Константность восприятия человека. Восприятие цвета объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Она наиболее отчетливо выражена в зрительном восприятии величины, формы и цвета предметов.

Константность восприятия величины предмета состоит в том, что один и тот же предмет, находясь на разных расстояниях от наблюдателя, воспринимается им как одинаковый по величине, хотя величина изображений предмета на сетчатках глаз уменьшается по мере его удаленности.

Степень константности восприятия будет разной на разных расстояниях. Если смотреть на карандаш с расстояния в 25 см, а затем с расстояния в 50 см, то изображение его на сетчатках глаз во втором случае будет вдвое меньше, чем в первом. Но видимая величина его не изменится: карандаш нам кажется предметом тех же размеров. Это случай полной константности. На расстоянии от 3 до 500 м видимая величина предметов постепенно уменьшается, но в меньшей степени, чем величина их изображений на сетчатках глаз. Константность восприятия величины становится неполной. На далеких расстояниях она совсем исчезает. Если видимую величину предметов, удаленных на 1000 м, принять за единицу, то при удалении на 2000 м предмет будет казаться вдвое меньше; при удалении на 10 000 м — в 10 раз меньше и т. д. Иными словами, на далеких расстояниях видимая величина предметов будет соответствовать проекционной величине их изображений на сетчатках глаз. Восприятие величины становится аконстантным.

  • В основе константности восприятия величины предметов лежит условный рефлекс на комплексный раздражитель: к раздражениям, идущих из сетчаток, присоединяются раздражения из глазных мышц. возникающие при их сокращении в момент фиксации взора на предмете. Эта комбинация раздражений, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом действительной величины предмета (И. П. Павлов).

При небольшой удаленности предметов от наблюдателя приспособительные движения глаз (конвергенция — сведение внутрь зрительных осей и аккомодация — изменение формы хрусталика для лучшего видения на разных расстояниях) увеличиваются, поэтому константность восприятия величины бывает полной или почти полной. При восприятии предметов на больших расстояниях механизм конвергенции и аккомодации выключается. Основным сигналом величины предметов служат изображения на сетчатках. Восприятие величины становится аконстантным. При определении величины предмета на далеком расстоянии человек пользуется сравнением ее с величиной других хорошо знакомых ему предметов, расположенных рядом.

Экспериментально установлено, что при бинокулярном зрении (при видении двумя глазами) константность восприятия величины выше, чем при монокулярном. И это понятно: при наблюдении одним глазом значительно сокращается количество двигательных импульсов, идущих от рецепторов в кору, по причине выключения конвергенции; остается только двигательный рефлекс хрусталика. Доказано также, что степень константности видимой величины хорошо известных человеку вещей выше, чем при восприятии геометрических фигур, величина которых обычно произвольна.

Восприятие формы предмета также обладает в известных пределах свойством константности.

Константность восприятия формы предмета— это относительное постоянство видимой формы при изменении по-положения предмета в пространстве. Изображение плоского предмета на сетчатках глаз меняется в зависимости от положения предмета в пространстве. Но видимая форма предмета или совсем не отличается от действительной его формы (полная константность), или отличается незначительно, если сравнить ее с формой изображения предмета на сетчатках (неполная константность). Так, изображение тарелки будет то кругом, то более или менее вытянутом эллипсом, а сетчаточный обрез тетради будет то прямоугольником, то ромбом, то трапецией в зависимости от угла зрения наблюдателя. Но мы обычно воспринимаем эти предметы такими, какими они являются в действительности; тарелку видим круглой, а тетрадь — прямоугольным четырехугольником.

Константность восприятия формы предмета объясняется так же, как и константность восприятия величины. Смотря на предмет, мы очень быстро и незаметно для себя обводим взором его контуры. Если предмет расположен под углом к линии взора, мы замечаем, что один его край ближе к нам, а другой — дальше. Раздражения из конвергенционных и акомодационных мышц объединяются с раздражениями из сетчаток глаз, образуя комплексный раздражитель, с различными вариантами которого (в зависимости от вариантов положения тела в пространстве) человек уже знаком по прежнему опыту.


Константность восприятия цвета — это относительная неизмененность видимого цвета предметов при изменении освещения. Черный бархат и уголь мы видим черными как при полуденном солнечном освещении, так и в сумерки. А сахар и мел в этих же условиях освещения мы видим белыми. Это случай полной константности видимого цвета предметов. Константность видимого цвета предметов при хроматическом освещении выражена слабее. Мы воспринимаем снег белым как при багряном закате солнца, так и при синем свете неоновых ламп. Однако при очень ярком хроматическом освещении константность восприятия цвета может исчезнуть, и предметы приобретут цвет освещения. Эту особенность восприятия широко используют в театре для создания у зрителей нужного впечатления.

Константность видимого цвета выше при восприятии предмета на фоне других предметов. Изменение интенсивности освещения или его цвета одновременно меняет цвет всех предметов, находящихся в поле зрения. У человека образуется условный рефлекс на отношение цветовых раздражителей, что позволяет ему узнавать цвета предметов независимо от изменения освещения, т. е. константно. Например, он много раз видел лес, поле, песчаный холм, озеро и небо над ними в солнечный полдень, на заре, в туманные сумерки, ночью. Адаптируясь к изменяющемуся освещению, человек не мог не заметить, что цвета всех знакомых ему предметов изменяются каждый раз в определенном направлении (одни темнеют, другие светлеют, розовеют, синеют и т. п.). Так, песчаный берег реки при ярком солнечном свете кажется светлее водной поверхности реки, а в сумерках, наоборот, темнее ее.

Степень константности восприятия цвета зависит от одновременного или раздельного влияния нескольких условий: адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, действия светового контраста, восприятия источника освещения. Влияют и такие дополнительные условия, как удаленность предмета, блеск, световые блики, тени и пр.

Законы восприятия. Иллюзии

В связи с тем, что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии большое внимание уделяется исследованиям организации восприятия, особенно принципам (законам) перцептивной группировки. Эта проблема наиболее подробно изучалась в гештальтпсихологии, которая утверждает, что целое всегда больше, чем сумма его частей. Самый важный из упомянутых принципов заключается в том, что любое изображение или объект воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Восприятие как перцептивная деятельность.

Наблюдение и наблюдательность

Восприятие можно рассматривать не только в качестве одного из познавательных процессов, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность. Восприятие как процесс включено в различные виды практической и умственной деятельности человека в качестве одного из ее компонентов, далеко не всегда ясно осознаваемых. Но оно становится относительно самостоятельной перцептивной деятельностью, если имеет цель, систему мотивов, способы осуществления и определенный результат. Перцептивная деятельность включает в себя ряд перцептивных действии.

Поясним сказанное примером.

Некто, например географ, направляется к реке с целью исследовать особенности ее течении в определенном месте. Он идет по лугу, занятый своими мыслями, плохо замечая окружающие предметы, но тем не менее не сбиваясь с пути и обходя привычные препятствия — куст, камень, лужу. Восприятие в составе его психической деятельности в данный момент выступает как один из процессов чувственного отражения ситуации, без которого деятельность была бы невозможной. Но нот па пут оказался глубокий овраг, который надо пересечь. Восприятие сразу становится произвольным и целенаправленным, переходит в относительно самостоятельную деятельность, предваряющую практические действия: прежде чем перебраться через овраг, надо тщательно осмотреть его склоны и дно, т. е. выполнить некоторую систему ориентирующих действий (перцептивных действий). Эта деятельность в свою очередь подчинена деятельности более широкой по объему: преодолев препятствие и дойдя до реки, географ выбрал удобное место и стал наблюдать за движением воды, характером берегов п пр., несколько раз меняя позицию и что-то записывая в блокноте. Восприятие стало особой деятельностью — наблюдением. К перцептивной деятельности можно отнести также восприятие кинокартины, пейзажа, концерта и т. п.


В настоящее время в области детской и инженерной психологии проводят многочисленные эксперименты с целью изучения перцептивных действий в их генезисе (возникновении и развитии) у ребенка и в производственной деятельности взрослого, например в работе диспетчера или другого оператора. Исследователи указывают на то, что перцептивные действия идут в определенной последовательности, образуют некоторую систему действий, а именно: сначала происходит обнаружение объекта; затем выделение наиболее информативных признаков его, например характерного для данного предмета контура; далее следует ознакомление с выделенными признаками (рассматривание, ощупывание и пр.) и, наконец, опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории объектов (например, к растениям, животным, механизмам и т. п.). Как указано в начале главы, у взрослых эти ориентировочно-исследовательские действия протекают быстро, в «свернутом» виде. Обнаружение и опознание крайне затруднены при быстром встречном движении объекта и наблюдателя, например летчика, машиниста, шофера. Длительность перцептивных действий измеряется секундами или долями секунды. При таком дефиците времени трудно избежать ошибок.

Одной из задач учителя является обучение детей наблюдению и развитие у них жизненно ценного свойства личности — наблюдательности. Наблюдение — это длительное, целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану, с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Наблюдение необходимо в любой деятельности человека — учебной, трудовой, творческой. Учащийся, прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо задание, наблюдает за тем, как его выполняет учитель. Рабочий, прежде чем приступить к работе на новом или отремонтированном станке, наблюдает за ним, проверяя исправность отдельных частей и механизма в целом. Учитель, обучая и воспитывая детей, постоянно наблюдает за поведением учащихся, процессом усвоения ими знаний, за особенностями работы каждого ученика, за результатами своих воспитательных воздействий. В научной деятельности наблюдение часто выступает как специальный метод исследования, например в естественных науках, в психологии и др.

Наблюдение только тогда дает ценные теоретические или практические результаты, когда соблюдаются следующие условия.

  • Наблюдающий ясно осознает цель наблюдения, практически владеет приемами наблюдения в данной области и имеет некоторые знания об объекте наблюдения. Иногда для наблюдения требуются специальные приборы, их надо изучить предварительно.
  • Имеется план наблюдения, в котором предусмотрены последовательность, время, место и количество наблюдений.
  • Фиксируются данные наблюдения в виде описаний, протоколов, стенограмм, зарисовок, фотографий, фонограмм, кинодокумент, коллекций образцов и т. п. Объективность требует, чтобы отбирались и фиксировались не только те факты, которые соответствуют гипотезе наблюдающего, но и факты, противоречащие ей.
  • Результаты наблюдения тщательно анализируются, сравниваются, а если возможно, подвергаются количественной обработке. Все это необходимо для выявления сущности и закономерности связей изучаемого объекта.

У людей, с ранних лет приученных к целенаправленным и систематическим наблюдениям за явлениями окружающего мира, развивается наблюдательность. Наблюдательность — это стойкая типичная черта психического склада личности, которая проявляется в умении достаточно полно и разносторонне воспринимать и представлять объекты окружающего мира, выделять в них малозаметные, но иногда довольно существенные особенности, подмечать различия в сходных явлениях и объективно истолковывать результаты своих наблюдений.

Некоторые люди обладают всесторонней наблюдательностью, другие — преимущественно в какой-либо определенной области, например в области природы, техники или психологии людей. Наблюдательность — очень ценная способность человека, необходимая для формирования его мышления и для практической деятельности. Ее надо развивать у детей возможно раньше.

Общие особенности восприятия

В различной учебной литературе по общей психологии встречаются различные концепции восприятия:

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецептивные поверхности органов чувств.

Восприятие — это отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом, действующих непосредственно на органы чувств, а не их отдельных свойств, как в случае с ощущениями.

Восприятие — это не сумма ощущений, полученных от конкретного объекта, а качественно новый этап сенсорного восприятия со своими собственными возможностями

Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Внимательно изучив все эти определения, можно сделать вывод, что восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, происходящий в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью отделов головного мозга анализаторов. В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют представление о целостном объекте, отражая всю совокупность его свойств. Образ восприятия, однако, не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Блок 2. Восприятие. Сенсорное качество.

Человек постоянно воспринимает различные образы окружающего мира. Так, вид ручки на столе — это образ, который можно охарактеризовать определённым образом, например, указать примерный размер, цвет, положение на столе. После того, как ручку взяли в руку и что-либо написали на листе бумаги, образ дополняется сенсорными ощущениями. Образ ручки становится дополненным тем, что ее поверхность гладкая, вес легкий и т.д. Можно лизнуть ручку, понюхать и каждый раз сенсорное качество образа данной ручки становится более емким, за счет разграничения субмодальностей. В основе восприятия находится переживание человеком сенсорного качества предмета.

Блок 6. Восприятие. Предметный характер.

Субъект воспринимает окружающий мир как предметы, представленные вне человека, расположенные в пространстве и времени. Возникает переживание объективности окружающего мира, благодаря данному фундаментальному свойству восприятия. Мир воспринимается как данность, в которой каждый предмет выделен и обладает собственными свойствами.

Прочитать статью “Когнитивные ошибки мышления”

Когда человек смотрит на ручку, берет ее в руку, пишет на бумаге – возникает переживание реальности ручки, бумаги, написанных слов. При этом предметы реальности включают в себя различные сенсорные ощущения и восприятие этих ощущений. Ручка не только видится, а также тактильно воспринимается. Данное переживание объективности сопутствует человеку в состоянии бодрствования, если он не находится под действием психоактивных веществ, в состоянии глубокого транса, в состоянии сенсорной изоляции, либо психически болен.

Прочитать статью “Как изменить себя и свою жизнь, с чего начать?”

Восприятие предметов происходит по типу идентификации, категоризации. Человек сопоставляет воспринятые образы с теми образами, которые находятся в памяти, которые уже наделены значением, существует семантическое поле. Этот склад контейнеров памяти формируется у человека в процессе индивидуального развития, когда личный опыт и блоки культурного исторического опыта цивилизации объединяются.

Таким образом весь мир предметов каждый раз воспринимается в сопоставлении с внутренним миром знакомых образов, которые уже существуют в памяти человека. При столкновении с образом нового предмета, названия которому нет, субъект овеществляет его, наделяет значением, используя для этого существующий набор образов как ресурсов помощи. Так известный тест Роршаха – чернильные кляксы позволяет увидеть в них различным людям десятки и сотни самых разнообразных образов.

Блок 5. Восприятие. Система отсчета.

Однажды, я пошел на баскетбольный матч посмотреть игру профессиональных команд! Надо заметить, что мой собственный рост составляет 188 см. И я привык воспринимать себя высоким, потому что большинство людей, с которым контактирую, оказываются ниже меня. После игры я оказался тем счастливцем, которому суждено было сфотографироваться в окружении потных и здоровенных спортсменов! И здесь я испытал совершенно дискомфортный момент, потому что оказался самым маленьким в этой толпе! Я был просто “пигмеем” в окружении десятка ребят, чей рост начинался от 200 см и выше. И это было сильным переживанием! Можно сказать, что я был шокирован, несмотря на то, что раньше абстрактно знал про высокий рост баскетболистов!

Субъект всегда соотносит предметы друг с другом и относительно полученных результатов делает выводы какой предмет выше, а какой ниже, звук громче или звук тише, еда острая или пресная и т.д. При этом человек безо всякого сравнения предметов способен четко обозначить предмет как тяжелый, например, потому что существует некий внутренний эталон веса, сравнение с которым и позволяет сделать вывод. Наверняка для субтильной девушки гантели в 10 кг покажутся тяжелыми, в то время, как для профессионального штангиста с собственной массой за 100 кг тот же вес воспринимается как «пылинка». Эталон – это субъективная величина с одной стороны, а с другой стороны она соотносится с культурным социальным представлением. И субтильная девушка может искренне считать, что 10 кг это совсем не тяжело, а дело только в ее слабых мышцах и наоборот, штангист может полагать, что 10 кг это достаточно тяжелый вес для спортсмена, если ему всего 6 лет.

Различают социальные эталоны, которые пронизывают всю предметную сферу коммуникаций индивидов и поскольку культурно – образовательный уровень людей различен, зачастую возникают курьезы, когда «белое» становится «черным».

Это предпосылки для несовпадения оценок ситуаций, в которых оказываются переговорщики, что существенно осложняет консолидацию решений и отдаляет достижение договоренностей.

Заказать тренинг “Продажи для продавцов – консультантов”


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]