Асоциальное (антисоциальное) поведение – психическое отклонение, встречающееся в различном возрасте. Для него характерна явная или скрытая враждебность, агрессия, которые проявляются по отношению к другим членам социума, пренебрежение моральными нормами. Иногда асоциальность принимает форму незначительного нарушения правил, установленных в обществе, в других случаях способна серьезно вредить окружающим. Личности, склонные к антисоциальному поведению, могут вести обособленный образ жизни или объединяться с другими индивидуумами, имеющими схожее мировоззрение.
Причины асоциального поведения с примерами
Асоциальная личность не становится таковой просто так, этому предшествует ряд разных причин.
Социальные причины. | Медицинские причины. | Педагогические причины. |
Родители или партнер проявляли асоциальность, пытались самоутвердиться или добиться своего за счет человека. | Отклонения в психосоматической сфере (болезни, вызванные негативным эмоциональным состоянием). | Родители и другие родственники предъявляли ребенку завышенные требования, которые не соответствовали его возрасту. |
Человек находился в ситуации социального или материального неравенства. | Инфантильное поведение. | Малыш рос в атмосфере чрезмерной любви, ни в чем не знал отказа. |
Причиной асоциального поведения стали субкультуры, религиозные секты, другие общественные организации. | Развитие в детском возрасте синдрома гиперактивности и дефицита внимания. | У ребенка не было положительного примера для подражания и поддержки. |
Проживание в неблагополучной семье. | Нарушение внутриутробного развития ребенка, наличие инфекций. | Ребенка часто наказывали, делали это несправедливо и незаслуженно, применяли физическую силу. |
Тяжелый опыт физического, сексуального или эмоционального насилия. | Диагностированное шизотипическое расстройство личности, шизофрения. | Родители игнорировали потребности ребенка. |
Буллинг (издевательства, злые насмешки, травля). | Травмы или случай инфицирования головного мозга. | О малыше заботились недостаточно или, наоборот, чрезмерно опекали. |
Нарушение общения с ровесниками, одноклассниками. | В семье не сформировалось атмосферы любви, доверия, тепла. | |
Наличие зависимостей с дальнейшим формированием девиантного (отклоняющегося) поведения. | У ребенка не было эстетического воспитания, взрослые не прививали чувство прекрасного. |
Пандемия — как причина асоциальности, смотрите в видео ниже.
Причины асоциальности
В психологии существует несколько факторов, которые можно признать источниками асоциального поведения. Они делятся на 3 категории:
1. Социальные факторы
— насилие в физической, вербальной форме. Ребенок, подросток могут стать жертвами насилия в домашних условиях, либо пострадать от своих ровесников. В некоторых случаях причинами асоциального поведения можно назвать нездоровую семейную обстановку, существование строгих ограничений, установленных родителями.
В указанных случаях возникает следующая модель асоциальности: девиантное поведение выступает в качестве определенной защиты от внешней агрессии, является единственным источником для противопоставления правилам и стереотипам, которые нужно соблюдать. Кроме того. отклонения в поведении могут возникнуть у личности, которая является членом культа, утратила свои материальные блага, завидует чужому благополучию.
2. Педагогические факторы,
а именно — неправильное воспитание, которое существенно увеличивает шанс развития девиаций. Стремление к асоциальному поведению показывают личности, которые выросли в авторитарных семьях, предпочитающих сурово наказывать ребенка, подавлять его индивидуальность в детстве. Есть другая крайность, которая может стать причиной проблемы – сильное потакание капризам ребенка, оказание помощи в формировании у него эгоизма, желания добиться своего любой ценой.
Наибольший риск испытывают дети, о которых совсем не заботились родители, или пострадавшие от гиперопеки. Дети первой категории пытаются привлечь к себе внимание, зачастую не соблюдая при этом общественные запреты. Дети второй категории чувствуют себя неполноценными, неспособными самостоятельно решать свои вопросы. Для своего самоутверждения они могут осуществлять противоправные поступки.
3. Медицинские причины,
например, поражения головного мозга, серьезные психические заболевания. Люди, которым поставили указанные диагнозы, не всегда понимают, какие поступки они совершают и, порой, не могут осознать, что их поведение не соответствует установленным в обществе нормам. В качестве стимула асоциальности можно назвать физические недостатки. Человек, для которого характерны некоторые телесные дефекты, может испытывать нормальное психическое состояние, но боится, что его могут отвергнуть, посмеяться над ним. В итоге он может начать вести себя агрессивно в отношении других людей, не вступать с ними в контакты.
Проявления асоциальности в разном возрасте
Появление асоциальных черт личности может наблюдаться в разном возрасте.
Дети
Детей с асоциальными наклонностями в коллективе заметно сразу. Они практически не интересуются воспитательными мероприятиями, играми, кружками, заданиями. Такие дети проявляют агрессивные и садистские наклонности, могут быть уличены в краже игрушек, сладостей. Также они демонстрируют еще ряд поведенческих черт:
- Неумение находить со сверстниками общий язык.
- Склонность к конфликтному поведению.
- Повышенная истеричность, нередки случаи грубости.
- Жестокое обращение с животными и другими людьми.
Когда асоциальные дети становятся учениками школы, то их ставят на особый учет как тех, кто плохо поддается воспитанию.
Подростки
Если асоциальное поведение в детском возрасте не подвергалось коррекции, то высока вероятность, что оно останется с ребенком на всю его оставшуюся жизнь.
В подростковом возрасте асоциальное поведение углубляется, становится определяющим. Для асоциальных подростков характерно:
- Часто попадают в дурные компании, тяготятся заботой своих родителей.
- Асоциальный образ жизни воспринимают как нечто романтическое.
- Причисляют себя к молодежным субкультурам и заводят себе соответствующих друзей.
- Совершают показательно грубые, некрасивые поступки, испытывают гордость по этому поводу.
- Доказывать окружающим, что асоциальным поведением демонстрируют свою исключительность.
- Отказываются выполнять домашние задания, другие учебные поручения.
- Не признают авторитета учителей, родителей, других взрослых.
- Вступают в беспорядочные половые связи.
- Уходят из дома, занимаются бродяжничеством.
Взрослые
Во взрослом возрасте детские и подростковые асоциальные привычки лишь укореняются. Они могут усугубиться на фоне вредных привычек. Для взрослого асоциального поведения характерно:
- Отсутствие стабильного заработка денег.
- Неуважение к окружающим людям.
- Отсутствие постоянного места жительства.
- Совершение аморальных поступков.
Нередко асоциальными людьми считают так называемых непризнанных гениев, которые выделяются из толпы своими провокационными взглядами, идеями, творениями.
Профилактика асоциальности
Заниматься лечением отклонений в поведении нужно в том случае, когда они начинают проявляться под влиянием физических, психических болезней. В остальных случаях главным методом для коррекции антисоциального поведения будет профилактика. Осуществлять ее рекомендуется с самого детства. Базисом для профилактических мероприятий становится правильное воспитание, достойный пример, который показывают родители ребенка, полноценная забота о его здоровье, позволяющая ему показать свою индивидуальность.
Психологи подготовили конкретные рекомендации, позволяющие предупредить девиантное детское поведение, помогающие сформировать адекватное отношение к себе и окружающим. Самыми результативными из них можно назвать:
- Личный пример. Родители, которые хотят вырастить достойного члена общества, должны обеспечить в своем доме атмосферу доброжелательности, демонстрировать уважение друг к другу, заботу. Это позволит ребенку сформировать нормальную самооценку, правильную в дальнейшем поведенческую модель, воспринимать окружающих людей, наладить гармоничные отношения в семье.
- Совместное времяпрепровождение. Для детей самое важное время, которое они проводят с родителями. Различные запоминающиеся события, такие, как семейные праздники, совместный отдых на природе, позволят ребенку сформировать такие качества, как уравновешенность, доброжелательность, общительность.
- Доверительное общение. Младший член семьи должен быть уверенным в том, что родители не будут его осуждать, помогут ему в любой момент. Страх наказания приводит к тому, что ребенок становится замкнутым, изворотливым, постоянно обманывает. Для сохранения доверия ребенка надо решать существующие проблемы в спокойной обстановке.
- Уместная похвала. Такой вид поощрения лучше использовать в тех случаях, когда есть для этого весомые причины. Похвала просто так лишь стимулирует возникновение эгоизма и самовлюбленности. Эти черты характера вызовут в будущем только адаптационные трудности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
- Исправление. Определив у ребенка отрицательные черты характера, его родители должны сразу перейти к конкретным действиям. Необходимо обязательно проанализировать сложившуюся ситуацию, не повышать на ребенка голос, рассказать, почему нельзя себя так вести, что может при этом случиться.
Самых стабильных результатов можно добиться благодаря профилактике. В ней должны принимать участие семьи, детские образовательные учреждения. Для предотвращения нарушений поведения, исправления существующих девиаций педагоги осуществляют программу, которая поощряет и призывает к здоровому образу жизни, позволяет воспитать духовные ценности, правильно выбрать будущую профессию. Проделанная работа часто позволяет получить положительные результаты.
Как общаться с такими людьми
Асоциальный образ жизни многие не одобряют, но это не означает, что с такими людьми стоит обращаться грубо или неуважительно. Такое поведение вызовет лишь ответную волну агрессии. Вести себя стоит:
- Не вступать в открытые споры, конфликты, выяснение отношений. Лучше обойти острые углы.
- Стараться вести себя тактично и вежливо, тем самым предоставляя положительный пример для подражания.
- Если человек желает измениться или просит помощи, то стоит посоветовать ему обратиться к психологу, ведь проблему асоциальности можно корректировать, даже будучи взрослым.
- Тяжелее всего, когда асоциальный человек – это близкий родственник. Если не получается наладить с ним контакт, то разумнее всего будет свести общение к минимуму.
Асоциальный образ жизни
Большая часть общества каждый день делает примерно одно и то же: кто-то идет на работу, кто-то в школу или институт, некоторые остаются дома и ведут хозяйство. Одним словом, каждый выполняет свою роль, так или иначе полезную для остальных. Однако есть и такие люди, которые поступают вопреки общепринятым нормам и морали. Асоциальный образ жизни обычно понимают как деструктивный, когда человек не только отделяет себя от общества, но и противопоставляет себя ему, при этом ведет себя соответствующе. Это узкое понимание термина.
На самом деле люди, ведущие асоциальный образ жизни, не всегда принадлежат к неблагополучным слоям общества: наркоманам, алкоголикам, бездомным, попрошайкам, лицам без определенных занятий и т. д. В классическом понимании они всего лишь максимально избегают нормальных взаимодействий с другими людьми либо просто неспособны на это. В таком случае к этой категории можно отнести, например, интровертов или людей, страдающих психическими заболеваниями.
Может ли такое поведение быть положительным
Людей с асоциальным типом личности в современном обществе не поощряют. Однако, в некоторых религиях и религиозных традициях такое поведение может считаться положительным.
Асоциальность – это приближенность человека к богу, к которой он стремится, отказываясь от обычной земной жизни. Таких людей принято называть блаженными, юродивыми.
Асоциальность поощряется в христианстве, католицизме, буддизме. Именно в контексте приближенности к богу. Эти религии учат помогать другим людям, а не отворачиваться от общества.
А как вы думаете, может ли асоциальность сослужить человеку хорошую службу? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Пример асоциальности у гениальных людей в видео. Почему они одиноки?
Профилактика асоциального поведения
Чтобы не допустить у ребенка развития асоциального поведения, нужно заниматься профилактикой. Психологи разработали ряд рекомендаций.
Рекомендация. | Как осуществлять. |
Хвалить тогда, когда это уместно. | Беспричинная похвала приводит к развитию эгоизма, вседозволенности и трудностям взаимодействия с коллективом. Хвалить ребенка нужно тогда, когда он действительно это заслужил (помог, сделал доброе дело, справился с чем-то самостоятельно). |
Выстраивать доверительное общение. | У ребенка должна формироваться установка, что родители всегда ему помогут и никогда не осудят. Чтобы формировалось доверие, возникающие проблемы стоит решать в спокойной обстановке. |
Исправлять негативные черты поведения. | Если родители заметили у ребенка неправильное поведение, то не нужно кричать на него, наказывать или бездействовать. Лучше спокойно объяснить, почему такое поведение недопустимо, привести несколько примеров. |
Подавать личный пример. | Важно поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, заботу и взаимное уважение, иначе ребенку негде будет этому научиться. |
Почаще проводить время вместе. | Дети очень ценят время, которое можно провести вместе с семьей. Это помогает им расти общительными, контактными, дружелюбными. Стоит почаще устраивать семейные вечера, выбираться за город, придумывать совместные развлечения (чтение по ролям, настольные игры, домашние мастер-классы и соревнования, ассоциативные игры). |
Психика человека формируется именно в социуме, кругом коммуникации, от младенчества до глубокой старости. От общества нельзя отворачиваться, развитие если не останавливается, то сильно замедляется.
Что означает асоциальный образ жизни?
Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:
- получает образование,
- работает,
- общается со знакомыми,
- создает семью,
- воспитывает детей.
Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.
Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:
- кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
- кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
- кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.
Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.
Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:
- отсутствие средств к существованию,
- отсутствие дома,
- проблемы в отношениях с родными,
- развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.
В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.
Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.
Как избавиться от асоциальности – практика
Развить собственную коммуникабельность и социальность можно, начать стоит прямо сейчас. Нужно ежедневно выполнять упражнения, а свои чувства, эмоции или даже опасения записывать в дневник. Это нужно для регулярности, повышения мотивации и отслеживания собственного успеха.
- Поработать над своей самооценкой. Часто асоциальные люди не уверены в себе, поэтому избегают общения.
- Упражнение «Поделись улыбкою своей». Асоциальные люди редко улыбаются, шутят, ведут себя расслабленно. Не стоит бояться делать этого. Если улыбаться людям и вызывать у них ответную улыбку, то и отношения с ними будут складываться лучше.
- Упражнение «Комплимент». Настроить человека на положительный поможет комплимент. Важно, чтобы комплимент подчеркивал достижения человека. Это помогает создать хорошее настроение как сказавшему добрые слова, так и получившему.
- Методика «Проявление интереса». В обществе принято интересоваться другими, искренне сопереживать им. Начать разговор может простой вопрос: «Как ты сегодня добрался до работы?» или «Как себя чувствует твой кот? Ему уже лучше?». Желательно, чтобы интерес к делам другого человека был искренним.
- Отказаться от негативного мышления. Например, не стоит отчаиваться и винить себя за то, что не получилось найти много друзей. Лучше думать о том, что все еще впереди, и ситуацию можно исправить.
- Упражнение «Дайте три». С негативными установками можно побороться необычным способом, к каждой негативной установке придумывать три положительных. Например, «Меня никто не любит, я совершенно никудышный человек». В противовес ей подойдут: «У меня есть хорошие черты и качества», «Скоро у меня будет много друзей» и «Я произвожу хорошее впечатление».
В дневнике напишите на каком уровне вы находитесь сейчас и что вы хотите исправить. Затем напишите план действий, какие упражнения и действия вы будете делать. Поделитесь в комментариях своими планами и успехами. Это поможет вам закрепить материал и замотивирует других участников.
Не всегда с асоциальностью получается работать самостоятельно. Если в жизни человека были серьезные травмирующие события (домашнее насилие, проживание в неблагополучной семье, потеря близкого человека), то за помощью стоит обратиться к психологу.
Спасибо за прочтение статьи. Поделитесь в комментариях, что вы думаете об асоциальных личностях? Часто ли замечали за собой или близкими такие черты?
Делайте репосты статьи, она непременно станет для кого-то полезной и поможет справиться с асоциальностью, полюбить людей и жизнь.