Распространенность поражений нервной системы (ЦНС) у новорожденных в последнее время приобрела едва ли не характер эпидемии. Все больше детей до года обращаются к детским неврологам и педиатрам с жалобами на гиперактивность, задержку развития, которые являются не чем иным, как последствиями перенесенной патологии по время родов.
Многие болезни детей более старшего возраста происходят из-за того, что вовремя не были распознаны поражения нервной системы в период новорожденности. У 80-85% погибших новорожденных на секции обнаруживается травма спинного мозга, травмы головного мозга в 2 раза реже.
Последствиями поражения нервной системы во время родов могут стать гидроцефалия, задержка развития, парезы и параличи, нарушения зрения и слуха.
Причины поражения ЦНС у новорожденных
Угнетение ЦНС новорожденного во время и после родов может происходить по трем основным группам причин: ишемически-гипоксические поражения, травматические и инфекционно-токсические. Разберем каждую группу подробнее.
- Ишемические и гипоксические поражения ЦНС у новорожденных
– обусловлены недостатком кислорода в крови ребенка во время родов. Это может быть связано с длительными и затяжными родами, слабостью родовых сил, аномалиями плаценты и пуповины. При ишемии (полном отсутствии кислорода) погибают клетки головного мозга, и от того, в какой именно части коры это произойдет, зависит дальнейшая картина болезни. - Травматические поражения ЦНС
– в подавляющем большинстве случаев происходят во время родов. Непосредственной причиной могут послужить скорые роды (головка ребенка очень быстро рождается и получает травму), крупный плод, неквалифицированные действия акушера и пр. - Инфекционные и токсические поражения
могут быть связаны с вирусной инфекцией, алкоголем, курением во время беременности и т.д.
Поражения головного мозга чаще всего имеют ишемически-гипоксическую природу, в то время как спинной мозг чаще поражается при физической травме шеи ребенка во время родов. Чтобы не допустить этого, очень важно рожать в хорошем роддоме с грамотным акушером, а в первые дни после выписки прийти на прием к остеопату.
Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?
Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.
Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.
— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?
Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.
Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога
— В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?
Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.
— Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?
Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.
— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?
Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.
Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.
К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.
Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.
— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?
Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.
При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.
Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов
Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.
— Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?
Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.
— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?
Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.
Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?
Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.
— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?
В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.
Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.
— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?
Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.
Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.
Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.
Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.
— Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?
Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.
— Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?
Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.
В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.
— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?
Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.
— В чём заключается профилактика невроза у детей?
В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.
Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).
Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.
Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.
Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники
Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».
В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство — не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.
Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.
Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?
Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей — тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой — самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».
Другие материалы по темам:
Виноваты ли жабы? Почему появляются бородавки у детей?
Непривитые дети – самые здоровые?
Сказкотерапия детских проблем. Боязнь стоматолога
Для справки:
Сычева Анна Георгиевна
В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня — Астраханский государственный медицинский университет).
С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».
В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».
В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74
Шерешевская Кристина Юрьевна
В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2021 году — аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».
В 2021 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.
Основные жалобы
Патология нервной системы у новорожденных проявляется не сразу, и в этом ее коварство. Ведь чем дольше болезнь остается нераспознанной, тем труднее ее лечить в дальнейшем. Только очень выраженные нарушения дают о себе знать в первые дни жизни малыша, как правило, проявляясь судорогами. Особенно опасны судороги, возникшие в первые 24 часа после появления ребенка на свет.
Чаще всего родители обращают внимание на гипервозбудимость ребенка, беспокойное поведение, нарушения сна. Также часто сопутствующими симптомами являются чрезмерные срыгивания и поперхивания. Некоторым мамам удается заметить нарушения моторных функций. В качестве простой домашней проверки можно использовать скрининг тест навыков ребенка в зависимости от возраста.
Скрининг-тест. Нормальный доношенный ребенок:
- К 2 мес удерживает головку лежа на животе.
- К 6 мес самостоятельно устойчиво сидит.
- В 12 мес – начало самостоятельной ходьбы.
Дети с травматическими поражениями спинного мозга на уровне шеи запаздывают на 1-2 месяца, однако, их отставание в развитии не такое грубое, как при поражении коры головного мозга.
По тому, в каком темпе развивается ребенок, примерно можно судить о наличии неврологических отклонений и вовремя обратиться к врачу. Доктор проведет более подробные исследования, которые покажут диагноз и уровень поражения нервной системы.
Симптомы неврологических болезней
Симптоматика может быть разная в зависимости от тяжести нарушений и их причинами. Тревожными симптомами для родителей являются:
- нарушения сна у ребенка, постоянные головные боли;
- проблемы с головной болью при переменах погоды;
- снижение успеваемости, ухудшение памяти;
- быстрая утомляемость;
- гиперактивность, перепады настроения;
- нервозность;
- различные нарушения речи;
- задержка психического развития;
- нарушения с мочеиспусканием (энурез);
- общая слабость;
- появление слабости в конечностях;
- навязчивое поведение, тики;
- утрата ранее приобретенных навыков;
- судороги.
Чтобы у родителей появился повод для посещения невролога, не обязательно дожидаться, когда появятся все перечисленные симптомы. Обычно у ребенка возникает конкретная проблема. Это может быть резкое снижение успеваемости, появление нервозности, нарушение поведения. У детей младшего возраста могут пропадать полученные ранее навыки, развиваться нарушения речи. Если ребенок не говорит в 2 года, это такой же повод посетить специалиста, который проведет необходимую диагностику и назначит лечение.
Остеопатическое обследование
Обследование у врача остеопата подразумевает не только неврологический осмотр, но и поиск анатомических отклонений в строении черепа, шейных позвонков, крестца, ребер и т.д. Все это имеет огромное значение для здоровья ребенка, поскольку малейшие отклонения в анатомии проецируются с увеличенным масштабом на будущую жизнь малыша. Остеопатическая диагностика проводится руками врача и включает:
- Осмотр: определение дуги тела, положения конечностей, поведения ребенка.
- Оценку амплитуды, силы и ритма первичного дыхательного механизма.
- Оценку паттерна краниосакральной системы.
- Тестирование подвижности шейного и пояснично-крестцового отделов позвоночника.
- Глобальный тест черепа, оценка подвижности каждой из костей свода и основания.
- Диагностику внутрикостных повреждений черепа, крестца.
После осмотра врач остеопат получает представление обо всех анатомических нарушениях в теле ребенка и сразу же приступает к лечению.
Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы
Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.
Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы. В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка.
В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. Появились дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы:
- Нейросонография( методэхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)
- Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)
- Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга
- Эхоспондилография шейного отдела позвоночника
- Электронейромиография (исследование проводимости нервного сигнала и реакции мышц)
- Компьютерная томография ( КТ)
- Магнитно-резонансная томография (МРТ)
- Биохимические анализы крови
- Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)
Следует отметить, что нет необходимости в применении сразу всех методов дополнительной диагностики. Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определит специалист нашего центра на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.
Остеопатические методы лечения
Остеопатическое лечение поражений ЦНС у новорожденных направлено на устранение анатомических дисфункций в теле новорожденного, восстановление нормальных биомеханических отношений всех костей и суставов, а также мягких тканей, нарушенных во время травматичных родов. Примеры техник, которые входят в остеопатический курс лечения новорожденных:
- Фасциальная декомпрессия крестца, крестцово-поясничных сочленений.
- Устранение блоков на уровне сочленения первого шейного позвонка и черепа.
- Уравновешивание тонуса торакоабдоминальной диафрагмы.
- Освобождение (нормализация тонуса мышц) верхней апертуры грудной клетки, ключиц, лопаток, первого ребра.
- Декомпрессия сфено-базилярного синхондроза.
- Уравновешивание мембран взаимного натяжения полости черепа и спинного мозга.
- Устранение внутрикостных повреждений затылочной, височной, клиновидной костей, полученных при травмах во время родов.
- Коррекция оттока крови и циркуляции ликвора в полости черепа.
- Балансирующие и уравновешивающие техники.
Цель лечения – сделать так, чтобы в теле новорожденного не было никаких напряжений, блоков, дисфункций, чтобы оно функционировало как идеально настроенная биомеханическая система. От этого зависит вся дальнейшая жизнь малыша и болезни, которые могут появиться по причине пропущенных родовых травм.