Как избавиться от детских истерик перед сном


Причины истерик у детей

Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?

  • Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
  • Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
  • Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
  • Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
  • Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
  • Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
  • Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.

Даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет. Если у ребенка старше 4 лет систематически возникают истерические приступы, это может говорить о наличии неврологических нарушений или серьезных ошибок в воспитании.

Истерика перед сном

Совсем другие причины имеет детская истерика перед ночным сном. Она не относится к состояниям парасомнии и может быть вызвана:

  • желанием привлечь к себе внимание родителей;
  • страхом темноты и одиночества;
  • некомфортными условиями сна (в комнате слишком жарко/душно, холодно, влажно);
  • стрессом в течение дня;
  • непривычной обстановкой.

Два типа детских истерик

Некоторые педагоги и психологи разделяют два принципиально отличающихся друг от друга типа истерик у детей: истинные и манипулятивные. За основу данной классификации взят критерий осознанности ребенком своего поведения.

  1. Истинные истерики возникают непроизвольно. Эмоции полностью берут верх над малышом, поэтому он не в состоянии контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия, воспринимать уговоры и доводы взрослых. В возникновении данного вида истерик принимают участие нижние отделы мозга (в частности, миндалевидное тело).
  2. Манипулятивные истерики возникают осознанно (в работу включаются верхние отделы головного мозга). Обычно они свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Таким способом ребенок хочет добиться желаемого результата. Действительно, когда кроха находится в истерическом состоянии, особенно если это происходит в людном месте или если нужно куда-то спешить, родители часто не находят другого выхода из ситуации, кроме как моментально удовлетворить потребность (или прихоть) малыша. Если взрослые хотя бы несколько раз поддались на подобные манипуляции, скорее всего, такая модель поведения прочно закрепится у дошкольника.

Сталкиваясь с манипулятивной истерикой, или истерикой «верхнего этажа», важно не поддаваться на провокации и четко дать понять крохе, что такой метод заполучения желаемого не является конструктивным. Когда ребенок поймет, что истерика не эффективна, он перестанет вести себя данным образом. Если же истерика ребенка происходит неосознанно (истерика «нижнего этажа»), в первую очередь нужно поддержать малыша и принять его эмоции. Когда эмоциональный всплеск немного сойдет, кроха сможет воспринимать Ваши слова.

Отличить один тип истерики от другого бывает непросто. Но каждый родитель хорошо знает своего малыша и может наблюдать, что является причиной и поводом для истерики.

Слишком радикально

Среди мам до сих пор практикуются крайне травмирующие способы отлучения дитя от груди — «перетягивание груди», прием препаратов, подавляющих лактацию, смазывание сосков зеленкой или горчицей, уход из дома на сутки-двое/выходные. В итоге, это приводит к нарушению гормонального фона, лактостазам и даже маститам у мам и серьезным психологическим травмам у детей. Для ребенка отлучение — очень непростой период в жизни, и мама должна обязательно быть рядом, компенсируя отсутствие груди своим вниманием, лаской и заботой.
Важно также учесть, что время отлучения от груди не должно совпасть с отпуском, переездом, выходом мамы на работу или малыша в детский сад, появлением в доме няни, прорезыванием зубов у ребенка, заболеванием малыша. В этом случае лучше отлучить ребенка за 2-3 месяца до планируемого события, либо через 2-3 месяца после. Прекращение грудного вскармливания не должно проходить одновременно с отселением малыша в отдельную кроватку, тем более комнату. С этим лучше подождать 3-4 месяца. И еще один фактор, на который стоит обратить внимание — это психоэмоциональное состояние малыша. Если у него сейчас трудный период, он бунтует или часто капризничает, с отлучением также лучше немного подождать.

Как реагировать на истерики малыша?

Итак, как нужно вести себя с ребенком, который находится в состоянии истерики? В первую очередь, необходимо понять, чего именно мы хотим достичь: как можно быстрее прекратить «стыдное» поведение (то есть добиться мгновенного эффекта), или же важна долгосрочная перспектива? Безусловно, второе. Взрослые (родители и другие близкие люди) должны научить кроху понимать свои эмоции, выражать их конструктивно, следовать правилам, справляться с трудностями. Этого нельзя добиться, если реагировать на истерику наказанием, игнорированием или просто отвлечением внимания. Вот основные правила, следуя которым, Вы сможете остановить истерику и сохранить доверительные взаимоотношения с малышом:

  1. Как только Вы заметили, что ребенок начинает плакать, дайте ему понять, что Вы слышите его. Не нужно сразу вступать с ним в диалог, достаточно просто повернуться в его сторону.
  2. Чтобы малыш почувствовал, что Вы принимаете его чувства и можете разделить их с ним, подойти к ребенку и опуститесь на его уровень.
  3. Проанализируйте ситуацию и проговорите для крохи его эмоцию: «ты злишься», «ты очень расстроился», «тебе грустно» и так далее. В этот момент, вероятнее всего, ребенок как-то отзовется на Ваши слова, он начнет постепенно осознавать свои эмоции. Можно рассказать ему о ситуации, когда Вы сами испытывали похожую эмоцию.

Истерика развивается волнообразно: сначала резко возникают гнев и ярость, затем, достигнув своего пика, они сменяются грустью и отчаяние, после этого эмоции постепенно утихают.

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой ребенок впал в истерику. Может, у него что-то не получилось, или он очень просит купить какую-то игрушку, или он не ожидал чего-либо и испугался. Причин может быть множество. Если малыш умеет разговаривать, Вы прямо спросите его об этом. Если кроха еще не говорит, попросите его показать, чего он хочет, а также сами указывайте ему на возможные варианты. Ребенок начнет взаимодействовать с Вами и выйдет из замкнутого круга неконтролируемых эмоциональных реакций. Очень важно не оценивать и не критиковать то, что малыш расскажет или покажет Вам, а просто внимательно его выслушать.
  2. Когда ребенок выговорится, и Вы поймете причину его переживаний, спокойно озвучьте ему свою позицию на этот счет. Мнения и возможности взрослых далеко не всегда совпадают с требованиями детей, поэтому нужно не бояться сказать крохе «нет». Говорите спокойно и уверенно, четко аргументируя свою позицию понятным ребенку языком.
  3. Если малыш получил отказ, постарайтесь закончить на позитиве и переключить его внимание на что-то интересное. С детьми дошкольного возраста можно вместе помечтать или построить ближайшие планы.

Как уложить ребенка спать

едим и спим

Дети часто засыпают прямо во время еды, и не важно, кормит их мама грудью или с помощью бутылочки. А многие младенцы засыпают даже во время кормления в стульчике, причем происходит это очень быстро и выглядит очень смешно. Происходит это потому, что еда не только насыщает нас, но и воздействует на центры удовольствия и сна, так что заснуть крохе после сытного обеда или ужина значительно проще. Как только мама и папа увидят, что сразу после еды малыш хочет спать или заснул, – надо действовать! Но сразу переносить ребенка в кроватку не стоит, лучше дождаться фазы глубокого сна (глазные яблоки перестанут двигаться под веками, а дыхание станет спокойным и глубоким). Если же перенести малыша до этого момента – кроха может проснуться, и придется укладывать его спать заново.

качаем правильно

Самый древний и до сих пор популярный способ – это укачивание. Сегодня относятся к нему по-разному. Есть его сторонники, считающие, что укачивание напоминает младенцу о пребывании в мамином животе. Есть и противники, утверждающие, что укачивание приводит к полуобморочному состоянию и поэтому-то ребенок и затихает. Но если укачивать правильно – несильно и ритмично, то этот способ засыпания никакого вреда не принесет, а только поможет малышу заснуть. Главное – найти золотую середину: ведь если «недокачать» малыша, он просто не заснет; то же самое будет, если укачивать слишком сильно.

Укачивать можно в люльке (колыбели) или в кроватке с укачивающим механизмом. Но есть и «ручные детки», признающие только мамины или папины руки, – их приходится качать только так. Здесь тоже, прежде чем перенести ребенка в кровать, надо дождаться фазы глубокого сна. Отличный способ качать ребенка и при этом не уставать, а иногда еще и заниматься какими-то своими делами – носить малыша в слинге.

совместный сон

Многие дети спят только вместе со своими родителями – некоторым младенцам для того, чтобы заснуть, нужно чувствовать знакомый запах и тепло родного человека. Удобно это и мамам – не надо по несколько раз за ночь вставать и подходить к малышу, если он проснулся или хочет есть. У этого способа тоже есть свои сторонники и противники, но в любом случае, если мама и папа выбрали совместный сон, – им надо обеспечить безопасность ребенка. Нельзя класть кроху с краю кровати – он может повернуться и упасть на пол; нельзя укладывать его рядом с родительской подушкой – малыш может неудачно повернуться и его дыхание нарушится.

А лучше всего не укладывать кроху в одну кровать со взрослыми, а просто придвинуть детскую кроватку к родительской, предварительно сняв с нее боковой бортик (сегодня есть даже специальные придвижные кроватки для совместного сна). Так и ребенок будет чувствовать близость мамы и папы, и родители будут спать спокойно, не волнуясь за его безопасность.

режим и ритуалы

Маленьким детям нужны определенные рамки или границы – так им проще адаптироваться к окружающему миру. Поэтому всем малышам необходим режим дня и определенная последовательность действий (это и есть ритуалы). Просыпаться, есть, играть, мыться и спать младенцам нужно примерно в одно и то же время. Перед сном лучше выбрать какое-то спокойное занятие, приятное для ребенка. Можно искупать ребенка, почитать ему книжку, сделать легкий (не лечебный) массаж, после этого покормить и начать укладывать спать. Постепенно у каждого малыша выработается свой ритуал: одни будут засыпать под звук тихой музыки или сказку, прочитанную мамой, другие – после того как их несколько раз погладят по спинке или животику, третьи – уложив сначала спать свои игрушки. Ритуал найдется для каждого ребенка.

место для сна

Место для сна должно быть удобным. Важно все: матрас, комфортный для долгого сна, приятное на ощупь постельное белье, в глаза ребенку не должен бить яркий дневной свет, а температура воздуха в комнате не должна быть выше 22–23 °С. Ведь кому захочется засыпать, если одеяло колючее, а в комнате жарко или душно?

Если ребенок спит в своей кроватке, то она должна использоваться именно для сна, для игр существуют другие места. Не надо укладывать кроху спать то в коляску, то в кроватку, а то к себе в кровать – малышу проще засыпать в одном и том же месте. Тогда только одно то, что ребенка уложили в кроватку (или рядом с мамой), будет настраивать его на отдых.

удобно и с удовольствием

– Укладывайте ребенка спать так, как удобно ему и вам. Если надо укачивать – укачивайте; если надо запеленать – пеленайте; если ребенок просит ночью есть – кормите его. Не слушайте разных доброжелателей, которые скажут, что этим вы создаете себе трудности, главное – должно быть хорошо вам и вашему ребенку.

– Дети не должны воспринимать засыпание как наказание. Не стоит говорить: «Не хочешь есть – быстро в кровать!» Сон должен приносить удовольствие.

– Детский сон – вовсе не повод для домочадцев ходить по дому на цыпочках. Привыкнув спать в полной тишине, малыш будет просыпаться от любого шороха. Чем раньше приучить ребенка засыпать под обычные звуки дома, тем легче вам будет в дальнейшем.

Да, приучить малыша засыпать иногда совсем непросто. Но терпение, время и родительское спокойствие дадут свои результаты: раньше или позже, но привычка ко сну выработается, и малыш начнет засыпать без труда.

Профилактика истерик у детей

Чтобы предупредить возникновение истерик, родителям необходимо следовать ряду принципов:

  • Желательно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, а также имел достаточно времени на отдых. Для становления нервной системы крохи чрезвычайно важны полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша. Проговаривайте с ним, что он чувствует в конкретный момент времени и почему. Родители – проводники детей в мир эмоций.
  • Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).
  • Сохраняйте спокойствие. Если малыш будет наблюдать, как его близкие люди впадают в гнев, он будет копировать их поведение.
  • Предоставляйте крохе возможности выбора и проявления самостоятельности. Желание сделать что-то самому – это естественная потребность ребенка, который по мере взросления отделяется от родителей.
  • У малыша не должно быть много запретов. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то крохе приходилось как можно реже. Если ребенка все-таки нужно в чем-то ограничить, обязательно объясните ему причину Вашего решения.
  • Будьте последовательны. Не отменяйте свой запрет, даже если кроха будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения.

Маленькие дети еще не умеют справляться со своими переживаниями самостоятельно, поэтому не оставляйте кроху одного, если что-то его беспокоит. Ребенок должен быть уверен в том, что Вы принимаете его чувства и эмоции и хотите помочь решить его проблему.

Новорождённые дети. Как успокоить маленького ребёнка?

Грудные детки часто плачут и не дают покоя мамам.

Основные причины — физический дискомфорт:

  • голод, жажда;
  • мокрый подгузник, пелёнки;
  • неудобство одежды;
  • слишком жарко или холодно;
  • проблемы пищеварения (газики, колики);
  • наличие раздражения, опрелостей;
  • рост зубов (боль, температура).

Эмоциональные причины:

  • усталость;
  • страх;
  • одиночество;
  • потребность в ласке, внимании;
  • потребность в защите, безопасности.

Итак, как успокоить плачущего ребенка? Конечно, причин для беспокойства у грудничков достаточно много. Им приходится адаптироваться к условиям жизни вне маминого организма, что требует усилий. Часто не хватает комфорта, безопасности, а ещё мучают колики, может болеть головка, если повышенное внутричерепное давление.

Как быть?

В первую очередь проверить базовые потребности — голод, сухость,- предложить попить, погладить животик по часовой стрелке, помазать опрелости при наличии. Возможно, жарко или холодно в помещении? Помогите малышу с одеждой, ведь сам пока не может регулировать этот процесс, сообщает плачем. При росте зубов — полезен массаж дёсен, специальная мазь для снижения боли. Полезно также подержать младенца вертикально, чтобы отошёл воздух, что заглатывают при крике или с пищей.

Как быстро успокоить ребенка, если физические причины не найдены? Очень важно деткам чувствовать любовь и заботу мамы — спокойный голос, объятия, тактильный контакт, покачивания также успокаивают. Малыши могут любить спокойную музыку или песенки, напеваемые любимой мамой. Полезно носить деток в слинге, когда уже позволяет возраст — это обеспечивает безопасность, контакт с мамой, возможность слышать её дыхание, сердце.

Если явных причин для беспокойств нет, то, возможно, нужно внимание мамы.

Покажите яркую игрушку или предмет, поиграйте, импровизации помогут отвлечь малыша от переживаний. Часто детей успокаивают прогулки — много новых впечатлений, с интересом наблюдают и слушают окружающий мир, часто засыпают на улице.

Как успокоить маленького ребенка ещё? Успокаивающий эффект оказывает вода, можно умыть малыша, помочь вернуться в бодрое состояние. Прекрасно работают отвлекающие манёвры: «А что там на улице? Посмотрим в окошко! А кто у нас в зеркале?» Пробуйте, что подойдёт больше. Кто-то любит звенящие предметы, кто-то хорошо реагирует на шум воды, похожий на звуки внутриутробного периода жизни.

Могут сработать также игры с предметами, дети очень любознательны, открыты для познания мира. Любая вещь в движении может привлечь внимание, тем более яркая. Замечают также игру интонациями, стихи, песни. Комнатные растения и предметы на полочках тоже страсть многих детей, со временем будут с радостью наводить порядок в шкафчиках, «читать книги родителей».

Таким образом, существует очень много вариантов, как успокоить маленького ребенка. Всё зависит от фантазии, изобретательности родителей. Бывает, помогают и мультфильмы, но это последний метод. Зачем с раннего возраста портить зрение, лучше использовать успокаивающую музыку. Замечено, музыка Моцарта успокаивает детей, а также способствует развитию памяти, интеллекта. Сейчас можем заложить основу для восприятия музыки и искусства. Есть много красивых мелодических композиций.

При этом помним, что здоровье — превыше всего.

Полезно ходить на регулярные осмотры к докторам и советоваться по важным вопросам. Так, частые пробуждения ночью, плохой сон или неуверенное сидение могут быть проявлениями задержек развития, нарушений работы нервной системы. Для укрепления мышц часто советуют массаж, а для лучшего развития — специальные препараты и курсы лечения.

Плохой сон может быть связан с внутричерепным давлением, узнайте у доктора, пройдите обследование по необходимости. Возможно, поможет успокаивающий чай для детей как подготовка к отдыху или в периоды беспокойства. Однако по использованию стоит уточнить у педиатра — дозировки, названия.

Выводы

Каждый родитель сталкивается с истериками своего малыша. У одних детей они возникают чаще, у других реже. Пик истерик обычно приходится на ранний и младший дошкольный возраст (1-3 года), старшие дошкольники уже в достаточной степени способны контролировать свои эмоции. В момент истерики будьте рядом с крохой, помогите ему осознать свои чувства, вместе проанализируйте ситуацию и выясните причину истерики. Включив малыша в диалог с собой, Вы препятствуете дальнейшему нарастанию эмоционального напряжения. Только после этого необходимо выразить свою позицию и объяснить ребенку, почему в данном случае Вы принимаете то или иное решение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]