Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения у женщин - Лето
Олигофрения у взрослых женщин — устойчивое нарушение интеллектуального, психического и эмоционально-волевого развития, которое наблюдается с рождения или возникает в процессе жизни в результате перенесенных травм и заболеваний. Характеризуется расстройством адаптации, плохой приспособляемости к окружающей среде, проблемах в процессе социальных взаимодействий.

Для записи на консультацию достаточно позвонить по телефону 8(969)060-93-93.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Степени олигофрении

Самым эффективным диагностическим методом для выявления умственной отсталости является определение коэффициента интеллекта. Исходя из полученного результата выделяют следующие стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, а также идиотизм. Однако на сегодняшний день подобная классификация редко используется медиками исходя из этических соображений. Врачи предпочитают указывать на стадии олигофрении нейтральными терминами. Патология в этом случае также классифицируется исходя из полученного коэффициента интеллекта. При этом подразделении олигофрении три стадии имеют следующие степени:

  • легкую – 50-70 баллов;
  • умеренную – 35-50 баллов;
  • тяжелую – менее 20 баллов.

Как видим, чем выше значения коэффициента интеллекта, тем менее выраженной является стадия патологии. Однако традиционное деление патологии позволяет дать более ясную картину недуга. В этом случае как разбивается олигофрения на стадии? Три стадии распределены следующим образом: дебильности соответствует самая легкая и при этом наиболее распространенная форма болезни, имбецильности – средняя, а идиотии – глубокая. Рассмотрим их подробнее.

ПРИЧИНЫ

Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.

Причины Факторы
биомедицинские социальные поведенческие образовательные
Внутриутробное развитие плода (пренатальные) -возраст родителей; -заболевания у матери; -хромосомные нарушения; -врожденные синдромы нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам родители употребляли алкоголь, табак, наркотики родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны
Рождение ребенка (перинатальные) -недоношенность;

-родовые травмы

плохой уход за малышом отказ от ребенка отсутствие медицинского наблюдения
Дальнейшая жизнь (постнатальные) -плохое воспитание; -травмы мозга; -дегенеративные заболевания; -эпилепсия; -менингоэнцефалит -бедность; -плохие взаимоотношения в семье -домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция; -несоблюдение мер безопасности; -плохое поведение -некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний; -недостаток воспитания; -отсутствие поддержки со стороны других членов семьи

Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:

  • любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
  • наследственные отклонения развития;
  • недоедание;
  • инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
  • преждевременные роды;
  • проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
  • недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
  • токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
  • инфекционные заболевания ребенка;
  • травма черепа;
  • болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
  • утопление.

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно.

СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:

  1. Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
  2. Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
  3. Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
  4. Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
  5. Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.

Другие признаки

Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.

В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.

Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.

Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.

У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.

Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.

Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.

Диагностика олигофрении

Как правило, симптоматика ярко выражена, диагностировать умственную отсталость у детей несложно. Если у ребенка наблюдается задержка в физическом и психологическом развитии – это признаки олигофрении у детей. На основании этого и выставляется диагноз.

Также для постановки диагноза доктор общается с ребенком, определяет эмоциональный, умственный фон. Специалист следит за речью малыша, отмечает, как быстро он отвечает на вопрос, как реагирует на общение с доктором, какие эмоции выражает. Значение имеет словарный запас малыша, его абстрактное мышление. Также задача врача определить отношение ребенка к себе и окружающей среде, к примеру, к сверстникам, взрослым.

Диагностика олигофрении включает проверку мышления. Ребенку дается поговорка, метафора, предложение. Врач просит малыша дать им объяснение, объяснить смысл сказанного. Также проводится работа с изображениями. Специалист показывает ребенку картинку и просит рассказать, что он на ней видит. При этом доктор следит не только за речевой активностью, но и за эмоциональным состоянием малыша. Во время диагностики проверяется память ребенка. Доктор перечисляет слова или дает краткую историю, после чего просит малыша отобразить сказанное.

Для того чтобы установить причину, поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, нужно всесторонне изучить проблему. Это основная задача специалистов АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга).

Пациентам назначается МРТ, позволяющее обследовать головной мозг, берутся анализы на проверку врожденного сифилиса.

Когда следует обратиться к врачу

При любом проявлении одного из перечисленных симптомов, нужно обратиться к врачу-неврологу или невропатологу.

Обращение к врачу зависит от того, какими дополнительными симптомами сопровождается заболевание, к примеру, при дефектах речи рекомендуется записаться на прием к логопеду. Для проверки развития ребенка нужно записаться и на прием к детскому психологу, который поможет понять, на фоне чего возникают проблемы в общении со сверстниками, другими людьми. Наша клиника находится в центре Москвы.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Лечение олигофрении – комплексный процесс. Если ребенок отстает в развитии, откорректировать психическое развитие можно только на ранних стадиях заболевания. Если заболевание было диагностировано на поздних стадиях, назначается симптоматическая терапия. Важно полностью обследовать пациента, что поможет понять, есть у него инфекционные заболевания или нет. Если они будут обнаружены, назначается дополнительное лечение.

Обязательно в комплексном лечении предусмотрен цикл приема витаминов, препараты, которые способствуют улучшению метаболизма в головном мозге. С ребенком занимаются такие специалисты, как психолог, невропатолог, логопед. Также важно подключить педагогов. Перед этими специалистами стоит задача – подготовить ребенка к социуму, адаптировать его, научить самостоятельно себя обслуживать.

Доктора отмечают, что ребенок, страдающий олигофренией, хоть и живет, находится среди людей, но ведет себя отчужденно, редко общается с взрослыми, тяжело идет на контакт со сверстниками. Это связано с тем, что малышу сложно понять людей, которые его окружают, а в результате окружающие в свою очередь плохо понимают его. Такая проблема может быть связана с тем, что ребенок получал мало внимания со стороны близких людей, поэтому у него сформировалась такая модель поведения.

Важный нюанс: после того как доктор огласил диагноз, переживания характерны не только для родителей, но и для самого ребенка. На этом этапе он уходит в себя, перестает общаться со сверстниками, близкими людьми. Нужно понимать, что для него это также является психологическим стрессом.

Чтобы устранить проблему, специалисты рекомендуют заниматься с ребенком, проводить с ним беседы, играть в развивающие игры. Родителям в первую очередь нужно научиться находить контакт, в результате чего ребенок будет отвечать тем же, общаясь с близкими людьми. Постепенно такая модель поведения и общения перейдет на другой уровень, ребенок, у которого диагностировали олигофрению, начнет общаться со сверстниками.

Если у малыша наблюдаются проблемы с развитием речи, его направляют на корректировку к логопеду. Сложнее всего правильно ввести ребенка в коллектив, например, в класс, группу в детском саду, подготовить его к общению с ровесниками. Здесь основная задача, стоящая перед докторами, родителями, педагогами – научить малыша самостоятельно себя обслуживать.

В будущем больного олигофренией отправляют на обучение в специальную школу, группу, где ему помогают выбрать, привить профессиональные навыки. Для каждого пациента врачи АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) подбирают индивидуальный план занятий, лечения, учитывая степень олигофрении, развитие пациента (включая физическое). Также (если есть) во внимание принимаются неврологические расстройства, эмоциональное состояние больного.

Дальнейшая жизнь и лечение зависят от того, когда был поставлен диагноз, какая степень заболевания, какой уровень умственной отсталости диагностирован, когда началось лечение. При легкой форме олигофрении пациенты могут самостоятельно себя обслуживать, осваивать несложные профессии, самостоятельно существовать в социуме, общаться с людьми. Людей, страдающих умеренной и тяжелой формой заболевания, можно научить выполнять легкие домашние обязанности. Если у пациента диагностировали глубокую форму олигофрении, он нуждается в постоянном уходе и помощи.

СИНДРОМЫ, СКОМБИНИРОВАННЫЕ С РАЗНЫМИ СТЕПЕНЯМИ УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Лечение олигофрении

Лечение олигофрении в стадии дебильности и имбецильности заключается в коррекции имеющихся интеллектуальных дефектов с помощью:

  • коррекционных школ;
  • логопедов, педагогов, специализирующихся на развитии речи, мышления, социальных навыков и внимания.

При олигофрении в стадии идиотии лечение сводится к уходу за пациентом в условиях психиатрической лечебницы, дома для умственных отсталых/инвалидов.

Неврологи, дефектологи и психологи, работающие с олигофренами, ставят перед собой цель максимально адаптировать их к самообслуживанию, жизни в социуме. Очень часто больные дети живут в условиях изоляции. Их не понимают даже ближайшие родственники, что только усугубляет ситуацию.

План реабилитационных мероприятий для каждого пациента разрабатывается индивидуально. При этом учитывается степень олигофрении, наличие/отсутствие соматических и неврологических расстройств, особенностей физического развития.

ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки и не потакайте лени ребенка.

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • провести скрининг малыша – это позволит выявить болезни, способные спровоцировать умственную отсталость;
  • регулярно ходить на прием к педиатру;
  • делать все положенные по графику прививки;
  • разрешать ему кататься на велосипеде только в шлеме, а в автомобиле до положенного возраста возить исключительно в автокресле;
  • исключить контакт чада с бытовой химией и красками на основе свинца.

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

  • детского психолога и психиатра;
  • логопеда;
  • невролога;
  • дефектолога.

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Симптомы олигофрении у детей

Симптомы олигофрении у детей выражаются комплексно, это может быть не только умственная отсталость, но и другие проявления, например:

  • двигательные;
  • речевые;
  • проблемы с памятью;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы с образным мышлением.

На фоне этого у ребенка развиваются неврологические расстройства, проблемы с выражением эмоций, воли. Если у взрослого человека диагностировали умственную отсталость, его мышление, развитие будут напоминать мышление и развитие маленького ребенка.

При легкой, умеренной форме, симптоматика выражена менее ярко. При этом ребенок не сможет выйти за рамки той ситуации, в которой он сейчас пребывает. Также будет понижена возможность концентрировать внимание на конкретных вещах, нарушено абстрактное мышление, инициатива будет выражаться слабо, иметь незрелый, нечеткий характер.

Дети, больные олигофренией, могут проявлять как хорошую, так и плохую память. В большинстве случаев она ослаблена, но есть ситуации, когда больной ребенок проявляет хорошую память на механическое запоминание небольшой информации, к примеру, имен, цифр, названий. У детей наблюдается слабый словарный запас, речь упрощенная, фразы будут короткими, простыми, слова в предложениях могут быть выстроены не в том порядке.

При легкой степени олигофрении дети могут читать, запоминать прочитанное, отображать, повторять фрагменты прочитанного. Если диагностировали тяжелую форму заболевания, ребенок не сможет прочитать предложенный материал или прочитает его, но не сможет запомнить и не отобразить. В большинстве случае, даже если ребенок знает буквы, он не всегда сможет сложить их вместе.

Решение повседневных вопросов – сложная задача для ребенка с умственной отсталостью. Здесь также все зависит от степени заболевания. Такие дети не смогут самостоятельно сделать покупку в магазине, приготовить обед, сделать чай, убрать в доме, подобрать одежду в соответствии с погодными условиями. Дети, больные олигофренией, часто руководствуются мнением других людей, делают то и так, как им говорят другие. Физическое развитие ребенка не всегда нормальное. Есть дети, у которых физический уровень развития можно отнести к выше среднего, но большинство отстают от нормы.

Развитие олигофрении у детей зависит от возраста. Четко выраженные признаки заболевания формируются в 6-7-летнем возрасте. Первый признак – чрезмерно повышенная раздражительность. Такие дети мало идут на контакт с взрослыми, мало общаются со сверстниками. На обучение элементарных действий уходит больше времени, например, умственно отсталого ребенка сложнее научить использовать столовый прибор, чем здорового.

Дети, больные олигофренией проявляют меньше активности и интересов, к примеру, начиная с трехлетнего возраста, здоровые дети начинают проявлять заинтересованность к игрушкам. У больных с умственной отсталостью проявления такого интереса нет. Когда здоровые детки переходят на новый уровень развития – подражание поведения взрослых, пациенты с умственной отсталостью только начинают проявлять интерес к игрушкам.

Такие занятия, как аппликация, работа с пластилином, рисование не привлекают детей с олигофренией. Ребенку сложно распознавать свойства предметов, сопоставлять их с внешним миром. Для того чтобы информация удержалась в голове, нужно множество раз повторять, проходить все действия повторно. Свои эмоции пациенты выражают не так ярко, как здоровые дети. Могут, наоборот, проявляться нестандартные, завышенные эмоции.

ИЗЛЕЧИМА ЛИ ОЛИГОФРЕНИЯ

Лечение и коррекция этого заболевания – дело непростое, для этого понадобится много сил, времени, терпения. К тому же, при разных уровнях умственной отсталости и возрасте пациента требуется своя методика. Однако если тактика выбрана правильно, положительный результат становится заметным уже через пару месяцев.

К сожалению, полное избавление от интеллектуальной инвалидности невозможно. Все дело в том, что повреждены определенные отделы головного мозга. Нервная система, к которой он принадлежит, формируется в период внутриутробного развития плода. После появления ребенка на свет ее клетки почти не делятся и не способны регенерироваться. То есть, поврежденные нейроны не восстановятся и умственная отсталость остается у человека до конца жизни, хотя и не прогрессируя.

Но, как уже упоминалось, дети с легкой степенью заболевания отлично поддаются коррекции, получают навыки самообслуживания, образование и могут вполне нормально работать, выполняя несложные задачи.

Профилактика олигофрении

Поскольку олигофрения очень часто вызвана именно проблемами внутриутробного развития, к мерам профилактики относятся:

  • постановка на учет в ЖК до 12 недель беременности;
  • регулярное посещение беременной гинеколога, своевременная сдача анализов, прохождение УЗИ-диагностики;
  • отказ от курения, употребления спиртного;
  • совершение ежедневных прогулок на свежем воздухе;
  • качественный отдых (сон не менее 8 часов в сутки);
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • применение щадящих способов родовспоможения, отказ от акушерских щипцов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]