Опровержение теории
Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:
- Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
- Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
- Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
- Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
- В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.
Миф о работе мозга
Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.
В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.
Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?
Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).
И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.
Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.
Мозг человека — интересные факты
Мозг — система, поражающая своими способностями, иногда они могут казаться даже мистическими. Об основных функциях органа мы уже упоминали, однако существуют факты, которые известны далеко не всем.
Отсутствие разницы между реальностью и фантазией
Во время размышлений, информация попадает в мозг, где и проходит ее обработка. Однако он не различает характер мнения, он является реальным или это плод воображения. В данной ситуации подходящим будет выражение «одел розовые очки». Человек чувствует себя счастливее, поэтому сказать, что это вредит нельзя. Важно чтобы мы сами научились дифференцировать реальность и фантазию.
Мозг работает непрерывно и не устает
На протяжении всего дня мозг не перестает функционировать. Во время сна также наблюдается максимальная его активизация. Данные проведенных исследований указывают на то, что максимум энергии тратит орган при перегрузке психоэмоционального характера, а вот умственная деятельность ни насколько его не утомляет.
После пробуждения мозг начинает функционировать не сразу
Довольно часто после пробуждения мы чувствуем вялость, связывают это с временным снижением интеллекта. Для улучшения общего самочувствия и стимуляции мозговой деятельности рекомендуется выполнить упражнения физического или логического характера.
Память человека может содержать лишь 7 объектов
Принято выделять три типа памяти — сенсорную, долгосрочную и краткосрочную. Именно то, что человек может запоминать не более 7 объектов, касается кратковременного типа памяти. Мы рассматриваем человека со среднестатистическими способностями.
Что полезно для мозга и его деятельности
Мозг человека выполняет много функций, поэтому он требует большее количество энергии по сравнению с другими органами. Благодаря этому улучшается интеллект и формируются новые нервные импульсы. Для стимуляции функциональных способностей органа рекомендуется:
- Читать книги. Полезной будет изменение жанров, благодаря этому улучшаться мышление.
- Заниматься спортом. Физическая активность стимулирует процесс выработки гормона эндорфина, который улучшает умственную деятельность.
- Отдыхать в течение дня — это улучшит процесс усвоения информации.
- Хорошо спать. Благодаря этому удастся улучшить концентрацию внимания и память.
- Отказаться от вредных привычек. Курение и употребление спиртосодержащих напитков приводит к отмиранию нейронов.
- Соблюдать правила рационального питания.
- Заниматься лепкой, рисованием. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, что улучшает работу органа.
- Изучать иностранные языки.
Мощность мозга
Каждую секунду наш мозг производит множество операций, это число очень сложно подсчитать, если принимать во внимание, такие простые вещи как: ровно сидеть, держать голову, слушать, видеть, ощущать и многие, многие другие. Вы просто не представляете насколько много задействовано одновременно процессов. Это обеспечивается обменом информацией между 100 миллиардами нейронов, каждый из которых имеет около 10000 синаптических связей с другими нейронами и за 1 секунду способен передавать около 10 импульсов в каждую эту связь. Попробуйте посчитать, гуманитарии негодуют) Однако, подавляющее большинство этих операций мы не замечаем из-за привыкания, но это не значит, что они не работают! Чтобы в полной мере ощутить часть из них, посчитайте, сколько раз вы делаете вздохов/выдохов, морганий глазами в минуту. Даже банальное движение почесать затылок, дает команды руке, а не ноге, задает оптимальную скорость движения руки, чтобы вы не получили награду за самую нелепую смерть и так далее. Почему же мы не можем перемножать огромные числа друг на друга? Потому что нам это не так важно как научиться чесать затылок, совсем упрощенно.
Существует также гипотеза, что мозг не одновременно выполняет множество действий, а последовательно, но с немыслимой скоростью.
Названы главные тайны человеческого мозга, неподвластные ученым
– Святослав Всеволодович, расскажите, что нового узнали ученые о человеческом мозге за последние годы?
– Недавно на одной из сессий нашего Отделения физиологических наук, посвященной исследованию мозга, мы все пришли к выводу, что в последние годы в этой области знаний не было серьезных прорывов. И такая ситуация наблюдается не только в России, а во всей мировой науке о мозге.
– Ну на какие-то вопросы вы уже дали ответ? Например, действительно ли у среднестатистического человека работает только 10 процентов мозга, а остальное находится в резерве?
– Нет, это не так. Наш мозг использует по-максимуму все, что дано ему от природы.
– Действительно ли мозг – самый энергозатратный орган?
– Да, по сравнению с другими органами. Если взять интеллектуальную мощность мозга, то она будет мощней всех компьютеров, которые существуют на Земле, но потребляет энергии он, как средняя лампочка.
— Известно количество нервных клеток?
– Может, миллиард, а может, сто миллиардов. Их очень сложно подсчитать из-за того, что все они имеют разные формы.
– Известно ли уже о главном отличии человеческого мозга от мозга животного?
Это самый сложный вопрос — ответа на него пока нет. И более того, – не понятно, почему наш мозг возник именно в таком виде, ведь на первых порах для выживания он не нужен был нам такого размера. Мы до сих пор не нашли переходного мостикам между питекантропом и человеком разумным. У нас есть гены неандертальцев, но почему они в какой-то момент свернули в сторону, не пошли дальше вместе с нами, тоже не понятно.
В нашем мозге перемещается «световое пятно»
– Те же самые вопросы задают себе и ваши иностранные коллеги?
– Конечно. Только у нас с ними разные подходы к изучению мозга. Они отталкиваются от конкретных изменений, от приборных измерений, а у нас выработался совсем другой подход. У нас остались физиологические школы Сеченова, Павлова, Бехтерева, которые прежде всего изучали общие закономерности. Наши западные товарищи иногда не знают многого из того, что знаем мы.
Тот же самый Иван Петрович Павлов предложил концепцию «светового пятна». «Если бы мы могли видеть систему возбуждений, распространяющуюся по коре бодрствующего животного (или человека), мы могли бы наблюдать движущееся кон, перемещающееся по коре по мере перехода от одной деятельности к другой и олицетворяющее пункт оптимального возбуждения, без которого невозможно нормальное осуществление деятельности».
Иными словами, в зависимости от рода деятельности у нас в мозге все время включается в работу та или иная область. И раньше считалось, что только она и является главенствующей.
Но оказалось, что «световое пятно» — это лишь вершина айсберга. В нашей лаборатории мы пришли к выводу, что главная управляющая система, формирующая такое пятно, спрятана в глубине, распространяется на разные отделы мозга и работает, никак не проявляя себя.
Например, когда человек произносит слова, мы фиксируем возбуждение в его так называемой области Брока. Но ее можно сравнить с динамиком в телевизоре. Основная же работа происходит в большой согласованной сети нейронов, распространенной по всему мозгу. Образно говоря, если у человека возникает потребность что-то сказать, то к делу подключается условный «директор речи», который начинает привлекать к работе нужные отделы мозга, задействуя и область Брока, которую мы можем измерить.
– Таких «директоров» в нашем мозге может быть множество, под каждую функцию, или один?
— Это очень сложный и дискуссионный вопрос. Есть мнение, что существует свой «директор» на каждый вид деятельности. Так сказать, «нейрон бабушки», где записана информация о бабушке, или лицо актрисы и т. д.. Я с этим не согласен. По-видимому, существует сложная сеть систем, адаптивно формирующихся при необходимости осуществить какую-то деятельность. Это одни и те же нейроны, которые активируются по- разному.
Поэтому перед каждой операцией мы на МРТ прежде всего определяем все области, которые могут быть вовлечены в процесс. В 1987 году у нас был пациент, которому проломили череп бутылкой. У него возникла полная афазия (расстройство речи и ее восприятия). Когда вскрыли череп, увидели там, в областях Брока и Вернике (области генерации и восприятия речи) настоящую «кашу». Но, введя электроды недалеко от этих областей, путем лечебных электростимуляций мы перевели задачу формирования и понимания речи на другие клетки. Через несколько недель пациент уже говорил и все понимал. Он до сих пор жив.
Мировой прогресс тормозит «детектор ошибок»
– Слышала, что у вас проводится исследование процесса памяти.
– Памятью занимаются другие российские исследователи, например, члены РАН Константин Владимирович Анохин и Павел Милославович Балабан. Они уже научились стирать у мышей неприятные воспоминания. У нас немного другое направление. Расскажу подробнее об одном из механизмов работы мозга, который в 1986 году открыла прежний научный руководитель нашего института Наталья Петровна Бехтерева. Это так называемый «детектор ошибок».
Представьте, что вы выходите из дома и чувствуете: что-то не так. Такие обыденные вещи, как выключение плиты, электричества мы делаем на автомате. Но стоит нам забыть что-то сделать, как «детектор ошибок» тут же сравнивает ваши действия с тем, что записано у вас в памяти. И сигнализирует, посылая волны дискомфорта откуда-то из подсознания.
Тот же «детектор ошибок» срабатывает у зрелого человека, уже знающего, чем может закончиться бесшабашный прыжок в воду с высокого утеса в непроверенном месте. У маленьких детей такого детектора еще нет, матрица, то есть свод определенных правил, еще не сформировалась, а потому они часто падают, набивают шишки, но, тем не менее, сохраняют способность совершать неожиданные, резкие поступки. Яркий пример тому история Нильса Бора — основателя первой квантовой теории атома, отличавшейся от классической теории. Доводы молодого и талантливого исследователя многим состоявшимся светилам науки казались поначалу абсурдом.
Способность рисковать, не взирая на звания и титулы, сохраняется, как правило, до 35-40, после чего «детектор ошибок», вошедший в полную силу, больше не позволяет совершать «глупости». Ни одно выдающееся открытие в области математики или теоретической физики не было совершено учеными после 40 лет.
50-60-летний человек уже не способен на безумную идею. Он для этого слишком много знает. Это феномен стареющих физиков и математиков. Почему крупнейший математик XX века Андрей Николаевич Колмогоров в возрасте 50 лет ушел преподавать математику школьникам? Он потерял горение, и это вполне физиологическая вещь.
Или взять брежневское политбюро. Ведь там работали люди незаурядного ума. Но со временем на каком-то этапе они уже не могли изменить политику, гиперработа их «детекторов ошибок» не позволила «пропустить» смелую мысль в жизнь. Почему потом и путч провалился? Они были не молодые.
Мы сейчас говорим о продлении жизни и ее качества. В обществе увеличивается процент пожилых людей. Об этом мало кто задумывается, но ведь со старением общества цивилизация резко теряет возможность развития. Все меньше становится молодых и дерзких и больше старых и осторожных. Работа по изучению «детектора ошибок» очень важна, если мы хотим продлевать жизнь и двигать научно-технический прогресс. На один из важнейших вопросов: как защитить человека от гиперопеки «детектора ошибок», ответа пока нет, хотя это одно из магистральных направлений нашей работы.
Кстати, не всегда влияние «детектора ошибок» на нашу жизнь привносит элементы застоя. Если взять специальности юриста, адвоката, врача, где нужно иметь огромный опыт, то здесь этот механизм порой творит настоящие чудеса. Я бы привел в пример жизнь известного кардиолога, академика Владимира Андреевича Алмазова. Он подходил к пациенту и, не касаясь его, мог сказать, что его сердце находится не слева, как у всех, а справа, мог поставить диагноз, просто посмотрев на человека Его детектор ошибок был настолько выдрессирован, что позволял определять тончайшие, невидимые другим отличия между обычными и необычными пациентами.
Как распознать гения
– Можно ли по конфигурации активных зон мозга выявлять людей, которые будут успешны в разных областях науки?
– Нельзя. Есть один фантастический роман, в котором пришельцы с другой планеты хотят найти самого выдающегося полководца. Их приводят к сапожнику. Он идеально подходил к тому, чтобы руководить армией, но вместо этого тачает сапоги. Ему не пришлось использовать свои способности в военном деле. Так что при всех «правильных» данных мозга человеку на пути к его успешности в том или ином деле могут помешать жизненные обстоятельства.
У многих где-то в глубине натуры сокрыт талант. Одним хватает реактивности характера, чтобы его проявить, другим — нет. Есть люди, не блещущие способностями, но, благодаря стремлению, трудолюбию, они выходят вперед, оставляя позади изначально более талантливых.
– Даже явных гениев?
– Про них я не говорю. Сколько бы человек ни трудился, а стать таким, как Леонардо да Винчи, Эйнштейн или Моцарт, без соответствующей генетики все равно не получится. Таких и заставлять заниматься не надо, они сами не смогут сидеть без дела.
– Какие советы вы могли бы дать родителям?
— Нельзя заставлять учить читать и писать раньше, чем ребенок созреет для этого. Это все равно, что на старом компьютере 286-й модели моделировать пентиум. Он будет работать, но очень медленно, скрипя и пыхтя.
Также и детям нельзя раньше времени вкладывать сложные понятия в их маленькие головки. Они усвоят предмет плохо, причем навсегда. Если начать обучать их письму, когда еще не развит моторный центр мозга, у них уйдет много сил на преодоление этой проблемы, и результат все равно будет не из лучших.
Единственное, что я бы порекомендовал учить с маленькими детьми до 5-6 лет — это иностранные языки, причем только на слух.
– Сколько языков можно преподавать им?
– Одного хватит вполне. Надо оставить время на сказки и игры во дворе.
– Вред от электромагнитных волн для мозг доказан?
— Этот вопрос изучается уже 30 лет. И до сих пор однозначного ответа нет. Но я бы посоветовал, на всякий случай, остерегаться слишком долгих разговоров по мобильному телефону с прикладыванием его к уху. Например, сейчас я вами разговариваю по телефону в режиме громкой связи…
Не рекомендуется носить телефон в нагрудном кармане. Почему? Очень часто бывает так, что при попадании в область слабого сигнала ваш телефон на полную мощность включает излучение, чтобы найти связь. Пока доказательств явного вреда от этого не представлено, но на всякий случай надо избирать разумную линию поведения. Тут можно привести в пример слова одного нобелевского лауреата. Когда его спросили: «Почему вы не начинаете ничего в понедельник, — неужели вы верите в приметы?», он в шутку ответил: «Я в них не верю, но я их боюсь».
Миф или все-таки правда?
Не будем зря тянуть резину: теория о том, что мозг человека работает всего на 10 процентов – самый настоящий миф. Его распространение выгодно людям, которые ведут дискуссии о невероятном потенциале человеческого мозга, и огромных возможностях, которые имел бы человек, используя мозг на 100 процентов.
Только представь себе, какие безграничные возможности откроются перед человеком, если мозг вдруг станет работать в 10 раз продуктивнее, чем сейчас. Нам наверняка светит полное излечение человечества от всех болезней, контакты с внеземными цивилизациями, и прочие чудеса. Какое бы эволюционное преимущество мы имели! Думать так несомненно приятно, однако все это – всего лишь фантазия.
На самом деле, человек уже задействует мозг на все 100 процентов. Мы используем каждый участок своего серого вещества, дополнительных скрытых резервов попросту нет. Человеческий мозг использует не все 100 положенных процентов лишь в одном случае: имеется мозговая травма.
Теперь вы понимаете, в чем загвоздка!
Пару слов о таком понятии как «дежа вю». Это когда вы испытываете ощущение, что уже были в «этом» месте, с этими людьми и т.д, короче, почти точный повтор прошлых событий. Это и есть то самое «пробуждение спящих» нейронных связей + немного воображения. Вам мог снится сон, который вы давно забыли, но вот случается ситуация очень похожая. Когда нейроны нашли соответствие по визуальным, аудиальным, чувственным характеристикам в других нейронах, но связи эти слабы и вы можете только чувствовать, засчет нейромедиаторов, что «где-то это уже было».
Как примерно работает мозг
А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.
Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.
В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.
Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.
Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).
Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.
Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!
Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.
Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.
Медицинские интернет-конференции
Средняя масса головного мозга взрослых жителей г. Саратова без учета пола и возрастных групп составила 1323,69±19,81 г (n=191, min-max =960-1670 г, σ=138,79 г, СV=10,49%). У мужчин она равна 1371,05±20,39 г (n=124, min-max =1035-1670 г, σ=115,83 г, СV=8,49%), у женщин – 1236,05±32,51 г (n=67, min-max =960-1560 г, σ=10,99 г, СV=10,99%), т.е. масса головного мозга у мужчин больше, чем у женщин в среднем на 135 г (10,9%) (р<0,05). В возрастном аспекте, начиная со 2-го периода зрелого возраста, отмечается уменьшение массы головного мозга, которое становится особенно выраженным в старческом возрасте. Так, масса головного мозга в 1-м и 2-м периодах зрелого возраста отличается от ее величины в старческом возрасте, а в 1-м периоде зрелого возраста еще и от ее величины в пожилом возрасте (р<0,05). Значительная индивидуальная изменчивость массы головного мозга позволила выделить группы ее крайних вариантов (табл., рис.).
Средняя масса головного мозга встречается у 47,1% жителей г. Саратова. Малая, крайне малая и масса мозга ниже средней наблюдается у 25,2% саратовцев, а масса мозга большая, выше средней и крайне большая – у 13,6%.
Группа с крайне малой массой головного мозга включала в себя 9 человек, из них 8 женщин в возрасте от 36 до 88 лет и 1 мужчина 78 лет. У женщин диапазон варьирования массы составил от 960,0 до 1040,0 г. Головной мозг, имеющий самую малую массу в данной группе, принадлежал женщине 63 лет. Самый тяжелый мозг имела женщина 63 лет (1040,0 г). Масса головного мозга мужчины, вошедшего в данную группу, составила 1035,0 г.
В группу с малой массой головного мозга (М-2σ<�Х<�М-σ) вошли 18 человек, из них 13 женщин в возрасте от 22 до 90 лет и 5 мужчин в возрасте от 47 до 86 лет. У женщин диапазон варьирования массы составил от 1070,0 до 1180,0г. Наименьшую массу мозга имели 4 женщины 22, 35, 74 и 84 лет, т.е. возраст которых различался почти в 4 раза; наибольшую – 3 женщины 26, 56 и 90 лет, т.е. от 1-го периода зрелого возраста до старческого. У мужчин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1150,0 до 1180,0 г. Самую малую массу мозга имели 2 мужчины 56 и 57 лет. Самым тяжелым мозгом в данной группе обладал мужчина 47 лет (1180,0 г).
Группа с массой головного мозга ниже средней (М-σ<�Х<�М-0,67σ) включала в себя 21 человек, из них 12 женщин в возрасте от 30 до 76 лет и 9 мужчин в возрасте от 36 до 87 лет. У женщин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1190,0 до 1230,0 г. Головной мозг, имеющий самую низкую массу в данной группе, принадлежал женщине 70 лет (1190,0 г). Самую большую массу мозга имели 3 женщины в возрасте 55, 61 и 76 лет. У мужчин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1190,0 до 1230,0 г. Наименьшая масса мозга отмечена у мужчины 40 лет (1190,0 г), наибольшая у 4-х мужчин 36,46, 58 и 87 лет.
Группу со средней массой головного мозга (М±0,67σ) составили 65 человек: 25 женщин в возрасте от 21 до 80 лет и 75 мужчин в возрасте от 23 до 90 лет. У женщин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1240,0 до 1360,0 г. Наименьший мозг отмечен у 2-х женщин 33 и 52 лет, наибольший – у женщины 36 лет (1360,0 г). У мужчин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1240,0 до 1410,0 г. Самую низкую массу мозга в данной группе имели 3 мужчины 30, 47 и 52 лет. Самой большой массой мозга обладали 3 мужчин 29, 56 и 67 лет.
Группа с массой головного мозга выше средней (М+0,67σ<�Х<�М+σ) включает 27 человек, из них 7 женщин в возрасте от 21 до 78 лет и 20 мужчин в возрасте от 23 до 80 лет. У женщин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1420,0 до 1460,0 г. Самую низкую массу мозга имели 2 женщины 21 и 78 лет, самым тяжелым мозгом в данной группе обладала одна женщина 21 года (1460,0 г). У мужчин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1420,0 до 1460,0 г. Самым легким мозгом обладал мужчина 42 лет (1420,0 г), а наиболее тяжелым – 4 мужчины 34, 40, 46 и 62 лет.
Группу с большой массой головного мозга (>М+σ) составили 25 человек: 2 женщины в возрасте 21 и 50 лет и 23 мужчины в возрасте от 23 до 70 лет. У женщин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1315,0 г (женщина 51 года) до 1560,0 г (женщина 21 года). У мужчин диапазон варьирования массы головного мозга составил от 1470,0 до 1600,0 г. Наименьшую массу мозга имели 2 мужчины 30 и 64 лет, наиболее тяжелый мозг имели также 2 мужчины 27 и 37 лет.
Группа с крайне большой массой головного мозга (>М+2σ) включает 1 мужчину 59 лет, мозг которого весил 1670,0 г.