синдром.
Человек, имеющий такой синдром, будет вести себя ярко, а иногда даже слишком вызывающе. Он станет играть на публику, выражать свои эмоции и демонстративно себя вести, обращая на себя немалое внимание. Его жесты широкие, привлекающие внимание. В эмоциях может наблюдаться громкий смех, плач, восклицания и даже обмороки. На самом деле такие проявления не имеют ничего общего с настоящей истерией, когда человек не может себя контролировать. На самом деле это лишь имитация припадка. К сожалению, этот синдром очень не безобиден: вследствие этих проявлений может даже развиться глухота и слепота, а также паралич.
Ипохондрический синдром.
Пациент может быть полностью здоров и не иметь никаких проблем, кроме как с нервной системой. И при этом он будет постоянно опасаться за свое самочувствие, тревожно прислушиваться к себе и в течение дня не находить покоя, переживая за малейшую боль или неприятное ощущение в организме. Он при этом очень мнителен и придумывает себе множество болезней. Чаще всего такие люди днями проводят в очередях больницы, посещая всех подряд специалистов, чтобы выявить хоть один надуманный недуг. Они проходят диагностику, консультируются и постоянно жалуются на здоровье, хотя настоящих причин для этого может и не быть.
Диагностика и классификация ТР
Первая задача, которую необходимо решить при постановке диагноза ТР, — отличить тревогу как нормальный и упреждающий ответ на угрожающие или стрессовые воздействия от манифестации ТР. Тревога выполняет приспособительную сигнальную функцию («сигнальная тревога») для подготовки на уровне организма к встрече опасности и выбору реакции на нее: «атака, борьба» или «уход, избегание». В норме проявления тревоги носят кратковременный (транзиторный) характер и хорошо поддаются контролю индивидуума.
Проявления тревоги приобретают клиническую значимость в тех случаях, когда:
становятся значительными их выраженность и продолжительность;
симптомы возникают при отсутствии стрессовых факторов;
симптомы нарушают физическое (соматическое) и социально-психологическое функционирование и адаптацию индивидуума.
На наличие ТР указывает то, что ребенок испытывает тревогу чаще (например, в большую часть дней месяца и в течение нескольких месяцев) и переживает ее более интенсивно по сравнению с ровесниками. Чрезмерная тревога приводит к значительным нарушениям и ограничениям в жизни ребенка: ему трудно участвовать в обычных для его возраста видах деятельности, посещать школу, справляться с повседневными школьными и домашними заданиями, общаться и заводить друзей, посещать досуговые занятия и спортивные секции. В таблице 1 представлены различия между приемлемыми в ходе индивидуального развития детей тревогой и страхами и патологическими их проявлениями.
Все формы ТР сопровождаются изменениями на четырех уровнях.
Эмоции: страх, опасения, смущение, стыд, чувство беспомощности, вины, печаль, гнев.
Мысли: о вероятном вреде/опасности/ущербе, с которыми невозможно справиться самому, негативные мысли навязчивого характера.
Поведение: выбор стратегии избегания (активное уклонение от специфических ситуаций, мест или стимулов, его стертые проявления в виде неуверенности, нерешительности, стремления к одиночеству) и использование так называемых «приемов безопасности» (обращение к объектам и ситуациям, которые не позволяют развиться крайне выраженному страху, с формированием «ритуалов»). Могут наблюдаться повторные обращения ко взрослым за утешением и поддержкой, излишние извинения перед другими людьми.
Ощущения (физиологический уровень): вследствие дисбаланса вегетативной регуляции — учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, усиленное потоотделение, головная боль, головокружение, чувство нехватки воздуха и приближения обморока, спазмы и боли в животе, тошнота, рвота, понос, парестезии (покалывание, онемение) в области лица или рук, ощущение неустойчивости или слабости в ногах, склонность к дрожанию или тремору, нарушения сна (трудности засыпания, беспокойный сон, кошмары, бессонница).
Одним из ключевых признаков ТР является страх, но его не следует отождествлять с тревогой. Тревога — это комбинация эмоций, а страх — одна из эмоций. Страх как нормальная эмоция представляет собой реакцию на внешнюю угрозу и имеет адаптивный характер, предупреждает индивидуума о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Страхи характеризуются нормальной возрастной эволюцией (табл. 2). При этом они могут иметь характер реалистический (по отношению к конкретным животным, телесным повреждениям, природным явлениям) и нереалистический, иррациональный (страх темноты, мышей, чудовищ, катастроф).
Таким образом, страхи как изолированное явление не должны рассматриваться в качестве признака заболевания. Помощь специалиста необходима в тех случаях, когда страхи приводят к очевидным социальным ограничениям: отказу выходить на улицу из-за страха встретить собаку или пережить приступ паники, отказу посещать школу.
В клинической картине ТР страхи отличаются устойчивым и неадаптивным характером [9]:
чрезмерной интенсивностью, не соответствующей ситуации (количественный аспект);
необычным содержанием и необычностью объектов, вызывающих страх (качественный аспект);
неадекватной реакцией на ситуацию;
хронизацией страха;
невозможностью уменьшить или преодолеть страх;
существенными ограничениями в повседневной жизни.
В конечном итоге проявления ТР отражаются на всех сферах жизни, заметно ухудшая общее самочувствие ребенка, показатели школьной успеваемости, взаимоотношения в семье и дружеские контакты, социальную активность.
К ТР относятся [1, 2]:
ТР, связанное с разлукой в детском возрасте (сепарационное ТР);
селективный мутизм;
фобическое ТР детского возраста (специфические фобии);
социальное ТР детского возраста;
генерализованное ТР детского возраста;
паническое расстройство;
агорафобия.
Еще два расстройства, которые ранее относили к ТР, это обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство. В современных классификациях [1, 2] они рассматриваются как отдельные нозологические формы.
Сепарационное ТР
Некоторые малыши испытывают страх и болезненные опасения оттого, что при реальной или воображаемой угрозе расставания случится что-то плохое с ними или их близкими (чаще всего — с родителями). Ребенок стремится избежать расставания, испытывает чрезмерный страх, печаль, уходит в себя. С другой стороны, наблюдаются приступы ярости, плач со стремлением удержать рядом близкого человека, цепляние за него и категорический отказ расстаться. Ребенок отказывается быть в ситуациях, когда может оказаться без близких: оставаться на ночь вне дома, ходить в гости к друзьям или родственникам, находиться дома одному или без родителей посещать школу. После перенесенной разлуки с близкими дети остаются подавленными, замкнутыми и апатичными. Они отказываются оставаться одни в помещении, просят родителей присутствовать или быть доступными.
Обычно сепарационная тревога исчезает, когда дети растут, начинают ходить в школу и обретают уверенность. Тем не менее у некоторых детей их реакция на фактическое или ожидаемое расставание по-прежнему бывает чрезмерной, что иногда может продолжаться в первые 1–2 года обучения в школе и даже дольше. Проявления сепарационного ТР могут затруднять или ограничивать нормальную активность ребенка, приводить к ухудшению посещаемости школьных занятий и успеваемости, к изоляции от сверстников, т. к. он избегает участия в школьных прогулках, экскурсиях, играх, походах с ночевками без родителей или других мероприятиях. Такие дети отличаются от сверстников недостаточной самостоятельностью.
ТР, связанное с разлукой, наиболее распространено у детей до 12 лет, частота его проявлений снижается в подростковом возрасте. Таким ТР страдают около 4% детей и 1,5% подростков [1, 3, 4]. Тем не менее сепарационная тревога может сохраняться и во взрослой жизни.
Возникновение сепарационного ТР достигает пика в нескольких возрастных периодах: при поступлении в детский сад, в начальной школе в возрасте от 7 до 9 лет, при поступлении в средние и старшие классы школы. Мальчики и девочки страдают сепарационным ТР одинаково часто. В подростковом возрасте страх разлуки либо сохраняется, либо возникает впервые (после стрессового события, такого как развод родителей, потеря любимого человека, переход в новую школу, переезд).
Селективный мутизм
Селективный мутизм —
одна из форм ТР у детей, которую в ряде случаев приходится дифференцировать с алалией (дисфазией развития). Манифестирует в возрасте 2–5 лет. Распространенность в детской популяции составляет менее 1% [1, 10]. Чаще селективный мутизм встречается в семьях с двуязычием, при переезде на новое место жительства с иной языковой средой. Возникает в период активного становления речи или при поступлении в детский сад, при подготовке к школе. Селективный мутизм ограничивает коммуникативные возможности, может искажать психическое развитие ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Ребенок перестает разговаривать со всеми, кроме небольшого круга знакомых людей. Это продолжается длительное время, до нескольких месяцев. Несмотря на сохранность речи, ребенок сознательно отказывается от речевого общения (а иногда и от любого общения) в ситуациях, являющихся для него психотравмирующими (как в детском коллективе, так и среди взрослых). При этом он не просто отказывается говорить — он не в состоянии делать это из-за ощущения, что его речь словно застывает в гортани. Постепенно ребенок учится предвидеть ситуации, которые провоцируют мутизм, и старается их избегать.
Важная особенность состоит в том, что у большинства пациентов с селективным мутизмом имеются проявления социального ТР, а в раннем возрасте — сепарационного ТР [10]. У ряда пациентов наблюдается сочетание селективного мутизма с такими расстройствами, как нарушения развития речи, энурез, энкопрез, задержка двигательного развития, аутизм, в редких случаях — синдром дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время селективный мутизм не рассматривается в рамках оппозиционного поведения, но реакции оппозиции могут иметь место, если ребенка заставляют говорить.
Хотя первые симптомы селективного мутизма появляются в возрасте до 5 лет, они могут стать наиболее заметными с началом обучения в школе. Селективный мутизм вызывает значительные трудности в жизни детей, сказывается на успеваемости, мешает им обращаться за помощью к педагогам и другим взрослым, не дает получать удовольствие от общения и участвовать в повседневных видах деятельности вместе со сверстниками. У детей старшего возраста и подростков нередко усиливаются трудности в общении со сверстниками, что служит предпосылкой для формирования социального и генерализованного ТР или депрессии.
Специфические фобии
Страхи распространены и ожидаемы в детском возрасте, однако у некоторых детей и подростков страхи со временем становятся интенсивными и перерастают в фобии. Фобия — это сильный страх, который непропорционален определенному объекту или ситуации, предельно выраженная тревога при отсутствии непосредственной опасности. Интенсивный страх перед определенными ситуациями и объектами сопровождается реакцией избегания из-за убежденности в том, что они опасны и причинят вред/травму. Самые распространенные патологические страхи у детей вызывают: животные (собаки и птицы), насекомые и пауки, темнота, громкие звуки (особенно связанные с природными явлениями), клоуны, люди в масках или необычного вида, инъекции, болезни, вид крови.
Специфические фобии манифестируют от раннего возраста до 10 лет, ими страдают 6–9% детей и подростков, чаще девочки, чем мальчики (в соотношении 2:1) [1, 3, 4].
У некоторых пациентов фобия возникает после воздействия травмирующего или пугающего события, тогда как у других страхи появляются после наблюдения за тревожной реакцией других людей. Так, младший брат нередко начинает бояться паука, если он стал свидетелем того, как старший в испуге с криком убегает от паука. Фобии отличаются от обычных детских страхов и редко исчезают самостоятельно. Нередко фобии не уменьшаются, несмотря на объяснения и заверения в безопасности со стороны взрослых. В результате ребенок избегает пугающих мест или объектов, заставляет родителей проверять, нет ли их поблизости (например, перед сном хочет убедиться, что в комнате нет пауков), требует от родителей оставаться рядом.
Дети избегают парков, площадок, зон отдыха и других мест, где могут быть насекомые, отказываются от прогулок, экскурсий на природу, если там им могут встретиться опасные, по их мнению, животные (например, собаки), протестуют против посещения медицинских учреждений, врачей, в частности стоматологов. По мере взросления детей фобии не исчезают, а изменяются по своему содержанию. Но подростки чаще, чем младшие дети, осознают, что их страх непропорционален реальной опасности, создаваемой конкретным объектом или ситуацией. Кроме того, в отличие от маленьких детей, у которых контроль над собой в повседневной жизни слабее, подростки могут самостоятельно избегать определенных ситуаций и непосредственных столкновений со своим страхом.
У детей школьного возраста может наблюдаться страх перед школой, который проявляется так же, как и фобия, и они отказываются от ее посещения. В связи с этим появился термин «школьная фобия», хотя как таковых диагноза и формы ТР с таким наименованием не существует. Диапазон проявлений школьных страхов может варьировать от незначительных жалоб на необходимость посещать занятия до истерик и отказа ходить в школу у детей младшего возраста, а у подростков — до частых пропусков уроков с последующим исключением из школы. Дети могут бояться школы по многим причинам, например, из-за того, что надо оставаться без родителей (как это бывает при сепарационном ТР), из-за страха контактов с микробами (при обсессивно-компульсивном расстройстве), из-за боязни взаимодействий со сверстниками и учителями (при социальном ТР). В этих случаях ребенок или подросток на самом деле боится не самой школы, а событий, которые там могут с ними произойти. В связи с этим термин «школьная фобия» не является точным.
С другой стороны, причинами школьной фобии могут быть трудности адаптации в классе, боязнь плохих оценок, страх сделать ошибку или получить замечание от учителя, конфликты с одноклассниками, боязнь физической агрессии с их стороны. Некоторые родители, сами того не замечая, внушают детям страх перед школой, излишне драматизируя проблемы обучения; они лишают ребенка возможности проявить инициативу и самостоятельность — выполняют за него домашние задания или жестко контролируют их, негодуя по поводу каждой коряво написанной буквы. В результате ребенок не столько боится школы, сколько опасается не оправдать завышенных ожиданий родителей. Любая из перечисленных проблем может сделать школьную жизнь ребенка невыносимой. В таких случаях не только родители, но и учителя должны помочь ему справиться с этой ситуацией.
Социальное ТР
Социальное ТР проявляется интенсивным, сопровождающимся реакцией избегания страхом перед ситуациями, связанными с социальными контактами, любыми формами поведения в общественных местах, когда ребенку/подростку кажется, что он сделает что-то не так и вызовет негативную оценку и насмешки со стороны окружающих. К таким ситуациям относятся публичные выступления, ответы на уроках перед классом, сдача экзаменов, новые знакомства со сверстниками, вечеринки, занятия спортом, беседы со старшими или руководящими лицами, в т. ч. с педагогами в школе, когда ребенок оказывается в центре внимания. Некоторые дети боятся только говорить или выступать публично, в то время как другие боятся и избегают более широкого круга социальных ситуаций.
Социальное ТР наблюдается у 2–7% детей и подростков, одинаково часто у мальчиков и девочек, манифестирует в 7–13 лет, чаще в раннем подростковом возрасте, но может проявиться и в начальной школе [1, 3, 4]. Социальное ТР проявляется внезапно после перенесенного стресса или формируется постепенно с течением времени.
Проблемы, связанные с социальным ТР: пассивность на уроках (не может задавать вопросы и внятно отвечать, читать вслух, писать на доске, выражать свое мнение и отстаивать его), плохая успеваемость, низкая самооценка и неуверенность в социальных ситуациях, трудности с установлением и поддержанием дружеских отношений, отказ ходить на коллективные мероприятия (дни рождения, вечеринки). Ребенок не может принимать пищу в присутствии других, пользоваться общественным туалетом. Дети становятся чрезмерно застенчивыми и часто ожидают, что их дела пойдут плохо, когда их окружают другие дети. При этом они могут быть обеспокоены тем, что другие следят за ними и обсуждают их поведение.
Социальное ТР долго остается незамеченным со стороны учителей и родителей, т. к. такие дети не хотят оставаться на виду и стараются быть незаметными. Поэтому на них обращают внимание лишь тогда, когда они начинают пропускать школу или получают плохие оценки.
Подростки и молодые люди с социальным ТР еще больше сосредоточены на себе и имеют низкую самооценку. Когда они начинают работать, то из-за чрезвычайного страха или смущения могут испытывать неловкость при знакомствах, взаимодействии с коллегами, собеседовании с руководством. У них повышен риск депрессии, употребления алкоголя или наркотиков.
Генерализованное ТР
Генерализованное ТР проявляется чрезмерной тревогой с предчувствием неблагоприятного развития самых разных событий и обстоятельств, имеющих отношение к семье, состоянию собственного здоровья и близких, финансовому положению, друзьям, школе, а также повседневным делам. Для ребенка в такой ситуации характерны постоянный поиск поддержки у родителей и других людей в связи с собственными страхами, избегание всего нового, особенно негативных новостей, неопределенных ситуаций, вероятности допустить ошибку. Типично также наличие во время беспокойства соматических симптомов, бессонницы, раздражительности, мышечного напряжения, нарушения концентрации внимания.
Манифестация генерализованного ТР приходится на 10–12 лет, оно отмечается примерно у 1% подростков, среди девочек в 2 раза чаще, чем среди мальчиков [1, 3, 4]. При отсутствии лечения заболевание не исчезает вплоть до взрослого возраста и приводит к значительному ухудшению качества жизни.
Пациенты с генерализованным ТР испытывают постоянное иррациональное и неконтролируемое беспокойство по поводу различных аспектов повседневной жизни и будущих событий, включая малозначительные вопросы. Дети младшего возраста, как правило, беспокоятся о простых и неотложных вопросах, таких как безопасность семьи, любовь и привязанность к ним близких, школьные успехи. У подростков проявляется беспокойство по поводу здоровья и безопасности самого себя и своей семьи, академической успеваемости, дружбы и отношений с другими людьми, собственной пунктуальности, своего будущего, отношений между родителями или стабильности семьи, происходящих в мире событий (связанных с природой, климатом, окружающей средой, политикой, преступностью) и др.
Поскольку у пациентов с генерализованным ТР наблюдаются выраженные соматические симптомы тревоги, утомляемость, раздражительность, нарушение концентрации внимания, мышечное напряжение и нарушение сна, преувеличенное, физически истощающее постоянное и неконтролируемое беспокойство, то это крайне отрицательно влияет на качество жизни ребенка и его семьи. Для поведения ребенка в таком состоянии характерны чрезмерные затраты времени на выполнение уроков, многократное утомительное обдумывание ситуаций, многократное и необоснованное составление списков, частые проверки (хода текущих дел, взаимоотношений, состояния здоровья с выявлением возможных болезней), затягивание выполнения дел, болезненное фокусирование интересов на предмете беспокойства. Это формирует напряженную обстановку вокруг ребенка, ухудшает дружеские и внутрисемейные отношения из-за постоянных страхов и бесконечных обращений за поддержкой.
Негативное влияние продолжающегося постоянного беспокойства проявляется тем очевиднее, чем старше становится ребенок. Родители, учителя и другие взрослые замечают, что подросток отличается от ровесников, много времени затрачивает на неэффективное выполнение задания, кажется напряженным и измотанным, отказывается участвовать в развлекательных мероприятиях или проводить время с друзьями из-за опасений своей неуспешности. Со временем постоянное беспокойство и отстраненность от друзей и общих с ними занятий усиливают чувство собственной неполноценности, предрасполагают к депрессии.
Паническое расстройство, агорафобия
Паническое расстройство — повторяющиеся и развивающиеся неожиданно, без связи с какой-либо причиной или ситуацией приступы крайней тревоги (паники), которые быстро достигают пика, сопровождаются угрожающими, по мнению пациента, соматическими симптомами (ознобоподобная дрожь, нехватка воздуха, сердцебиение, боль или дискомфорт в груди, головокружение, тошнота, профузный пот, оцепенение, парестезии, чувство бессилия), страхом смерти или сумасшествия. Приступ паники — это внезапный порыв сильного страха и дискомфорта, который достигает пика и стихает в течение нескольких минут. Вслед за приступом паники в течение по крайней мере одного месяца пациент испытывает беспокойство по поводу возникновения новых приступов, он боится, что из-за панической атаки с ним случится непоправимое (потеряет контроль над собой, сойдет с ума, умрет), меняет свое поведение, чтобы избежать повторной панической атаки (например, избегает физических нагрузок).
Помимо панического расстройства у многих детей и подростков может развиваться агорафобия, хотя эти два состояния могут существовать независимо друг от друга. Агорафобия характеризуется интенсивной тревогой и страхом перед реальными или предполагаемыми ситуациями, которые могут вызвать развитие панической атаки, и избеганием таких ситуаций. Детей пугает пребывание в местах, из которых трудно выбраться быстро: общественном транспорте, открытых пространствах (рынки, мосты, парковки), закрытых пространствах (магазины, кинотеатры, театры), очереди или толпа людей, они боятся одиночества вне дома. Страх связан с местами, откуда трудно убежать и где нельзя получить быстрой помощи. Поэтому дети максимально избегают мест и ситуаций, в которых раньше уже случались панические атаки, в помещениях стараются занимать места у прохода или ближе к выходу, стремятся поддерживать контакт с сотрудниками охраны, носят с собой лекарства, надевают свободную, не ограничивающую движений одежду, избегают физических упражнений, любой деятельности, которая активизирует организм.
Чаще паническое расстройство и агорафобия манифестируют в молодом взрослом возрасте, но иногда — в 13–15 лет. Ими страдают примерно 2% подростков, девочки в 2 раза чаще, чем мальчики [1, 3, 4].
Проблемы, связанные с паническим расстройством и агорафобией, включают низкую самооценку, уменьшение независимости, плохую успеваемость и прогулы в школе, отказ от поездок и путешествий, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и членами семьи, боязнь разлуки с родителями, перехода из дома в школу, нарушения сна, риск депрессии и употребления алкоголя или наркотиков.
Патогенетические механизмы ТР
Ранее по отношению к ТР применялся термин «детский невроз». Однако это понятие не вполне верно, поскольку означает, что эмоциональные трудности ребенка проистекают от неосознанных внутренних психологических конфликтов [7]. По современным представлениям развитие ТР происходит при взаимодействии биологических, психологических и средовых факторов [8]. Факторы риска включают родительскую тревожность, особенности темперамента ребенка с тенденцией к замкнутому стилю поведения, травматические/негативные/стрессовые события в жизни, а также стиль воспитания [8].
Поскольку различные ТР детского возраста нередко встречаются в виде семейных случаев, большое внимание уделяется изучению наследственной предрасположенности и генетических механизмов ТР. Нейробиологические механизмы (наследственность и ранние повреждения мозга, обусловленные перинатальной патологией) могут приводить к дисфункции ряда мозговых структур и нейромедиаторных систем [4]. ГАМК-ергическая, норадренергическая и серотонинергическая системы рассматриваются в качестве ключевых в патофизиологии ТР и механизмах действия анксиолитических препаратов. Предполагается, что дальнейшее изучение нейробиологических механизмов ТР, в т. ч. с применением методов функциональной нейровизуализации, позволит уточнить фундаментальные механизмы тревоги, роль дисфункции различных областей мозга и обосновать рациональные подходы к терапии ТР.
При оценке средовых факторов следует учитывать, что для обеспечения жизнедеятельности организма ребенка необходимо множество нутриентов, среди которых важную роль играют витамины, макро- и микроэлементы. Повышенной тревожностью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью и утомляемостью организм может сигнализировать о нарушениях метаболизма при дефиците витаминов (особенно группы В) и минеральных веществ (в частности, магния, цинка). Известно, что повышенная потребность в витаминах и минералах при обычном уровне их поступления возникает у детей в периоды наиболее интенсивного роста, под влиянием значительных физических или психоэмоциональных нагрузок, различных стрессовых ситуаций. Значительно возрастает потребность в этих нутриентах и у детей с ТР. Дефицит витаминов, макро- и микроэлементов в организме может быть связан не только с высокими затратами, но и с низким их содержанием в потребляемых пищевых продуктах и воде. Поэтому в процессе обследования пациентов с ТР следует обращать внимание на полноценность их питания, которая определяется не только энергетической ценностью пищи и сбалансированностью рациона по белкам, жирам и углеводам, но и обеспеченностью витаминами, макро- и микроэлементами.
Причины возникновения неврозов
Причины неврозов могут проявляться еще с детства, когда произошла родовая травма или перенесенная в младенческом возрасте болезнь. Причин проявления неврозов может быть несколько:
- Заболевания нервов и психики. Это может быть эпилепсия с периодическими припадками, шизофрения и прочее. Пациент, имеющий подобные проблемы со здоровьем, постоянно проходит лечение и наблюдается у своего врача.
- Патологии развития мозга. Это могут быть врожденные нарушения или приобретенные вследствие травмы.
- Хронические инфекционные заболевания. Они, как ничто другое, подвергают нервную систему постоянным атакам. Ведь при нарушениях в организме страдают все функции, прилагая массу усилий, чтобы избавиться от постоянного раздражителя.
- Болезни сердца, сосудов, ЖКТ.
- Раннее принятие алкоголя, а также курение в подростковом возрасте. Нередко те люди, которые в детстве баловались спиртным и курили за углами школы, потом всю жизнь страдают от невротических припадков и нестабильных состояний нервной системы, так как она в свой самый важный период развития была нарушена.
Причины
Истинные причины, вызывающие невроз, до сих пор неизвестны. Раньше его считали болезнью, вызванной быстрым темпом жизни и интеллектуальными перегрузками. Сейчас доказано, что определяющее значение в развитии расстройства имеют не множественность эпизодов и сила психотравмирующего фактора, а его субъективная значимость для человека.
Внешние ситуации, которые смогут спровоцировать невроз, индивидуальны. Они определяются системой ценностей пациента. Любая ситуация при определенных условиях может стать основой для развития невротического расстройства. Значение имеет не сама стрессовая ситуация, а неверная ее оценка с точки зрения разрушения личного благополучия в настоящем или будущем.
Неврозы чаще развиваются у людей с определенными психофизиологическими особенностями. Расстройство чаще развивается у людей со следующими чертами характера:
- повышенная мнительность;
- демонстративность;
- ригидность;
- эмоциональность;
- субдепрессивность.
Высокая эмоциональная лабильность у женщин приводит к более высокой вероятности развития невроза в два раза чаще, чем у мужчин. Наследственная предрасположенность к этому заболеванию обусловлена наследованием некоторых особенностей личности. Повышают риск развития невроза гормональные перестройки в организме, такие как пубертат, климакс.
Симптомы
Симптомы всех невротических состояний и стабильных неврозов очень похожи, так как все они проявляются подобным образом. Это может быть эмоциональная нестабильность, когда настроение «скачет» от плюса к минусу и наоборот. Наблюдать это у взрослых всегда странно, что и говорит о наличие проблемы, которую нужно лечить медикаментозно. Проявление тревожности, когда все внешне хорошо и спокойно, раздражительность на окружающих людей и обстоятельства говорят о нарушении нервной системы. Взрослым людям становится сложно контролировать не только свои внутренние ощущения, но даже и поведение, так как неоправданная агрессия все больше начинает проявляться и занимать свое место в жизни. Это и страхи, мнительность насчет здоровья, желание плакать без причины.
Из физических симптомов можно выделить проблемы с кишечным трактом, проявления запоров и поносов при нормальном здоровом питании. Также может проявиться нежелание употреблять пищу, бессонница во время ночного отдыха, дневная апатия и вялость, рвота, изменение пульса и нарушения давления. Не обязательно иметь все эти симптомы, чтобы можно было установить явный диагноз. Достаточно иметь несколько в интенсивном проявлении.
Комплекс причин
Неврозоподобный синдром зачастую появляется в детском возрасте. Причиной могут быть дородовые нарушения развития, перенесенные в раннем возрасте заболевания и травмы. Когда болезнь появляется в более позднем возрасте, то причины могут быть различны.
Наиболее распространены следующие:
- наличие психических и неврологических заболеваний (шизофрении, эпилепсии и пр.), при этом больной регулярно наблюдается и получает лечение у участкового психиатра;
- наличие органической патологии головного мозга (относительно незначительных нарушений в строении и работе некоторых отделов мозга);
- присутствие хронических инфекций;
- присутствие соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта);
- наличие хронических заболеваний аллергической природы.
Эти состояния появляются в результате отклонений в работе гипоталамо-лимбических структур мозга (вызванного вышеуказанными заболеваниями), и как следствие развивается расстройство нейродинамики коры головного мозга.
Детские причины
У детей неврозоподобный синдром начинает проявляться в возрастном промежутке от 2 до 7 лет.
Появление синдрома в детстве может возникать по различным причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, негативное влияние во время беременности (алкоголь, наркотики, табакокурение);
- болезни нервной системы различного происхождения (инфекционного, травматического);
- соматические нарушения (хронические инфекционные воспаления, заболевания желудно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы);
- наследственные патологии различных отделов головного мозга.
Чем неврозоподобные состояния отличаются от неврозов
Несмотря на то, что и неврозоподобные состояния, и неврозы очень похожи между собой по проявлениям и симптомам, они все же разнятся. А различия кроются в причине появления, так как в этом-то вся и суть. Неврозы обычно поражают нервную систему после того, как она была полностью истощена частыми ударами по ней, стрессовыми ситуациями и большим физическим и нервным перенапряжением. Все моменты и факторы, которые истощают человека и заставляют его работать на износ, как физически, так и умственно, способствуют проявлению неврозов. Ведь из-за этого и появляется тревожное состояние, нарушение вегетативной системы и прочее.
Неврозоподобные состояния обычно не проявляются из-за психологических нарушений. Они не имеют в своем корне стрессов или проблематичных нервных сбоев. Обычно они проявляются из-за внутренних органических заболеваний, которые могут быть заложены с момента развития в утробе. Это может быть даже церебральное нарушение в легкой форме, которое и дает все различные виды синдромов во время жизни и функционирования человеческого организма после рождения. Иногда неврозоподобные состояния могут быть приобретенными и проявляются на фоне возникших сильных заболеваний, которые имеют инфекционную природу и хроническую форму.
Методы лечения
Для того, чтобы эффективно вылечить невроз или неврозоподобное состояние, следует максимально избегать всего, что травмирует нервную систему и психику. Для начала проводят комплексную диагностику, куда включена томография, консультация у невропатолога, электроэнцефалограмма, а также прохождение многих специалистов, как кардиолога, гастроэнтеролога и других. Это нужно для того, чтобы понять истинную причину заболевания и найти, не кроется ли она в заболеваниях других органов. Неврозы лечат медикаментозно. Принимают успокоительные препараты, также те, которые воздействуют на давление и нормализуют его. Помимо лекарств необходимы физические процедуры, без которых общее лечение может стать неэффективным. Это электросон, физиотерапия в виде электрофореза. Невроз можно вылечить с помощью психотерапии, в отличие от невротических состояний, где лечение все должно быть направлено на физиологию. Обязательно стоит включить лечебную гимнастику, так как без спортивных нагрузок невозможно избавиться от многих проблем даже с нервной системой, не говорят уже о заболеваниях тела. Не стоит себя перегружать: следует соблюдать правильный режим, чтобы отдых был полноценным и постоянным. Также стоит питаться здоровой пищей и забыть про перекусы. Иногда есть смысл отправиться на лечение в санаторий, сменив обстановку, что для нервной системы будет очень полезно. Желательно сохранять себя от стрессов и по возможности уволиться с раздражающей работы, изменить круг общения и навсегда забыть о вредных привычках, которые, как ничто другое, негативно воздействуют на нервы.
Лечение
Ведущим методом в лечении неврозов стала психотерапия. Ее основной задачей является изменение отношения пациента психотравмирующему фактору, с которым он столкнулся. Лекарственная терапия играет вспомогательную роль. Пациентам назначают антидепрессанты, анксиолитики и мягкие транквилизаторы.
При появлении подозрения на наличие невроза больному стоит сразу обратиться к врачу, что как можно раньше начать терапию. Вовремя начатая терапия приводит к существенному улучшению состояния пациента.
Влияние спорта на организм при неврозе
Много случаев, когда люди с неврозом попросту боятся создавать для себя спортивные нагрузки, чтобы не вызвать пугающие симптомы и не усугубить течение болезни. Обычно их пугают физические признаки, как ускоренный пульс, частое дыхание, потливость, что на самом деле в спорте — обычное явление даже у вполне здоровых людей. Но те, которые страдают навязчивыми идеями, нередко принимают естественные проявления за признаки панического синдрома. Поэтому спорт становится для невротиков запретным занятием.
На самом деле такое суждение крайне неправильно. Ведь из-за отсутствия малейших нагрузок тело становится слабым и вялым, мышцы теряют форму, а нервная система становится более уязвимой к разного рода стрессам. Естественно, что не каждый вид спорта полезен для невротиков. Сложные, опасные и чрезмерно активные спортивные нагрузки могут повредить психике и регулярно создавать травмоопасные ситуации. Организм станет быстро изнашиваться и будет подвержен стрессам. Поэтому стоит заниматься такими разновидностями, которые не несут никакой опасности, являются несложными и приятными нагрузками. Это катание на велосипеде, лыжах и коньках, игра в теннис, небыстрый бег, а также обязательно плавание, аэробика с облегченной программой.
Не стоит сразу бросаться в большой спорт и перегружать себя непомерными занятиями. Это только усугубить состояние. Для начала вообще можно заниматься обыкновенной зарядкой, но упражнения выполнять каждый день, чтобы выработалась положительная привычка, и тело бы смогло быстрее почувствовать комфорт от подобного образа жизни.