Ключевые понятия
Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.
Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.
В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).
Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:
- Глазами — осмотр предмета.
- Руками — ощупывание объекта.
- Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.
Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.
Восприятие человека человеком и взаимопонимание в общении
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностей и мотивов поведения, уровня притязаний и черт характера.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.
Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.) И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Межличностное восприятие и его эффекты
Каузальная атрибуция
Познавая друг друга, люди не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Еще на блоге: «Невинные поступки» родителей, способные отравить жизнь детям.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый.
После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (гало-эффект)
Это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Еще на блоге: Буллинг в школе: агрессор и жертва
Эффекты новизны и первичности
С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация
Это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
- поддержание идентификации;
- оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Автор: Анатолий Bacильeвич Бaтapшeв, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, почетный член Международной академии психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования и Балтийской педагогической академии.
Источник
Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags
Перцептивные действия
Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.
Различают четыре уровня перцептивного действия:
- Обнаружение предмета.
- Различение.
- Идентификация и опознание.
Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.
Перцептивные действия складываются в целую систему, некоторые из них требуют специального развития и обучения.
Уровни перцептивного восприятия
Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение
,
различение
,
идентификация
и
опознание
. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение
— исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия —
различение
, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация
есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Опознание
включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
28. Вильгельм Райх и психосоматика
Одно из самых известных направлений — теория австрийского психиатра Вильгельма Райха. Его вклад в психотерапию имеет большое значение в области психосоматики. Райх
создал систему, рассматривающую лечение невротических конфликтов с биофизических позиций и содержащую физиологические элементы. В работе психотерапевта Райх подчеркивал важность “физических аспектов характера” (понятие введенное В. Райхом) индивидуума, в особенности защита чем поставленные Райхом. Система психотерапии, предложенная А. Лоуэном, направлена на освобождение тела от напряжения, которое появляется при неправильном отреагировании сильных эмоций и чувств. Таким образом эмоциональный конфликт может принимать соматические формы. Райх в своих работах дает характеристику эмоций, подавление которых приводит к образованию напряжения в какой-либо области или части тела. Каких бы то ни было научных подтверждений в литературе, а тем более исследований об этом вопросе обнаружено не было, поэтому в данной работе не приводиться их подробное описание. Следует заметить лишь, что принудительное выражение эмоций пациентов, с которыми работал Райх, способствует восстановлению единства ощущения всего тела. После чего фундаментально меняется мировосприятие и стиль жизни пациентов, отношение к работе, приводит к поиску новой, удовлетворяющей потребности работы, либо к углублению, открытию способностей и интересов в прежней. Райх ввел понятие телесного панцыря – хронического мускульного зажима, и также говорил о значимости так называемых рамок и запретов, которые накладывает общество, и которые касаются инстинктивной жизни индивидуума. Фрейд впервые ввел понятие характера в 1908 году, Райх применил данное понятие при анализе и толковании природы и функций характера при работе со своими пациентами, заменив им анализирование симптомов. Райх считал, что характер составляют обыденные положения и отношение пациента, постоянного паттерна его реакций на возникающие жизненные обстоятельства, ситуации. Характер содержит осознаваемые отношение и ценности, особенности поведения (агрессивность, застенчивость и т. п.), привычные физические позы, манеру двигаться и держаться и пр. Соответственно утверждениям Райха, телесный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, которые состоят из мышц, органов и надлежащих функций. Данные сегменты панциря расположены в областях таза, живота, диафрагмы, груди, шеи, рта и глаз. Удивительно сходство семи защитных сегментов Райха с существующими в настоящее время, семи классическими психосоматическими заболеваниями, касающихся тех же областей тела человека. Райх указывал на закономерность возникновения в культуре запада некоторых движений. Например, утвердительного движения головы вверх-вниз, соответствующего направлению потока энергии в теле, или отрицательного движения головы из стороны в сторону, которое способствует пересечению потока движения образования панциря, мышечного напряжения или защиты от волнующих эмоциональных переживаний. Защита, по Райху, способствует ограничению свободного течения энергии и выражения эмоций человеком. Индивидуум, зажатый собственным защитным панцирем, не может распустить его также как, по мнению Райха, не в состоянии выразить обыденные биологические эмоции. Райх утверждал, что создание защитного панциря зависит от развития цивилизации. Человечество в большинстве своем потеряло ощущение жизненного процесса, внутренней природы и поражено глубинным страхом глубокой эмоциональности (“держать себя в руках”, “быть хорошим”, “не позволять себе лишнего”) жизненности, спонтанности и стремится создавать ригидные механические представления о природе, проявляя интерес к внешним объектам. Райх считал, что в современном характере человека культура и природа, работа и любовь, мораль и инстинкт, успех и сексуальность, несовместимые понятия. И, что индивидуумы, выращенные в данной атмосфере корнфликтности, создают в себе страх выражения эмоций, представляемый их мышечным панцирем. Таким образом, возникает ситуация, создающая невротическую атмосферу для следующих поколений.
29. Мышечный панцирь. Психологическое совершенствование
Совершенствование Райх определял как процесс разрушения психологического и физического защитного панциря, процесс становления свободной и открытой человеческой личности, способной наслаждаться доставляющим полное удовлетворение оргазмом.
«Только наше ощущение
естественных процессов внутри и вне нас самих обладает ключом к глубочайшим загадкам природы… Через сито ощущений проходят все наши внутренние и внешние раздражители. Ощущения — вот связующее звено между нашим эго и внешним миром» ( Reich , 1961, р. 275).
В системе Райха мышечный панцирь делится на семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов, обладающих связанными между собой экспрессивными функциями. Эти сегменты формируют семь горизонтальных кругов, находящихся под прямым углом к позвоночнику и туловищу. Центры их располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Семь панцирных сегментов Райха довольно близко соотносятся с семью чакрами кундалини-йоги, которые мы рассматриваем в главе 14, хотя полным это соответствие назвать нельзя. Интересно заметить, что в своей работе Райх движется от верхнего сегмента вниз, т. е. работа с пациентом считается законченной, когда наиболее важный, по его мнению, защитный сегмент, расположенный в области таза, раскрыт и заряжен энергией. В йоге же, напротив, движение происходит от основания позвоночника вверх, и работа йога считается законченной, как только раскрывается и заряжается энергией тысячелепестковый лотос мозга, который здесь считается важнейшей чакрой. Более подробное обсуждение этой проблемы предлагает в своей работе Боаделла ( Boadella , 1987).
Защитный панцирь сдерживает свободное течение энергии и препятствует свободному выражению эмоций. Все начинается с защиты против всепоглощающей тревоги, а заканчивается формированием физической и эмоциональной смирительной рубашки.
В организме человека, облаченном в защитный панцирь, энергия оргона скована хроническими сокращениями определенных мышц. Оргон в теле человека не способен свободно циркулировать до тех пор, пока не ослаблены тиски защитного панциря… С разрушением первых панцирных блоков вместе с оргонотическими потоками и ощущениями все больше и больше проявляются движения, выражающие «уступку». Хотя полное раскрытие затрудняется теми панцирными блоками, которые еще не разрушены ( Reich , 1976, р. 411-412).
Основная цель терапии Райха состоит в разрушении панциря в каждом из семи сегментов, начиная с сегмента, локализованного в области глаз, и заканчивая сегментом области таза. Каждый из этих сегментов является относительно независимой единицей, и работа с ним должна проводиться отдельно (см. рис. 9.1).
Мышечный панцирь
Согласно системе Райха, каждой личностной позиции соответствует позиция физическая, выражаемая телесно в мускульной жесткости или, другими словами, в формировании мышечного панциря. Райх пришел к осознанию этой связи в результате длительного наблюдения за тем, как его пациенты имеют обыкновение двигаться и какие позы для них привычны, в сочетании с подробнейшим анализом структуры их личности. Он самым внимательным образом рассматривал каждый нюанс, связанный с физическим поведением пациента. Райх призывал своих пациентов сосредоточиться на источнике того или иного напряжения, чтобы осознать его причину и установить, какая именно эмоция привела к напряжению в этой части тела. Лишь после того как сдерживаемая эмоция выражена, считал он, можно полностью избавиться от хронического напряжения.
«Мышечные судороги — это соматическая сторона процесса подавления и основа его постоянного сохранения» ( Reich , 1973, р. 302).
Таким образом, в свой курс терапии Райх включил непосредственную работу над мышечным панцирем. В результате он пришел к выводу, что ослабление мышечного панциря освобождает энергию либидо и облегчает процесс психоанализа. Психоаналитический метод Райха во все большей степени опирался на принцип освобождения эмоций (удовольствия, гнева, тревоги) через работу с телом пациента. Он обнаружил, что этот процесс ведет к интенсивному переживанию пациентом психологического материала, не вскрытого в ходе анализа.
«В конечном счете, я не мог избавиться от впечатления, что соматическая жесткость представляет собой самую существенную часть во всяком процессе подавления. Все наши пациенты сообщают, что в детстве они переживали такие периоды, когда с помощью определенных приемов… (задержка дыхания, напряжение мускулов живота и т. д.) они научились подавлять собственные импульсы ненависти, тревоги и любви… Не перестает удивлять тот факт, что ослабление мышечных спазмов не только освобождает вегетативную энергию, но, более того, вызывает в памяти ту ситуацию в детстве, когда произошло подавление данного инстинкта» ( Reich , 1973, р. 300).
Райх обнаружил, что хроническое мышечное напряжение блокирует один из трех основных биологических видов возбуждения: тревогу, гнев и половое возбуждение. Он пришел к заключению, что по своей сути физический и психологические панцири есть одно и то же:
«Элементы характерного панциря теперь должны рассматриваться как функционально идентичные соответственным элементам мышечного [гипернапряжения]. Понятие «функциональной идентичности», которое мне пришлось ввести, означает, что в механизме психики личностная позиция и состояние мышц человека обладают одной и той же функцией: они могут заменять друг друга и способны оказывать взаимное влияние. По существу, они не могут быть отделены друг от друга. Их функции абсолютно идентичны» ( Reich , 1973, р. 270-271).
«Панцирь может лежать на «поверхности» или пребывать в «глубине», он может быть «мягким, как губка» или «твердым, как скала». В каждом конкретном случае функция его в том, чтобы оградить человека от неприятных переживаний. Однако он еще и влечет за собой ограничение возможностей испытывать удовольствие» ( Reich , 1973, р. 145).
Для разрушения панциря используются три инструмента: 1) накопление в теле энергии с помощью глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронически напряженные мышцы с целью их расслабления (давление, пощипывание и т. д.); 3) постоянное поддержание состояния сотрудничества с пациентом, открытое обсуждение с ним каждого случая возникновения эмоционального сопротивления или напряженности. Эти три инструмента Райх использовал при работе над каждым из семи панцирных сегментов.
30. Когнитивная психология
Предмет:
Модели познавательных процессов
Представители:
Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание,память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественныйинтеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
· Представление о поэтапной переработке информации
, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
· Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации
. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
· Вводится постулат о кодировании информации в психике
. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
Классификация свойств
Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.
К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:
- Целостность.
- Осмысленность.
- Обобщённость.
- Константность.
- Предметность.
- Избирательность.
Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.
Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.
Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.
Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.
Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.
Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:
- Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
- Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
- Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
- Полнота — уровень соответствия.
- Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.
По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.
Виды восприятия
Перцепция относится к ощущениям и может классифицироваться по-разному. Разделение проводят по особенности объекта. К таковым относятся — восприятие речи, предметов, музыки или человека человеком, в последнем варианте — это социальная перцепция в психологии.
По модальности выделяют восприятие — визуальное, вкусовое, осязательное, слуховое, обонятельное. Длительность перцептивного процесса подразделяют на симультанное — одномоментное и сукцессивное — развёрнутое во времени.
По форме существования материи делят восприятие времени, движения и пространства. Это особенно сложные формы перцепции.
Восприятие у человека делят также по типу личности (визуал, кинестетик, аудиал). Если кратко, то зрительный приём информации присущ людям с визуальным типом восприятия, слуховое у аудиалов, а тактильное относится к кинестетическому.
Способы интерпретации личности по внешности
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Восприятие человека человеком 430 ₽ Реферат Восприятие человека человеком 220 ₽ Контрольная работа Восприятие человека человеком 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Человек интерпретирует другого человека, в первую очередь, по признакам внешности. Экспериментально удалось установить четыре основных способа интерпретации человека по внешности:
- Аналитический, а именно элементы внешности связывается с характером человека. Например, плотно сжатые губы являются признаком строгости, широко распахнутые глаза – признаком откровенности и так далее.
- Эмоциональный, то есть эмоциональные качества. Они приписывается личности исходя из внешней привлекательности.
- Индивидуально-ассоциативный. Человеку предписывается качество другого человека, который внешне схож с ним и с которым анализирующий ранее встречался.
- Социально ассоциативный. Человеку предписывает качество той группы лиц, к которым внешне он относится. Например, готам приписывается качества жесткости, развязности, коммунистам – говорливости, сварливости и так далее.
Анализ перечисленных качеств происходит при непосредственном общении людей друг с другом. Первоначально внимание уделяется именно внешности, особенно чертам лица. Далее в ходе общения формируется общее представление о характере, интеллектуальных и эмоциональных способностях, темпераменте, которые очень часто связывают с профессиональными качествами человека, его родом деятельности. Особенности восприятия могут различаться не только исходя из характера темперамента людей, но исходя из возраста.
Рисунок 1. Восприятие человеком окружения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пространство, время и движение
Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.
Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.
Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.
В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.
Движение — это отражение изменяемости расположения предмета в пространстве, учитывается также направление и скорость движения.
Различают восприятие:
- по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
- амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
- по направленности — право, лево, вверх, вниз;
- по длительности — краткое, продолжительное;
- по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
- по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.
Иллюзия реальности
Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.
Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.
В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.
Примеры нарушения восприятия
Иллюзия
Свойства восприятия в психологии могут быть ошибочными, так сказать, это видоизмененная перцепция окружающей среды и предметов. Такое нарушение может наблюдаться как у психически больного человека, так и вполне здорового. Свойства восприятия в психологии иллюзий здоровым человеком могут оказаться совершенно разными. Физиологический и физический обман, а также иллюзия невнимательности может возникнуть у любой личности, которая не имеет проблем с психологическим здоровьем.
Оптические иллюзии
Основными свойствами восприятия иллюзий являются:
- Иллюзии, которые имеют отношение к законам физики. К примеру, свойства ощущения и восприятия предмета, который граничит с прозрачной средой. Если поставить ложку в банку с водой, она будет казаться переломленной. Такого рода зрительный обман называется мираж. Функция анализирования тесно связана с физиологическими иллюзиями. Например, если человека с излишним весом одеть в чёрную одежду, то визуально он будет смотреться стройнее, чем есть на самом деле. Или же взять маленькую комнату, которая обклеена обоями светлых тонов, она будет казаться более объёмной. Основные свойства восприятия иллюзии невнимательности заключаются в чрезмерном увлечении литературной композицией, когда человек, обладающий здоровой психикой, не замечает опечаток и грамматических ошибок в произведении. Зрительный обман, который связан с некой патологией психического состояния. Его разделяют на три подгруппы:
- Основные свойства восприятия аффективной иллюзии — это ситуации повышенного эмоционального состояния человека, когда индивид испытывает сильный страх, напряжения или чрезмерное возбуждение, а также состояние аффекта. К примеру, аффективные иллюзии могут появиться у любого человека, который пройдётся ночью по кладбищу.
Вербальные (слуховые) иллюзии могут появиться в аффективном состоянии или же в неправильном понимании беседы окружающих людей, когда больной воспринимает нейтральную беседу как угрозу его собственной жизни. Оскорбления, унижения могут быть услышанными, даже если их никто не произносил. Например, психически нездоровому человеку даже в пустой комнате кажется, что он не один и слышит различные голоса.
- Свойства восприятия в психологии являются парейдолические (иными словами, околообразные) иллюзии, они тесно связаны с воображением индивидуума, когда тот фиксирует свой взгляд на предметах, которые имеют нечёткое очертание. Если наблюдается такого рода расстройство, оно обретает некий вымышленный характер. К примеру, в постоянном движении облаков на небе, человек может разглядеть портреты святых, а на рисунках, которые изображены на обоях – различных животных и неизвестных существ. Такого рода иллюзии появляются из-за недостатка тонуса сознания, когда фон пребывания находится в интоксикации.
Клюшникова Рената · 29 июн, 2015