БОС терапия: тренажеры и аппараты биологической обратной связи

Все материалы нашего сайта изложены в простой и понятной форме, удобны для понимания и предназначены для помощи вам в решении деликатных проблем, связанных с вашим здоровьем и физической работоспособностью!

БОС-терапия — это метод, помогающий вашему ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем. Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. БОС-терапия — это возможность добиться лучшего результата за более короткий срок. Возможность ребенку понять какие процессы и что именно происходит в его организме. Любая боль, негативная эмоция или стресс выражаются в изменении физиологии (КГР, плетизма, дыхание, энцефалограмма). Путём изменения (контроля) своей физиологии можно успокоить боль, снизить уровень стресса и проявления негативных эмоций.

Головной мозг человека имеет возможность изменять параметры своей активности благодаря очень интересному своему свойству — нейропластичности.

Эти изменения деятельности головного мозга и нервной системы по восстановлению своих функций посредством качественных и количественных перестроек возможны под воздействием опыта. Этим объясняется их способность восстанавливать утраченные связи после определенных повреждений (человек может вновь научиться ходить, говорить после перенесенного инсульта и различных физических травм). Мозг человека может изменяться не только под воздействием повреждений. Другие проявления нейропластичности связаны уже непосредственно с развитием мозга, точнее с механизмами, ответственными за память, обучение и другие процессы.

Как это работает?

На ленте BrainBit расположены 4 сухих ЭЭГ электрода, референтный и общий электроды, а также миниатюрный электронный модуль. Это позволяет регистрировать профессиональную электроэнцефалограмму с наилучшим качеством среди доступных на рынке нейроинтерфейсов.

Устройство усиливает и оцифровывает полученный сигнал и передает его по протоколу Bluetooth на компьютер, смартфон или планшет. В отличие от аналогов, положение электродов на ленте BrainBit соответствует международной схеме размещения электродов 10-20. Электроды обеспечивают прямой контакт в областях височной доли T3 и T4, а также в затылочной области O1 и O2.

Согласно передовым международным исследованиям, эти зоны являются оптимальными для регистрации уровня четырех основных типов мозговых волн. BrainBit регистрирует электрическую активность в виде «сырых данных» ЭЭГ, которые представлены в виде уровней четырех основных ритмов мозга.

Применение метода биологической обратной связи в лечении детей с нарушениями мочеиспускания

Расстройства мочеиспускания – патология, которая непосредственно не угрожает жизни больного, но является, несомненно, социально значимой проблемой, приводящей к более или менее выраженному ограничению психической и физической активности пациента, затрудняющей его социальную адаптацию в обществе, что приводит к проблемам в общении со сверстниками, отставании в учебе, конфликтным ситуациям в семье. Необходимо подчеркнуть, что эта проблема касается не только самого пациента, но и его микроокружения, что, в свою очередь, может поддерживать торпидность течения расстройств мочеиспускания. Тем более описанный комплекс проблем актуален для детей, особенно в определенные, «критические» с точки зрения психофизиологических изменений периоды (в преддошкольном, дошкольном и школьном периоде, при вовлечении ребенка в новую социальную группу – детский сад, школьный коллектив, в пре– и пубертатном периоде). В подавляющем большинстве случаев нарушения мочеиспускания обусловлены не аномалиями строения мочевыводящих путей и анатомическими дефектами в нервной системе, а задержкой созревания высших центров вегетативной регуляции нижнего отдела мочевого тракта. Мочеиспускание является сложным актом, представляющим собой умение активно сокращать и расслаблять наружный уретральный сфинктер и мышцы тазового дна, а также подавлять детрузорную активность и тем самым регулировать позыв и задерживать (при необходимости) опорожнение мочевого пузыря. В основе дисфункций мочеиспускания лежит недостаточность координации активности детрузора, шейки мочевого пузыря и наружного сфинктера уретры. Нейрогенный мочевой пузырь (НМП) – это собирательное понятие, обьединяющее большую группу нарушений его резервуарной и эвакуаторной функций, которые развиваются вследствие поражения нервной системы на различных уровнях (от коры головного мозга до интрамурального аппарата мочевого пузыря). Учитывая рефлекторную активность мочевого пузыря, состояние его адаптации, выделяют четыре типа недержания мочи (НМ): стрессовое недержание мочи – непроизвольное (без позыва), подтекание мочи во время физической нагрузки, при кашле, смехе, изменении положения тела и других состояниях, вызывающих повышение внутрибрюшного давления. Наиболее частой причиной стрессового НМ является ослабление мышц тазового дна, вследствие чего при увеличении внутрибрюшного давления сила, передающаяся на мочевой пузырь, становится больше силы, передающейся на уретру. Это приводит к превышению внутрипузырного давления над уретральным и, как следствие – к подтеканию мочи. Императивное недержание – непроизвольное подтекание мочи с предшествующим ощущением сильного неудержимого позыва на мочеиспускание. Этот тип недержания мочи, как правило, связан с непроизвольным сокращением детрузора, а само состояние определяется, как нестабильность детрузора (гиперрефлекторный мочевой пузырь). При смешанном недержании мочи отмечается сочетание симптомов. Недержание от переполнения – непроизвольное, по каплям, подтекание мочи при перерастянутом мочевом пузыре и наличии большого количества остаточной мочи. Лечение НМП, оптимальное для каждого конкретного пациента, можно подобрать только в случае максимально полного нефроурологического и уродинамического обследования. В настоящее время лечение НМП проводится в трех основных направлениях: фармакологическом, хирургическом (у детей используется редко) и немедикаментозном. Фармакологическое лечение используется для снижения числа непроизвольных сокращений детрузора и повышения уретральной резистентности. Базовыми фармакологическими средствами, применяемыми при лечении гиперреактивного мочевого пузыря (наиболее частой его дисфункции) являются атропин и препараты его группы. Однако применение атропина ограничено в связи с выраженностью системных побочных эффектов. Побочные эффекты при применении селективных М–холинолитиков (оксибутинин, троспия хлорид) значительно реже, но также отмечаются. Обладающий же минимальными побочными реакциями М–холинолитик последнего поколения толдеродин – дорог и требует длительного (4–6 мес) назначения. Необходимо отметить, что у части детей мочевой пузырь не чувствителен к действию антихолинэргических препаратов. В настоящее время наибольшие перспективы связаны с немедикаментозными методами лечения НМП. К ним относятся: спланированный режим мочеиспусканий, физиотерапевтические методы, терапия с использованием принципов биологической обратной связи. В основу современной методики лечения дисфункций мочевого пузыря с помощью аппаратных комплексов биологической обратной связи положена система упражнений для изолированной тренировки мышц тазового дна. Таким образом, недержание мочи в подавляющем большинстве случаев является показанием для применения методов БОС в комплексной терапии нейрогенных дисфункций мочевого пузыря, так как позволяет увеличить активность и сократительную способность произвольного уретрального сфинктера, а в результате анально–детрузорных и уретрально–детрузорных рефлексов достигается нормализация деятельности детрузора. Метод биологической обратной связи (biofeedback, БОС) – современный высокоэффективный немедикаментозный метод, при котором используется сочетанное воздействие методов миотренинга, направленное на повышение тонуса мышц тазового дна и развитие сильного рефлекторного сокращения в ответ на внезапное повышение внутрибрюшного давления. При проведении сеансов больные обучаются контролировать изменения состояния мышц тазового дна. Для повышения эффективности метода нами в состав сеансов включены процедуры по выработке у пациентов диафрагмально–релаксационного типа дыхания (ДРД), позволяющие обучить ребенка произвольно управлять мышцами передней брюшной стенки для дальнейшего исключения их из работы. В процессе лечения одним из важных факторов является мотивация, поэтому для тренировки методом БОС–терапии у детей в качестве подкрепляющего видеоряда использовался набор игровых интерактивных сюжетов, что особенно важно для достижения общей нервно–мышечной релаксации, при которой создаются оптимальные условия для эффективной выработки необходимых центральных программ координированной работы мышц, ответственных за удержание мочи. Кроме того, сеансы миотренинга (БОС–терапия «Мио») способствуют улучшению кровоснабжения органов малого таза и мышц промежности. Необходимо отметить, что к преимуществам данного метода относятся неинвазивность и активное участие пациента в лечебном процессе с применением игровых сюжетов, что важно как фактор заинтересованности, особенно в детско–подростковом возрасте, удобство демонстрации испытуемому его собственных успехов, легкость смены стратегий регуляции. В отличие от преимущественно симптоматического характера фармакотерапии в рамках традиционных подходов к лечению нарушений мочеиспускания главной целью БОС–терапии является восстановление нормальной деятельности регуляторных систем организма, что приводит к устранению патологических симптомов и улучшению качества жизни. БОС–терапия позволяет пациентам развивать способность к произвольному (на первых этапах, в дальнейшем – непроизвольному) управлению мышцами тазового дна, а опосредованно – функциями мочевого пузыря, при участии самого пациента, что позволяет повысить самооценку и в большей степени нивелировать негативное влияние среды, как этиологического фактора в развитии основного заболевания. Существенным положительным моментом метода БОС является то, что приборы БОС не оказывают никакого физико–химического влияния на организм, являясь только регистраторами происходящих физиологических процессов. Абсолютных противопоказаний для использования БОС–терапии не существует. К относительным относятся: инфекционно–воспалительные заболевания мочевой системы в стадии обострения, органическое поражения ЦНС и грубая задержка нервно–психического развития, тяжелая сопутствующая патология, возраст детей до 5 лет. Таким образом, большинство относительных противопоказаний в той или иной степени связаны с таким состоянием больного, при котором он физически или психически не может выполнять поставленную перед ним задачу. Основная сложность процесса тренинга мышц тазового дна заключается в том, что большинство детей не способны сокращать эти мышцы изолированно, так как они являются анатомически скрытыми и вместо того, чтобы активизировать m. levator ani, пациенты обычно сокращают мышцы–антагонисты (прямую мышцу живота, ягодичные, бедренные мышцы), еще больше повышая при этом внутрибрюшное давление. Задача изолированной тренировки группы мышц тазового дна может быть решена только при применении методов БОС–терапии, поскольку в данном случае наглядная информация доводится непосредственно до пациента, что позволяет легко контролировать правильность выполнения упражнений. Сеанс БОС–терапии строится по принципу чередования периодов работы и отдыха, что позволяет избежать переутомления и утраты интереса к занятию. Для лечения больных с недержанием мочи по методу БОС–терапии мы использовали кабинет биологической обратной связи отечественного производства (аппаратно–компьютерный комплекс для функционального биоуправления с возможностью регистрации огибающих миограмм, частоты и ритма сердечных сокращений, частоты и характера дыхания). Для исследования электрогенеза мышц тазового дна нами использовались накожные одноразовые электромиографические (ЭМГ) электроды. Эти электроды применяются с программой «Мио». Одновременная регистрация активности мышц тазового дна и брюшной стенки позволяет дифференцировать их сокращения и предотвратить повышение внутрибрюшного давления при выполнении специальных упражнений. Под нашим наблюдением в нефрологическом отделении ИДГКБ находилось 40 детей в возрасте от 7 до 15 лет (средний возраст – 10 лет), проводилось катамнестическое наблюдение через год после окончания лечения. В группе девочек было 31 (77%), мальчиков – 9 (33%). По типу нейрогенной дисфункции все дети были разделены на три группы: гиперрефлекторный тип – у 18 (45%), гипорефлекторный – у 21 (52%), детрузорно–уретральная диссинергия – 1 ребенок (2,5%). Отмечались следующие клинические проявления: энурез – у 21 (52%), дневное недержание мочи и императивные позывы на мочеиспускание – у 14 (35%), у 13 детей наблюдалась клиническая картина, характерная для гипорефлекторной дисфункции (редкие микции большими объемами мочи). У 12 детей (30%) отмечалось сочетание энуреза и дневного недержания мочи (главным образом – стрессового), у 10 (25%) – поллакиурия. По данным клинических и лабораторных исследований у всех больных были исключены инфекционно–воспалительные заболевания мочевыводящей системы в стадии обострения, органическая патология ЦНС и нижних отделов мочевой системы. Уродинамическое исследование проводилось на отечественной системе СУРД–01 «Рельеф–М» (урофлоуметрия, цистометрия) и урофлоуметре Urodyn–1000. Количество и структура (длительность, интенсивность и характер мышечного сокращения и расслабления) сеансов БОС–терапии составило от 10 до 20, в зависимости от особенностей клинико–инструментальных данных (табл. 1). Сеансы проводились ежедневно, длительность каждого сеанса составляла 45 минут. Лечебные сеансы проводились в два этапа: первый (20 минут) – обучение диафрагмально–релаксационному дыханию, второй (25 минут) – тренинг мышц тазового дна. После выписки из стационара, в зависимости от динамики основных клинико–инструментальных показателей, детям рекомендовалось проведение упражнений по тренингу мышц тазового дна самостоятельно в домашних условиях в течение 1–3 месяцев по индивидуально подобранной схеме. Эффективность проводимой БОС–терапии оценивалась нами по динамике изменений клинических проявлений и показателей уродинамики. До начала лечения и после 10–го сеанса анализировались следующие параметры: • клиническая картина заболевания • ритмы спонтанных мочеиспусканий • показатели урофлоуметрии • цистометрия (по показаниям) • миография тазового дна и передней брюшной стенки • урофлоуметрия в сочетании с миографией мышц тазового дна и передней брюшной стенки. Все дети получали комплексное лечение, включавшее, помимо БОС–терапии, метаболическую терапию витаминными препаратами группы В, А, Е в сочетании с ноотропами. Кроме того, из 40 детей 23 получали комбинированную терапию: 6 (15%) – иглорефлексотерапию, 10 (25%) – физиотерапию, 7 (17,5%) – М–холинолитики (оксибутинин). Применение комбинированной терапии было связано с отсутствием или слабо выраженным положительным эффектом от перечисленных методов, вследствие чего к лечению была подключена БОС–терапия. В результате лечения методом БОС–терапии положительная динамика в отделении отмечалась у всех больных. Из них у 7 детей (17,5%) наблюдалась полное исчезновение симптомов, значительное улучшение (урежение микций с 15–20 до 6–8, увеличение среднего эффективного объема мочевого пузыря, снижение частоты энуреза, недержания мочи, либо, в случае гипорефлексии – учащение микций и уменьшение объемов мочи) было у 29 (72,5%). У 30 (75%) детей нами отмечалась нормализация (либо выраженная положительная динамика) уродинамических показателей. У 4 (10%) больных отмечалось возобновление клинических симптомов в полном объеме (при невыполнении рекомендаций дома). По нашим данным, наиболее эффективно применение БОС–терапии «Мио» у детей с энурезом и клиническими признаками гиперрефлекторного мочевого пузыря (положительная динамика – до 85% в отделении и до 80% в катамнезе через год). Менее выраженной была положительная динамика у детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря по гипорефлекторному типу (52% в отделении и 62% через год). Динамика изменений клинической картины заболеваний представлена в таблице 2. Клинический пример Пациентка С., 10 лет, страдающая дневным недержанием мочи и энурезом с раннего возраста (90% ночей). По данным комплексного нефроуродинамического обследования поставлен диагноз: гиперактивный мочевой пузырь. Проведено 10 сеансов БОС–терапии по предложенной нами методике. К завершению курса БОС–терапии в отделении и в катамнезе через год – дневного недержания мочи и энуреза не отмечалось. При комбинированном исследовании (рис. 1А) – урофлоуметрия (кривая а) в сочетании с электромиографией мышц передней брюшной стенки (кривая б) и мышц тазового дна (кривая в), отмечается высокая активность мышц передней брюшной стенки и мышц тазового дна во время мочеиспускания. Такая ситуация может быть расценена, как свидетельство сфинктерно–детрузорной диссинергии. После проведения 10 сеансов БОС–терапии наблюдается «электромиографическое молчание» (рис. 1Б) во время мочеиспускания (урофлоуметрическая кривая – а): отсутствие активности мышц передней брюшной стенки (кривая б) и мышц тазового дна (кривая в), что является нормой. Аналогичные показатели сохранялись и при контрольном исследовании через год (рис. 1В). При проведении ЭМГ исследования активности мышц передней брюшной стенки и тазового дна (рис. 2) были получены следующие результаты. До начала лечения (рис. 2А): активность мышц передней брюшной стенки (кривая а) составляла 10 мкВ, максимальная активность мышц тазового дна (кривая б) до – 30 мкВ. При этом отмечается отсутствие произвольных координированных сокращений и расслаблений мышц тазового дна (регистрируются только некоординированные, спонтанные сокращения). По окончании лечения по данным огибающих миограмм (рис. 2Б) отмечается положительная динамика: снижение активности мышц передней брюшной стенки (кривая а) до 5 мкВ, повышение активности, способности к произвольному сокращению (до 85 мкВ, длительность – 10 с) и расслаблению мышц тазового дна (кривая б). Через 2 месяца, после окончания курса лечения методом БОС–терапии, по данным огибающей миограммы (рис. 2В) отмечалась высокая активность мышц тазового дна (кривая б) до 100 мкВ, длительность сокращения увеличилась до 26 с. При этом сохранялась низкая активность мышц передней брюшной стенки (кривая а). Аналогичные показатели отмечались и при исследовании через год (рис. 2Г). Представленные данные демонстрируют эффективность тренинга мышц тазового дна и наличие «мышечной памяти» после окончания тренинга в отделении, при отсутствии клинических проявлений заболевания. Параллельно с уродинамическим и миографическим исследованиями нами проводилась одномоментная регистрация частоты, глубины, ритма дыхания (кривая а) и частоты пульса (кривая б) (рис. 3). До начала сеансов по выработке ДРД отмечалось отсутствие синхронизации в деятельности сердечно–сосудистой (ССС) и дыхательной систем (ДС) – фаза максимального вдоха не соответствует максимальной частоте пульса (рис. 3А). Такое несоответствие демонстрирует дисбаланс в регуляции систем со стороны вегетативных центров. По окончании цикла сеансов БОС–терапии (рис. 3Б) отмечалось восстановление координация деятельности ССС и ДС (фаза максимального вдоха соответствует максимальной частоте пульса). Аналогичные показатели отмечались и при исследовании через год (рис. 3В). Заключение Таким образом, БОС–терапия (тренировка мышц тазового дна, выработка диафрагмально–релаксационного дыхания) – это высокоэффективный, безболезненный и неинвазивный метод лечения больных с нарушением мочеиспускания. К преимуществам данного метода можно отнести полиорганное воздействие, включающее в себя как непосредственное влияние на мышцы тазового дна, улучшение функций детрузора и сфинктерного аппарата, их координированное взаимодействие, так и положительное влияние на регуляцию со стороны вегетативных центров. Методика обучения индивидуальна, поэтому позволяет разработать программу коррекции нейрогенной дисфункции в зависимости от ее вида и особенностей клиники для конкретного пациента. Достоинством метода БОС–терапии является также то, что коррекция физиологических параметров осуществляется постепенно и мягко. Этот метод хорошо воспринимается и переносится детьми и лишен побочных эффектов, поэтому лечение с использованием принципов БОС может быть предложено как метод первой линии в лечении больных с нарушениями мочеиспускания.

Система БОС BrainBit

Нейроинтерфейс BrainBit успешно интегрирован с профессиональным программным обеспечением БОС «Кинезис», что дает возможность использовать устройство BrainBit для тренировок методом Биологической обратной связи (БОС) на ноутбуке на ОС Windows.

Приложение «Кинезис» с нейроинтерфейсом BrainBit – позволяет проводить психоэмоциональную коррекцию на основе анализа биопотенциалов мозга с применение метода биологической обратной связи (БОС).

Устройство усиливает и оцифровывает полученный сигнал и передает данные в приложение по протоколу Bluetooth на ноутбук.

Важно! Система БОС BrainBit не является медицинским изделием и не может использоваться для диагностики и лечения психических заболеваний.

В чем суть БОС реабилитации (Биологической обратной связи) детей и взрослых?

Тренажеры Бос терапии, которые применяются при реабилитации детей и взрослых, состоят из 2 компонентов. Основа — специальные датчики, регистрирующие сигналы мозга, частоту сердцебиения, дыхания, активность мышц. Вторая часть преобразует полученные данные в понятную для человека форму — картинку или звук. Эти сигналы учат пациента управлять проблемными для него функциями.

Во время сеансов биологической обратной связи при реабилитации, на проблемные зоны детей или взрослых устанавливаются специальные датчики. Ритм зон мозга, дыхания и сердцебиения преобразуется в аудио- и видео сигналы. Так пациент учится управлять организмом посредством звуков и картинок.

Тренинги с биологической обратной связью на BrainBit

Тренинг на системе БОС BrainBit заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени физиологических показателей ЭЭГ и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений.

Таким образом, в течение курса БОС-сеансов возможно научиться усиливать или ослаблять показатель ЭЭГ, а значит, расслабляться или концентрироваться.

BrainBit – инновационный нейроинтерфейс, позволяющий регистрировать профессиональную электроэнцефалограмму с отличным качеством сигнала.

Устройство снимает, усиливает и оцифровывает полученный сигнал, далее передает его по протоколу Bluetooth в приложение на ноутбук.

ВТОРОЙ ЭТАП БОС-ТЕРАПИИ-ОСНОВНОЙ (выработка навыка).

На этом этапе БОС-терапевт проводит сеансы терапии и тренингов для коррекции выбранной физиологической функции, постепенно увеличивая динамику и добавляя сложность. Одновременно с этим фиксируются промежуточные результаты. Вы можете наблюдать обратную связь о ходе терапии в наглядном виде на мониторе, который постоянно расположен перед вами.

Длительность основного периода может быть различной – от 10-15 сеансов при психофизиологической подготовке беременных к родам до 25-30 занятий при устранении депрессии, панических атак или фобий.

Сеансы БОС-терапии проводятся как со взрослыми, так во многих случаях с детьми и подростками.

С помощью биопараметрических датчиков, установленных на теле и поверхности головы ребенка, фиксируется биоэлектрическая активность его головного мозга и другие определенные физиологические параметры (эти параметры варьируются в зависимости от задач конкретного занятия). БОС-терапевт с помощью специальной компьютерной программы обрабатывает эти сигналы и получает информацию о ключевых функциональных компонентах организма, в том числе и мозговой активности ребенка, так называемых ритмах мозга (тета, альфа, бета и других). В зависимости от поставленной задачи и состояния ребенка, для коррекции его психофизиологического состояния некоторые из них необходимо усилить, тогда как другие – ослабить. Для этого в компьютерной тесте тренинга, который заранее готовит специалист, поведение некого персонажа (например, скорость машинки или поезда) меняется в режиме реального времени в зависимости от того, насколько выражены подкрепляемые и подавляемые ритмы мозга. В такой ситуации игровая мотивация, а также азарт ребенка являются определяющим фактором, который заставляет мозг ребенка изменять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний. В зависимости от конкретной ситуации с данным ребенком и его индивидуальных особенностей, БОС-терапевт выделяет те области его мозга, на которые будет нацелено особое внимание и упор во время терапии и тренинга, при этом, безусловно, ребенок остается главным действующим лицом.

Во время проведения сеанса БОС-терапии (тренинга) ребенок располагается в удобном кресле. В веселой и непринужденной форме в виде понятных ребенку образов, звуков и символов (так называемых сигналов обратной связи), на экране монитора демонстрируются изменяющиеся по мере тренинга его физиологические параметры, обучая его контролировать собственную активность и поведение, а также – тренировать определенные познавательные способности. БОС-терапевт внимательно следит за изменениями в физиологическом состоянии ребёнка, что позволяет дозировать нагрузку во время проведения занятия (тренинг дыхания, тренинг на мышечную релаксацию). Ребенок сам втягивается в процесс выздоровления, учится осознанно управлять своими эмоциями, концентрировать внимание, осознанно координировать моторику, реагировать на внешние раздражители и стрессовые ситуации. Не ребенком управляют, а ребенок сам учится управлять своим телом и психикой. Активное и вполне осознанное участие ребенка в БОС-тренинге объясняет высокую эффективность данной БОС-методики.

В процессе БОС-терапии или тренинга специалист, имея уже полную информацию о вашей проблеме, а также информацию поступающую в режиме реального времени на монитор компьютера с датчиков, подключенных к вам, помогает вам наилучшим образом использовать полученные данные.

Специалист дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, чтобы найти наилучшие пути управления функциями вашего организма в конкретных ситуациях. При наличии первых появившихся положительных результатов БОС-терапевт фиксирует ваше внимание на этих успехах. Участие специалиста по БОС-терапии также очень важно на этапе, когда вы уже прошли курс БОС-терапии или тренингов, освоили метод и переходите к следующему этапу применения полученных навыков уже непосредственно в повседневной жизни. В этой ситуации основной акцент специалистом по БОС-терапии делается на развитие у вас активного отношения к процессу самоконтроля и излечения. БОС-терапия помогает вам рассмотреть как ваш собственный организм реагирует на различные стрессовые ситуации, отслеживает и дает вам обратную связь, показывая наглядно каких успехов вы достигли в регулировании уровня стресса: когда вы напрягаетесь, громкость звуков увеличивается, когда использовали соответствующую технику расслабления, громкость начинает понижаться, тем самым сообщая вам об успехе. Это дает вам конкретное понимание, как на вас работают БОС-методика.

БОС-терапия учит вас, каким образом можно использовать ваше сознание для контроля над своим собственным телом. Когда вы используете разработанную для вас специалистом БОС-терапию, сигналы вашей нервной системы становятся вам доступны в осязаемой и измеримой форме. Таким образом, вы можете произвести соответствующие изменения для достижения необходимых вам результатов.

Отсутствие побочных эффектов иреакций делает БОС-терапию (биологическую обратную связь) очень эффективной. Для продуктивного лечения методикой биологической обратной связи необходим очень важный фактор, связанный конкретно с вами самим – мотивация, т. е. ваше самое непосредственное активное желание выздоравления. Однако полезный результат требует времени и усилий, для того чтобы улучшения и достижения были достигнуты. Если вы не хотите выполнять инструкции БОС-терапевта и поставленные им перед вами задачи, то даже при наличии всех остальных выполненных условий результата не будет. Таким образом, уровень вашей мотивации является ключом к успеху БОС-терапии, а также желанием активно участвовать в режиме лечения. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен психологической установкой на выздоровление.

Очень важно понимать, что наибольший успех возможен только при вашем сознательном, активном участии в процессе вашей же реабилитации.

БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего лечебно-коррекционного курса.

Особенности БОС системы

  • Технология сухих электродов. Для установки прибора не требуется электродный гель
  • Устранение шумов. В приборе используется система устранения шумов для получения более качественного сигнала
  • Встроенные курсы и игры. Для проведения тренировок используются предустановленные курсы. Система БОС включает большое количество игр, облегчая рутинный процесс тренировок, что особенно актуально для детей
  • Гибкая регулировка порогов. В программе установлены границы области успешных попыток, которые позволяют контролировать успешность выполнения упражнений
  • Беспроводное подключение. Передача сигнала осуществляется по протоколу Bluetooth
  • До 12 часов активной работы. Нейроинтерфейс работает от внутреннего аккумулятора

Назначение

Тренинги предназначены как для исключения, так и профилактики следующих психоэмоциональных расстройств у детей старше 5-6 лет и взрослых:

  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • Агрессия и импульсивность, рассеянность внимания и проблемы с адаптацией в школе
  • Запоздалое развитие речи, дислексия (проблема с чтением), дисграфия (нарушение процесса письма) и дискалькулия (неспособность к изучению арифметики) фобий и социальной изоляции (в группе ровесников)
  • Бессонница, депрессии, мигрень, хронические головные боли

Проведение БОС-тренингов с детьми рекомендуется если у ребенка:

  • плохая адаптация в саду или школе
  • нарушение внимания
  • нарушение засыпания и сна
  • обильные страхи, тревога
  • ночной энурез
  • капризность, раздражительность
  • тревожно-депрессивные расстройства
  • тики и заикание
  • головные боли
  • врачи диагностируют вегето-сосудистую дистонию или другие психосоматические заболевания (нейродермит, бронхиальную астму)
  • родители желают с профилактической целью укрепить вегетативную нервную систему.

Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. Преимущество БОС-терапии состоит в том, что она неспецифична в отношении диагноза, т.е. позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной (центральная, периферическая, вегетативная), иммунной и гуморальной. Следствием этого является возможность коррекции БОС-терапией практически любого неинфекционного и нехирургического расстройства.

Результаты психоэмоциональной коррекции с применением БОС системы

  1. Повышается эффективность учебной деятельности у детей и подростков
  2. Возрастает интеллектуальная активность, креативность и точность выполнения задач в условиях стресса
  3. Восстанавливаются способности чтения, правописания и выполнения арифметических операций (например, после инсульта)
  4. Улучшается психическое состояние

Как проходит БОС-терапия с детьми?

Работа с ребенком проходит в форме игры и состоит из просмотра специально подобранного в каждом конкретном случае, учитывая индивидуальные особенности ребенка видеоизображения или мультфильма и выполнения на его основе заданий. Этот метод так прост, что абсолютно доступен для детей уже с 5-летнего возраста. Процедура БОС-терапии абсолютно безболезненна и не имеет побочных эффектов, биопараметрические датчики , прикрепленные к телу ребенка только снимают показания, не воздействуя на организм ребенка. Игровая форма подачи подеерживает живой интерес детей к участию в БОС-терапии и способствует естественному развитию навыков. Дети овладевают умением уравновешивать свои эмоциональные перепады, идентифицировать свои эмоции и воспринимать психологическую информацию значительно быстрее детей к которым не применялись методы биологической обратной связи.

Ребенок находится в удобном кресле и на его тело, а также на голову прикрепляются специальные биопараметрические датчики, которые регистрируют активность головного мозга и различные другие физиологические показатели. Эти данные обрабатываются специальной компьютерной программой и предоставляются ребенку в виде визуальных и звуковых сигналов. На экране монитора, ребенок может наблюдать, как изменяются его физиологические процессы изображенные картинками. С помощью специалиста по БОС-терапии ребенок учится управлять своими функциями своего организма.

Для достижения определенных целей, некоторые ритмы головного мозга ребенка необходимо увеличить, а другие – ослабить. Поэтому в заданиях, которые ребенок выполняет, поведение различных персонажей может меняться в зависимости от того, насколько результативно ребенок подкрепляет или подавляет регистрируемые датчиками ритмы головного мозга. Именно игровой мотив и азарт ребенка является самым главным, ключевым фактором, заставляющим мозг ребенка менять характер работы в сторону стабильных состояний (чтобы машинка продолжала движение и не останавливалась, мамонтенок продолжал свой путь, а цветущие луга не становились серыми). Мозг ребенка в процессе этого адаптируется к новым способам своей работы, опираясь для этого на сигналы обратной связи. По своей сути процесс Бос-терапии для детей очень похож на игру в «близко-далеко»: если регулярно сообщать ребенку, насколько близко он приблизился к намеченной цели, то очень скоро, конечно не без набитых «шишек», он найдет «сокровища пиратов».

В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей ребенка специалист выделяет те области мозга, на которые будет нацелена основная работа и программа БОС-терапии, при этом главным действующим лицом в этом сложном процессе является безусловно сам ребенок.

БОС-терапия поддерживает равновесие между двумя полушариями головного мозга, а также между нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей ребенка.

Гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) представляет собой серьезную проблему, являясь наиболее распространенным нарушением поведения у детей и подростков. Именно поэтому основная задача БОС-терапии для детей это: повышение внимания, улучшение памяти и усиление интеллекта

Второй распространенной проблемой детей и подростков является ночной и дневной энурез.

Перед началом работы по методике БОС-терапии прежде всего необходимо убедиться, что у ребенка с такой проблемой отсутствуют какие либо признаки воспаления или нарушения со стороны мочевыделительной системы (нужно сделать соответствующие анализ и провести необходимое обследование по назначению нефролога или уролога). Если мочеполовая система у ребенка не имеет патологии, то можно сделать определенный вывод, что нарушается передача мозгу информации о переполненности мочевого пузыря, то есть имеет место частичная незрелость центральной нервной системы.

Появление в семье или новорожденного ребенка вполне может привести к проблемам с недержанием у старших детей. При этом старший ребенок вдруг разучивается контролировать мочеиспускание в виде осознанного или неосознанного протеста против кажущегося дефицита внимания, любви и ласки со стороны родителей, полностью занятых, в первую очередь, новорожденным. Подобная же ситуация очень часто встречается когда ребенок переходит в другую школу или в другой незнакомый детский сад или вся семья переезжает на новое место жительства.

Излишняя строгость родителей или опекунов и физические наказания, равно как и ссоры между родителями и безусловно развод также могут привести к возникновению проблемы у ребенка.

Как правило, первые результаты после начала БОС-терапии появляются после десятого дня работы. Длительность работы с конкретным ребенком обычно зависит от типа СНВГ и от наличия сопутствующих этому различных расстройств.

Для гиперактивных детей как правило требуется гораздо больше дней работы, чем для детей без гиперактивности. Для работы с гиперактивными детьми в первую очередь необходимо провести специальные занятия, направленные на обучение ребенка правильному дыхание и расслаблению.

Отсутствие побочных эффектов и реакций делает БОС-терапию (биологическую обратную связь) очень эффективной в работе с детьми и подростками. Для продуктивного лечения методикой биологической обратной связи необходим очень важный фактор, связанный конкретно с вашим ребенком – мотивация, то есть его самое непосредственное активное желание выздороветь. Однако полезный результат требует времени и усилий, для того чтобы улучшения и достижения были достигнуты. Если ваш ребенок не хочет выполнять инструкции БОС-терапевта и поставленные задачи, то даже при наличии всех остальных выполненных условий результата не будет. Таким образом, уровень мотивации ребенка является ключом к успеху БОС-терапии, а также желанием активно участвовать в режиме лечения. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен психологической установкой на выздоровление и над этим надо внимательно работать не только БОС-терапевту во время сеансов, но и самим родителям.

БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего лечебно-коррекционного курса.

Мы предоставляем полный комплекс профессиональных услуг по БОС — терапии, используя в работе все известные на сегодня самые передовые методики и самые надежные и научно обоснованные методы психофизиологической диагностики, а также сертифицированное современное медицинское оборудование российского производства.

Портативный электроэнцефалограф-регистратор для нейробиоуправления, тренинга и реабилитации с биологической обратной связью:

Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26»

  • мультипараметрическая (от 10 и более
    ) регистрация показателей, позволяющая создавать и использовать более эффективные сценарии БОС-процедур в спорте, образовании и науке, для спецподготовки и реабилитации
  • обеспечение профессионального нейрофизиологического сопровождения с помощью основного ПМО ЭЭГ- исследований «Энцефалан-ЭЭГР»
    и дополнительного ПМО
  • дифференциальная диагностика эпилепсии
  • психофизиологические исследования
  • нейромаркетинговые исследования


Наши специалисты прошли профессиональную подготовку в МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии, кафедра психофизиологии и кафедра социальной психологии по направлению «Практическая психофизиология», имеют официальные свидетельства и разрешения на ведение профессиональной деятельности в качестве специалистов по БОС-терапии, выданные МГУ им. М.В. Ломоносова, право на ведение профессиональной деятельности в сфере проведения психофизиологических исследований, а также высшее психологическое и специальное медицинское образование.

Основное предназначение Brainbit

Это коррекция и помощь при психоэмоциональных нарушениях. Также методика активно применяется для тренировки (выработки навыка) состояния релаксации («альфа-состояние») при неврозах, психосоматических расстройствах

ЭЭГ БОС-тренинг эффективно применяется для формирования навыка сосредоточения у детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

Фактически существует две основные методики ЭЭГ-БОС-тренинга:

  • Тренинг релаксации по альфа-ритму, что фактически является тренингом по выработке навыка релаксации
  • Тренинг активации по бета-ритму – тренинг активации корковых процессов, что способствует повышению уровня внимания и познавательных (когнитивных) возможностей психики

БОС-терапия для детей направлена на:

  • коррекцию нарушений внимания у детей, улучшение концентрации и распределения внимания и переключаемости
  • улучшение когнитивных функций (память, внимание, мышление)
  • улучшение кратко-срочной и долгосрочной видов памяти
  • развитие самоконтроля и усидчивости
  • улучшение восприятия
  • нормализацию функционального состояния нервной системы
  • повышение стрессоустойчивости
  • снижение эмоциональной напряжённости
  • снижение уровня тревожности
  • повышение уровня самоорганизации
  • снижение отрицательного эмоционального фона и приобретение навыков расслабления
  • подавление избыточной вегетативной активности в ответ на внешние раздражители
  • обучение навыкам мышечного и общего эмоционально-психического расслабления

БОС-тренинг по альфа-ритму

Альфа-ритм – это волновые колебания ритма ЭЭГ с частотой волны 7-13 Гц, чаще группируются в модуляции («веретена») длительностью 0,2 секунды, с плавным нарастанием амплитуды и ее угасанием – вид «веретена».

Тренинг релаксации по альфа-ритму используется при большинстве невротических, психосоматических расстройств неврастенического и /или астено-депрессивного типа, при расстройствах сна, невротических расстройствах типа панических атак, при заикании, тиках, ситуационных аффективных расстройствах, некоторых формах фобий и навязчивых состояний, а также головных болях.

Также ЭЭГ БОС-тренинг может являться профилактическим методом адаптации к стрессу у людей занятых в напряженном трудовом процессе или испытывающих длительное, или острое личное психоэмоциональное напряжение.

Поэтому метод БОС-ЭЭГ-тренинга является важным дополнением в оснащении кабинетов психологической разгрузки по профессиональным показаниям.

Пациент проходит курс тренинга по альфа-ри управлять своим эмоциональным фоном и настроением в актуальных для него ситуациях. Состояние релакса «запоминается», а при повторении сеансов становится своего рода автоматическим компенсаторным механизмом саморегуляции при стрессах.

Альфа-ритм наиболее выражен в затылочных отделах, поэтому необходимо установить в настройках программы съем ЭЭГ в отделах O1 и O2.

Метод БОС-терапии.

Метод БОС-терапии и использует нейропластичность для достижения абсолютно сбалансированной, осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности. Физиологическая основа этого метода – исключительная пластичность головного мозга, процедурная основа – условнорефлекторное обучение или обуславливание. Применение этих уникальных методов дает замечательные результаты как при лечении многих хронических болезней, клинических синдромов и симптомов, так и при работе с практически здоровыми людьми, для уменьшения уровня тревожности, стресса, фобий и страхов и т.д.

Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, но именно в раннем возрасте она максимальна.

Структура головного мозга в большей степени формируется в первые годы жизни, чем в любой другой период. Сегодня мы знаем, что подростковый возраст является столь же значительным периодом для реорганизации структуры головного мозга и нейропластичности. Нейропластичность головного мозга повышается в подростковый период и сохраняется на этом относительно высоком уровне до наступления уже зрелого возраста. Головной мозг взрослого человека, безусловно, не так способен к изменениям, как мозг подростка, но меньшая способность мозга к нейропластичности не означает полное отсутствие таковой!

В подростковом возрасте головной мозг отличается особенной чувствительностью к воздействию окружающей среды. В этот период ребенок интенсивно и легко обучается. Для развивающегося головного мозга приобретение знаний и навыков является основным и совершенно естественным процессом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что БОС-терапия наиболее эффективна в детском возрасте. Ее суть заключается в обучении мозга новым способам работы, позволяющим реагировать на предлагаемые ситуации непривычным, но желательным для ребенка или подростка образом.

БОС-тренинг по бета-ритму

Бета-ритм – ритм корковой активации, с частотой волн от 14 до 25-30 Гц, низкой амплитуды до 40 мкВ наиболее выражен в лобных и височных отведениях при активном бодрствовании.

В состоянии повышения бета-ритмии наш мозг тренируется переносить нагрузки и выполнять задания, требующий концентрации внимания и сосредоточенности. Пребывание в подобном состоянии способствует созреванию тонких когнитивных способностей мозга у детей с дисгармоничным развитием. Данное состояние не является чем-то искусственным – ведь многие из нас итак «ищут» в жизни различные испытания, активно обучаются, уделяют много сил и активируют свое внимание и сосредоточение на какой-то высокоспециализированной деятельности.

Бета-ритм наиболее выражен в височных отделах, поэтому необходимо установить в настройках программы съем ЭЭГ в отделах T3 и Т4.

Возможности программного обеспечения

  1. Библиотека предустановленных тренингов для разных направлений психоэмоциональной коррекции.
  2. Демонстрация посредством изображений наиболее подходящих мест наложения электродов для максимально эффективного тренинга.
  3. Адаптация к конкретному пользователю и оценка динамики процесса.
  4. Разнообразные игровые ситуации, увлекающие пользователя и делающие процесс тренинга более наглядным и приятным.
  5. Построение уникальных методик, наиболее подходящих под конкретную ситуацию, и сохранение их в пользовательской библиотеке.
  6. Формирование расширенного отчёта о каждом проведённом тренинге, наглядно показывающего эффективность проделанной работы.


Главное окно программы


Окно с настройкой и выбором курсов


Окно проведения тренингов


Окно тренда результата


Интерфейс инструмента измерение сопротивления


Окно истории тренингов

Технические характеристики

Регистрационное удостоверениеНет
Количество каналовдо 4
Частота дискретизации250 Гц
Регистрируемые сигналыЭЭГ
Время непрерывной работыне менее 12 часов
Диапазон измеряемых напряжений± 0,4 В
Ток заряда аккумулятора100 мА ± 10%
Время заряда аккумуляторадо 4 часов
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]