Пожалуй одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП — это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.
Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Что касается логопедического массажа, то он состоит из массажа лицевых и артикуляционных мышц, способствует нормализации тонуса мышц и стимуляции двигательных ощущений. Как правило, в конце первого месяца жизни ребенка происходит нарастание тонуса его артикуляционных мышц.
Методика данного массажа состоит в следующем: а) Разглаживание. Разглаживаем лоб от середины к вискам, затем от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа, по верхней губе, по нижней губе и т.д. б) Расслабление языка. Массируем точку в подчелюстной ямке, совершаем вибрирующие движениея по углам челюсти. в) Расслабление оральной мускулатуры. Мягкими движениями массируем мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживаем носогубные складки. г) Расслабление мышц шеи. Проводим массаж шеи и делаем пассивные повороты головы. д) Точечный массаж при гиперкинезах языка. Массируем область губ, область нижней челюсти и точки в подколенной области.
В артикуляционной гимнастике используются пассивные упражнения, включающие в себя растягивание губ, собирание их в трубочку, опускание нижней губы. Лечебная гимнастика в первые недели ее проведения должна задействовать нужные мышцы, что будет способствовать правильному распределению тонуса мышц. Также в задачи лечебной гимнастики входит коррекция неправильной постановки шеи и конечностей. В целях предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка необходимо положить на живот, при этом на область таза надо положить мешочек с песком. Таким образом, производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, а также рефлекс ползания и т.д.
С детьми до двух лет проводятся упражнения, которые способствуют нормализации работы вестибулярного аппарата. К таким упражнениям относятся следующие движения: лежа на спине и на животе — поднимать голову, наклонять туловище и т.д. Также в комплекс упражнений входит ходьба, при которой надо поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.п.
ВЛИЯНИЕ ЛФК НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Лечебная физкультура оказывает положительное влияние на организм, мышцы начинают работать, ткани укрепляются. В процессе занятий обменные процессы регулируются, работа мозга и сердечной системы улучшается.
В комплекс лечебного курса ДЦП должно входить:
- Массаж;
- ЛФК;
- Мануальная терапия;
- Закаливания.
Программа разрабатывается для каждого малыша на индивидуальной основе. В обязательном порядке должны присутствовать такие занятия, как: игра с мячом; упражнения на расслабление; в сидячем и лежачем положении. Также осуществляются стимулирующие упражнения.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
В программы ЛФК для детей с ДЦП входят такие занятия, как:
- Положение. Фиксирование ног, рук в шинах;
- Растягивание мышц. Раскачивание ног и рук с постепенным ускорением;
- Расслабление мышц. Фиксирование конечностей по очереди. Как результат, ослабляется повышенный тонус и снижается количество непроизвольных взмахов и подергиваний;
- Ходьба;
- Сгибание и разгибание суставов с одновременным мышечным массированием;
- Подъем по наклонной поверхности (помогает инструктор). Упражнение тренирует пресс и ноги ребенка, хорошо учит организм поддерживать равновесие;
- Занятия на выносливость.
При диагнозе «спастическая диплегия», упражнения должны сопровождаться непрерывным движением.
ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.
Лечебная физкультура для детей с ДЦП способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.
Основные цели и задачи ЛФК для детей:
· Обучение ребенка бытовым умениям;
· Познание больным элементарной трудовой деятельности;
· Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.
Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.
ЛФК базируется на ряде принципов:
1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
2. Отсутствие длительных перерывов;
3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!
ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:
· Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
· Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
· Активизирование ослабленных мышц;
· Борьба с искривлением позвоночного столба;
· Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
· Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.
Какие занятия включает в себя?
Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке.
В него могут входить следующие упражнения:
1. Для расслабления;
2. Для улучшения динамики;
3. Для стимуляции действий;
4. Упражнения в положении лежа, сидя;
5. Занятия игрового типа и др.
Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!
РОЛЬ МАССАЖА В ЛЕЧЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ
Массаж при ДЦП у детей идет в качестве помощника, но не основного лечения. Это важный элемент в ЛФК для детей, помогающий нормализовать кровоток, привести в норму обменные процессы, снять спазмы. Для лечения опорно-двигательного аппарата есть 3 вида массажа:
- Классика
- Сегментарный
- Точечный.
После ознакомления с каждым методом в программе ЛФК, родители малыша могут сами делать его в домашних условиях. Также этому массажу обучают на курсах.
В основном, выделяют несколько манипуляций, которые благотворно сказываются на организме ребенка.
- Поглаживание без перерывов – расслабляет мышцы;
- Валяние – воздействует на большие области;
- Катание – эффективно для тазобедренного и плечевого суставов;
- Прерывистое поглаживание – поддерживает тонус;
- Растирание «внешней» ладонью – стимулирует мышцы на спине, ягодицах, бедрах;
- Поколачивание.
Упражнения для восстановления тыльного сгибания стопы
Сила 0 – 1 балл по шкале Ловетта
Упражнение основано на рефлексах равновесия. Положение пациента стоя. Если заинтересована только одна нога — стоя на одной ноге, придерживаясь противоположной рукой за поручень.
Больной отклоняется, или даже падает, назад. Стоящий позади инструктор страхует его от полного падения.
При правильном выполнении упражнения на тыле стопы наблюдается отчетливое контурирование сухожилий длинного разгибателя пальцев (рис.1).
Рисунок 1
Пациент крутит педали велотренажера, что способствует пассивному тыльному сгибанию обоих стоп (при необходимости стопа фиксируется к педали ремешком). Степень отягощения педалей при этом не имеет значения (рис.2).
Рисунок 2
Стоя на коленях, пациент отклоняет туловище назад, стремясь удерживать равновесие, так, чтобы ягодицы не касались пяток (рис. 3).
Рисунок 3
Стабилизация достигается за счет напряжения четырехглавых мышц бедра. При этом синергично напрягаются тыльные сгибатели стопы (рефлекс реакции опоры).
Пациент сидит на высокой кушетке, так, чтобы нижние конечности свободно свисали и не касались опоры. Ноги обуты в кеды с закрепленными на них лыжами. Примерно на 15 — 20 см позади пятки к лыже крепится груз.
Рисунок 4
Пациент совершает попеременное подошвенное сгибание стоп в ритме ходьбы. При этом противовес, закрепленный в задней части лыж, подобно маятнику, способствует пассивному тыльному сгибанию стоп (рис. 4).
Рисунок 5
Сидя на стуле, тренируемая нога выпрямлена в коленном суставе, пятка упирается в пол.
Пациент наклоняется туловищем вперёд и с силой упирается пяткой в пол, используя её как рычаг, он сгибает голень в коленном суставе.
Это способствует синергичному напряжению тыльных сгибателей стопы (рис. 5).
Сила 1 – 2 балла по шкале Ловетта.
Пациент сидит на стуле, передний отдел стопы установлен на пружинной педали, стоящей на полу или на толстом (6-8 см) куске поролона.
Рисунок 6
Больной совершает активное давление передним отделом стопы в направлении подошвенного сгибания (пятка при этом ни в коем случае не должна отрываться от плоскости пола.
Упражнение способствует синергическому напряжению передней большеберцовой мышцы и длинного разгибателя пальцев (рис. 6).
Сидя на стуле, напротив сидящего инструктора, тренируемая конечность разогнута в коленном суставе и лежит на коленях у врача. Одной рукой врач фиксирует пятку, другой для стимуляции сгибательного рефлекса осуществляет максимальное тыльное сгибание стопы.
Рисунок 7
Рисунок 8
Из этого положения пациент осуществляет активное сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставе, что способствует тыльному сгибанию фиксированной за пятку стопы за счёт синергии тройного укорочения (рис. 7).
Больной сидит, закинув ногу на ногу «по-европейски», таким образом, чтобы тренируемая нога оказалась сверху.
Из этой позы пациент осуществляет сгибание в коленном суставе, пытаясь одновременно совершить тыльное сгибание стопы (рис. 8).
Пациент пытается удержать равновесия, стоя на больной ноге, стараясь лишь в крайних случаях придерживаться за поручень.
Рисунок 9
Балансировка на одной ноге способствует активации всех мышц голени за счет рефлексов равновесия (рис 9).
Сила 2 – 3 балла по шкале Ловетта.
Пациент ходит на лыжах, с закрепленными на них примерно на расстоянии 15 — 20 см, грузами. Это способствует тыльному сгибанию стопы за счет силы тяжести.
Рисунок 10
Необходимо обращать внимание, чтобы пациент поднимал ноги и «шел» на лыжах, а не «ехал» на них (рис. 10).
С помощью мягкой резиновой ленты стопа фиксируется «восьмеркой» в нейтральном между тыльным и подошвенном сгибанием положении.
Рисунок 11
При ходьбе это облегчает преодоление силы тяжести при тыльном сгибании стопы (рис. 11).
В косынку заворачивается мешок с песком или дробью (можно использовать спортивные утяжелители). Груз подвязывается к нижней трети голени, срезу же выше лодыжек. Таким образом, чтобы он располагался над пяткой.
При ходьбе этот противовес помогает тыльному сгибанию стопы (рис. 12).
Пациент стоит на «здоровой» стопе на лестничном марше или возвышении, держась рукой за перила.
Тренируемая нога вытягивается вниз, имитируя спуск на нижележащую ступеньку (пятка должна быть ниже, чем передний отдел стопы), но, не наступая на нее (рис. 13).
Пациент тренируется в точном попадании (или ударе) пяткой в какую-либо цель, расположенную на некотором расстоянии от пола (рис. 14).
Рисунок 12
Сила 3 – 4 балла по шкале Ловетта.
Пациент ходит в обуви, у которой оторваны пятки, так чтобы передний отдел стопы располагался выше заднего.
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Можно для этого использовать специально переделанную обувь, подошва которой имеет клиновидную форму, толще спереди и истончается в области пятки. Приподнимание переднего отдела стопы повышает нагрузку на её тыльные сгибатели (рис. 15).
Пациент тренирует переднюю большеберцовую мышцу и длинный разгибатель пальцев, пытаясь ходить на пятках.
Пациент делает приседания в обуви. Для этой цели лучше использовать старые кеды, или мягкие ботинки с высокой шнуровкой, которые прибиты к полу или массивной деревянной доске, таким образом, чтобы пятка не отрывалась от опоры.
В момент сгибания сильно напрягаются тыльные сгибатели стопы.
Для тренировки поднимания преимущественно наружного края стопы пациент сидит на стуле, больная нога выпрямлена в коленном суставе и отведена в тазобедренном, таким образом, что стопа опирается на свой внутренний край. Другая нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах стоит всей плоскостью подошвы на полу.
Пациент осуществляет вращение туловища в противоположную сторону, как бы отворачиваясь от тренируемой ноги, одновременно осуществляется тыльное сгибание преимущественно наружного края стопы.
Рисунок 16
Это упражнение рассчитано на тренировку длинного разгибателя пальцев (рис. 16).
Лежа на спине, руки сплетены «в замок» за головой, локти направлены вперед или в стороны, ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах, стопа по отношению к голени имеет угол в 90о.
Методист удерживает пациента за стопы или же стопы фиксированы ремнем.
Рисунок 17
Пациент переходит из положения «лежа», в «положение» сидя, что способствует мощной активации всей сгибательной синергии, в том числе и тыльных сгибателей стоп (рис. 17).
Сила 4 – 5 балла по шкале Ловетта.
Пациент бегает трусцой в тяжелых ботинках или в кроссовках с утяжеленным свинцовой пластинкой передним отделом стопы.
Рисунок 18
Пациент подкладывает под передний отдел стопы брусок, высота которого не должна превышать 7 — 8 см (чем толще брусок, тем больше нагрузка на мышц передней поверхности голени) и совершает приседания, которые можно осуществлять с грузом с грузом на плечах, например со штангой (рис. 18).
БАССЕЙН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
Дети любят воду и малыш с ДЦП не исключение. Водные процедуры не должны длиться более 30 минут. Мышцам переутомление ни к чему. Занятия должны быть регулярными, лучше в один и тот же день. Одноразовые посещение бассейна не принесут никакого результата. Все упражнения в воде проводятся постепенно, в комплексе с другими элементами.
В любой программе ЛФК для детей, у которых ДЦП, есть занятие на взаимодействие с водой. Тактильное ощущение важно, ведь малыши узнают новое.