Синдром дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности (СДВГ)


Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Куда обращаться родителям

Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр. Начать обследование можно с визита к детскому психологу. Он поможет отличить СДВГ от невроза и других заболеваний. В случае подтверждения диагноза синдром дефицита внимания у детей, лечение назначает невролог.

Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:

  • Поведение ребёнка в коллективе.
  • Любимые игры и характер забав.
  • Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
  • Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
  • Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.

Виды СДВГ у детей

Выделяют 3 вида течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от симптомов:

  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием.

Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.

Что такое СДВГ

Дефицитом внимания называют особенности развития ребёнка, заключающиеся в нарушении его поведения. Малыш с СДВГ отличается повышенной активностью и неумением сосредотачиваться на одном деле. Такой ребёнок не может подолгу сидеть на месте, а неинтересные дела сразу же забрасывает.

Распознать дефицит внимания можно и по реакции ребёнка на комментарии взрослых. Кроха всё слышит и понимает, однако не следует указаниям старших. Просьбы прекратить «бестолковую» беготню не действуют. ребёнок словно ощущает потребность в постоянном движении.

Находиться в движении ребёнка заставляет импульсивность. Он не планирует свои поступки и не пытается предугадать их исход. До наступления дошкольного возраста главной опасностью столь активного образа жизни становятся бытовые травмы и риск заблудиться в незнакомой обстановке.

По мере взросления ребёнка, «взрослеет» и проблема — малышу трудно учиться и фиксировать своё внимание. Именно поэтому чрезвычайно важно диагностировать синдром на максимально ранней стадии.

Симптомы и диагностика

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
  • С трудом поддерживает внимание в работе и игре
  • Не слушает то, что ему говорят
  • Не в состоянии следовать инструкциям
  • Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания)
  • Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
  • Часто теряет вещи
  • Часто и легко отвлекается
  • Бывает забывчив

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:

  • Совершает суетливые движения руками и ногами
  • Часто вскакивает со своего места
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
  • Не может играть в «тихие» игры
  • Всегда находится в движении
  • Очень много говорит
  • Ребенок импульсивен, если он:
  • Отвечает на вопрос, не выслушав его
  • Не может дождаться своей очереди
  • Вмешивается в разговоры и игры других
  • Обязательными характеристиками СДВГ также являются:
  • Продолжительность:
  • симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев
  • Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома)
  • Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
  • Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

Подтипы или формы СДВГ-синдрома.

Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –

  • а) форма с преобладанием в клинической картине нарушений поведения преимущественно симптомов нарушения внимания;
  • б) форма с преобладанием преимущественно симптомов гиперактивности/импульсивности и
  • в) смешанная форма с наличием и тех и других симптомов примерно в равной пропорции.

Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств. Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д. Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома.

Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства).

Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Диагностика и лечение

Здоровый ребенок непосредственен, активен, подвижен и любопытен, поэтому не стоит рассматривать любое проявление непослушания или невнимательности, как признак дефицита внимания.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, психотерапевт, который определит необходимый объём дополнительных диагностических мероприятий: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое или, возможно, медикаментозное и психологическое.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия, программа мозжечковой стимуляции, БОС-терапия, групповая терапия, МИМ-терапия.

Так же, специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

На консультациях наши специалисты создают особую атмосферу, которая помогает ребенку раскрыть себя.

Научиться принимать на себя обязательства, вести себя в соответствии с социальными правилами и нормами для ребёнка с СДВГ возможно, с одной стороны, через систему нейропсихологических коррекционных занятий, которые помогут формировать в центральной нервной системе недостающие корково-подкорковые связи, а с другой стороны, восполнить дефицит ситуаций социального принятия — в психотерапевтической группе, в семье. Это не всегда получается даже у самых близких — у родителей ребёнка, основные проявления СДВГ создают трудности в любых взаимоотношениях.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

Как лечат СДВГ?

Наилучшие результаты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методов, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог.

Нашими врачами при лечении СДВГ используются уникальные метод Биофизической нейромодуляции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейро-биоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом. Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка токсических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

Актуальные методы лечения

В случае если диагноз подтвердился, врач назначает лечение. В зависимости от выраженности симптомов подбирается соответствующая терапия. В большинстве случаев лечение включает в себя педагогическое воспитание и работу с психологом. Лечение при помощи медикаментов применяется крайне редко. Препараты назначают лишь в том случае, если предложенная терапия не дала результатов.

Важно знать, что родителям не следует игнорировать необходимость лечения. Запущенная в детстве гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы. Согласно статистике, 1% взрослого населения Земли страдает от СДВГ. По мере взросления проблема влечёт за собой нарушение поведения, склонность к наркотическим зависимостям и высокий уровень тревожности.

Занятия с психологом

В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.

Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.

Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.

Лекарственные препараты

Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.

Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.

Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.

Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.

Советы для родителей

Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:

  1. Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
  2. Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
  3. Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
  4. Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
  5. Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
  6. Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
  7. Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
  8. На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
  9. Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.

Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.

Побочные эффекты препаратов от СДВГ

Стимуляторы могут иметь побочные эффекты, но они, как правило, возникают на ранних стадиях лечения. Обычно они проходят быстро и в мягкой форме. Наиболее распространенные из них:

  • сниженный аппетит или потеря веса;
  • проблемы со сном (на сон и аппетит большее влияние оказывают лекарства длительного действия);
  • головные боли, боли в животе;
  • раздражительность, тики.

Психостимуляторы, как правило, не влияют на рост, но их прием может замедлить или задержать рост в течение первых двух лет лечения.

В редких случаях лекарства при СДВГ могут вызывать более опасные побочные эффекты. Например, некоторые стимуляторы повышают риск проблем с сердцем и кровеносными сосудами. Могут усугубиться имеющиеся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность или психоз. Также известно, что применение препаратов в виде накожных пластырей вызывает обесцвечивание кожи на участках, которые находятся под пластырем.

Как избежать побочных эффектов? Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо лекарства, поговорите с врачом об истории болезней ребенка и заболеваниях, которые встречались в вашей семье: так можно спрогнозировать риск некоторых побочных эффектов. Кроме того, нужно сообщить врачу о любых других лекарствах или витаминах, которые принимает ребенок.

В большинстве случаев от побочных эффектов можно избавиться, если врач поможет вам:

  • изменить дозу лекарства;
  • отрегулировать время и частоту приема;.
  • назначить другое лекарство.

Важно помнить: нельзя как-либо менять порядок приема и дозировку препарата, не посоветовавшись с врачом. Такие необдуманные изменения могут привести к опасным побочным эффектам.

Рекомендуется начинать прием препаратов при СДВГ только в тех случаях, когда другие методы терапии были неэффективны. О методах немедикаментозного лечения СДВГ читайте здесь

Как живется детям с диагнозом СДВГ и их родителям

Авторы: WoMo

Когда у вас «проблемный» ребенок, вы не можете спрятаться и сделать вид, что все в порядке, — вам об этом много раз в день напоминают все окружающие. Если вы от проблемы не прячетесь и пытаетесь действовать, то будьте готовы к тому, что вас все равно будут критиковать. Это потому, что редко кто понимает суть детского расстройства вроде СДВГ, все думают, что это с вами как с матерью «что-то не так».

Анастасия Мельниченко, общественный деятель, председатель ОО «Студеная», рассказывает о личном материнском опыте.

Моя исповедь

Я просто очень-очень уставшая мама. В моей груди змеей гнездится тревожность, меня бьют панические атаки при мысли о необходимости выйти за пределы квартиры или решить еще хотя бы одну задачу, связанную с ребенком. Я пишу этот текст, чтобы хоть как-то взять себя в руки, потому что мне очень-очень тяжело жить с этим.

Это все началось после очередного витка проблем со старшим сыном, когда родители его одноклассников решили объединиться и очень убедительно попросить нас забрать ребенка из школы. Это наша четвертая школа, к слову. Итак, у моего ребенка СДВГ — гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, осложненное оппозиционно-вызывающим поведением.

Гиперактивность — это не просто «избыточная» активность ребенка. Это психиатрический диагноз. Для его обозначения еще используется аббревиатура СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Медики говорят, что дети с СДВГ имеют «невидимую неполноценность», то есть неспособность управлять своим поведением, импульсами, у них наблюдаются нарушения мотивационной сферы, отставание в навыках коммуникации. Но при этом такие дети часто очень хорошо интеллектуально и физически развиты. Поэтому таких детей легко записывают в «неадекватных», «плохих», «невоспитанных», «буллеров», «садистов», «малолетних воров».

Родителей, имеющих ребенка с СДВГ, легко стигматизируют как тех, кто не способен «воспитать ребенка» и «сделать с ним что-то». Их обвиняют в том, что они не занимаются детьми, сплавляют их в школу, «забивают» на них, недостаточно стараются и в общем и целом плохие родители. В комментариях в соцсетях их предлагают «закопать», «расстрелять», а детей — «зачморить», изгнать из школы, избить.

Что такое СДВГ

СДВГ, по разным данным, страдает от 1,5% до 5% детей, а некоторые называют цифру и в 15%. Поведенческие проявления СДВГ заключаются в биологически обусловленной особенности работы центральной нервной системы и по большей части не имеют ничего общего со злой волей ребенка или воспитанием. По данным сайта neuronews.com.ua, СДВГ является расстройством генетической природы и связано, в частности, с генами, отвечающими за регулирование обмена и активности двух нейротрансмиттеров — дофамина и норадреналина.

СДВГ — это спектр. Он по-разному проявляется — от определенной «задумчивости» ребенка до нерегулируемого и социально неприемлемого поведения. Поэтому дети с СДВГ, как и дети с расстройствами аутистического спектра, проявляются очень по-разному. Это не болезнь, потому что она не лечится, это особенность работы мозга. Некоторые перерастают СДВГ, некоторые вырабатывают компенсаторные механизмы, некоторые скатывается в употребление алкоголя и наркотиков, связываются с плохими компаниями, имеют в дальнейшем проблемы в отношениях и на работе. Да, эти дети в группе риска, поэтому работать с ними надо очень тщательно и не пускать все на самотек.

СДВГ за рубежом и у нас

В развитых странах есть четкие протоколы лечения СДВГ и эффективные средства поведенческой коррекции. Также за рубежом есть специальные онлайн-курсы для учителей, где даются четкие рекомендации по работе с такими детьми. Эти рекомендации очень просты. Суть в том, что если кому-то нужны очки, чтобы видеть, или палочка, чтобы ходить, то детям с СДВГ нужна тоже небольшая помощь. Иметь возможность жевать на уроке, выходить из класса или ёрзать на стуле. Иметь возможность решать задачи в тишине (например, писать самостоятельные в коридоре или отдельной комнате). Получать четкие, последовательные инструкции. Получать похвалу за простейшие действия, типа записанного домашнего задания.

Зато в Украине это расстройство до сих пор окутано мифами. По словам директора Института психического здоровья А. Романчука, Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий назвала СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны психического здоровья детей и подростков еще в 2004 году, чтобы привлечь внимание специалистов к этому вопросу. Потому что нас таких детей «выживают» из классов, а мам буквально травят родительским и учительским коллективом, обвиняя в недостаточной компетентности. Разрыв цивилизаций впечатляет.

В Украине (и в России) лечение, которое назначается международными протоколами для детей с СДВГ (то есть лекарствами первого выбора) — недоступно. Недоступно, понимаете? Никак.

Препараты на основе метилфенидата — это препараты строгого учета. В Украине они сертифицированы. Говорят, что они даже входят в список лекарств, которые государство должно покрывать пациентам за свой счет. Даже тендеры проводятся, которые… признают недействительными, потому что на них никто из производителей не подается. На вопрос «почему?» производитель отвечает, что в Украине нет рынка сбыта. Мол, когда-то препараты завозили, а затем сожгли. Мамы и папы обивают ноги в поисках лекарств, которых нигде нет, а их просто сожгли. Прежде.

Интересно получается. То есть государство готово закупать за свои средства препарат, а рынка сбыта нет. То есть в Украине статистика детей с СДВГ такая же, как и в мире, но рынка сбыта — нет. Мистика! Зато врачи радостно назначают «фуфломицины» российского производства, эффективность которых ничем не доказана.

Что же делают мамы таких детей? Купить лекарства в Украине невозможно, купить по официальному украинскому рецепту лекарства в Европе невозможно (я проверила Польшу, Германию, Италию, Турцию и Израиль — это действительно лекарство строгого учета, никто по украинскому рецепту не продает), купить у нелегальных перекупщиков практически невозможно. Поэтому единственный выход — ехать в Европу или Израиль, становиться там с ребенком на учет и возить ребенка раз в 3 месяца за границу, чтобы получить рецепт на 3 банки концерты или риталина.

Научно доказано, что прием психостимуляторов приводит к уменьшению проявлений СДВГ у 70–90% детей с таким диагнозом. То есть тотальное большинство семей, которые сталкиваются с этим расстройством, получили бы повышение качества жизни лишь благодаря доступности медикаментов.

Мифы об СДВГ

  1. Это простая невоспитанность. Нет, в основном проявления гиперактивности и отсутствие импульс-контроля не связаны с плохим воспитанием или злым умыслом ребенка. Это биологически обусловленные особенности функционирования центральной нервной системы. Поэтому не следует ругать или обвинять ребенка: он просто не может это контролировать. Это все равно, что ругать человека с плохим зрением, что он не может что-то разглядеть.
  1. Такого диагноза не существует, это заговор фармкомпаний. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) СДВГ идет с шифром F90. Это официально признанное, тщательно изученное расстройство. Первое детальное описание расстройства датируется 1902 годом. Действительно на Западе велись дискуссии о чрезмерной диагностике СДВГ, однако нам это точно не грозит. У нас, скорее, противоположная проблема — дети с СДВГ недодиагностированы. Как бы там ни было, но симптомы СДВГ очевидны и диагностируются с помощью тестов и ЭЭГ.
  1. Метилфенидат — это детский наркотик. Эта волна фейлов о «детском наркотике» катится из России и оседает в Украине. Действительно препараты, которые выписывают детям с СДВГ, на здоровых людей действуют как стимуляторы, в то время как на детей с гиперактивностью они действуют… не знаю, как это описать. Успокаивающе? Стабилизирующе? Эти лекарства действуют на обмен нейротрансмиттеров норадреналина и дофамина, которые в лобных долях отвечают за импульс-контроль.

Исследования показали, что эффективность использования психостимуляторов в качестве лекарства первого выбора при СДВГ составляет 80% по сравнению с группой, принимавшей плацебо. Такие дети под действием лекарств получают способность контролировать свои импульсы и держать фокус внимания.

Не знаю, кто пробовал метилфенидат, кого он «вштырил», чтобы такое говорить, но никакого наркотического эффекта дети с СДВГ не ощущают.

  1. Таких детей нужно изолировать! Первая реакция социума на таких детей — выбросить их прочь. И это вполне понятно, потому что они часто дерутся, нарушают покой. Но мне больно, что вместо поиска понимания, благодаря которому все дети будут в безопасности и с реализованным правом на образование, в основном вопросы гиперактивных детей решаются по одному сценарию: избавиться. Но суть инклюзии в том, что мы создаем условия обучения для всех, убирая барьеры и преграды, помогая тем, кому эта помощь нужна/

Психиатры говорят, что таким детям противопоказано индивидуальное обучение. Это должен быть инклюзивный класс, сопровождение взрослых, что угодно — но не изоляция. Это все равно, что человеку, которому для физической реабилитации надо расхаживать ноги, запретить ходить. Точно так же ребенку, у которого страдают навыки социализации и коммуникации, надо социализироваться и коммуницировать.

  1. Эти дети — настоящие монстры. Детей с СДВГ часто демонизируют. Мне писала одна мама такого ребенка и рассказывала о легендах, которые ходят в школе вокруг ее сына. Мол, что он выколол бабушке глаза, а дедушку ударил ножом. И что если он сейчас так реагирует на раздражители, то в старших классах, когда ему понравится девушка, то он будет ее насиловать. «Наши дети что, должны ходить в латах?» — спрашивают родители в чате, и их тональность мне до боли знакома.

О моем ребенке тоже ходили легенды. Одна из мам пожелала мне, чтобы ребенок со мной делал то же, что сделал с учительницей. Было срочно созвано родительское собрание, где должны были рассматривать один вопрос: как мой ребенок таскал учительницу за волосы и что с ним делать после этого. Опрос учительницы показал, что дети просто пустили слух — никто никого за волосы на самом деле не таскал.

А как оно маме?

Каково быть мамой ребенка, который не может контролировать свои импульсы и сидеть на месте? Ребенка, который не имеет возможности себя мотивировать, выдает преувеличенную реакцию на раздражители и испытывает трудности с построением социальных связей? Как быть с вечно обиженным, вечно раздраженным ребенком?

Это постоянная усталость. Усталость, когда не можешь хотя бы 10 минут побыть наедине или в тишине, потому что кто-то переворачивает дом вверх дном, бьет брата, обижается, кричит, хлопает дверью. Не говорите, что все дети такие. Это и близко не так. Конечно, у всех детей такое случается. У моего ребенка это ВСЁ время так.

Быть мамой такого ребенка — это постоянный, хронический стыд. Стыд за все: за то, что твой ребенок не способен уживаться в коллективе, не способен к социализации, дерется, замахивается на учителей. Его выгоняют из всех кружков и лагерей. А все, буквально все, считают, что это твой воспитательный промах. Даже самые близкие люди не со зла, но задаются вопросом: может, это проблемы воспитания?

Это стресс от каждого звонка из школы, из кружка. Это оппозиция ко всему классу и готовность бросаться на всех, как пантера. Почему? Потому что сил уже нет терпеть бесконечные обвинения. Это каждый раз приходить в каждый коллектив с тысячей уже оттопыренных заранее игл, зная, что «сейчас начнется». Например, начнутся обвинения, что я делаю недостаточно. Честно говоря, даже не знаю, когда было бы достаточно. Недостаточно, что ребенка ведет невролог, психолог, психотерапевт, психиатр? Кого еще добавить в этот список? Куда еще регулярно возить ребенка, чтобы стало достаточно? Что мне делать с ребенком, чьи особенности не лечатся воспитанием, а медикаментозная коррекция в Украине недоступна?

А как же детям?

От СДВГ страдает, в первую очередь, самооценка детей. Это дети, которые с рождения слышат в основном замечания в свой адрес. Представьте себе, как это: ежедневно слышать лишь критику и замечания. Неудивительно, что дети с СДВГ чувствуют себя изгоями в коллективах. Но есть определенные коллективы, где эта их потребность может реализоваться. Например, в так называемых «плохих компаниях», где агрессивность таких детей ставится в плюс.

Что же делать?

Хвалить таких детей за каждый хороший поступок, за то, на что у обычных детей даже не обращают внимания: «Ты сегодня записал все домашние задания — какой ты молодец!», «Ты сложил свои вещи в шкаф — это очень ответственно», «Сегодня ты смог не сорваться, хотя критика была несправедливой. Какой ты, ух!».

Находить возможность социализироваться положительным образом. Даже если взрослому придется присутствовать на уроках или кружках. Показывать способы взаимодействия с другими детьми ненасильственными методами. Быть на стороне своего ребенка.

***

Одна из серий ситкома «Мамочка» была посвящена СДВГ. Сам сериал рассказывает об алко- и наркозависимых женщинах, чья жизнь до того, как они бросили пагубную привычку, была крайне асоциальной. Одной из героинь сериала внезапно ставят диагноз СДВГ. И она говорит такую речь на встрече анонимных алкоголиков: «Я была у врача, и он поставил мне диагноз: синдром дефицита внимания. И это объясняет всю мою жизнь! Проблемы в учебе, на работе, в отношениях. Есть и хорошие новости: я могу попросить больше времени на ВНО. Даже могу сдать его в отдельной комнате, чтобы не отвлекаться. Попробовать еще раз. Вот бы так же переделать в жизни все, что я сделала не так! Боже, и как никто не заметил? Если бы хоть один из приемных родителей или учителей сказал: она не тупая! Ей просто нужна помощь! — то все могло бы пойти иначе. Мне всю жизнь было трудно, а теперь я узнаю, что все могло быть иначе! Я могла так многое сделать по-другому».

И на этом я хотела бы закончить. Моя мечта — это чтобы мы все — и родители гиперактивных детей, и родители детей без гиперактивности, — поняли, что детям с СДВГ отчаянно нужна помощь. Чтобы они могли многое сделать по-другому. И прожить хорошую, полноценную жизнь.

На украинском языке этот материал можно прочесть здесь.

опубликовано 15/05/2019 13:09 обновлено 19/07/2019 — Педагогика и психология, Методы лечения, Врожденные и наследственные болезни, Нервные, психические и психологические болезни, Организация здравоохранения, Особенные дети и их семьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]