Коварство шизофрении у детей, ее симптомы и признаки


Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.
Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Симптомы

Признаки шизофрении у подростков не особо отличаются от ее проявлений у взрослых. Чаще всего это такой же бред, галлюцинации, расстройство личности.

Можно наблюдать рудиментарные бредоподобные искажения мышления в виде различных страхов и фобий. Они являются навязчивыми и буквально преследуют больного. Среди них следует выделить:

  1. Страх чужих родителей. Ребенок начинает подозревать собственных родителей, что они ему не родные. Он их боится, не вступает в контакт, отказывается от еды.
  2. Страх загрязнения, который часто сопровождается навязчивым мытьем рук. Подросток делает это при любой возможности, независимо от его местонахождения.
  3. Боязнь открытого пространства – агорафобия. Больной хочет куда-то спрятаться, стать незаметным.

Следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка. Случается, что на ситуацию, которая должна бы вызвать у человека грусть или огорчение, он реагирует приступом смеха и наигранным весельем. Среди эмоциональных нарушений преобладают:

  • отгороженность;
  • замкнутость;
  • отсутствие каких-либо проявлений эмоций, однообразная реакция на происходящие вокруг события;
  • потеря интереса к ранее любимым занятиям.

Со стороны двигательных нарушений могут иметь место повторяющиеся стереотипные движения, замирание в каких-то неестественных позах, нарушение осанки, странная походка и т.п. Иногда угловатость и неловкость движений можно списать на переходный возраст или ускоренный рост подростка. Но такая закономерность работает лишь в том случае, если у ребенка присутствуют только эти проявления и со временем они не усугубляются.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;


Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

СИНДРОМ КАННЕРА

Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:

  • безличностные взаимоотношения с родителями;
  • однообразные игры со стереотипными движениями;
  • игнорирование личных местоимений.

Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».

Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.

Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.

С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.

Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется. Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.

Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.

Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.

Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.

Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.

Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.

Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.


Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад, либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.

Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.

Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Стадии расстройства

Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.

Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:

  1. Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
  2. Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
  3. Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
  4. Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
  5. Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
  6. Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.

Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста, большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.


Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Первые проявления

Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.

Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.

Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.

Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:

  1. Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
  2. Изменения логики мышления, трансформация речи.
  3. Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
  4. Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
  5. Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
  6. Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
  7. Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
  8. Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
  9. Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
  10. Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
  11. Разговоры о суициде.

Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.

Основные признаки

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой. Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.


Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

Диагностика

Куда обратиться в первую очередь, если есть подозрения, что у подростка прогрессирует психическое расстройство? Первичный осмотр может провести любой из перечисленных специалистов:

  • психолог;
  • психиатр;
  • невролог;
  • нейропсихолог;
  • дефектолог.

Изучив симптомы, врач направляет пациента на дальнейшее обследование, выявление сопутствующих соматических нарушений.

К процессу борьбы с заболеванием обязательно должны быть подключены родители. Для эффективного взаимодействия врача и подростка следует помнить о специфичности переходного возраста, а также индивидуальных особенностях больного.

Задача врача:

  • показывать толерантное отношение к ребенку, признавать естественность существования у него тревоги, напряжения и подозрительности, выражать понимание по поводу нежелания подростка общаться с психиатром;
  • учитывать возможные препятствия для восприятия подростком информации, в частности из-за наличия вербальных галлюцинаций, тяжелых нарушений концентрационной функции внимания;
  • всегда внимательно выслушивать больного, воспринимать серьезно любую предоставленную информацию, расспрашивать о деталях, используя употребляемые им термины;
  • придерживаться оптимальной дистанции с ребенком, учитывая его потребности в личностном пространстве, например, не возражать, если больному будет легче разговаривать с вами во время игры, ходя по кабинету;
  • продемонстрировать стремление помочь;
  • подробно объяснить ребенку и родителям, в чем будет заключаться процедура оценки состояния ребенка;
  • сбор информации проводить постепенно, по мере формирования доверия со стороны ребенка и его родителей;
  • познакомить подростка и его родителей со специалистами, которые будут участвовать в осуществлении психосоциального вмешательства.

Специалист, который предоставляет квалифицированную психиатрическую помощь ребенку с шизофренией, должен учитывать стадию ее развития, тяжесть и механизмы нарушений адаптивного поведения, наличие особых образовательных проблем, ситуацию в контексте семьи.

Шизофрения — это редкое хроническое заболевание психики, при котором дети интерпретируют реальность ненормально. У них искажено мышление, они испытывают слуховые и зрительные галлюцинации, несут бред и ведут себя иррационально.

В связи с тем, что шизофрения довольно редко встречается у детей до 12 лет, а кроме того, они находятся в стадии активного развития, как умственного, так и физического, ранние признаки расстройства довольно сложно распознать.

Шизофрения требует пожизненного лечения, но раннее выявление расстройства и своевременная терапия могут значительно улучшить состояние ребенка.

Причины возникновения шизофрении у детей

Над этим вопросом исследователи бьются уже давно, ведь состояние это связано со сложным взаимодействием между генетикой ребенка и окружающей средой.

Некоторые из причин могут включать в себя:

1. Генетика

Наследственный фактор, по-видимому, играет определенную роль в развитии шизофрении у детей. Каждый десятый ребенок, у которого есть родитель или брат/сестра c шизофренией, также имеет это расстройство.

С другой стороны, у детей, не имеющих среди родственников шизофреников первой степени, вероятность развития заболевания составляет всего 1%.

Генетика не является единственной причиной заболевания, а, скорее, влияет на его ход.

2. Аномальная структура головного мозга

Психоз у детей тоже может быть связан с аномальным строением головного мозга.

Исследования показали, что у больных шизофренией увеличены желудочки головного мозга, т.е. уменьшен объем ткани, и в лобной доле, ответственной за планирование и принятие решений, проистекает мало активности.

Ученые также обнаружили аномалии в височных долях, гиппокампе и миндалевидном теле. Однако, поскольку шизофрения является результатом сложных взаимодействий, не стоит считать это единственной причиной заболевания.

3. Окружающая среда

За запуск шизофрении ответственны факторы окружающей среды, если ребенок имеет предрасположенность к заболеванию.

Результаты некоторых исследований показывают, что стресс во время беременности или на более позднем этапе вызывает резкое повышение уровня гормона стресса кортизола в организме матери. Говорят, что это также может провоцировать развитие шизофрении у ребенка.

Среди других стрессовых ситуаций, которые могут повлиять на заболевание:

  • физическое или сексуальное насилие в детстве;
  • воздействие вирусной инфекции в утробе матери;
  • низкий уровень кислорода во время родов, который может быть вызван дилтельными и преждевременными родами;
  • воздействие вируса в младенчестве
  • потеря или разлука с родителем в раннем возрасте.

Признаки и симптомы шизофрении у детей

1. Ранние признаки шизофрении у детей

Обычно начальными признаками шизофрении у детей являются проблемы развития, которые включают в себя:

  • задержки языкового развития;
  • поздний навык ходьбы;
  • позднее или необычное ползание;
  • ненормальное поведение вроде раскачивания или взмахивания руками.

Некоторые из вышеперечисленных симптомов также могут наблюдаться у детей, страдающих аутизмом.

2. Признаки шизофрении в подростковом возрасте

Симптомы шизофрении у подростков похожи на те, что наблюдаются у взрослых, только их может быть немного труднее распознать. Особенно потому, что многие симптомы похожи на те, которые испытывают подростки в их типичных стадиях развития, таких как:

  • уход от друзей и семьи
  • падение успеваемости в школе;
  • проблемы со сном;
  • раздражение или подавленное настроение;
  • токсикомания;
  • странное поведение;
  • отсутствие мотивации.

По сравнению со взрослыми, подростки реже страдают бредом и чаще испытывают зрительные галлюцинации.

3. Признаки шизофрении в более позднем возрасте

С возрастом будет развиваться больше признаков шизофрении, таких как

  • Галлюцинации: человек может видеть и слышать то, чего на самом деле нет. Галлюцинации совершенно нормальны для пациента с шизофренией, но слышать несуществующие голоса — самый распространенный симптом.
  • Негативные симптомы: человек демонстрирует отсутствие способности функционировать должным образом. Например, он или она может пренебрегать личной гигиеной, казаться лишенным эмоций, избегать зрительного контакта, не использовать мимику, говорить монотонно, не используя рук или головы, замыкаться в себе и чувствовать себя несчастным.
  • Заблуждения: человек может испытывать поддельные чувства, что ему причиняют вред или преследуют, или может верить, что некоторые комментарии направлены на него, или даже может сказать вам, что что-то в его теле не функционирует должным образом.
  • Дезорганизованное мышление: у шизофреников наблюдается дезорганизованный мыслительный процесс, который приводит к дезорганизованной речи. Он или она может не отвечать на вопросы, что затрудняет общение. Ответы на вопросы могут быть несвязанными.
  • Ненормальные движения: человеку сложно выполнять простые задания, он может принимать странные или неуместные позы, впасть в кататонию, демонстрировать чрезмерные движения, сопротивляться инструкциям и не реагировать на ваши или чьи-либо другие действия. В принципе, его поведение не будет сфокусировано на какой-то цели.

Что такое детская шизофрения?

Детская шизофрения — это тяжелая форма расстройства, которое обычно возникает у детей в возрасте 12 лет и младше. Эта форма психоза является хронической и изнурительной.

Исследователи изучили детскую шизофрению и пришли к выводу, что это вирулентная детская версия той же самой шизофрении, проявляющаяся у подростков и взрослых. Это состояние чрезвычайно трудно диагностировать у детей, даже если симптомы похожи на последние.

Если у ребенка есть детская шизофрения, он может испытывать легкие зрительные галлюцинации. Родителям необходимо выяснить, являются ли они плодом бурной фантазии малыша или свидетельствуют о наличии заболевания.

1. Диагностические критерии детской шизофрении

Специалист должен позаботиться о том, чтобы исключить другие расстройства, такие как расстройство аутистического спектра и СДВГ, прежде чем диагностировать детскую шизофрению.

Диагностические критерии шизофрении требуют наличия в течение месяца по крайней мере двух из следующих пяти симптомов, из которых по крайней мере один должен быть из первой тройки:

  • заблуждения;
  • галлюцинации;
  • дезорганизованность речи;
  • негативные симптомы;
  • чрезвычайно дезорганизованное или кататоническое поведение.

Другие критерии включают более низкий уровень функционирования в одной или нескольких основных областях, таких как межличностные отношения или уход за собой, непрерывные признаки нарушения в течение не менее полугода, исключение шизоаффективного расстройства и исключение злоупотребления психоактивными веществами или любого другого медицинского состояния, вызывающего нарушение.

Если ребенок страдает расстройством аутистического спектра или коммуникативным расстройством, диагноз шизофрении ставится только в том случае, если в течение месяца или более наблюдаются явные галлюцинации наряду с другими симптомами шизофрении.

2. Прогноз развития детской шизофрении

Прогноз развития детской шизофрении различается в зависимости от пациента. Некоторые из детей могут демонстрировать нормальные функции с помощью лекарств, в то время как другие нуждаются также в психотерапии.

3. Факторы риска развития шизофрении

Главный фактор риска заключается в том, что чем раньше у ребенка развивается шизофрения, тем хуже результат, так как это помешает ему посещать школу и завершить образование. Однако ранняя диагностика и лечение могут уменьшить долгосрочные нарушения, которые испытывают дети с этим расстройством.

Параноидная шизофрения у детей

При параноидной шизофрении ребенок испытывает сильные чувства страха и тревоги, поскольку думает о том, чего нет на самом деле. Он может ощущать какую-то телесную угрозу, которая будет влиять на их мысли и мыслительный процес. Ребенок будет пытаться оставаться в изоляции из-за страха, что кто-то или что-то может попытаться причинить ему боль.

1. Признаки и симптомы параноидной шизофрении

Некоторые симптомы параноидной шизофрении включают в себя

  • Бред: это самый распространенный симптом, когда ребенок чувствует себя обиженным или преследуемым без всякой причины.
  • Страх быть использованным в своих интересах: ребенок станет недоверчивым и потеряет способность расслабляться, так как он будет верить, что все вокруг всегда пытаются использовать его в своих интересах.
  • Чувство страха, недоверия и подозрительности: ребенок станет чрезвычайно напряженным и бдительным из-за своих заблуждений и убеждений.

Параноидальная шизофрения может развиваться постепенно. Обратите внимание, если ребенок, который обычно общителен и дружелюбен, внезапно уходит в себя, начинает говорить о странных страхах и убеждениях и говорить вещи, которые не имеют смысла.

Диагностика шизофрении у детей

Диагностика детской шизофрении всегда начинается с исключения других психических заболеваний, связанных с подобными симптомами, таких как расстройство аутистического спектра, и определения того, что симптомы не связаны со злоупотреблением психоактивными веществами или лекарствами.

Процесс диагностики может включать в себя

  • Физический осмотр: это может быть сделано, чтобы исключить другие проблемы, вызывающие симптомы, и проверить наличие каких-либо связанных с ними осложнений.
  • Тесты и скрининги: они включают тесты для исключения других медицинских расстройств и тесты для скрининга на наркотики и алкоголь. Врач также может попросить сделать МРТ или компьютерную томографию.
  • Психологическая оценка: включает в себя проведение полного психического анализа-наблюдение за внешностью ребенка, расспросы о мыслях, чувствах и поведенческих паттернах (включая мысли о причинении вреда самому себе или другим людям), оценку способности мыслить и функционировать на возрастном уровне, выявление тревожных и психотических симптомов и обсуждение семейного анамнеза.
  • Диагностические критерии шизофрении: врач может использовать критерии в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5).

Факторы риска развития детской шизофрении

Как уже говорилось ранее, не существует единой причины для развития шизофрении. Однако некоторые факторы могут увеличить риск возникновения расстройства. К ним относятся:

  • наличие в семейном анамнезе шизофрении;
  • преклонный возраст отца (более 40 лет);
  • осложнения беременности и родов такие как недоедание или воздействие токсинов или вирусов, которые могли повлиять на развитие мозга;
  • повышенная активация иммунной системы, например, при воспалении или аутоиммунных заболеваниях

Осложнения при детской шизофрении

Если детскую шизофрению не лечить, она может вызвать серьезные эмоциональные, медицинские и поведенческие проблемы. Осложнения, связанные с психическим заболеванием, могут возникнуть в детском возрасте или позже, например:

  • самоубийство, попытки самоубийства и мысли о нем;
  • депрессия;
  • членовредительство;
  • тревожные расстройства, такие как ОКР и панические расстройства;
  • семейный конфликт;
  • неспособность жить самостоятельно, посещать школу или работать;
  • социальная изоляция;
  • здоровье и медицинские проблемы;
  • юридические и финансовые проблемы;
  • бездомность;
  • агрессивное поведение;
  • злоупотребление вредными веществами.


Лечение шизофрении у детей

Лечение детской шизофрении представляет собой особую проблему, поскольку это пожизненный процесс, и его необходимо продолжать даже тогда, когда симптомы вроде бы исчезают. Основными методами лечения шизофрении являются

1. Психотерапия

  • Индивидуальная терапия: когнитивно-поведенческая терапия с квалифицированным специалистом поможет ребенку научиться справляться со стрессом, связанным с повседневной шизофренией, а также нормально посещать школу и заводить друзей.
  • Семейная терапия: это включает в себя поддержку и обучение семей, чтобы они могли понять и помочь детям, которые живут с этим заболеванием среди них. Семейная терапия также направлена на уменьшение конфликтов, улучшение коммуникации и т.д.

2. Применение лекарств

Медикаментозная терапия включает в себя использование антипсихотических препаратов, которые эффективны для борьбы с бредом, галлюцинациями, отсутствием мотивации и эмоций. Со временем детский врач может попробовать разные комбинации препаратов или разные дозы в зависимости от тяжести заболевания.

В зависимости от симптомов, другие лекарства, такие как антидепрессанты или успокоительные препараты, также могут помочь. Для появления результатов требуется, как правило, несколько недель.

Важно помнить, что все антипсихотические препараты имеют риск для здоровья и побочные эффекты.

3. Обучение жизненным навыкам

Развитие жизненных навыков в рамках плана лечения может гарантировать, что ребенок сможет функционировать на соответствующем возрасту уровне. Обучение включает в себя:

  • Обучение социальным и академическим навыкам. У детей-шизофреников могут быть проблемы в школе и с друзьями. Они могут быть не в состоянии выполнять ежедневные задачи, такие как одевание и купание.
  • Профессиональная реабилитация и поддерживаемая занятость. Это помогает людям с шизофренией подготовиться к поиску и сохранению работы.

4. Госпитализация

Когда у ребенка проявляются тяжелые симптомы или во время кризиса, может потребоваться госпитализация. Это позволит обеспечить безопасность ребенка и убедиться, что он получает правильный сон, гигиену и питание.

Домашние средства и образ жизни при шизофрении у ребенка

Вот способы получить максимальную отдачу от плана лечения детской шизофрении:

  • Следуйте инструкциям для получения лекарств
  • Проверьте сначала эфффективность лекарства, прежде чем принимать другое
  • Обратите внимание на предупреждающие знаки
  • Сделайте физическую активность и здоровое питание приоритетом

Профилактика

  • Раннее выявление и лечение поможет контролировать симптомы детской шизофрении до развития серьезных осложнений.
  • Раннее лечение также необходимо для того, чтобы избежать и ограничить психотические эпизоды, которые могут иметь страшные последствия для ребенка и его родителей.

Борьба и поддержка

Справиться с детской шизофренией всегда непросто. Вот некоторые способы, которые помогут облегчить состояние:

  • Узнать о состоянии
  • Присоединиться к группе поддержки
  • Получить профессиональную помощь
  • Планировать свое будущее

Когда следует обратиться к врачу?

Следует обратиться за помощью к специалисту, если в поведении ребенка появились странные эпизоды:

  • Он перестал выполнять ежедневные задачи, такие как купание или одевание
  • Больше не хочет общаться
  • Начал резко отставать в школе
  • Имеет странные ритуалы приема пищи
  • Проявляет чрезмерную подозрительность по отношению к окружающим
  • Имеет странные идеи и страхи
  • Путает мечты или телевидение с реальностью
  • Имеет насильственное или агрессивное поведение
  • Имеет задержки в развитии по сравнению с другими братьями и сестрами или сверстниками
  • Показывает отсутствие эмоций
  • Имеет причудливые идеи, поведение или речь

Часто задаваемые вопросы

Вот некоторые часто задаваемые вопросы, связанные с детской шизофренией.

1. Является ли шизофрения наследственной у детей?

Шизофрения не возникает из-за какого-то одного гена или конкретной причины и поэтому не передается от одного поколения к другому генетически.

Еслив семье есть шизофреник, то ребенок может иметь предрасположенность к ней.

Шизофрения — это результат сложного взаимодействия генов, окружающей среды и психологических факторов.

2. Могут ли люди с диагнозом шизофрения иметь детей?

На это нет правильного или неправильного ответа, Но да, люди с шизофренией могут иметь детей.

Во многих случаях мать может нуждаться в медикаментозном лечении во время беременности или в дополнительной поддержке ребенка.

3. Приводит ли жестокое обращение с детьми к шизофрении?

Объем исследований о том, приводит ли жестокое обращение с детьми к развитию шизофрении у ребенка, не является окончательным. Однако нельзя исключать, что одной из причин может быть жестокое обращение с детьми, поскольку серьезные травмы в детстве могут привести к расстройству психики.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

на Форуме

Выбрать лечебное учреждение

Особенности подростковой шизофрении

Подростковый период весьма труден как для самого подростка, так и для восприятия его окружающими. В это время происходит перелом восприятия и окончательное формирование личности. Поэтому часто начало шизофренического процесса путают с возрастными изменениями, которые сопровождаются неустойчивым эмоциональным состоянием.

Девушка или юноша в этот период может начать гримасничать, дурачиться, или вести себя отстраненно по отношению к социуму. Родители часто упускают этот момент, не принимая возникшие странности в поведении серьезно.

Для подростка не являются отклонением попытки самоутвердиться в обществе, желание общаться со своими сверстниками, пробовать что-то новое. Однако серьезным поводом для беспокойства могут стать апатичное настроение подростка, безынициативность, недостаток мотивационного потенциала для занятий какой-либо деятельностью.

Скрытую генетическую патологию нервной системы врач может диагностировать именно в переходном возрасте. Наличие у подростка на протяжении месяца не менее двух нижеуказанных симптомов является достаточным поводом для обращения к специалисту.

  1. Бредовые состояния, которое заключаются в расстройстве мышления. Больной имеет твердые убеждения, искажающие интерпретацию реальности. Например, подросток, который испытывает тяжелое чувство вины, может видеть бригаду «мстителей», желающих его похитить и наказать.
  2. Галлюцинации – нарушения восприятия, которые сопровождаются несуществующими звуками и образами. Чаще всего это слуховые миражи, когда больной слышит несуществующий голос, отдающий команды или комментирующий происходящее.
  3. Дезорганизованность в речи, ее бессвязность, регулярно повторяющиеся слова или фразы.
  4. Состояние кататонического ступора, впадение в состояние неподвижности, дезорганизованное поведение, чрезмерная двигательная и эмоциональная активность.
  5. Эмоциональная подавленность, безвольность, аффективное уплощение.

Общее понятие о болезни, особенности ее симптоматики

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]