Мнестическая деятельность — это… Понятие, определение, особенности, норма и нарушения, лечение коррекцией

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Что такое мнестические процессы?

Человеческие знания возникают как результат мнестической деятельности. Которая имеет целью запоминание соответствующего материала, чтобы в последующем воспроизвести его. Мнестические процессы — это те, что происходят в человеческой памяти и состоящие из следующих этапов:

  • запоминание — процесс, обеспечивающий удержание запечатленной информации, в научном понимании его разделяют на преднамеренное и непреднамеренное;
  • сохранение — во время этого процесса происходит преобразование усвоенной информации разными способами: путем построения ассоциаций, то есть ассимилирования поступившего материала с уже ранее известным и путем интерференции, когда старый материал улучшается благодаря его актуализации;
  • воспроизведение — процедура, воплощающая и актуализирующая фазы уже имеющегося опыта (представления, ощущения, мысли, чувства);
  • припоминание — процесс, который в теории часто не отделяется от процесса воспроизведения, но нужно заметить, что он связан с направленным на извлечение образов из долговременной памяти усилием;
  • узнавание — фиксация предмета объективной реальности или явления как ранее знакомого, установка ассоциативных связей между наблюдаемым и сохранившимся представлением о нем;
  • забывание — утрата способности воспроизведения, а порой даже узнавания ранее усвоенного; обычно ему подвергается то, что малозначимо; может быть частичным и полным, а также различаться по временной длительности.

Вам будет интересно:Карл II: дата рождения, биография, время правления, дата и причины смерти

Вам будет интересно:Концепция холистического маркетинга, его виды

В специальной литературе также часто упоминается сочетание «аттентивно-мнестические процессы». В этих случаях речь идет о процессах внимания и памяти. Как известно, очень тесно взаимосвязанных.

Вам будет интересно:Дмитрий Милютин: дата рождения, биография, военная карьера, проведение реформы в армии

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Механизмы регуляции и запечатления

Фиксирование новых сведений проходит три этапа во времени: первоначально на основе работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов формируется энграмма, то есть особый след в иконической памяти. На последующей стадии имеющиеся данные отправляются в высшие инстанции головного мозга. В определенных корковых структурах и частях лимбической системы поступивший материал анализируется и сортируется.

Известно, что гиппокамп выступает в роли своеобразного фильтра, классифицирующего все это и отбрасывающего лишнее, а задача височной области заключается в налаживании взаимосвязей с участками хранения энграмм из других частей мозга. На последнем этапе все это переводится в четкую схему долговременной памяти.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с интеллектуальной деятельностью. И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на — «плохо» и «хорошо», «выгодно» — «невыгодно». Они воспринимают абсолютно все .

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Мнестическая деятельность — это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Виды интеллектуальных и мнестических нарушений

В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:

  • гипермнезию — невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости;
  • гипомнезию — ослабление памяти в целом;
  • ретроградную амнезию – утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания;
  • фиксационную амнезию – отключение кратковременной памяти;
  • прогрессирующую амнезию – постепенное стирание памяти.

Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.

Корсаковский синдром

При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.

Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.

Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.

Дементивный синдром

Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.

В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.

Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.

У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.

Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:

  • астенический – это нестабильное поведение и неадекватная реакция на обычные события и вещи, истощающие нервно-психические и физические силы больного, без снижения умственных способностей;
  • эйфорический – благодушная суетливая бестолковость, с взрывами злобы и гнева, переходящими в депрессивно-слезливое состояние;
  • при эксплозивном варианте к признакам первых двух типов добавляется ослабление воли, нарушение памяти и тяга к алкоголю;
  • в случае апатического варианта наблюдается резкое снижение памяти и интеллекта, безволие и равнодушие к происходящему.

Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.

Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.

Врожденные формы слабоумия

Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.

Олигофрения имеет три стадии:

  1. Дебильность – легкая степень умственной и психической неполноценности, при которой развитие взрослого человека соответствует 12-летнему возрасту.
  2. Имбецилы остаются на всю жизнь на уровне 3-7-летнего ребенка. Речь их примитивна, но понятна. Поведение не агрессивно.
  3. Идиотия – тотальное слабоумие, при котором не формируется личность, умственные способности соответствуют 3-годовалому ребенку, требуется постоянный уход и контроль за поведением.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Методы исследования памяти

Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.

Классический метод исследования памяти придумал психолог Герман Эббингауз. Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем «технической памяти». То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.

Социальная значимость и высокая распространенность эпилепсии способствовали выделению эпилептологии в качестве самостоятельной дисциплины. Хроническое, прогредиентное течение эпилепсии усугубляется формированием мнестико-интеллектуальных расстройств, негативное влияние которых на социальную адаптацию больных не уступает отрицательным последствиям пароксизмального синдрома [7, 8].

Эпилепсию относят к высокоинвалидизирующим заболеваниям, обусловливающим стигматизацию больных в обществе. Именно стигму многие считают препятствием для улучшения качества жизни, что оказывает значительное влияние на личность, настроение и поведение [3, 15, 16, 20].

Познавательная способность больных эпилепсией подвержена влиянию многих факторов, включая этиологию заболевания, тип, частоту припадков, возраст больных к периоду их появления, а также наследственные и психосоциальные воздействия.

Заключительным является и влияние антиэпилептической терапии [21], так как особенность лечения заключается в необходимости многолетнего, иногда пожизненного приема противоэпилептических препаратов, которые в 7-25% случаев приводят к побочным эффектам и осложнениям.

В последнее время большое внимание уделяется изучению влияния функциональной межполушарной асимметрии на характер протекающего процесса у больных с неврологическими и психическими расстройствами — психозами [4, 6, 18], различными формами девиантного поведения [17, 22, 24-27] и собственно с эпилепсией [5, 9, 13]. Большинство авторов приходят к выводу о нарушении латерализации при всех перечисленных видах патологии. К сказанному можно добавить, что межполушарная асимметрия часто определяет особенности течения заболевания и эффективность терапии. Достаточно сказать, что среди больных шизофренией и эпилепсией левши встречаются в 2-3 раза чаще, чем в здоровой популяции, и у них выявляются в основном тяжелые формы заболевания [5, 23]. Кроме того, есть данные, свидетельствующие о том, что процессы компенсации и адаптации, а также течение заболевания у правшей и левшей при повреждении ипси- и контралатеральных полушарий протекают по-разному [1, 19]. Эффективность терапии у больных эпилепсией с правым, левым и смешанным индивидуальным профилем функциональной асимметрии также имеет отличия [13].

В этой связи актуальность настоящего исследования определили высокая медико-социальная значимость развития мнестико-интеллектуальных расстройств и недостаточная изученность проблемы с учетом функциональной асимметрии.

Целью исследования являлось установление закономерности формирования когнитивных нарушений у больных эпилепсией с учетом влияния базисных характеристик эпилептического процесса и функциональной асимметрии.

Материал и методы

Обследовали 132 больных (70 женщин и 62 мужчин, в возрасте от 16 до 50 лет; средний возраст 27,8±8,9 года), которые находились на лечении в специализированном эпилептологическом стационаре Московского научно-исследовательского института психиатрии. Основную группу составили 112 больных с когнитивными расстройствами, контрольную группу — 20 больных эпилепсией без когнитивных расстройств. Во вторую контрольную группу включены 20 здоровых, сопоставимых по демографическим показателям и уровню образования с основной группой.

В работе применялись клинико-психопатологический, психометрический, нейроинтроскопический, нейрофизиологический и статистический методы. При определении формы болезни и структуры ведущего пароксизмального синдрома использовалась современная классификация эпилепсии (Нью-Дели, 1981) и эпилептических приступов (Киото, 1981). Для оценки профиля функциональной асимметрии применялся набор методик, направленных на выявление предпочтения в моторной и сенсорной сфере [14]. Ведущее значение придавалось моторной сфере.

Уровень и структура интеллекта оценивались с помощью нейрокогнитивных тестов WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) и шкалы MMSE (Mini-Mental Test Examination). Для количественной оценки расстройств неврологического уровня использовалась шкала NHS3 (Национальная госпитальная шкала тяжести припадков); расстройства личностно-психопатологического круга оценивались с помощью клинической шкалы самооценки (SCL-90) и Мюнхенского личностного теста (MPT).

В соответствии с результатами клинико-психопатологического обследования и когнитивных тестов в основной группе были выделены 3 подгруппы больных по степени расстройства интеллектуальной сферы: подгруппы когнитивного дефекта, пограничного уровня и среднего уровня интеллекта.

В соответствии с критериями МКБ-10, указанные расстройства соответствовали рубрикам: F-02.8 «Деменция», F-06.7 «Легкое когнитивное расстройство». Согласно делению деменции по степени тяжести [10], подгруппа когнитивного дефекта соответствовала деменции средней степени, подгруппа пограничного уровня — деменции легкой степени тяжести. Остановимся на указанных категориях расстройств более подробно.

Деменция средней степени тяжести.

Когнитивный дефект, соответствующий деменции, наблюдался у 17 (15,1%) больных. В эту подгруппу включены больные с общим уровнем интеллекта ниже 69 баллов по шкале WAIS, с выраженным мнестико-интеллектуальным дефектом. Клинически когнитивный дефект проявлялся значительным снижением памяти (непосредственной, опосредованной) и концентрации внимания, трудностями обобщения, переключения, абстрагирования, прогнозирования. Темп мыслительных процессов, счетные операции и ориентировочно-поисковые реакции также резко замедлены, а некоторым больным малодоступны. Ассоциативная продукция обстоятельна, детализирована, суждения примитивны, со склонностью к образованию сверхценных переживаний. Критика к состоянию и поведению резко снижена, большинство пациентов группы не могли проживать без посторонней помощи. Все перечисленное в целом значительно затрудняло восприятие нового материала и осмысления, либо делало его невозможным.

Деменция легкой степени тяжести.

Интеллектуальное снижение пограничного уровня выявлено у 37 (33,0%) больных. В эту подгруппу включены пациенты с уровнем интеллекта от 70 до 89 баллов по шкале WAIS, с достаточно выраженным мнестико-интеллектуальным снижением. От больных предыдущей подгруппы их отличало наличие возможности самостоятельного проживания и самообслуживания без ограничений. Клинически подгруппа представлена больными со снижением функций памяти и внимания, замедлением темпа мыслительных процессов, но в меньшей степени, чем в подгруппе когнитивного дефекта. Характерно снижение уровня обобщения, абстрагирования. Мышление обстоятельное, с трудностями переключения. Большинству больных доступно формирование простых новых навыков.

Легкое когнитивное расстройство

наблюдалось у 58 (51,78%) больных, с общим уровнем интеллекта от 90 до 109 баллов по шкале WAIS. Подгруппа отличалась незначительным снижением когнитивной сферы или ее отдельных функций, в большинстве случаев выявляемых только при использовании когнитивных тестов. На фоне незначительного замедления темпа мышления и памяти в пределах нормы отмечалась неустойчивость внимания. Обобщения проходили на категориальном уровне. Ассоциативная продукция адекватна, несколько обстоятельна, эмоционально окрашена. В клинике на первый план выходили церебрастенические симптомы и нарушения эмоциональной сферы в виде колебаний настроения, дисфорических реакций.

Результаты

Когнитивная сфера больных эпилепсией снижена с высокой степенью достоверности в сравнении с контрольной группой (табл. 1).


Мнестико-интеллектуальные функции больных с деменцией средней степени тяжести практически в 2 раза ниже, чем в контрольной группе больных без когнитивных расстройств (63,0±6,7 и 112,7±4,6 балла соответственно, t=–18,7; р=0,0000), и формировались в большей степени за счет вербальных показателей: осведомленности, социальной ориентации, счета, дефинитивного мышления и памяти.

Интеллектуальная сфера больных с деменцией легкой степени тяжести значительно снижена, но в меньшей степени, чем в группе с деменцией средней степени (82,9±4,6 балла, t=–16,2; р=0,0). Общий уровень интеллекта пограничной группы, как и группы когнитивного дефекта, формировался за счет вербальных функций: осведомленности, социальной ориентации, способностей понимания идиом и обобщения, дефинитивного мышления.

У больных с легким когнитивным расстройством интеллектуальная сфера в сравнении с контролем снижена незначительно (99,7±5,7 и 112,7±4,6 балла соответственно). Она равномерно формировалась за счет всех вербальных и невербальных показателей в отличие от подгрупп когнитивного дефекта и пограничного уровня, где проявлялись только вербальные функции. Таким образом, больные с легким когнитивным расстройством отличались гармоничным развитием интеллектуальной сферы, несмотря на ее снижение.

Данные когнитивной методики Векслера подтверждались результатами теста MMSE.

Анализ характеристик эпилептического процесса, влияющих на появление когнитивного расстройства, выявил наибольшую значимость следующих факторов.

1. Больные с деменцией средней степени отличались наличием на ЭЭГ диффузной медленноволновой активности с билатерально-синхронными вспышками, свидетельствующими о дисфункции срединно-стволовых структур, при этом амплитудный акцент в левой височной области приводил к значимому снижению когнитивных функций (p<0,05).

Больные с деменцией легкой степени отличались наличием менее выраженной диффузной медленноволновой активности, отсутствием билатеральной синхронизации, что, по результатам когнитивных тестов, положительно отразилось на их интеллектуальном уровне. Вместе с тем наличие очаговой эпилептиформной активности в левой лобно-височной области приводило к статистически значимому снижению когнитивных функций (p<0,01). Аналогичная очаговая эпилептиформная активность, но с фокусом в правой височной области коррелировала с легким когнитивным расстройством (p<0,005).

2. Большое влияние на когнитивную сферу оказывал возраст дебюта припадков. При деменции средней степени тяжести минимальные значения по тесту Векслера отмечены у больных с дебютом припадков в возрасте до 5 лет (р<0,03). При деменции легкой степени и легком когнитивном расстройстве минимальная оценка по тесту Векслера отмечена у больных с дебютом припадков в возрастной период от 11 до 15 лет (р=0,009 и р=0,0003 соответственно).

3. Длительность заболевания оказывала неоднозначное влияние на когнитивную сферу. В группах с когнитивным расстройством с увеличением возраста дебюта припадков (от 3,8 года при деменции средней степени тяжести до 13,8 года при легком когнитивном расстройстве) снижалась длительность заболевания (от 21,9 до 13,3 года). Вместе с тем в контрольной группе больных без когнитивных расстройств при максимально позднем возрасте дебюта припадков (16,6 года) длительность заболевания соответствовала группе с деменцией (рис. 1).


Рисунок 1. Средние значения возраста дебюта припадков и длительности эпилепсии в основной и контрольной группах (годы). Это, возможно, связано с особенностями преморбидного уровня интеллекта и степени зрелости мозга к моменту начала заболевания. Установлено, что у больных с преморбидно высоким интеллектом снижение когнитивных функций выявляется в меньшей степени, позже и лучше компенсируется [2, 11].

Таким образом, оценивая влияние на когнитивную сферу длительности заболевания, необходимо рассматривать его во взаимосвязи с возрастом дебюта припадков.

Среди других факторов эпилептического процесса значимое влияние на когнитивную сферу оказывали: высокая частота припадков (более 1 в неделю), припадки с вторичной генерализацией, симптоматическая форма эпилепсии.

В соответствии с задачами исследования когнитивная сфера больных эпилепсией изучалась с учетом функциональной асимметрии, в частности, ее моторной составляющей.

В основной группе больных с когнитивным расстройством выявлены 14% больных с левосторонней моторной асимметрией. Первая контрольная группа (больные эпилепсией без когнитивных расстройств) полностью представлена праворукими. Вторая контрольная группа (здоровые) включала 5% леворуких.

Больные эпилепсией с левосторонней моторной асимметрией отличались неоднородной структурой по генезу рукости с компенсаторными и наследственно обусловленными причинами.

У 37,5% больных с левосторонней моторной асимметрией в анамнезе установлены следующие факторы: патология родов с экстракцией плода, осложненные отоларингологические заболевания, черепно-мозговая травма и инфекционные заболевания головного мозга с формированием правостороннего пареза. На ядерной магнитно-резонансной томограмме головного мозга в левом полушарии у всех зафиксированы органические изменения кистозно-атрофического характера. В связи с указанными факторами больные отнесены в группу с компенсаторной или патологической леворукостью.

Большинство больных (62,5%) в связи с наследственной обусловленностью составили группу генетически закрепленной леворукости. Среди анализируемой группы больных эпилепсией с левосторонним мануальным предпочтением не установлено ни одного случая социокультурной или средовой леворукости, являющейся следствием социального воспитания, условий жизни или подражания родным.

Больные с левосторонней моторной асимметрией отличались наибольшей глубиной когнитивного расстройства в сравнении с праворукими. Доля дементных расстройств среди леворуких достигала 70%, среди праворуких — 45% (рис. 2).


Рисунок 2. Распределение когнитивных расстройств по степени тяжести с учетом функциональной асимметрии.

Интеллектуальная сфера больных эпилепсией с ведущей левой рукой отличалась значительным снижением вследствие резкого дефицита невербальных показателей (табл. 2),


а также за счет лиц мужского пола (табл. 3)


уровень интеллекта леворуких мужчин статистически значимо отличался от праворуких (77,2 и 91,3 балла соответственно, p=0,006), среди женщин различия не достигали статистически значимого уровня.

В структуре интеллекта больных с левосторонней моторной асимметрией установлен дефицит как вербальных (счет, р=0,007; память, р=0,02; дефинитивное мышление, р=0,04), так и невербальных показателей (синтетические способности, р=0,01; зрительно-моторная координация, р=0,02; внимание, р=0,02).

Анализ факторов формирования когнитивного дефекта с учетом моторной асимметрии установил следующие закономерности.

1. Ранний возраст дебюта припадков (до 5 лет) и длительность заболевания (больше 20 лет) у праворуких больных определяли достоверное снижение когнитивных функций, что не подтверждалось у леворуких.

2. Очаговая эпилептиформная активность головного мозга в левой височной области приводила к снижению когнитивных функций у праворуких больных и их повышению у леворуких. Снижение когнитивных функций у больных с ведущей левой рукой определяло наличие диффузной медленноволновой активности с включением билатерально-синхронных разрядов с амплитудным акцентом в лобной области.

3. Прием барбитуратов и клоназепама, а также фактор политерапии противосудорожными препаратами приводили к значимому снижению когнитивных функций у праворуких больных в отличие от леворуких.

4. К снижению мнестико-интеллектуальных функций у праворуких приводило назначение нейролептиков, что не находило подтверждения у леворуких.

Между тем у женщин фактор леворукости коррелировал с длительностью ремиссии (p=0,0001, t=4,02). Среднее значение продолжительности ремиссии у женщин с ведущей левой рукой составляло 3,93±5,15 года, с правой — 0,66±1,24 года. Это позволяет рассматривать левостороннюю моторную асимметрию у женщин как предиктор прогностически благоприятного исхода терапии в отношении пароксизмального синдрома.

Обсуждение

Проведенное исследование показало, что в формировании мнестико-интеллектуального снижения (дефекта) принимает участие ряд факторов. При этом дефект может формироваться как в результате повреждения головного мозга и собственно эпилептической активности, так и вследствие негативного влияния антиэпилептической терапии. Среди факторов риска ведущими являются меньший возраст пациентов ко времени дебюта заболевания, большая частота припадков (более 1 в неделю) и их вторичная генерализация; существенно усугубляет развитие когнитивного дефекта многолетняя нейролептическая терапия, особенно клоназепамом и препаратами барбитурового ряда. Изучение профиля латеральной организации с учетом пола вносит существенные коррективы в представление о формировании и течении когнитивного снижения при эпилепсии. Выявленное влияние левосторонней моторной асимметрии на формирование выраженного интеллектуального дефекта обусловлено, по-видимому, снижением правополушарных функций головного мозга, что проявляется в большей степени у мужчин. Вероятно, левосторонний профиль мозговой асимметрии является неблагоприятным прогностическим фактором в отношении когнитивной сферы. Вместе с тем у женщин он способствует становлению ремиссии пароксизмального синдрома. Очевидно, что работа по изучению взаимоотношений профиля асимметрии и различных проявлений эпилепсии, в том числе и интеллекта, должна быть продолжена.

Нарушения памяти. Причины

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Нарушения мнестических процессов

Исследования патологий ведутся, как правило, в 3 сферах:

  • клинической;
  • нейрофизиологической;
  • психологической.

Патологии памяти в общем ключе можно изобразить как две отдельные группы — количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения. К первым относятся такие, как гипермнезия, амнезия, гипомнезия, а к качественным такие, как ложные воспоминания, контаминация, жамевю или псевдореминисценция.

Самым известным расстройством памяти, часто упоминающимся в фильмах и книгах, считается амнезия. Она бывает разных видов, их объединяет общая неспособность воспроизвести ранее усвоенные знания, пережитые события или запомнить новый материал.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и «перегрузиться».
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Классификация по характеру психической активности

Индивидуальные особенности мнестических процессов характеризуются тем, какой материал лучшее усваивается: образный, вербальный или в равной степени тот и другой:

  1. Образная память. Это способность воспринимать и удерживать в памяти определенные зрительные образы (представления, картины из жизни) и в последующем их воспроизводить, тип памяти обусловлен совокупностью модально-специфических ощущений. Эта память пластична, может быть долгосрочной и проявляться неожиданно. Считается, что ее структуру составляют сложные соединения нейрональных звеньев из разных мозговых отделов.
  2. Эмоциональная память. Этот тип памяти является результатом фиксаций и нового проявления эмоциональных переживаний, проще говоря, это память на чувства. Впечатление, в котором присутствует эмоциональная окраска, запоминается моментально и без волевых усилий, пополняя таким образом структуры человеческого подсознания. Это очень устойчивый мнестический тип, материал которого может воспроизводиться совершенно непроизвольно. В его биологическом основании предположительно находятся соединения, сочетающие подкорковые нейрональные звенья со звеньями разных отделов коры мозга.
  3. Семантическая память. Этот мнестический процесс соотносится с запечатлением вербальных знаков, символизирующих происходящие в реальности и внутренние переживания. Схематически он представляет последовательно соединенные линейные звенья. Если пострадает одно из звений, то это чревато обрывом всей цепочки, сбоем правильного чередования сохраненных реалий и стиранием из памяти определенных фрагментов.

Традиционно мнестическая сфера подразделяется на 3 классических временных типа памяти:

  • Иконическую.
  • Кратковременную (оперативную).
  • Долговременную (декларативную).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]